Право и политика, их взаимодействия.
Государство непосредственно связано с правом и проводит через него свои установления.
Право не существует без государства, оно является его непосредственным продуктом; хотя оно и обусловлено экономикой, порождается не ей, а государством в процессе особой государственной деятельности – правотворчества.
37.
Современные концепции права
В настоящее время в научной литературе утвердился ряд концепций права, которые условно можно разбить на три основные группы: 1) концепции естественного права; 2) концепции позитивного права; 3) либертарно-юридическая концепция права.
Естественно-правовые концепции правопонимания, которые в литературе обычно называют концепциями естественного права, прошли долгий путь развития, неоднократно изменяя свой облик с учетом объективных условий и субъективных факторов. Вместе с тем общим для всех естественно-правовых воззрений на каждом историческом этапе бытия человечества, развития его духовной культуры оставались поиск и выделение чего-то вечного и незыблемого, что определяло бы право. При этом смысл бытия человеческих сообществ, самого человечества в его диалектической взаимосвязи с живой и неживой природой оставался вовне исследования в данных концепциях. Иными словами, организация и структура жизни общностей людей рассматривалась как производное от правомочий человека, причем человека как некой абстракции, а не реального живого существа, имеющего и биологические, и социальные, и психические составляющие, находящиеся в единстве, что объективно предполагает возникновение в нем реальных противоречий. В концепциях естественного права оно, право, рассматривается как совокупность воззрений на правомочия человека, основанных на незыблемых, вечных ценностях, которые определяют содержание и структуру его бытия как субъекта и объекта всей общественной жизни, являются основой всей нормативно-правовой структуры сообществ людей и государств.
Первые воззрения, обосновывающие естественно-правовые построения, зародились в античной Греции. Именно в этот период было сформулировано положение о справедливости как критерии оценки закона в его соотношении с правом. Источником права, причиной его возникновения и развития признавались полномочия человека внедрять меру справедливости в общественные отношения.
В дальнейшем под общим понятием "естественное право" етапи развиваться различные по своему содержанию варианты концепций. При этом появляющиеся теории естественного права, раскрывая суть права через человека, посредством нрав человека, практически не поясняли, о каком человеке идет речь, ведь если иметь в виду родившегося ребенка, то он но факту своего появления на свет есть представитель рода человеческого и только, но как представитель конкретного общества, как гражданин конкретного государства он приобретает определенное статусное положение. Возникает вопрос о том, может ли государство предоставить ему больше того, чем оно обладает, и, следовательно, о какой справедливости здесь может идти речь? Конкретные правомочия для конкретного формирующегося как человек представителя рода человеческого, существующие как нечто общее, находят проявление в конкретных формах и в рамкахопределенной меры, соответствующей реальному бытию сообществ и государств, где этот субъект социализируется. Однако этот аспект бытия человека концепции естественного