Энергообеспеченность народного хозяйства и энергоемкость отдельных видов производства Республики Беларусь

Топливно-энергетический комплекс нашей страны пол­ностью удовлетворяет потребности народного хозяйства и населения в электрической и тепловой энергии, обеспечива­ет природным и сжиженным газом, твердыми видами топ­лива. Однако использование энергии и первичных энерго­ресурсов недостаточно эффективно.

Примерно треть всего используемого в машинострое­нии котельно-печного топлива идет на нужды литейного, кузнечно-прессового и термического производства. На тех­нологические нужды используется около половины всей потребляемой теплоты и около трети всей электроэнергии. Основными потребителями энергоресурсов в машинострое­нии являются вагранки, плавильные печи, тягодутьевые ма­шины (вентиляторы и дымососы), нагревательные печи, су­шилки, гальваническое оборудование, сварочные агрегаты, прессовое хозяйство.

Причинами малой эффективности использования топли­ва и энергии в отраслях машиностроения являются низкий технический уровень печного хозяйства, высокая металло­емкость изделий, большая доля отходов металла при его об­работке, низкий уровень использования вторичных энерго­ресурсов, нерациональное использование энергоносителей, значительные потери в тепловых и электрических сетях.

Отечественная промышленность по удельным расходам топлива и электроэнергии пока уступает европейским стра­нам по аналогичным показателям (табл. 8.3). Энергоемкость нашей сельхозпродукции в 3-5 раз выше, чем в развитых странах. Так, для производства 1 т говядины тратится 550 кВт-ч электроэнергии, 1 т свинины - в 2,5 раза больше. Совокупный расход энергоресурсов в производстве 1 т зерна составляет 28-30 кг у. т.

Главные причины неэффективного использования ТЭР в Беларуси обусловлены недостатками проектирования, стро­ительства и эксплуатации, отсутствием технической базы по производству необходимого оборудования, приборов, аппа­ратуры, средств автоматизации и систем управления.

7. Государственная политика и совершенствование *>1 управления энергосбережением в Республике Беларусь

В целях проведения эффективной, целенаправленной по­литики и координации деятельности государственных орга­нов по повышению эффективности использования топлив­но-энергетических ресурсов, а также регулирования отно­шений, возникающих в процессе деятельности юридических и физических лиц в сфере добычи, производства, транспор­тировки, нормирования, распределения и использования топ­ливно-энергетических ресурсов решениями Президента Рес­публики Беларусь и правительства создана государственная структура управления энергосбережением, в которую входят:

- Госкомитет по энергосбережению и энергетическому надзору;

- Областные и Минское городское управления по надзору за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов;

- Координационный межведомственный совет по энерго­сбережению и эффективному использованию местных топ­ливных ресурсов;

- межведомственные комиссии по энергосбережению в областях и г. Минске;

- Экспертный совет при Государственном комитете по энер­госбережению и энергетическому надзору;

- унитарные предприятия "Белэнергосбережение" и "Белинвестэнергосбережение".

Постоянно совершенствуется законодательная база энер­госбережения. Приняты:

- законы Республики Беларусь "Об энергосбережении" от 19 июня 1998 г. и "О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь «Об административных правонарушениях» (в части определения ответственности дол­жностных лиц за нерациональное использование топлива и энергии)" от 5 января 2006 г.;

- постановления Совета Министров Гсспуп пи и I "О дополнительных мерах по обеспечению эффективного использования топливно-энергетических ресурсов» от 2 июля 1997 г. № 819, "О мерах по усилению работы по рел.пи.пипт энергосберегающей политики в Республике Беларусь." от 19 июня 1998 г. № 965 и ряд других постановлений;

- нормативно-технические и правовые акты в сфере энергосбережения.

Создан Республиканский фонд "Энергосбережение", на­полняемый за счет платежей и отчислений в результате при­менения экономических санкций, добровольных взносов и других платежей в соответствии с законодательством и расходуемый на реализацию мероприятий по энергосбере­жению. Уполномоченными банками субъектам хозяйство­вания предоставляются льготные кредиты (половина став­ки рефинансирования) на выполнение мероприятий по энер­госбережению. Начиная с 1998 г. субъектам хозяйствова­ния, независимо от формы собственности, разрешено вклю­чать в себестоимость продукции в течение года после вне­дрения энерго- и ресурсосберегающих мероприятий сто­имость сэкономленных ТЭР, материальных и сырьевых ре­сурсов и аккумулировать данные средства в создаваемых ими фондах "Энерго- и ресурсосбережение" с последующим их целевым использованием. Производится финансирова­ние на безвозвратной основе энергосберегающих мероприя­тий в организациях бюджетной сферы и по отдельным на­правлениям энергосбережения за счет средств инновацион­ного фонда концерна "Белэнерго". Целевые показатели по энергосбережению с 1996 г. доводятся до министерств, других республиканских органов государственного управ­ления, объединений, подчиненных Правительству Республи­ки Беларусь. На основании Государственной программы по энергосбережению разрабатываются региональные и от­раслевые программы, а также программы отдельных пред­приятий и организаций. Установлена государственная ста­тистическая отчетность о выполнении мероприятий по энер­госбережению .



Наши рекомендации