Политические и правовые взгляды... Гамильтона 187
Разумеется, отмечал Гамильтон, конфедерация как союз штатов имеет свои явные и скрытые недостатки — «дефекты», один из которых— «полное отсутствие санкций», < !бсспечивающих исполнение законов, принимаемых на уровне конфедерации: «Соединенные Штаты, как они существуют ныне, не имеют власти добиваться повиновения или наказывать неповиновение принятым ими решениям, либо денежными штрафами, либо приостановлением или лишением привилегий, либо какими-либо иными конституционными способами».
В разряд дефектов конфедерации Гамильтон относил и «отсутствие взаимной гарантии правительств штатов» — гарантий оказания взаимной помощи штатов друг другу в случае тех или иных потрясений: «Без гарантий нужно отказаться от помощи Союза при отвращении тех внутренних опасностей, которые иногда могут поставить под угрозу существование конституций штатов. В каждом штате узурпаторы могут распоясаться и растаптывать свободы народа, в то время как национальное правительство вправе реагировать на эти бесчинства лишь выражением негодования и сожаления».
Указывая на ряд других дефектов существующей конфедерации, А. Гамильтон настаивал на последовательной трансформации конфедерации в федерацию. В связи с этим он отстаивал идею создания и функционирования наряду со «свободными штатами» сильного централизованного государства и соответствующего ему по силе федерального правительства.
Полномочия, касающиеся «создания и руководства национальными вооруженными силами», полномочия «в получении доходов от налогов, за исключением сборов за импорт», полномочия в области внешней политики Гамильтон предлагал предоставить федеральному правительству.
Придерживаясь вместе с другими «отцами-основателями» США принципа разделения властей, Гамильтон особое внимание уделял процессам формирования и распределения полномочий между федеральными органами. Система сдержек и противовесов, по его мнению, должна распространяться не только на отношения между законодательными, исполнительными и судебными органами, но и на отношения палат внутри законодательной власти — нижней палаты (палаты представителей) и верхней (сената). Первая палата представляет интересы основной, малоимущей
188 Глава 11. Политико-правовые учения в США..._______
части населения («класс большинства»), а вторая — интересы крупных собственников, олигархической части населения («класс меньшинства»).
«Главные мерила», с которыми надо, по мнению Гамильтона, подходить «к этому органу управления, таковы:
•S цензы, которым должны соответствовать сенаторы;
S назначение сенаторов законодательными органами штатов;
S равенство представительства в сенате;
S число сенаторов и срок, на который они избираются;.
S полномочия, предоставляемые сенату».
Стремлением обеспечить через сенат власть и интересы «класса» меньшинства — крупных собственников над всем остальным обществом, и прежде всего над «классом» большинства, обусловило особое внимание А. Гамильтона к сенату: «Предоставьте первому классу, то есть "классу" торгово-промышленной буржуазии и плантаторов-рабовладельцев, твердую и постоянную роль в управлении государством», и «он сдержит неустойчивость другого класса», обеспечит тем самым стабильное управление обществом и государством.
По замыслу Гамильтона, наряду с сильным сенатом в системе федеральных «управленческих» органов сильной должна быть и исполнительная власть. Эта власть должна быть сосредоточена в руках президента, который избирается на «длительный срок». Последнее условие является принципиально важным и необходимым, поскольку с ним Гамильтон напрямую связывает две возможности:
1) проявления президентом «личной твердости» при
осуществлении им конституционных полномочий;
2) установления «стабильности системы администра
ции под его эгидой».
Поясняя свою позицию, Гамильтон писал: «Человек, исполняющий обязанности президента и осознающий, что он должен в кратчайший срок сложить свои полномочия, будет очень мало заинтересован, чтобы рискнуть подвергнуться серьезному порицанию или попасть в затруднительное положение в результате независимого применения своих полномочий, или противостоять недобрым настроениям, хотя бы и преходящим, охватившим или значительную часть народа, или даже господствующую фракцию в законодательном органе».
11.4. Политические и правовые взгляды... Гамильтона 189
13удучи центральной фигурой в государственном механизме, президент является главнокомандующим вооруженными силами США, а также «ополчения отдельных шта-14)и, когда оно призывается на действительную службу». Он обладает правом отсрочки исполнения приговоров, а также правом помилования за преступления, совершенные против США. «С совета и согласия Сената» президент наделяется правом заключения международных договоров, назначения послов и иных полномочных представителей и консулов, судей Верховного Суда, а также ряда других должностных лиц.
Согласно представлениям Гамильтона, президент как носитель исполнительной власти должен наделяться огромными полномочиями и в других сферах жизни общества и государства: «В большинстве этих конкретных прав власть президента походит на власть короля Великобритании».
Наряду с законодательной и исполнительной властями, определенное внимание Гамильтон уделял судебной власти, «из-за существа своих функций всегда менее всего опасной для политических прав, определенных конституцией, ибо у этой власти самые малые возможности для их нарушения или ущемления». Придавая огромное значение роли суда в жизни общества и государства и отвергая распространенный в тот период тезис о предполагаемом «вторжении судебной власти в область законодательной» («на деле это фантом»), Гамильтон последовательно выступал за предоставление судебной власти:
-/ «специфического права интерпретации законов»;
S права на признание недействительными законов, которые противоречат Конституции.
Многие предложения А. Гамильтона, касающиеся государственно-правового устройства США, нашли соответствующее отражение и закрепление в Конституции США 1787 г. «Американцы знают о Гамильтоне, что он был одним из составителей конституции страны и дал ей философское обоснование, что он стал первым министром финансов США, создал Национальный банк и занимал важные посты в правительстве Вашингтона».
190_____Глава 11. Политико-правовые учения в США...
Вопросы для самоконтроля
1. С чем Пейн сравнивал конституцию государства?
2. Что служило для Пейна доказательством реальности есте
ственных прав человека?
3. Какое место в правовом учении Пейна занимают права
поколений?
4. Как Пейн соотносил прецедентное право с правом законо
дательным?
5. К каким радикальным выводам пришел Пейн, следуя тео
рии договорного происхождения государства?
6. В каком документе наиболее ярко проявились политиче
ские и правовые взгляды Джефферсона?
7. В чем суть этих взглядов Джефферсона?
8. Интересы какой части общества отстаивал Мэдисон и по
чему?
9. Что понимал Мэдисон под «обществом»?
10. Почему Мэдисон отстаивал идею республиканской фор
мы правления для США?
11. Каковы, по мнению Гамильтона, были дефекты конфеде
рации штатов?
12. Каким образом Гамильтон предлагал трансформировать
конфедерацию в федерацию?
Литература
Американские просветители. Избранные произведения: В 2 т. М., 1968-1969.
БёркЭ. Правление, политика и общество. М., 2001.
Бёрк Э. Размышления о революции во Франции. М., 1993.
Бурстин Д. Американцы: национальный опыт. М., 1993.
Громаков Б.С. Политические и правовые взгляды Пейна. М., 1960.
Дементьев И.П. Идейная борьба в США по вопросам экспансии. М., 1973.
Каримский A.M. Революция 1776 года и становление американской философии. М., 1976.
Паррингтон В.Л. Основные течения американской мысли: В 3 т. М., 1962-1963.
Пейн Т. Избранные сочинения. М., 1959.
Согрин В.В. Идейные течения в американской революции XVIII века. М., 1980.
Согрин В.В. Основатели США: исторические портреты. М., 1983.
Соединенные штаты Америки: Конституция и законодательные акты / Под ред. О.А. Жидкова. М., 1993.
Федералист. Политические эссе Александра Гамильтона, Джеймса Мэдисона и Джона Джея. М., 1993.
Шлезингер А. Циклы американской истории. М., 1992.
Глава 12