Стадии правового регулирования. Механизм правового регулирования и его элементы.
Каждый основной элемент механизма правового регулирования предполагает соответствующую стадию. Более того, именно в рамках тех или иных стадий вышеназванные элементы только и могут осуществляться. Поэтому пять стадий механизма правового регулирования весьма жестко связаны с его элементами.
1. На первой стадии формулируется общее правило поведения (модель), которое направлено на удовлетворение тех или иных интересов, находящихся в сфере права и требующих их справедливого упорядочения. Здесь не только определяется круг интересов и соответственно правоотношений, в рамках которых их осуществление будет правомерным, но и прогнозируются препятствия этому процессу, а также возможные правовые средства их преодоления (юридические факты, субъективные права и юридические обязанности, акты применения и т.п.). Названная стадия отражается в таком элементе механизма правового регулирования, как нормы права.
2. На второй стадии происходит определение специальных условий, при наступлении которых "включается" действие общих программ и которые позволяют перейти от общих правил к более детальным.
3. Третья стадия - установление конкретной юридической связи с весьма определенным разделением субъектов на управомоченных и обязанных. Иначе говоря, здесь выявляется, какая из сторон имеет интерес и соответствующее субъективное право, призванное его удовлетворять, а какая - обязана либо не препятствовать этому удовлетворению (запрет), либо осуществить известные активные действия в интересах именно управомоченного (обязанность).
4. Четвертая стадия - реализация субъективных прав и юридических обязанностей, при которой правовое регулирование достигает своих целей - позволяет интересу субъекта удовлетвориться. Акты реализации субъективных прав и обязанностей - это основное средство, при помощи которого права и обязанности претворяются в жизнь, т.е. осуществляются в поведении конкретных субъектов.
5.Пятая стадия является факультативной. Она вступает в действие тогда, когда субъекты в процессе правореализации нарушают нормы права и когда на помощь неудовлетворенному интересу должна прийти соответствующая правоприменительная деятельность. Данная факультативная стадия отражается в таком соответственно факультативном элементе механизма правового регулирования, как охранительные правоприменительные акты.
Элементы:
1) норма права;
2) юридический факт или фактический состав (особенно организационно-исполнительный правоприменительный акт);
3) правоотношение;
4) акты реализации прав и обязанностей;
5) охранительный правоприменительный акт (факультативный элемент).
В качестве своеобразных дополнительных элементов механизма правового регулирования могут выступать акты официального толкования норм права, правосознание, режим законности и др.
Экзаменационный билет № 29
Виды правовых норм.
Правовые нормы различают по:
1. Отраслевой принадлежности (нормы конституционного, уголовного, гражданского, трудового и других отраслей права),
2. выполняемой функции в правовом регулировании
а) регулятивные (рассчитаны на правомерное поведение, устанавливают юридические права и обязанности участников регулируемых общественных отношений);
б) правоохранительные (рассчитаны на неправомерное поведение и всегда содержат санкции, применяемые к правонарушителям);
3. Уровню правового регулирования
а) нормы материального права (прямо, непосредственно регулируют общественные отношения , определяя юридические права и обязанности их участников);
б) нормы процессуального права (определяют порядок, процедуру реализации норм материального права);
4. Характеру диспозиции
а) управомочивающие (указывают на возможность совершать определенные действия);
б) обязывающие (указывают на необходимость совершать определенные действия),
в) запрещающие (указывают на необходимость воздерживаться от совершения определенных действий);
5. Способу установления диспозиции
а) императивные (правило поведения устанавливается государством);
б) диспозитивные (установленное государством правило поведения действует лишь тогда, когда участники регулируемого общественного отношения сами не установили для себя иного правила);
6. Предназначению в правотворчестве
а) первичные;
б) производные (детализирующие, конкретизирующие первичные),
7. Действию в пространстве
а) общие (общегосударственные);
б) местные;
в) региональные;
г) локальные;
8. Действию во времени
а) постоянные;
б) временные;
9. Действию по кругу лиц
а) общие (распространяются на все население страны);
б) специальные (распространяются на определенный круг лиц);
в) исключительные (делают изъятия из общих и специальных);
10. Юридической силе
а) нормы законов;
б) нормы подзаконных актов.