И сладко жизни быстротечной

Над нами пролетела тень.

Воспоминание исчезло, вместо него поэт ощутил прежнюю полноту жизни, прежний расцвет полнокровных и глубоких чувств

4. Тютчев понял, что счастье быстротечно, но любовь остаётся с человеком навсегда. Стихотворение 1870 г. это подтвердило. Больной, парализованный поэт пишет дочери Дарье за три месяца до смерти:

«Вчера я испытал минуту жгучего волненья вследствие моего свидания с графиней Адлерберг, моей доброй Амалией Крюденер, которая пожелала в последний раз повидать меня на этом свете и приезжала проститься со мной. В её лице прошлое лучших моих лет явилось дать мне прощальный поцелуй». И неизменное чувство:

И то же в вас очарованье,

И та ж в душе моей любовь!..

Грамзапись романса (муз. неизвестного композитора) «Я встретил вас…»

Какие произведения живописи могли бы стать иллюстрацией к этому произведению?

«Неравный брак» Пукирева

«Перед венцом» Ф. Журавлёва

«Всадница» и «Всадники» К. Брюллова

«Лунная ночь» И «Букет цветов» И. Крамского

«Вода и камни близ Палаццуола» А. А. Иванова

«Поцелуй украдкой» Фрагонара

«Капризница» Ватто

«Девушка с письмом» Вермеер

Элеонора Петерсон (урождённая графиня Ботмер) стала женой Тютчева в 1826 г. и подарила ему 3-х дочерей: Анну, Дарью, Екатерину. С ней он обвенчался в 1826 г. «…Нигде человек не был столь любим другим человеком, сколь я любим ею. Я могу сказать, что в течение 11 лет не было ни одного дня в жизни, когда она не согласилась бы, не колеблясь ни мгновенья, умереть за меня», писал Тютчев к родителям.

В 1837 г. она спасла с парохода «Николай 1», плывшего из Петербурга в Италию, дочерей, но сама после перенесённого потрясения заболела и умерла спустя несколько месяцев. Тютчев неутешен. В письме к Жуковскому читаем: «Есть ужасные годины в существовании человеческом… Пережить всё, чем мы жили – жили в продолжение двенадцати лет… Что обыкновеннее этой судьбы – и что ужаснее? Всё пережить и всё-таки жить…» В годовщину её смерти он посвятил её стихотворение:

2 том, с. 16 «Ещё томлюсь тоской желаний»

Эти простые слова не нуждаются в литературоведческом анализе.

Эрнестина Дернберг, вторая жена Тютчева, тоже была немкой. Красивая, умная, ставшая матерью его осиротевшим детям, она была предана поэту до самозабвения.

«Люблю глаза твои, мой друг…»

Беседа:

1.Какое слово в этом стихотворении ключевое? (Слово игра.)

2.Какую смысловую нагрузку оно несёт? (Пламенно-чудесная игра глаз отражает многообразные переживания, нюансы, оттенки чувств.)

3.Найдите синонимичные конструкции, связанные с символикой огневой стихии. Как вы считаете, что дают эти образы для изображения внутреннего мира? (С их помощью переданы подвижность и эмоциональное богатство внутреннего мира героини. Тютчев противопоставляет и сопоставляет два взгляда женщины – 1) «дневной», «пламенно-чудесный», подобный «молнии небесной», вносящий в мир гармонию («Окинешь бегло целый круг…»), и 2) «ночной», в котором чувствуется стихийная буря, неупорядоченная, буйная сила, напоминающая внезапный выход наружу хаотических страстей.)

4.Найдите антонимы в стихотворении. («Глаза ниц», «сквозь опущенных ресниц», «их приподымешь вдруг») В чём их роль?

5.Какова роль антитезы? (Взору любящей женщины, вбирающему в себя всё окружающее пространство, целый мир, противопоставлен невидящий взгляд в минуту, когда для двоих не существует никого и ничего, кроме них самих)

Узнав об измене мужа в 1850 г., она не упрекала, не устраивала сцен, потому что любила его. Поэт не смог расторгнуть брак с ней, полюбив Елену Александровну Денисьеву. Почему? На это могут ответить стихи и письма к ней, Эрнестине Тютчевой…том 2, с. 69. «Не знаю я, коснётся благодать…»

« …Ах, до чего мне это надоело, Боже мой, до чего всё это надоело, и как я хотел бы увидеть твоё милое лицо, чтобы дать отдых своим глазам и успокоить свою душу!»- неслись в Овстуг, где Эрнестина Фёдоровна жила с детьми, его письма. «Я чувствую себя виновным по отношению к самому себе, по отношению к собственному счастию…» Д. Мережковский, анализируя «двойную» любовь Тютчева к жене и Е. А Денисьевой, покорившей его сердце в Петербурге своей неистовой страстью к нему, замечает: «Правдивость – оправдание поэта: ведь поэзия не что иное, как высшая степень правдивости. Самой страшной правды в себе никто никогда не высказывал безжалостнее, бесстрашнее Тютчева…»

Именно драма троих и породила лирику неистовой силы и правды о непредсказуемых в жизни ситуациях, о стареющем поэте, которого любовь к выпускнице Смольного института (там воспитывались и дочери Тютчева) вдохновила на создание своих вершинных стихов. В Петербурге эта связь вызвала недоумение, враждебность. Отец отрёкся от дочери, блестящая карьера Тютчева не состоялась, зато сокровищница мировой поэзии пополнилась «Денисьевским циклом». Прочитаем же некоторые из них…

«Последняя любовь» (Есть романс)

1.Какие чувства передал поэт в этом стихотворении?

2. Какой метафорический образ лежит в основе стихотворения? Как вы думаете, почему именно образ вечерней зари избран поэтом? (Чтобы передать обострённость мирочувствования героя.)

3. Чем, по-вашему, объясняется обилие побудительных предложений, глаголов в повелительном наклонении, употребление повторов?

Стихотворение проникнуто желанием остановить «чудное мгновение». Это заклинание, обращённое к всемогущей судьбе с просьбой продлить очарование предзакатной любви. Вместе с тем в словах поэта звучит вселенская грусть, ибо человек не в силах замедлить неумолимый бег времени

2) Чтение и анализ стихотворения

«О, как убийственно мы любим…» (том 2, с. 52)им открывается цикл.

Учитель.Ценность «Денисьевского цикла» в том, что в нём прослеживаются все этапы развивающегося чувства двоих: от 1-й встречи – к расставанию, между которыми часы истинного счастья, борьбы за счастье и горя. Толстому, чтобы рассказать о любви мужчины и женщины, понадобился целый роман («Анна Каренина»); Тютчеву же – 16 стихотворений!

1. Как раскрывается судьба возлюбленной лирического героя в стихотворении? В чём её трагичность?

До встречи: «роз ланит», «улыбка», «блеск очей», «волшебный взор», «смех младенчески живой» - высокая лексика, так как Она – сама весна и его муза.

Спустя год:Казалось бы, женщина не обделена любовьюи нежностью со стороны мужчины, и всё-таки его вина безмерна. Прошёл всего год, а поблекли ланиты, исчезли блеск очей, улыбка уст, «Её волшебный взор, и речи, / И смех младенчески живой…», «горючая влага слёз», «жизнь отреченья, жизнь страданья», «злая боль ожесточенья».

2.Мужчина принёс женщине роковые испытанья. Она была вынуждена, сама того не ожидая, вступить в поединок с судьбой. Любовь обернулась «незаслуженным позором» и привела к отречению от света, от родных, к одиночеству и замкнутости. Мораль общества была беспощадна: «Толпа, нахлынув, в грязь втоптала / То, что в душе её цвело».

3. Тютчев, конечно, знает, что любовь ни с его стороны, ни со стороны любимой женщины не исчезла, но виноват свет с его казённой, косной моралью, но эта мораль оказалась применённой к его подруге вследствие того, что они полюбили друг друга.

4. Почему поэт называет свою любовь «убийственной»? Кого винит в том, что даже взаимная любовь может стать убийственной? («Буйная слепота страсти», не учитывающая реальности: он – отец семейства, связанный долгом по отношению к жене и детям; она – молодая особа, связь с женатым человеком вызывает осуждение близких и друзей, всего общества, «толпы», которой всегда присущи слепота непонимания и бесчувствия…) Следовательно, главным виновником он всё-таки называет себя, решившегося на «беззаконную» любовь и увлекшего на эту дорогу свою возлюбленную.

Д. С. Мережковский «Есть такие признания, которых люди не делают не только другим, но и себе. Тютчев их делает, потому что не боится быть подслушанным…» Принимая ответственность на себя, Тютчев поступает в духе лучших традиций русской любовной лирики. Женщина для него остаётся чистым, страдающим и жертвенным существом, безоглядно отдавшим себя своей страсти.

Это слова о бесконечном мужестве поэта, об умении достойно нести крест любви и крест вины перед сломанной судьбой.

1) Чтение и анализ стихотворения «Не раз ты слышала признанье…» (1851),написанное после рождения их общей дочери Елены.

- Каким предстаёт поэт в этом стихотворении – он, обвинивший себя в «убийстве»? Проследите по развитию сюжета, как раскрывается психологический портрет рыцаря любви?

(«Не стою я любви твоей», «как я беден перед ней», «перед любовию твоею мне стыдно вспомнить о себе», «стою, молчу, благоговею», «пойми ж и ты моё смиренье». Преклонение, благоговение, смирение – вот наверное, суть идеальногоотношения к женщине.)

А какая же Она в восприятии поэта? Каков Её психологический портрет? (В стихотворении «О волна моя морская…» - том 2, с. 76 Она уподоблена волне.)

Составьте психологический портрет возлюбленной лирического героя, похожей на волну. (Лёгкая, напоённая солнцем, своенравная, бурная, ласковая, то угрюмая, то светлая, стонущая от боли и переживаний, мятежная и успокоенная – вот пример потрясающего проникновения в стихию женской души, в её контрасты и богатство!)

Из какого стихотворения эти строки? том 2, с. 71(«Я очи знал – о, эти очи!»)

Иногда поэт предоставляет слово своей героине. Неистовой болью звучат её слова, обращённые к Нему: том 2, с. 72 («Не говори: меня он, как и прежде, любит…»)

Сделав Денисьеву лирической героиней, он не смог в силу обстоятельств вызволить её из ложного положения в обществе, не обеспечил материально, часто бывал в отлучках, а она один на один с их детьми. Вот почему «последнюю любовь» он назвал «убийственной», «роковой». Елена Александровна умерла от чахотки в 1864 г. (2 том, с. 167 «Есть и в моём страдальческом застое»

Как видим, тютчевская история любви не похожа на бытовую мелодраму, она исполнена высокого трагизма, где жертвой страсти стали оба: «Он» и «Она». Смерть Елены Александровны совершила удивительное преображение души поэта: он понял силу искупительного страдания и покаяния, всю тяжесть вины за страдания двух любимых женщин взял на себя.

Потрясает письмо к дочери в сентябре 1864 года из Женевы: «Моя милая дочка, через несколько часов иду на исповедь, а затем буду причащаться. Помолись за меня! Попроси Бога ниспослать мне помилование, помилование, помилование…»

4 августа 1865 г. Тютчев написал одно из высших своих творений – стихотворение «Вот бреду я вдоль большой дороги…». (Том 2, с. 164

Типично тютчевская стилистика: небольшой фрагмент, родившийся во время поездки: ничего заданного, искусственного, подчинённого «теме любви». Перед нами старый, тоскующий человек, обращающийся «к милому другу», «ангелу», чтобы она пришла к нему, в его мир тоски и скорби по ней…

Прочитаем стихотворение.

Теперь мы поняли всю глубину тютчевского определения, что «любовь – союз души с душой родной».

Итоги урока.

Тютчева обвиняли в грехе прелюбодеяния. Но не люби он с такой силой и самосожжением, не было бы и его гениальной любовной лирики. Настоящая лирика поэта всегда сверхбиографична, то есть имеет отношение к каждому из нас.

Домашнее задание. Выучить одно стихотворение из «Денисьевского цикла» (по выбору ученика); подготовить письменный анализ одного из перечисленных стихотворений, но прочитать все: :Последний катаклизм», «Цицерон», «Наш век», «Эти бедные селенья», «Наполеон», «Кончен пир, умолкли хоры», «Умом Россию не понять…».

Тема Человек и природа в лирике Тютчева.

Цели урока:повторить изученное по теме в 4-6 классах;сформировать целостный взгляд на одну из главных тем поэта, в которой выразилась его философия и могучее дарование лирика и мыслителя; продолжить знакомство учащихся с приёмами лингвоанализа тютчевских стихотворений.

Ход урока.

1. Чтение стихотворения «Нет моего к тебе пристрастья…» 1том, с. 236

Понравилось это стихотворение? Чем? (Лиризмом, красотой стиха, объяснением в любви природе «матери-Земли»)

2. Дома вы прочитали несколько стихотворений Тютчева, посвящённых природе, и, наверное. Догадались, что сегодня мы будем говорить о главной теме в его творчестве. Которая в 19 веке стала примадонной поэзии. Эта тема звучит в стихах Жуковского, Пушкина, Баратынского, Лермонтова.… Каждый из поэтов, в том числе и Тютчев. По-своему изображает природу, и цель нашего сегодняшнего разговора увидеть «тютчевское» в стихах о природе. Как назвать наш урок? Предлагаю выбрать две формулировки (заранее на доске): «Родная природа в творчестве Ф. И. Тютчева» и «Человек и природа в лирике Ф. И. Тютчева».

3. Тема природы у поэта не привязана к России, её национальному колориту. По прочитанным дома стихам можно сказать, что Тютчев не пейзажист, не певец красоты природы, а мыслитель, ставящий проблему отношений человека и природы. Поэтому тему урока выбираем «Человек и природа в лирике Тютчева»

Движение темы.

1)Мистерия природы в стихах о весне, лете, осени, зиме (запись на доске) Мистерия по словарю Ожегова – средневековая драма на библейскую тему – Но у нас – в значении «действо», «высокое действо»

2)Выразительно прочитать отрывки из стихотворений, рисующих грандиозную мировую мистерию, высокую драму смены времён года, грандиозный спектакль, происходящий между небом и землёй (повторение изученного в 5-7 кл.)

Ученики читают строфы «Весенние воды» - 1 том, 167., «Весенняя гроза» - 1 том, 154.«Как весел грохот летних бурь» - 2 том, 68, «Есть в осени первоначальной…» -2 том, 107, «Чародейкою-Зимою…» -2 том, 81 и др. фронтально, с места – атмосфера поэтического салона.

3)Перед чтением нескольким ученикам карточки, цель – раскрыть тютчевские принципы изображения природы (краткие, энергичные ответы)

Карточка 1.Какой художественно цели служат аллитерации в стихотворении «Весенние воды»? («Бегут… будят… брег… бегут… блещут…» «гласят…гласят… гонцы»; «весна… весна… весны… выслала вперёд».)

Откуда Тютчев взял свою красивую метафору «майских дней румяный, светлый хоровод… толпится весело за ней» поэт?

(Аллитерации передают весенние звуки, голоса природы, неспокойное движение весенней воды, будоражащее «сонный брег», вносящее в природу жизнь.)

(Образ хоровода «майских дней» взят из крестьянской жизни.)

Карточка 2.Какие реалии природы в стихотворении «Весенняя гроза» «втянуты» в праздничное веселье, игру, кутерьму?

(Гром, дождик, пыль, перлы дождевые, солнце, поток, птичий гам, поток с гор)

Какие глаголы движения помогли поэту доказать, что природа – само движение?

(«Резвяся и играя», «грохочет», «брызнул», «летит», «повисли», «бежит».)

Карточка 3. Согласны ли вы, что в тютчевском мире природы всегда одни и те же «действующие лица» высшей сферы: Солнце, Тучи, Гром, Молнии, Вихрь, Зарницы, Пламень, приводящие землю в смятение?

4)В результате наших наблюдений мы смогли определить основные принципы изображения природы в тютчевской лирике:

а) она всегда в движении, охватывающем пространство между небом и землёй;

б) она всегда «звучащая»,

в) она всегда красива в соответствии с любимыми определениями поэта: «очень красиво», «чудный», «дивный», «прелесть».

5) Поэт и философ Вл. Соловьёв писал о природе в изображении Тютчева: «она сама сходилась с ним и в блеске молодой весны, и в светлости осенних вечеров, и в сверканье пламенных зарниц. И в шуме ночного моря…» И ещё: Тютчев представлял природу «как состояние и действие живой души. Конечно, все действительные поэты и художники чувствуют жизнь природы и представляют её в одушевлённых образах; но преимущество Тютчева перед многими из них состоит в том, что он вполне и сознательно верил в то, что чувствовал, - ощущаемую им живую красоту принимал не как за свою фантазию, а как истину…».

Тютчевскому человеку, мыслителю и художнику, удалось на практике осуществить формулу: «Всё во мне – и я во всём!», выразить благоговение перед чудом природы и человеком как её частью.

6)Но почему поэт, так высоко поднявший человека, пишет стихотворение «Не то, что мните вы, природа…»? – 1 том, 245.Прочитаем его выразительно вслух и побеседуем.

- Кто из вас посмотрел в примечание к стихотворению и понял, почему в нём так много пропусков?

- С кем полемизирует поэт в своём стихотворении? (С теми, кто «не видит и не слышит» душу природы – «глухонемыми», ущербными, ограниченными прагматическим отношением к природе и не понимающими, что природа – орган, звучащий всеми клавишами, регистрами, струнами.)

Учитель. Найдётся ли среди нас человек, могущий про себя сказать: «Я не получаю радости от встречи с первым ландышем, я не люблю запаха первых роз, я равнодушен к морю, облитому лунным сияньем…» Думаю, мы все считаем себя способными воспринимать красоту природы…

Значит, это стихотворение о чём-то другом – о каком-то особом знании и чувстве природы. И открывает нам его Тютчев, идущий, казалось бы, вслед за М. В. Ломоносовым. Вспомните:

Открылась бездна, звёзд полна;

Звездам числа нет, бездне дна. –

Согласитесь, Ломоносов нарисовал величественную картину звёздного неба. Образ «бездны» не вызывает страха, тревоги. Но дальше следует продолжение:

Так я, в сей бездне углублён,

Теряюсь, мысльми утомлён! –

О чём мысли учёного? Как устроена Вселенная? Сколько в ней планет? «Что малейших дале звёзд»? И вот на этот последний вопрос отвечает поэт-романтик 19 века Ф. И. Тютчев, не Пушкин, у которого лирический герой – поэт «внемлет неба содроганью», способен слышать «гад морских подводный ход», видеть «горний ангелов полёт»…

7)Прочитаем стихотворение «День и ночь» («На мир таинственных духов…»), 1839. 1 том, 260.

- На каком противопоставлении строится это стихотворение? (Светлый, дневной мир и ночь, обнажающая бездну.)

- Каким рисует поэт день? Найдите тютчевские образы, воспевающие светозарный день. («Покров златотканый», «блистательный покров», «земнородных оживленье», «души болящей исцеленье».)

Какой предстаёт ночь в этом стихотворении?(Срывающая «благодатный покров», коварная…)

Учитель. Вот мы и добрались до самого главного в тютчевском понимании природы. Она у него двойственная, поэтому-то и сам поэт ощущает «на пороге двойного бытия», как бы в 2-х мирах.

Попытаемся изобразить эту мысль схематически, опираясь на стихотворения «День и ночь» и «Святая ночь на небосклон взошла». 2 том. 35стр. Справа: как ощущает себя тютчевский человек перед ликом природы в стихотворении «Святая ночь на небосклон взошла…» (1848)?

Природа Человек
Космос, гармония, красота – это земля с её птичьим гамом, лесом, ливнями и т. д. (день) Счастливый, умиротворённый (день)
И и
Хаос,бездна, рождающая ураганы, смерчи, землетрясения, магнитные бури (ночь) «сирота бездомный», «немощен и гол», «упразднён ум», наедине со своей душевной бездной, т. е. страстями, «нет извне опоры, ни предела…» (ночь)

8) Почему противостояние человека и природы Ф. И. Тютчев воспринимает трагически? Дело не только в том, что человек не может управлять катаклизмами в природе, стихиями, а потому вовсе «не царь» природы. Скорее дело в том, что в 1-й период творчества Ф. И. Тютчев был пантеистом.

9) Пантеизм – философское учение, согласно которому Бог представляет безличное начало (т. е. «без лица»), находящееся не за пределами природы, а растворённое в ней. Образованное от греческих слов «всё» и «Бог», понятие отрицает наличие Творца.

Трагическое мироощущение поэта в 30-40 г.г. связано именно с убеждением Тютчева в том, что «нет в творении Творца». А желание «прильнуть к ногам Христа» придёт позже. Человек, не укреплённый в вере, относящийся к Библии как литературному произведению и не имеющий источника для обретения духовной силы, всегда будет чувствовать страх перед жизнью, перед своими страстями – душевной «бездной».

10) В одном из стихотворений поэт молится и о себе, и о «сиротах бездомных» - всех нас. 2 том, 39.

О чём эти прекрасные стихи? (О том, что жизнь без веры вызывает страх перед бездной, хаосом, мешающий человеку видеть «светлую луговину» божественного космоса.)

10)Практикум по лингвостилистическому анализу стихотворения «О чём ты воешь, ветр ночной?». (1835) 1 том, 221.

Учитель. Итак, мы попытались понять, что мир тютчевского стихотворения непростой, но его можно открыть особым «ключом», в основе которого лежат представления о художественных и философских принципах поэта.

Наш анализ «О чём ты воешь, ветр ночной?..» будет ступенчатый. Мои вопросы – это «ступеньки», по которым мы будем восходить к пониманию художественного совершенства стихотворения и его идеи.

1. В чём жанровое своеобразие стихотворения? (Фрагмент. Отрывок)

2. Какова тема этого отрывка?(Ночные впечатления поэта, вслушивающегося в буйство ветра и в себя)

3. Какой стихотворный размер выбирает поэт и почему? (4-х стопный ямб – «живописный, сабельный, ударный» (К. Бальмонт), энергичный стих, рисующий буйство стихии.)

4. Почему поэт использует перекрёстную рифмовку мужских (ночной – твой) и женских окончаний (безумно –шумно)?(Перекрёстная рифма имитирует порывы ветра: то сильный, то затихающий.)

5. В чём своеобразие глаголов, используемых поэтом при описании ветра? Найдите их. («Воешь», «сетуешь», «роешь», «взрываешь» - глаголы - олицетворения, рисующие ветер как живое существо, как истового зверя.)

6. Вспомним Пушкина: «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет…» Чем отличается тютчевский ветер о пушкинского? Обратите внимание на эпитеты Тютчева. (У Пушкина ветер ласковый, лёгкий; у Тютчева – сама стихия, вестник вселенского хаоса. Он характеризуется «безумно», «шумно», «жалобно», «страшных песен», которые в сочетании с экспрессивными глаголами рисуют портрет ветра.)

7. Почему поэт пишет о ветре: «понятным сердцу языком твердишь о непонятной муке»? Что общего между ветром и тайной, «ночной», жизнью человеческой души? (И ветер, и человек, по Тютчеву, - это всё природа, подверженная стихийности, ведь человек часто испытывает бури: гнев, ревность, страстную любовь, отчаяние, злобу.)

8. Кого и что заклинает Тютчев словами «О, страшных песен сих не пой…», «О, бурь заснувших не буди…»? (И ветер, и душу человеческую, в которых хаос нарушает идеальное, гармоническое состояние. А подверженный «безумию и безобразию», «демоническим порывам», как писал Вл. Соловьёв по поводу этого стихотворения. Человек «восстаёт против всего положительного и должного». Мы к этому добавим: пребывающий в состоянии безумия, демонических порывов человек способен на зло, способен мстить, убивать, неоправданно конфликтовать.)

9. В чём смысл тютчевского заклинания? Как он связан с идеей стихотворения? («Человек – ты часть природы, но необходимо обуздать свою стихийную, тёмную. Ночную душу, не разрешай страстям себя поработить! Я пока не знаю, как это сделать… Я буду думать…» - так размышлял поэт в 1835 году, чтобы ответить на этот вопрос в 1855 году: «К ногам Христа навек прильнуть!», т. е. обуздать свои страсти христианским смирением.)

11)выход из учебной ситуации.

12)На сегодняшнем уроке мы убедились в который раз, что эстетическое и философское в стихах Тютчева слито воедино. Поэтизируя природу, не нужно её обожествлять, чувствуя родственность и нераздельность с ней, человек должен облагородить в себе природу высокой моралью.

13)Домашнее задание. Выучить любое стихотворение на Тему «Человек и природа»

14)Прочитать стихотворения «Я помню время золотое» (1834), «Я встретил вас – и всё былое…» (1870); «О, как убийственно мы любим…» (1851); «Не раз ты слышала признанье…» (1851); «Предопределение» (1851); «Я очи знал, - о, эти очи!..» (1852).

«Весенние воды»

Ещё в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят –

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят –

Они гласят во все концы:

«Весна идёт, весна идёт!

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперёд!»

Весна идёт, весна идёт!

И тихих, тёплых майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней.

(1827-1830)

Карточка 1.Какой художественно цели служат аллитерации в стихотворении «Весенние воды»?

Откуда Тютчев взял свою красивую метафору «майских дней румяный, светлый хоровод… толпится весело за ней» поэт?

«Весенняя гроза»

Люблю грозу в начале мая,

Наши рекомендации