Понятие, виды и значение таможенных услуг в развитии внешнеэкономической деятельности

Переход от концепции «полицейского государства» к концепции «сервисного государства» был обусловлен постепенным переосмыслением места государства в достижении оптимального баланса частных и публичных интересов в обществе. Именно в целях достижения подобного баланса появляются государственные услуги, которые первоначально только способствовали, содействовали реализации государственных функций, но позднее оказание государственных услуг становится одной из основных функций государства в лице его органов.

Одним из видов государственных услуг являются государственные услуги в области таможенного дела, или таможенные услуги, которые предоставляются заинтересованным лицам таможенными органами как органами исполнительной власти. Административные процедуры предоставления таможенных услуг являются важной частью таможенного администрирования в современных условиях.

Проблема качества таможенных услуг и формирования таможенного сервиса является одной из основополагающих и неразрывно связана с вопросом обновления системы качества предоставляемых услуг ТО.

Понятие «таможенная услуга» рассматривается разными авторами по-разному. Обычно в широком и в узком смысле. В широком- таможенная услуга – это общественное благо в форме таможенной деятельности: таможенного регулирования и контроля. Это услуги особого рода, связанные как с обеспечением интересов национальной экономики, так изащитой экономической безопасности государства в целом, и направленные на поддержание и стимулирование высокого уровня внешней торговли.

В более узком понимании таможенная услуга – это содействие участникам ВЭД в осуществлении экспортно-импортных операций. Таможенную услугу в этом смысле обычно рассматривают не только как государственную услугу, выполняемую государственными органами, но и как специфический вид деятельности, направленный на содействие в реализации внешнеэкономических операций.

Таможенная услуга имеет системный характер, поскольку воздействует на сферу ВЭД непосредственно, целостно, т. е. как на смежную систему, в результате чего появляется добавленная ценность (эффект) как для государства в целом, так и для участников ВЭД в частности. Из структуры введенного понятия видно, что между объектом и субъектом услуги имеется обратная связь, представленная на рис. 1.

. Понятие, виды и значение таможенных услуг в развитии внешнеэкономической деятельности - student2.ru

Рис.1 Системный подход к понятию «таможенная услуга»

При рассмотрении вопроса о субъекте и объекте воздействия важно иметь в виду, что управление как структура в таможенных органах носит иерархический характер. Причем различные уровни управления в таможенной системе могут выступать одновременно и в качестве субъекта, и в качестве объекта управления. В связи с этим, управление в системе таможенных органов имеет как минимум двестороны: распорядительную и исполнительную.[1]

Авторы О. В. Гречкина, С. А. Агамагомедовав статье в журнале «Таможенное дело» от 2013 г. №3 (С. 2-7) понимают под государственной услугой в области таможенного дела - направление административной деятельности ТО по реализации ими своих функций. Данные услуги реализуются посредством административных процедур и регламентируются на ведомственном уровне. Качество данных услуг связано с эффективностью контрольной и иной деятельности таможенных органов.[2]

Государственные таможенные услуги входят в систему государственных услуг. Российское законодательство содержит понятие государственной услуги. Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» государственная услуга - это деятельность по реализации функций органов, предоставляющих государственные услуги, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами РФ и нормативными правовыми актами субъектов РФ полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.

При этом согласно подп. «д» п. 2 Указа Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» под функциями по оказанию государственных услуг понимается предоставление федеральными органами исполнительной власти непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях, установленных федеральными законами.

Учеными справедливо отмечается наличие путаницы в определении государственных услуг в нормативно-правовом массиве, а также смешения таких правовых категорий, как государственная услуга, функция и полномочие органов исполнительной власти.

Определение государственной услуги в области таможенного дела в действующем законодательстве отсутствует. Регламент Федеральной таможенной службы, утвержденный приказом ФТС России от 26.12.2012 № 2656 (далее - Регламент), закрепляет положение о том, что ФТС России в порядке и сроки, устанавливаемые Правительством РФ, осуществляет разработку административных регламентов исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг, которые определяют административные процедуры, обеспечивающие осуществление функций ФТС России, эффективную работу главных управлений ФТС России и должностных лиц, реализацию прав граждан. Предоставление государственных услуг осуществляется на основе административных регламентов предоставления государственных услуг, устанавливающих необходимый уровень их качества и доступности.

Стоит отметить, что данное положение Регламента определяет цели административных процедур, определенных регламентами, в качестве которых выступают обеспечение осуществления функций ФТС России и ее структурных подразделений, а также обеспечение реализации прав граждан. В то же время административная деятельность ФТС России по исполнению государственных функций и предоставлению государственных услуг свидетельствует о том, что помимо граждан заинтересованными в получении услуги или реализации функции лицами могут быть юридические лица и предприниматели, в том числе лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, как специальные субъекты таможенных правоотношений.

В настоящее время ведомственная нормативная правовая база ФТС России насчитывает 13 административных регламентов, устанавливающих порядок оказания таможенных услуг.В соответствии с ними можно выделить следующие виды таможенных услуг:

1. Ведение Реестра владельцев магазинов беспошлинной торговли

2. Ведение Реестра владельцев таможенных складов

3. Ведение реестра банков, иных кредитных организаций и страховых организаций, обладающих правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных пошлин, налогов

4. Ведение реестра владельцев складов временного хранения

5. Ведение реестра таможенных перевозчиков

6. Ведение реестра таможенных представителей

7. Ведение реестра уполномоченных экономических операторов

8. Ведение таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности

9. Выдача и отзыв квалификационных аттестатов специалистов по таможенным операциям

10. Информирование об актах таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле и об иных правовых актах Российской Федерации в области таможенного дела и консультирование по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов

11. Контроль за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, а также ввозом в Российскую Федерацию и вывозом из Российской Федерации товаров

12. Принятие предварительного решения о стране происхождения товара

13. Принятие предварительных решений по классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза

2. В зависимости от субъекта (получателя таможенной услуги) государственные таможенные услуги делятся на:

- услуги для лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного

дела;

- услуги для правообладателей;

- услуги для физических лиц, желающих получить статус специалиста по таможенным операциям;

- услуги для иных заинтересованных лиц.

3. Таможенные услуги оказываются бесплатно. (Пошлина в размере 5 тысяч рублей при оказании услуги по классификации товара по ТН ВЭД с участника ВЭД взимается в пользу государства, а не таможенных органов).

4. В зависимости от административной процедуры таможенные услуги делятся на оказываемые в электронной форме и услуги, для которых такая форма не предусмотрена.

Стоит отметить, что одним из индикаторов совершенствования системы государственных услуг выступает доля услуг, предоставляемых ФТС в электронном виде в соответствии с административными регламентами. Получить каждую из 13 услуг, регламентируемых административными регламентами, можно на Едином портале ГосУслуг.[3]

Наши рекомендации