Энергообеспеченность народного хозяйства и энергоемкость отдельных видов производства Республики Беларусь
Топливно-энергетический комплекс нашей страны полностью удовлетворяет потребности народного хозяйства и населения в электрической и тепловой энергии, обеспечивает природным и сжиженным газом, твердыми видами топлива. Однако использование энергии и первичных энергоресурсов недостаточно эффективно.
Примерно треть всего используемого в машиностроении котельно-печного топлива идет на нужды литейного, кузнечно-прессового и термического производства. На технологические нужды используется около половины всей потребляемой теплоты и около трети всей электроэнергии. Основными потребителями энергоресурсов в машиностроении являются вагранки, плавильные печи, тягодутьевые машины (вентиляторы и дымососы), нагревательные печи, сушилки, гальваническое оборудование, сварочные агрегаты, прессовое хозяйство.
Причинами малой эффективности использования топлива и энергии в отраслях машиностроения являются низкий технический уровень печного хозяйства, высокая металлоемкость изделий, большая доля отходов металла при его обработке, низкий уровень использования вторичных энергоресурсов, нерациональное использование энергоносителей, значительные потери в тепловых и электрических сетях.
Отечественная промышленность по удельным расходам топлива и электроэнергии пока уступает европейским странам по аналогичным показателям (табл. 8.3). Энергоемкость нашей сельхозпродукции в 3-5 раз выше, чем в развитых странах. Так, для производства 1 т говядины тратится 550 кВт-ч электроэнергии, 1 т свинины - в 2,5 раза больше. Совокупный расход энергоресурсов в производстве 1 т зерна составляет 28-30 кг у. т.
Главные причины неэффективного использования ТЭР в Беларуси обусловлены недостатками проектирования, строительства и эксплуатации, отсутствием технической базы по производству необходимого оборудования, приборов, аппаратуры, средств автоматизации и систем управления.
7. Государственная политика и совершенствование *>1 управления энергосбережением в Республике Беларусь
В целях проведения эффективной, целенаправленной политики и координации деятельности государственных органов по повышению эффективности использования топливно-энергетических ресурсов, а также регулирования отношений, возникающих в процессе деятельности юридических и физических лиц в сфере добычи, производства, транспортировки, нормирования, распределения и использования топливно-энергетических ресурсов решениями Президента Республики Беларусь и правительства создана государственная структура управления энергосбережением, в которую входят:
- Госкомитет по энергосбережению и энергетическому надзору;
- Областные и Минское городское управления по надзору за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов;
- Координационный межведомственный совет по энергосбережению и эффективному использованию местных топливных ресурсов;
- межведомственные комиссии по энергосбережению в областях и г. Минске;
- Экспертный совет при Государственном комитете по энергосбережению и энергетическому надзору;
- унитарные предприятия "Белэнергосбережение" и "Белинвестэнергосбережение".
Постоянно совершенствуется законодательная база энергосбережения. Приняты:
- законы Республики Беларусь "Об энергосбережении" от 19 июня 1998 г. и "О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь «Об административных правонарушениях» (в части определения ответственности должностных лиц за нерациональное использование топлива и энергии)" от 5 января 2006 г.;
- постановления Совета Министров Гсспуп пи и I "О дополнительных мерах по обеспечению эффективного использования топливно-энергетических ресурсов» от 2 июля 1997 г. № 819, "О мерах по усилению работы по рел.пи.пипт энергосберегающей политики в Республике Беларусь." от 19 июня 1998 г. № 965 и ряд других постановлений;
- нормативно-технические и правовые акты в сфере энергосбережения.
Создан Республиканский фонд "Энергосбережение", наполняемый за счет платежей и отчислений в результате применения экономических санкций, добровольных взносов и других платежей в соответствии с законодательством и расходуемый на реализацию мероприятий по энергосбережению. Уполномоченными банками субъектам хозяйствования предоставляются льготные кредиты (половина ставки рефинансирования) на выполнение мероприятий по энергосбережению. Начиная с 1998 г. субъектам хозяйствования, независимо от формы собственности, разрешено включать в себестоимость продукции в течение года после внедрения энерго- и ресурсосберегающих мероприятий стоимость сэкономленных ТЭР, материальных и сырьевых ресурсов и аккумулировать данные средства в создаваемых ими фондах "Энерго- и ресурсосбережение" с последующим их целевым использованием. Производится финансирование на безвозвратной основе энергосберегающих мероприятий в организациях бюджетной сферы и по отдельным направлениям энергосбережения за счет средств инновационного фонда концерна "Белэнерго". Целевые показатели по энергосбережению с 1996 г. доводятся до министерств, других республиканских органов государственного управления, объединений, подчиненных Правительству Республики Беларусь. На основании Государственной программы по энергосбережению разрабатываются региональные и отраслевые программы, а также программы отдельных предприятий и организаций. Установлена государственная статистическая отчетность о выполнении мероприятий по энергосбережению .