Организационные меры защиты информации в телефонных линиях связи

Необходимо прежде всего определить порядок ведения деловых бесед по телефону, узаконить круг лиц, допускаемых к тем или иным внутрифирменным секретам, запретить сотрудникам вести служебные переговоры с домашних телефонов. Для передачи особенно важных материалов использовать только устойчивые сети связи (каналы ФАПСИ, МО, «Исток»), а также скремблеры. Если стало известно, что за вами установлен контроль, то можно использовать во время беседы систему условностей и сознательную дезинформацию. Не рекомендуется называть фамилию и отчество собеседника, если это позволяет этикет. Назначая место и время встречи, лучше переходить на условности (типа — пункт № 2 и т. д.), которые должны быть заранее оговорены и органически вписываться в контекст вашего разговора. Эзопов язык должен быть знаком всем сотрудникам фирмы. Правда, как показала практика, система подобного «кодирования» информации не сможет продержаться достаточно долго.

Рекомендуется приучить к определенному порядку ведения телефонных переговоров и членов семьи: они не должны сообщать кому бы то ни было информацию о том, где вы находитесь и когда вернетесь домой. При шантаже со стороны преступных групп не следует звонить со своего телефонного аппарата, чтобы сообщить об этом в службу безопасности, милицию и т. д. Лучше это сделать с телефона-автомата, от соседей и друзей. Надо учитывать, что в маленьких городах телефонные аппараты милиции и органов безопасности могут легко прослушиваться преступными группировками. В этом случае необходимо, чтобы позвонил ваш друг или коллега и, не называя истинной причины, организовал встречу или беседу с представителями данных организаций.

Для защиты телефонных каналов связи необходимо, чтобы распределительная коробка (РК) телефонов фирмы обязательно находилась в помещении офиса и контролировалась службой безопасности или охраной. В случае, если данное требование совершенно невыполнимо, то желательно установить ее в закрывающемся на замок металлическом ящике, оборудованном сигнализацией. Для ремонта ТА целесообразно приглашать только проверенных специалистов. Желательно заключить договор со специализированной организацией, которая могла бы периодически проводить проверки вашей аппаратуры и линий связи.

Если вы не знакомы с мастером узла связи, собирающимся ремонтировать телефоны в вашем офисе или просто проверить РК, не поленитесь попросить у него служебное удостоверение, позвоните на узел связи и удостоверьтесь, что там действительно работает такой специалист и что именно он получал наряд на работу в вашей фирме. Если данные не подтвердились, срочно принимайте меры. В первую очередь вызовите бригаду для проверки линии и аппаратов. Усильте работу службы безопасности и охраны. Для передачи информации перейдите на запасные каналы связи, в том числе факс, телекс, телеграф (хотя и они, как видно из раздела 1.5, тоже могут контролироваться).

Все перечисленные меры в значительной степени снижают риск потери информации, однако не дают полной гарантии и даже могут привести к целому

ряду дополнительных сложностей в текущей деятельности, если их в дальнейшем не подкрепить техническими мероприятиями.

В крупных организациях имеет смысл создавать собственные службы безопасности (СБ), на которые в числе прочего нужно возложить и- проблемы защиты телефонной связи. Технический отдел СБ в первую очередь должен будет провести следующие основные мероприятия:

>• оценить состояние системы связи (состав, технические характеристики, наличие схем прокладки и т. д.);

>• оценить степень конфиденциальности информации, циркулирующейпо каналам связи;

>• оценить уровень угрозы безопасности со стороны конкурентов, преступников, разведок и т. д.;

>• выявить и оценить степеньопасности всех каналов утечки информации через технические средства;

>• организовать взаимодействие с соседними (по зданию) фирмами, правоохранительными органами, учреждениями связи, специализированными организациями по защите информации, имеющими соответствующие лицензии на данный вид деятельности;

>• изучить законодательные и иные документы по защите информации в сетях телефонной связи;

>• провести анализ доступных средств защиты этих сетей; приобрести и установить технические средства защиты информации;

>• провести обучение персонала по применению этой спецтехники;

>• осуществлять постоянный контроль за эффективностью принятых защитных мероприятий;

>• проводить распределение между пользователями необходимых реквизитов защиты (например, паролей или скремблеров) и т. д.

Из этого далеко не полного перечня видно, что организационные меры необходимо дополнить и проведением комплексатехнических мероприятий по защите линий телефонной связи.

Наши рекомендации