Франция в революциях и конституциях с конца XVIII по начало XX века.
ЛЕКЦИЯ 11.
Франция в революциях и конституциях с конца XVIII по начало XX века.
1. Причины и начало Великой французской революции.
2. Конституционная монархия.
3. Первая Республика.
4. Консульство и Первая Империя.
5. Легитимная и Орлеанская монархии.
6. Революция 1848 г. и Вторая Республика.
7. Вторая Империя.
8. Третья Республика.
Причины и начало Великой французской революции.
Главная причина Великой французской революции - противоречие между производительными силами и производственными отношениями. Феодализм стал тормозом для дальнейшего развития страны. Середина XVIII в. во Франции была отмечена таким явлением как феодальная реакция. Все попытки осуществления реформ "сверху" оказались неудачными. Абсолютная монархия сковывала прогресс и препятствовала формированию буржуазных отношений. Росту антифеодальных настроений во Франции способствовали Просвещение (энциклопедисты, Вольтер, Руссо, Монтескье и другие), американская революция, перемены, происходившие после буржуазной революции в Англии.
В 1788 г. Францию поразил глубокий экономический кризис. Его последствиями были голод, безработица, отсутствие денег в казне. Король созвал собрание нотаблей, которое выдвинуло требование созыва Генеральных штатов. Король был вынужден согласиться, и весной 1789 г. были проведены выборы. В наказах депутатам содержались требования ограничения королевского произвола, предоставления Генеральным Штатам права утверждения бюджета и контроля за его исполнением, введения строгой законности в деятельности административных органов и суда, отмены цехового строя, облегчения положения крестьян и т.д.
5 мая 1789 г. состоялось открытие Генеральных штатов. Первые недели их работы прошли в дебатах о посословном голосовании. В ходе этих дебатов прогрессивно настроенные депутаты из первого и второго сословий примкнули к третьему сословию и 17 июня они провозласили себя Национальным собранием. Король попытался взять ситуацию под контроль и закрыл зал заседаний. 20 июня революционно настроенные депутаты собрались в зале для игры в мяч и дали клятву не расходиться до тех пор, пока не будет разработана конституция страны, а 9 июля Национальное собрание преобразовало себя в Учредительное собрание. Власти стали стягивать в Париж войска. В ответ 14 июля в Париже вспыхнуло восстание, которое завершилось штурмом Бастилии, которая была символом французского абсолютизма. Это событие считается началом Великой французской буржуазной революции.
Конституционная монархия.
Революция распространилась по всей стране в течение 10 дней. В городах происходила муниципальная революция: изгонялись королевские чиновники и создавались выборные органы власти. Французскую деревню объял "великий страх": повсеместно происходили крестьянские восстания, в ходе которых были подвергнуты разгрому помещичьи усадьбы и уничтожались документы о феодальной зависимости. По всей стране формировалась Национальная гвардия. Во главе революции находились крупная буржуазия и либеральное дворянство, идеалом котрых была конституционная монархия (монархисты-конституционалисты). В начале августа Учредительное собрание приняло аграрные законы, в которых провозглашалась "отмена феодализма", но отменялись только личные феодальные права (серваж, право "мертвой руки", исключительное право охоты), а реальные платежи и повинности сохранялись и подлежали в дальнейшем выкупу.
Декларация прав человека и гражданина.
26 августа 1789 г. Учредительное собрание приняло Декларацию прав человека и гражданина. Содержание этого документа определялось своеобразием исторического момента. Декларация сформулирована в духе общенационального манифеста, провозглашающего права свободных людей, свергнувших господство абсолютизма. В ст.1 провозлашается всобщее равенство: "Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах". Далее декларировались принципы демократического государственно-правового строя, среди которых "естественные и неотъемлемые права человека", "народный суверенитет" и "разделение властей". Перечисляются следующие права: политическое равенство людей, свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению (ст.2). Права человека находятся в основе всего документа. Их обеспечение возлагается на демократически организованное государство, построенное на принципах народного суверенитета и разделения властей. Различаются естественные права и приобретенные, получаемые от государства в силу принадлежности к нему. В ст. 3 и 6 провозглашается суверенитет народа и одинаковая допустимость граждан ко всем званиям, местам и общественным должностям. Сформулировано поятие свободы как возможности делать все, что не вредит другому. Осуществление свободы встречает лишь те границы, которое обеспечивают прочим членам общества пользование той же свободой. Границы эти могут быть определены только законом (ст.4), который есть "выражение общей воли". Перечисляется несколько видов свобод: индивидуальная свобода (личности)(ст.7-8), свобода печати (ст.11), вероисповедания (ст.10), но отсутствует свобода собраний и союзов. Особо говорится о праве собственности (ст.17), которая представляет "нерушимое и священное право". Идея народного суверенитета сформулирована в ст.3, как основание для народного представительства. Декларировалось право всех граждан лично или через представителей участвовать в образовании закона. Принцип разделения властей выражен категорично: "Общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции." Неприкосновенность личности определяется следующим образом: "Никто не может подвергнуться обвинению, задержанию или заключению иначе как в случаях, предусмотренных законом". Изложены принципы демократической юстиции: "нет преступления без указания о том в законе" и презумпция невиновности. Провозглашается право всех граждан устанавливать самим или через своих представителей размеры государственного обложения, порядок и продолжительность взимания налогов (ст.14). Должностные лица обязаны давать отчет обществу по вверенной им части управления (ст.15). Значение Декларации.
Законодательная деятельность Учредительного собрания.
В период с сентября 1789 г. по сентябрь 1791 г. Учредительное собрание приняло множество законов. Некоторые из этих законов впоследствии вошли в Конституцию, некоторые имели революционный характер, некоторые вступали в противоречие с Декларацией. В декабре 1789 г. был принят декрет о введении имущественных и других цензов для избирателей, вводивший деление граждан на активных и пассивных. Были приняты декреты об отмене сословного деления, упразднения цехового строя, внутренних таможен и других средневековых институтов. Вводилось новое административное деление страны на департаменты (83), дистрикты и кантоны. Были приняты декреты о передаче церковного имущества в распоряжение нации. Вводилось гражданское устройство церкви. Медленно решался аграрный вопрос и отмена феодальных повинностей. Зимой 1791 г. появился закон Ле Шапелье, запрещавший рабочим объединяться в союзы и проводить стачки и формально запрещавший все корпорации.
Конституция 1791 г.
Часть ранее принятых декретов вошли в конституционный акт, который был утвержден в окончательном виде Учредительным собранием 3 сентября 1791 г.
Франция объявлялась конституционной монархией. В текст Конституции включалась Декларация. В преамбуле говорилось об уничтожении сословий, титулов, феодального порядка, цехов и корпораций, провозглашалась недопустимость передачи по наследству государственных должностей.
Первый раздел устанавливал обязательность налогов, провозглашал свободы. Второй - об административном устройстве страны. Были узаконены выборные органы власти - муниципалитеты. Третий провозглашал источником власти суверенную нацию и определял способ осуществления ею власти
Законодательная власть вверялась однопалатному парламенту (Законодательное собрание), избираемому на 2 года, исполнительная - королю, который назначает министров. Судебная власть - судьям, избираемым на определенный срок. Вводился суд присяжных. Создавался кассационный суд. Следуя принципу разделения властей Конституция запрещала депутатам занимать государственные или судебные должности, объявляла депутатов неприкосновенными и свободными в парламентской деятельности, хотя освобождала депутатов от ответственности перед избирателями.
По Конституции королевская власть - неделима, а особа короля - священна и неприкосновенна. Но король царствует в силу закона и обязан соблюдать конституцию. В случае нарушения он мог быть устранен от власти и предан суду. На содержание короля парламент голосовал цивильный лист. Король объявлялся наследственным верховным главой всей администрации, главнокомандующим, назначал высших чиновников и дипломатический корпус, обладал правом задерживающего вето, хотя важнейшие законы могли быть приняты без санкции короля.
Законодательное собрание пользовалось законодательной инициативой и принимало законы, ведало определением государственных расходов, устанавливало налоги, осуществляло контроль за расходами, учреждало и упраздняло государственные должности, ведало чеканкой монеты, осуществляло ратификацию договоров и распоряжалось национальными имуществами.
В конституции было зафиксировано деление граждан на активных и пассивных. Для избирателей был установлен ценз: они должны были платить налог в размере трехдневной зарплаты рабочего, Для выборщиков ценз был значительно выше: налог в размере зарплаты за 100-200 рабочих дней (в зависимости от места проживания). Из 24 млн. населения Франции активных граждан было 4,3 млн. и около 40 тыс.могло быть избрано.
Законодательное собрание.
Состав Законодательного собрания был следующим: всего было 745 депутатов (из них 400 адвокатов). В основном в составе парламента представители интеллигенции. 264 депутата принадлежали к фейянам (сторонники конституционной монархии), 136 депутатов - левые, выступавшие за продолжение революции (большинство составляли жирондисты, наиболее активные - монтаньяры), центр состоял из 345 чел. Конец 1792 г. ознаменовался ухудшением экономической обстановки, сказывалась нерешенность внутренних проблем, особенно аграрного вопроса.
Обострилась и внешнеполитическая обстановка - в связи с революцией начала складываться антифранцузская коалиция в Европе. Король был заинтересован в войне и интервенции в надежде вернуть прежнее положение. Внутри страны зрела контреволюция. За войну были жирондисты, рассчитывавшие обогатиться за счет военных заказов. Весной король сформировал жирондистское правительство и 20 апреля 1792 г. Франция объявила войну Австрии, затем в войну вступила и Пруссия. Обстановка на фронте из-за неподготовленности Франции к войне и предательства командного состава стала критической. 11 июля 1792 г. над страной прозвучал лозунг "отечество в опасности". Благодаря мобилизации добровольцев внешнюю угрозу революции удалось предотвратить.
Летом 1792 г. усилился рост антимонархических настроений. Короля стали считать главным виновником войны и неудач на фронте. В начале августа началось новое наступление интервентов. Командующий герцог Брауншвейгского издал манифест, в котором угрожал разрушить Париж до основания, если хоть один волос упадет с головы французского короля. Это переполнило чашу терпения, и в ночь на 10 августа 1792 г. в Париже произошло восстание, кульминацией которого стал штурм королевского дворца. В результате король был арестован и монархия была свергнута. Законодательное собрание перед тем как уйти с исторической арены приняло несколько важных законов: об отстранении короля от исполнительной власти (Законодательное собрание получило временное право назначать министров, но не из своей среды), был декретирован созыв нового органа - Национального Конвента и издан специальный декрет о порядке выборов: исключалось деление граждан на активных и пассивных, избирательным правом пользовались французы с 21 г. (быть избранным с 25 лет) с оседлостью 1 год, живущие на трудовой заработок и не являющиеся прислугой. Также было принято решение о выборах во все муниципалитеты и суды. Для суда над контреволюционерами создавался Чрезвычайный уголовный трибунал.
Первая Республика.
Жирондистская республика.
Новый Конвент состоял из 783 депутатов: 200 - жирондисты, около 100 - якобинцы, остальные - "болото" (склонялись к тому или иному решению в зависимости от политической обстановки). Еще до открытия Конвента был образован Временный исполнительный комитет, состоящий в основном из жирондистов. Конвент утвердил почти единодушно упразднение монархии. Декретом от 25 сентября Франция объявлялась неделимой и единой республикой. До конца года в Конвенте шли дебаты о судьбе короля. В декабре депутаты Конвента проголосовали за обвинительный приговор, и 21 января 1793 г. Людовик XVI был казнен.
Казнь короля привела к образованию новой антифранцузской коалиции: в войну с Францией вступила почти вся Европа. Нерешенность аграрного вопроса привела к мятежам в деревне. Но самой большой опасностью для Республики стал роялистский мятеж в Вандее. Армия терпела неудачи на фронте. К весне в стране разразился голод, что привело к борьбе за установление максимума цен, который требовала установить беднота. В этих сложных условиях жирондисты пытались править конституционными методами. Против жирондистов развернули активную пропаганду якобинцы. Опираясь на беднейшие слои населения Парижа, они осуществили государственный переворот (восстание 31 мая - 2 июня). Лидеры жирондистов были арестованы и их политическое господство закончилось.
Якобинская диктатура.
Придя к власти, якобинцы сразу взялись за составление новой конституции, которая должна была подвести легальную почву под их режим. Проект готовил Комитет общественного спасения, в который входили Робеспьер, Марат, Дантон, Кутон и др. 4 июня Конституцию принял Конвент, а в июле она была утверждена первичными собраниями избирателей.
Тексту Конституции предшествовала новая "Декларация прав человека и гражданина" - более обширная и демократичная. Целью общества провозглашалось всеобщее счастье, а целью правительства - обеспечение человеку возможности пользоваться своими естественными и неотъемлемыми правами. Провозглашались свобода мысли, печати, собраний, вероисповедания, право на подачу петиций, на сопротивление угнетению и на восстание. Впервые в истории говорилось о праве на труд, на образование и на получение государственной помощи. В то же время Декларация рассматривала рабочую силу как один из объектов торговли и требовала от граждан повиновения закону. Как и ранее Декларация провозглашала защиту частной собственности.
Конституционный акт определял форму государственного устройства, организацию, компетенцию и взаимодействие законодательной, исполнительной и судебной властей, избирательные права и обязанности граждан, основы налогообложения, организацию вооруженных сил Республики, принципы внешней политики. Франция провозглашалась единой и неделимой республикой, что означало необходимость централизации власти в условиях мятежей и интервенции.
Избирательные права предоставлялись мужчинам с 21 года независимо от имущественного положения. Права гражданства распространялись на иностранцев, проживших во Франции более 1 года.
Законодательная власть вверялась Законодательному корпусу, состоящему из одной палаты, ежегодно избираемый прямыми выборами. Законодательный корпус должен был разрабатывать и принимать законы, но в действие они вводились только после утверждения первичными собраниями избирателей (этим обеспечивался народный суверенитет). Конституция устанавливала парламентский иммунитет и не допускала отзыва депутатов избирателями.
Исполнительная власть вверялась исполнительному совету из 24 членов, избираемому Законодательным корпусом из кандидатов первичных собраний. Исполнительный совет осуществлял руководство общим управлением, назначал агентов внешних сношений, вел переговоров и т.п. Конституция провозглашала принцип невмешательства в дела других народов. Судебная власть принадлежала ежегодно избираемым судам. Суд должен был быть публичным и бесплатным.
Введение Конституции в действие было отложено до конца войны, но она сыграла огромную роль в консолидации революционных сил и в последующем конституционном творчестве. Так как введение Конституции было отложено якобинцы построили организацию власти в форме диктатуры под давлением внешних (война европейских держав) и внутренних (мятежи жирондистов и роялистов, террор) обстоятельств. Начало формирования диктатуры происходило еще в период правления жирондистов (ими был создан революционный трибунал и Комитет Общественного спасения). 10 июля 1793 г. произошло переизбрание Комитета Общественного спасения, и вскоре его возглавил Робеспьер, остававшийся бессменным лидером якобинской диктатуры до самого ее падения. Реорганизация власти происходила в условиях давления низов, требовавших продолжения революции и радикальных преобразований (выступления "бешеных"). Одновременно назрела необходимость реорганизации армии и отражения атак интервентов, а также подавление вандейского мятежа. Комитет пошел по пути концентрации власти, хотя сохранялся Конвент, как высший законодательный орган и Комитет общей безопасности, как орган для борьбы с контрреволюцией. В начале сентября 1793 г. произошли выступления рабочих и низов за установления максимума цен и усиление революционного террора. Конвент сначала принял постановление, а затем закон о максимуме. После этого последовал декрет о подозрительных и 10 октября был принят закон о создании Временного правительства, юридически оформивший режим революционной диктатуры.
Конвент формально являлся высшим органом государственной власти: он имел право принятия законов и их толкования. В нем доминировали якобинцы, хотя оставалась значительная часть депутатов, принадлежащих к так называемой "равнине". Непосредственное управление осуществляли комитеты, среди которых главным был Комитет Общественного спасения. В его составе было 14-15 чел. Комитет переизбирался каждый месяц, но не менял состава почти за весь период якобинской диктатуры. Во главе находился М.Робеспьер, чей авторитет был совершенно непререкаем. У Комитета от Конвента имелись исключительные полномочия: руководство обороной, текущее управление, внешняя политика. Под его началом и контролем находились все министерства и ведомства, а также Исполнительный совет. Комитет общественной безопасности был создан для борьбы с контрреволюцией: в его ведение входило расследование всех дел, которые выносились на суд Революционного трибунала. В ведении Комитета общественной безопасности находились полиция и тюрьмы. Революционный трибунал практиковал ускоренное судопроизводство, его приговоры были окончательными, а мерой наказания для виновных являлась гильотина. В системе якобинской диктатуры действовали комиссары Конвента с чрезвычайными полномочиями, невыполнение их распоряжений были тягчайшим преступлением. Комиссары подчинялись Комитету Общественного спасения и каждые 10 дней предоставляли туда отчеты. На местах действовали постоянные уполномоченные правительства - национальные агенты, также наблюдательные комитеты, народные клубы и общества. Основную роль в проведении политики на местах играл Якобинский клуб. Особым элементом системы была Революционная армия. Командиры наделялись исключительными правомочиями, вплоть до применения смертной казни.
Экономическая политика якобинцев была направлена прежде всего на завершение аграрного законодательства. Были приняты декреты о продаже земли небольшими участками и в рассрочку, о разделе общинных земель, декрет об уничтожении последних остатков феодальной зависимости. В целях стабилизации экономики было осуществлено нормирование цен и введен закон о максимуме. Была оказана помощь безработным и введены продовольственные карточки. В целом все эти меры могут рассматриваться как попытки государственного вмешательства в экономику. Важной мерой якобинцев была отмена рабства в колониях. В связи со сложным положением на военных фронтах якобинцы осуществили милитаризацию экономики и всей жизни (к 1794 г. под ружьем - 1 млн.чел.).
Результаты политики якобинцев оказались весьма показательными, хотя и противоречивыми. В начале 1794 г. в основном были решены внутренние и внешние проблемы - достигнута стабилизация экономики, приостановлена спекуляция, подавлены мятежи и ликвидирована внешняя угроза - интервенты были изгнаны за пределы Франции.
Однако якобинский режим стал превращаться в авторитарный. Введение Конституции все время откладывалось. Революционный трибунал действовал против всех, несогласных с политикой Комитета общественного спасения. Вместо ожидаемого ослабления террора, которое должно было произойти в связи с нормализацией внешней и внутренней обстановки, последовал новый виток репрессий, не связанный с реальной обстановкой. Сами якобинцы раскололись на 3 течения: "левые" во главе с Эбером, "правые" во главе с Дантоном и условный "центр" во главе с Робеспьером. Весной 1794 г. Робеспьер и его сторонники осуществили разгром эбертистов и дантонистов (почти все их видные деятели были казнены), что свидетельствовало о новом размахе террора. В надежде хоть как-то укрепить режим Робеспьер предпринимает попытку введения культа Верховного существа, который однако успеха не имел. Агонией режима якобинцев оказался декрет от 10 июня 1794 о врагах народа: до 26 июля вынесено 1563 приговора и казнено 1285 чел.
В результате террора и репрессивной политики якобинцы лишились социальной базы . В Конвенте сложился заговор, результатом которого стал переворот 9 термидора (27 июля) 1794 г. Якобинские лидеры были арестованы и на следующий день казнены.
Термидорианская республика
Пришедщие к власти термидорианцы - представители средней и крупной буржуазии - направили свои усилия на демонтаж диктатуры. Сразу были отменены многие законы якобинцев, особенно, касавшиеся вмешательства государства в экономику (о максимуме, налогах на богатых и т.п.), была упразднена Коммуна, проведены аресты якобинцев. Главное внимание термидорианцы уделили разработке новой конституции.
Конституция III года Республики была утверждена Конвентом в августе 1795 г. Она начиналась с "Декларации прав и обязанностей человека и гражданина", из которой были исключены право на восстание, право быть избранным на любые государственные должности, свободы собраний, печати, ряд принципов государственности и права, но провозглашалась обязанность каждого защищать государство и собственность. Основными принципами государственного строя назывались представительное правление и разделение властей. Предполагались двустепенные выборы в высшие органы государственной власти. Выборщиков могли избирать мужчины с 21 года, родившиеся и живущие во Франции, уплачивающие прямой налог и имеющие оседлость в 1 год. Выборщиками могли стать мужчины с 25 лет, обладающие имуществом, стоимость которого не ниже зарплаты рабочего за 200 дней. Они имели право выбирать в высшие органы лиц, у которых был ещё более высокий ценз.
Высшим органом законодательной власти был Законодательный корпус, состоящий из 2-х палат: верхняя - Совет старейшин и нижняя - Палата 500. Законопроекты должны были проходить снизу вверх: нижняя палата составляла законопроекты, которые шли на утверждение в Совет старейшин. Исполнительная власть вверялась Директории из 5 директоров, назначаемых Советом старейшин из кандидатов Палаты 500. Директора сменялись по одному в год. Директория осуществляла назначение министров, главнокомандующих армиями и других высших должностных лиц.
Четыре года режима Директории характеризовались социально-экономической и политической неустойчивостью. Происходило спекулятивное обогащение новой буржуазии и обнищание большей части населения. Экономика испытывала трудности переходного периода, сказывались последствия войны и экономической блокады. Нестабильность Директории характеризуют термином "политика качелей". Кризис режима ускорили военные поражения. В администрации царили беспорядок и коррупция, в стране бесчинствовали шайки разбойников, терроризирующих население. Все чаще раздавались требования обеспечить стабильность и порядок. В этих условиях выход многие видели в военной диктатуре.
Вторая Империя.
14 января 1852 г. была принята новая конституция Франции. Во многих чертах она была похожа на Конституцию 1799 г. Вся власть передавалась президенту на 10 лет. Он ведал назначением на должности, подписывал договоры, имел право войны и мира, ему принадлежала законодательная инициатива, он командовал армией и полицией. Законодательная власть распределялась между Законодательным корпусом (избирался "всеобщим" голосованием из кандидатов президента), Государственным советом (назначался президентом на определенный срок) и сенатом (назначался президентом пожизненно). Государственный совет разрабатывал законопроект на основе предложений президента. Далее он шел в Законодательный корпус, который принимал его голосованием. После этого он попадал в сенат, который рассматривал его на соответствие конституции. Президент формально нес ответственность перед народом, но народ не имел никаких возможностей воздействовать на президента. Местное управление не претерпело изменений со времен Наполеона I.
В ноябре 1852 г. был принят сенатус-консульт о восстановлении императорской власти. Новым императором Франции был провозглашен Наполеон III. В том же месяце это решение прошло через утверждение плебисцитом.
Бонапартизм представлял собой политику лавирования. Ликвидация парламентаризма способствовала бюрократизации государственного аппарата. Законодательный корпус был поставлен под контроль правительства. В 1858 г. был принят сенатус-консульт, предусматривавший, что кандидаты в депутаты Законодательного корпуса должны были являться в префектуры департаментов, где происходили выборы, чтобы дать подписку в верности конституции и императору. Но с 1860 по 1870 гг. появился ряд декретов, расширяющих права Законодательного корпуса, что позволило говорить о либеральной монархии.
Третья Республика.
Франко-прусская война и революция 4 сентября 1870 г.
В конце 1860х гг. стал ощущаться кризис режима Второй империи: произошли серьезные неудачи во внешней политике, наблюдался разгул произвола и коррупция госаппарата, происходило ущеление прав и свобод граждан. Попыткой решить внутренние проблемы была война с Пруссией, которая началась 19 июля 1870 г. Из-за неподготовленности Франции ее армия потерпела ряд поражений на начальном этапе, которые в конечном итоге привели к Седанской катастрофе 2 сентября (17 тыс. убитых и раненых, 100 тыс. во главе с Наполеоном III попали в плен).
Как только весть о Седанской катастрофе докатилась до столицы, 4 сентября 1870 г. в Париже вспыхнуло восстание и была провозглашена Республика. Было создано Временное правительство, которое в условиях оккупации Франции приняло название "правительство национальной обороны". С сентября по январь происходила осада Парижа немцами, которая завершилась 28 января 1871 г. капитуляцией Франции.
8 февраля в условиях оккупации были проведены выборы в Национальное собрание, как высший орган власти в стране. На выборах победили представители различных монархических группировок. Исполнительная власть передавалась министрам из 3 республиканцев и 6 монархистов во главе с Тьером. Правительство заключило мирный договор с Германией, по которому Франция теряла 2 провинции и уплачивала 5 млрд.контрибуции.
Парижская Коммуна
Французы испытали величайший национальный позор, который усугубило собственное правительство "мерами по обузданию Парижа". Это имело следствием восстание 18 марта 1871 г. Правительство бежало в Версаль, а власть перешла в руки Центрального Комитета Национальной гвардии, который провел ряд мероприятий демократического характера и организовал 26 марта выборы в Совет Коммуны. Коммуна стала государством нового типа, так как был осуществлен слом старой государственной машины и создана новая государственность. Основными мероприятиями в этом направлении можно считать следующее:
- упразднение постоянной армии, основанной на рекрутском наборе и замена ее национальной гвардией;
- декрет о непризнании власти версальского правительства;
- отмена полиции и замена ее резервными батальонами национальной гвардии;
- введение принципа выборности и сменяемости в отношении всех государственных служащих;
- отделение церкви от государства;
- передача управления округами Парижа в ведение членов Коммуны;
- введение выборности судей, института народных заседателей и права свободной защиты.
Парижская Коммуна была одновременно и законодательным, и исполнительным органом власти. Декреты, принятые на заседаниях Совета Коммуны, осуществлялись органами и учреждениями, которыми руководила одна из 9 комиссий, созданных Коммуной из ее же членов. Комиссии формировались по отраслям управления: военная, продовольственная, финансов, юстиции, внешних сношений, просвещения, общественной безопасности, труда, промышленности и обмена. Высшим органом была Исполнительная комиссия, состоявшая из руководителей 9 специальных комиссий. Во главе каждого из округов Парижа находилась муниципальная комиссия (мэрия), работавшая под руководством членов коммуны, избранных от данного округа.
На практике в условиях осады правительственными войсками 1 мая был создан Комитет общественного спасения из 5 членов Коммуны, наделенных чрезвычайными полномочиями.
Судебная система состояла из двух структур: 1) общегражданские суды: по делам версальцев, палата гражданского суда, мировые судьи; 2) военные суды: дисциплинарные суды в батальонах, суды в легионах, общеармейский военно-полевой суд.
Утверждение смертных приговоров проводилось исполнительной комиссией (на практике не утвердила ни одного). Совет Коммуны был высшей кассационной инстанцией и судом первой инстанции по особо важным делам. Была создана прокуратура из Прокурора Коммуны и 4-х заместителей.
Коммуны на местах были автономны и создавались по типу Парижской Коммуны. Их правомочия ограничивались только одинаковыми правами всех прочих коммун, союз которых должен был обеспечивать единство страны. В ведении каждой местной коммуны находилось вотирование местного бюджета, управление местным имуществом, организация собственного суда, полиции и национальной гвардии, вопросы образование и т.п. Для граждан гарантировалось свободное выражение взглядов, свобода личности, совести и труда.
История Коммуны продолжалась всего 72 дня. 21 мая версальские войска ворвались в Париж и в течение недели Коммуна была подавлена.
Конституция 1875 г.
После разгрома Коммуны во Франции наступил период реакции. В марте 1873 г. был принят закон об ограничении исполнительной власти, который предусматривал разделение поста главы государства и главы правительства. Президентом был избран Мак Магон, ярый монархист. Монархисты взяли курс на восстановление монархии и готовили заговор. Заговор оказался раскрыт и вызвал такую волну протестов, что Национальное собрание принялось за выработку конституции. 30 января 1875 г. было проведено голосование по поправке со словом "республика", которая получила большинство всего в 1 голос (353 против 352).
Конституция 1875 г. состояла из трех законов: "Об организации государственных властей", "Об организации сената", "Об отношении государственных властей". Отсутствие единого конституционного акта привело к тому, что был обойден вопрос о принципах государственного устройства: ни одна статья прямо не утверждает республику (только есть одна фраза: "президент республики"). Нет ничего в тексте законов о демократических правах и свободах граждан.
Президент избирался на 7 лет абсолютным большинством голосов сената и палаты представителей, соединенных для этого в единое "Национальное собрание". Президент мог быть переизбран. Ему предоставлялось право законодательной инициативы, опубликования законов, наблюдения за их исполнением. Он мог отсрочить заседания палат, потребовать нового обсуждения уже согласованного палатами законопроекта. Президент мог распустить палату представителей с согласия сената. Он являлся главой вооруженных сил, имел право назначения на все высшие военные и гражданские должности, имел право помилования. По сути, президент имел все атрибуты конституционного монарха, за исключением права наследования власти.
Законодательная власть принаждежала сенату и палате депутатов. У сената имелись равные права с палатой депутатов, и лишь финансовые законопроекты первой обсуждала палата депутатов. Без согласия сената ни один законопроект не получал силу закона. С согласия сената президент распускал палату депутатов, но сам сенат роспуску не подлежал. Сенат мог быть превращен в верховный судебный орган для суда над президентом и министрами. Выборы в палату депутатов были прямыми, в сенат - многоступенчатыми, кроме того, резервировалось определенное число мест.
Правительство назначалось президентом, но имело солидарную ответственность перед палатой депутатов. Министры получали доступ на заседания палат.
ЛЕКЦИЯ 11.
Франция в революциях и конституциях с конца XVIII по начало XX века.
1. Причины и начало Великой французской революции.
2. Конституционная монархия.
3. Первая Республика.
4. Консульство и Первая Империя.
5. Легитимная и Орлеанская монархии.
6. Революция 1848 г. и Вторая Республика.
7. Вторая Империя.
8. Третья Республика.