Выделяются следующие признаки общественного объединения
1) добровольное объединение;
2) некоммерческое;
3) негосударственная структура;
4) действует на основании устава.
Признаками общественно-политической организации являются: широкая социальная основа, массовость, самостоятельность, действенность, непосредственное выражение интересов народа, признание власти и противостояние ей.
Задача общественных организаций – выражение, защита и реализация интересов различных социальных, профессиональных, возрастных и других групп общества.
Основные типы общественно-политических организаций: союзы и объединения, собрания и ассоциации, палаты и комитеты, вооруженные группы и группы давления.
Виды общественно-политических движений:
– в зависимости от сферы деятельности: социально-политические, этнополитические, конфессиональные, экономические, экологические, антивоенные, научные и т. д.;
– в зависимости от целей: революционные и контрреволюционные, реформаторские и консервативные, национал-демократические и общедемократические;
– в зависимости от количества участников: массовые либо элитарные;
– в зависимости от места в политическом спектре: левые, центристские и правые;
– в зависимости от масштаба деятельности: местные, региональные, общефедеральные, межгосударственные и т. п.;
– в зависимости от социального состава: профессиональные, женские, молодежные;
– в зависимости от характера возникновения: сознательно организуемые и стихийные;
– в зависимости от методов действий: насильственные и ненасильственные.
19. Политические партии и партийные системы.
Политические партии - это добровольно организованные политические объединения граждан, придерживающихся одной идеологии и ориентированных на завоевание и осуществление политической власти".
Партии отличаются от социальных движений и других общественных объединений рядом главных признаков.
наличие определенной политической идеологии как своеобразного отражения мира и его преобразования; совокупности политических идеалов и ценностей;
принятие программы действий с обозначенной стратегией и тактикой;
формирование организационной структуры: четкое внутреннее деление, управленческий аппарат и т.д.; зафиксированные, как правило, в Уставе партии;
обязательным условием успешного функционирования партий является прочная социальная база (поддержка народа, класса, социальной группы и т.д., которые голосуют за партию на выборах, финансируют ее деятельность, проводят агитационно-пропагандистскую работу и т.д.);
обязательный атрибут любой партии – это выдвижение и осуществление такой политической цели как борьба за власть и участие в ее реализации. В этом заключается главное отличие партий от других общественных организаций и движений, действующих в политике. Какую бы конкретную цель ни ставила перед собой партия – будь то построение коммунизма или охрана окружающей среды – она добивается того с помощью борьбы за власть. Этим политическая партия и отличается, прежде всего, от других разновидностей общественных объединений (общественных организаций и движений), которые также активно участвуют в политической жизни, но не добиваются прямого контроля над правительственной властью. Победившие на выборах партии становятся правящими и получают право определять внутреннюю и внешнюю политику страны.
Основные типы:
1. По участию в осуществлении политической власти и роли в политической системе партии делятся на правящие и оппозиционные.
2. По характеру своей деятельности партии могут быть классифицированы как парламентские и «авангардные».
3. По организационной структуре и условиям партийного членства (типология М.Дюверже) партии типологизируются на кадровые и массовые.
4. 4. По отношению к существующему порядку, содержанию целей и задач выделяют революционные партии, реформистские (стремящиеся к улучшению общественной жизни без структурных принципиальных изменений), консервативные и реакционные партии (стремящиеся к восстановлению предшествующих общественных порядков и структур).
5. В дополнение вышеназванной типологии принято также различать «левые», «правые» и «центристские» партии на основе политической тактики, или «политического темперамента».
6. По виду партийного руководства партии бывают вождистскими и с коллегиальным управлением.
7. По своей классовой сущности партии подразделяются на буржуазные, мелкобуржуазные, помещичьи, крестьянские, рабочие.
8. С точки зрения их идейно-политической ориентации различаются коммунистические, социал-демократические, либеральные, консервативные партии, а также партии, опирающиеся на различные религиозные и национальные доктрины.
20. Общественно-политические организации и движения в политической жизни современного общества.
Общественно-политические движения стремятся воздействовать на власть, но сами, как правило, не добиваются власти.
Существуют множество типов общественно-политических движений:
- с точки зрения отношения к существующему строю движения бывают консервативными, реформаторскими и революционными;
- по идеологической основе – либерально-демократические, консервативные, социалистические;
- по национальному признаку – национально-освободительные, за самоопределение нации, культурно-национальную автономию и др.;
- по демографическому признаку – молодежные, студенческие и др.;
- по масштабам – международные, региональные, в стране, штате, республике;
- по методам и способам действия – легальные нелегальные, формальные, неформальные, ориентирующиеся на мирные или насильственные действия.
Общественно-политические движения выполняют важные функции:
- конденсируют интересы, настроения широких разнородных слоев населения:
- выдвигают цели, разрабатывают способы их достижения;
- создают крупную политическую силу, сосредоточенную на решении конкретной политической задачи;
- руководят массовыми выступлениями, организуют ненасильственные, а иногда и насильственные выступления.
У движений, как правило, отсутствует единая программа, устав. Они отличаются непостоянным числом участников, обычно не имеют сильного центра, единой структуры, дисциплины. Они опираются на неорганизованные массы, могут также поддерживаться различными общественными организациями и автономными ассоциациями некоторых партий.
21. Политическое поведение: разновидности и характерные черты.
Политическое поведение - это любая форма участия в осуществлении власти или противодействия ей. Оно может охватывать участие в формальных организациях или движениях, включенность в различные элементы политической системы или сознательное отстранение от них.
Основные особенности массового политического поведения:
· Статичность, инерционность (массы не обладают свойством самоорганизации, они пассивны и инерционны в выборе методов своих действий).
· Стохастичность, вероятность (в массовом поведении велика случайность, неупорядоченность отношений между людьми).
· Ситуативность (характер действий масс часто определяется местом, временем, поводом; долговременные, рациональные интересы соседствуют с эмоциональными проявлениями).
· Анонимность (членам масс не интересны индивидуальные свойства, личностные качества друг друга).
· Отказ от личной ответственности.
Виды :
Не властное (политическое участие) | Властное (политическое поведение) |
Участие в референдуме | В узком смысле |
Голосование на выборах (электоральное поведение) | Организация партии |
« Прямые действия» | Сложение полномочий |
Экстремальные (патологические действия) | Принятие управленческого политического решения |
22. Сущность и основные типы политического режима.
Политический режим –это система приемов, методов, способов осуществления политической власти в обществе. Понятие политического режима является ключевым для формирования представлений об основных системах власти. Исходя из него судят о подлинной картине принципов организации политического устройства общества. Политический режим характеризует определенный политический климат, существующий в той или иной стране в конкретный период ее исторического развития.
Режимы:
Демократический
Недемократический (тоталитарный, авторитарный)
23. Тоталитарный политический режим: социальная база и основные черты.
Тоталитарный режим (от лат. totalis — весь, целый) возникает, когда все сферы жизни общества контролируются властью. Власть при тоталитарном режиме монополизирована (партией, вождем, диктатором), единая идеология обязательна для всех граждан. Отсутствие всякого инакомыслия обеспечивается мощным аппаратом надзора и контроля, полицейскими репрессиями, актами устрашения. Тоталитарный режим формирует безынициативную личность, склонную к подчинению.
Признаки тоталитарного политического режима:
1. Наличие единственной массовой партии во главе с харизматическим лидером, а также фактическое слияние партийных и государственных структур. Э
2. Монополизация и централизация власти, когда такие политические ценности, как подчинение и лояльность по отношению к «партии-государству», являются первичными по сравнению с ценностями материальными, религиозными, эстетическими в мотивации и оценке человеческих поступков.
3. «Единовластие» официальной идеологии, которая посредством массированной и целенаправленной индоктринации (СМИ, обучение, пропаганда) навязывается обществу как единственно верный, истинный способ мышления.
4. Система физического и психологического террора, режим полицейского государства, где в качестве базового «правового» принципа господствует принцип: «Разрешено только то, что приказано властью, все остальное запрещено».
К тоталитарным режимам традиционно относятся коммунистические и фашистские.
24. Авторитарный политический режим и его основные черты.
Авторитарный режим (от греч. autocritas — власть) возникает, когда власть сосредоточивается в руках отдельного человека или группы людей. Обычно авторитаризм сочетается с диктатурой. Политическая оппозиция при авторитаризме невозможна, однако в неполитических сферах, например в экономике, культуре или частной жизни, сохраняются автономия личности и относительная свобода.
Основные признаки авторитарного режима:
1. Власть носит неограниченный, неподконтрольный гражданам характери концентрируется в руках одного человека или группы лиц. Это может быть тиран, военная хунта, монарх и т.д.;
2. Опора (потенциальная или реальная) на силу. Авторитарный режим может и не прибегать к массовым репрессиям и даже пользоваться популярностью среди широких слоев населения. Однако, в принципе, он может позволить себе любые действия по отношению к гражданам с тем, чтобы принудить их к повиновению;
3. Монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции, независимой легальной политической деятельности. Данное обстоятельство не исключает существования ограниченного числа партий, профсоюзов и некоторых других организаций, но их деятельность строго регламентируется и контролируется властями;
4. Пополнение руководящих кадров осуществляется путем кооптации, а не предвыборной конкурентной борьбы; отсутствуют конституционные механизмы преемственности и передачи власти. Смена власти нередко происходит через перевороты с использованием вооруженных сил и насилия;
5. Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы, и, прежде всего, в экономику. Власть занимается, в первую очередь, вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны и внешней политики, хотя она может влиять и на стратегию экономического развития, проводить активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного саморегулирования.
В этой связи авторитарный режим нередко называют способом правления с ограниченным морализмом: «Разрешено все, кроме политики».
Авторитарные режимы можно подразделить на жестко авторитарные, умеренные и либеральные. Выделяют еще и такие типы, как «популистский авторитаризм», опирающийся на уравнительно ориентированные массы, а также «национал-патриотический», при котором национальная идея используется властями для создания либо тоталитарного, либо демократического общества и др.
В число авторитарных режимов включают:
§ абсолютные и дуалистические монархии;
§ военные диктатуры, или режимы с военным правлением;
§ теократию;
§ персональные тирании.
25. Демократический политический режим, его черты, предпосылки утверждения и функционирования.
Демократический режим (от греч. demokratia — народовластие) основан на признании народа основным источником власти, на принципах равенства и свободы. Признаки демократии следующие:
выборность - происходит избрание граждан в органы государственной власти путем всеобщих равных и прямых выборов;
разделение властей - власть разделяется на законодательную, исполнительную и судебную ветви, независимые друг от друга;
гражданское общество - граждане могут воздействовать на власть при помощи развитой сети добровольческих общественных организаций;
равноправие - все имеют равные гражданские и политические
права и свободы, а также гарантии их зашиты;
плюрализм — господствует уважение к чужим мнениям и идеологиям, в том числе к оппозиционным, обеспечены полная гласность и свобода прессы от цензуры;
согласие - политические и другие социальные отношения направлены на поиск компромисса, а не на насильственное решение проблемы; все конфликты решаются правовым путем.
Демократия бывает прямой и представительной. При прямой демократии решения принимаются непосредственно всеми гражданами, имеющими право голоса.
Базовые принципы демократического режима власти:
1. Народный суверенитет, т.е. первичным носителем власти выступает народ. Всякая власть от народа и делегируется им.
2. Свободные выборы представителей власти.
3. Подчинение меньшинства большинству при строгом соблюдении прав меньшинства.
4. Реализация принципа разделения властей. Три ветви власти — законодательная, исполнительная и судебная
5. Конституционализм и господство закона во всех сферах жизни. «Все, что не запрещено законом, - разрешено».
К демократическим режимам относят:
президентские республики;
парламентские республики;
парламентские монархии.
26. Трансформация и модернизация современных политических режимов.
Основной причиной может служить то, что предыдущий режим перестал удовлетворять ожиданиям основных социальных слоев. Этому предшествует длительный этап ослабления жизнеспособности предыдущего режима.
Процесс смены политического режима в политологии называют «политический транзит».
Пути трансформации политических режимов:
вооруженная интервенция извне;
революция снизу – неизбежно сопряжена с большими человеческими жертвами и потерями материальных и духовных ценностей;
капитуляция (абдикация) – редко встречающийся путь, требуется, чтобы политический режим до крайней степени дискредитировал себя в глазах общества;
революция сверху – наиболее оптимальный путь, открывающий возможность наименьших потерь.
27. Политическая элита, ее сущность, черты и функции.
Термин “элита” в переводе с латинского означает “лучший”, “отборный”, “избранный”.
Политическая элита — это относительно немногочисленный слой людей (своего рода управляющий класс), занимающий руководящие посты в органах государственной власти, политических партиях, общественных организациях и т.п. и влияющий на выработку и осуществление политики в стране.
Функции политической элиты:
— стратегическая (определение политической программы действий путем генерирования новых идей, отражающих интересы общества, классов, слоев и т.п.);
— организаторская (осуществление на практике выработанного курса, воплощение политических решений в жизнь)
— интегративная (укрепление стабильности и единства общества, устойчивости его политической и экономической систем, недопущение и разрешение конфликтных ситуаций).
Политическая элита подразделяется на правящую (которая непосредственно обладает государственной властью), оппозиционную (т.е. контрэлиту), высшую (которая принимает значимые для всего общества решения) и т.д.
Политическая элита имеет свои характерные черты:
• право выдвижения из своей среды политических лидеров;
• право на привилегии;
• закрытость или полузакрытость для чужих социальных слоев;
• психологию превосходства;
• собственную идеологию;
• доступ к закрытой информации и высокой культуре.
28. Политическая элита и тенденции ее эволюции.
29. Политическое лидерство, его природа, функции и типологии.
Лидерство рассматривается в политологии как один из механизмов регулирования отношений людей, социальных групп, институтов, общества в целом. Его сущность составляют отношения доминирования и подчинения, влияния и следования.
1. «Теория черт» Суть теории сводится к попыткам выявить набор желательных или обязательных психологических черт личности лидера.
2. Но это уже приверженцы второй волны «теории черт». Сторонники ситуационного подхода исходят из того, что различные черты лидера варьируются в зависимости от ситуации.
3. Весьма близка ситуационному подходу теория определяющей роли последователей. На первый план выдвигается анализ не самих лидеров, а их последователей, их интересов и запросов. Группа сама выбирает себе лидера, который удовлетворяет ее.
Политическое лидерство имеет определенные признаки:
1) наличие собственной политической программы, умение реализовать ее;
2) популярность, авторитет, ответственность. Только тот, кто способен взять на себя ответственность, и может выступать в роли лидера;
3) постоянно всей своей практикой доказывать право на лидерство и оправдывать кредит доверия.
С научной точки зрения представляет интерес типология лидеров;
1) традиционное лидерство, основанное на вере в святость традиций (например, старший сын монарха после его смерти сам «законно» (или легитимно) становится монархом;
2) рационально-легальное лидерство, основанное на вере в законность существующего порядка и его «разумность».
3) харизматическое лидерство, основанное на вере в сверхъестественные способности вождя, на культе его личности.
По стилю деятельности типы лидера выделяются как авторитарный и демократический.
По характеру деятельности типы лидерства выделяются как:
1) универсальный, то есть постоянно проявляющий качество лидера;
2) ситуационный, проявляющий качество лидера в определенной ситуации.
По содержанию типы лидерства выделяются как:
а) лидер-вдохновитель, разрабатывающий и предлагающий программу поведения;
б) лидер-исполнитель, организатор выполнения уже заданной программы;
в) лидер, являющийся одновременно и вдохновителем, и организатором.
По видам деятельности различают «формальное» и «неформальное» лидерство.
Политологи обычно разделяют индивидуальное лидерство — лидер и его последователи и коллективное лидерство — элита и массы.
Политическое лидерство выполняет ряд важнейших функций к ним относятся:
1. Определение и формулирование интересов социальных групп целей социальной и политической деятельности, выявление способов и методов реализации интересов и достижения целей (программная функция).
2. Процесс выработки и принятия политических решений (управленческая функция).
3. Мобилизация масс на достижение политических целей, распределение социальных ролей и функций в обществе, инициирование и социальных инноваций (мобилизационная функция).
4. Интеграция общества, объединение масс. Лидер призван обеспечивать национальное единство в масштабах большого сообщества, которым он руководит, или государства в целом (интегративная функция).
5. Коммуникация власти и масс, т.е. организация связи между обществом и властью. Убеждение общества в целесообразности и правильности принимаемых властных решений (коммуникативная функция).
6. Легитимация власти. Обеспечение поддержки власти на основе личного авторитета и влияния на массы (функция легитимации).
30. Политическая культура как социальное явление.
31. Политическая культура в современном обществе: особенности, источники и пути развития.
32. Политическая социализация и политическая культура.
33. Сущность, содержание и эволюция политических конфликтов.
34. Классификация политических конфликтов, основные пути и механизм их разрешения.
35. Сущность, содержание, субъекты и объекты политики.
36. Виды политики и особенности ее осуществления в 21 веке.
37. Принципы выработки и осуществления политики.
38. Военная доктрина государства – теоретическая основа военной политики.
39. Политическая и военно-техническая стороны военной доктрины.
40. Основные направления политики современного государства.
41. Роль ОДКБ в военно-политической деятельности государства.
42. Национально-государственные интересы современного общества.
43. Внешняя политика ведущих государств мира в современных условиях.
44. Средства обеспечения безопасности и защиты государственного суверенитета.
45. Формы и типы международных отношений.