Власть стоявшего во главе государства монарха, официально именовавшегося Сыном Неба (тянь цзы) и императором (хуанди), была наследственной и юридически неограниченной.
Вопрос 1.
Китай в III - VI веках
Падение империи Хань на рубеже II-III вв. повлекло за собой глубокие перемены. Рушился имперский порядок - устоявшийся за предшествующие четыре столетия тип государственного и социального устройства, который отождествлялся с понятием цивилизации как таковой.
В политической сфере вехами процесса распада были: утрата императором к последним годам II в. реальной власти, установление контроля местных лидеров и полководцев над отдельными районами страны, постоянные междоусобицы. Современники воспринимали это как наступление хаоса, "смутного века", начало "всеобщей ненависти и вражды". С падением дома Хань было утрачено и номинальное единство.
На просторах прежней империи образовались три противостоявших друг другу государства:
Вэй (иначе - Цао Вэй, 220-265), охватывавшее большую часть Северного Китая от Дуньхуана на западе до Ляодуна на востоке и междуречья Хуайхэ и Янцзы на юге;
Шу (иначе - Шу-Хань, 221-263), охватывавшее Сычуань, южные районы Ганьсу и Шэньси, большую часть Юньнани и Гуйчжоу, а также запад Гуанси; У (222-280) в юго-восточных районах бывшей империи. Основатели этих государств пытались организовать управление по имперским образцам: поддерживать представление о сакральности правителя, сохранять названия имперских правительственных учреждений, соответствующий ритуал и т.д.
Но их власть приближалась скорее к военной диктатуре, чем к прежним нормативам. Режим жесткой личной власти опирался прежде всего на армии. Причем армии, подчиненные непосредственно правителям. Появление такого рода "личных" армий - характерное явление описываемой эпохи перемен.
Ко времени Троецарствия (220-280) произошли глубокие структурные изменения и на уровне местной власти. Длительные внутренние войны привели к тому, что вместо имперской чиновной администрации преобладающее положение на местах захватили военные и политические вожаки из провинциальной элиты.
Внутренняя нестабильность трех царств усугублялась постоянными войнами между ними.
Это "затопление" страны иноземцами нельзя рассматривать как случайность Оно было связано с описываемым разложением и падением здесь имперского порядка. К 316 г. цзиньские войска были разгромлены шаньюем (вождем) сюнну Лю Юанем, столица пала, император попал в плен к сюнну.
Власть Цзинь на севере страны перестала существовать. Она сохранилась лишь в центральных и юго-восточных районах, где один из отпрысков правящего дома был провозглашен императором, по сути, новой империи - Восточной Цзинь (317 г.). С этого момента политическая история страны в течение двух с половиной веков протекает в условиях разделения страны на северную и южную части.
Это обособление становится одним из стержневых моментов истории Китая в IV-VI вв. Оно продолжало сказываться на всем последующем развитии страны.
В начале IV в. их насчитывалось семь. Апогей раздробленности наступает в 384- 409 гг., когда здесь возникло 12 различных государств.
Состояние, близкое к политическому хаосу, сохранялось на севере до 30-х годов V в.
Положение на юге страны в IV - начале V в. было не столь драматично. Но следует учитывать, что Восточная Цзинь первоначально охватывала треть территории прежней Цзинь, причем именно окраинные области. Борьба северных аристократов, бежавших на юг из-за постоянных войн, и представителей местных китайских влиятельных кланов пронизывает всю историю Восточной Цзинь
Только с 20-х годов V в. на юге, после основания Лю Юем новой империи - Сун (Южной Сун), и с 30-х годов того же столетия на севере, где усиливается основанная табгачами (одной из ветвей сяньбийских племен) империя Северная Вэй, можно проследить постепенное нарастание тенденции к укреплению централизации.
Несмотря на всю сложность политической ситуации III-VI вв., не прекращались дипломатические связи и культурные контакты Китая с отдаленными странами. Продолжали, хотя и не так интенсивно, как ранее, использоваться обе ветви Великого Шелкового пути, ведшего из Китая в Среднюю Азию, Иран и далее вплоть до восточных провинций Римской империи. Сильный толчок развитию связей с отмеченными районами, а также с Северной Индией дало проникновение в Китай буддизма, сопровождавшееся встречным движением миссионеров и паломников.
Итак, в III-IV вв. в Китае происходят глубокие и в ряде аспектов радикальные перемены, затронувшие все важнейшие сферы жизни общества. Их истоки уходят корнями к кризису древней империи. Иноземные вторжения, будучи сами обусловлены изменением положения в стране, лишь ускорили и усугубили отмеченные перемены, а не явились их первопричиной. Изживание старого порядка было результатом внутреннего процесса развития, а не случайным или же привнесенным извне. Значимость и всесторонность обрисованных перемен позволяет назвать время, когда они совершались, переходным периодом. Появившиеся тогда новые черты в организации и структуре социума сделали его весьма отличным от того, который существовал в эпоху древней империи. Они знаменуют переход от китайской древности к последующему, традиционно называемому средневековым этапу развития. Вопрос, насколько данный процесс сопровождался изменениями формационного плана, остается дискуссионным.
Несмотря на резкое повышение роли и влияния военных кругов, их преобладание не было юридически закреплено соответствующими привилегиями. Военно-феодальное сословие не сложилось. Равным образом не получила реального доступа к власти-верхушка "сильных домов". Ее ведущая на местном уровне роль так и осталась неформальной, что препятствовало превращению уклада "сильных домов" в господствующий и появлению соответствующей государственной надстройки.
Не оформилась как самостоятельное сословие, отличное от чиновного, и выросшая на базе отмеченного уклада аристократия. Большинство крестьянства, как охваченного, так и не охваченного надельной системой, юридически не утратило личной свободы
Вопрос 2
КИТАЙ В КОНЦЕ VI - НАЧАЛЕ X в. (Империи Суй и Тан)
Тенденцию к стабилизации политического и экономического положения в Китае можно проследить приблизительно с рубежа V-VI вв. Постепенно стихают междоусобицы, не наблюдается новых разрушительных вторжений кочевых соседей. Как на севере, так и на юге страны становится прочнее власть правящих кругов, растет население, на основе расширения надельной системы землепользования налаживается хозяйство, пополняется государственная казна.
В результате династия Суй (589-617) была низвергнута, империя вновь стала распадаться на части. Но отмеченная тенденция к единству и консолидации оказалась сильнее.
Бывшему наместнику суйского двора в г.Тайюань Ли Юаню, провозгласившему себя в 618 г. основателем династии Тан, и его сыну Ли Шиминю удалось стабилизировать положение и к 628 г. полностью подавить восстания и мятежи.
Именно при этой династии (618-907) складывается тот тип имперского управления, который вплоть до нового времени оказывал большое влияние на всю политическую систему Китая.
Власть стоявшего во главе государства монарха, официально именовавшегося Сыном Неба (тянь цзы) и императором (хуанди), была наследственной и юридически неограниченной.
Особа императора сакра-лизировалась; он считался повелителем не только всех людей, но и посредником между верховным божеством (Небом) и земной вселенной, призванным поддерживать весь порядок мироустроения. Практически же власть сдерживалась существующей политической традицией, требовавшей не выходить за рамки нормативных образцов поведения государя.
Управление осуществлялось через разветвленный чиновно-бюро-кратический аппарат, состоявший из центральных (столичных) и местных органов.
Сановники из высших правительственных учреждений - Императорского секретариата (Чжуншушэн) и Императорской канцелярии (Мэнсяшэн) — допускались к обсуждению императорских указов.
Высшим правительственным учреждением было также Управление ведомств (Шаншушэн). Оно возглавляло Шесть Ведомств (л/о бу)центральных органов исполнительной власти: ведомства Чинов, Налогов, Ритуалов, Военное, Судебное и Общественных работ.
Принципы их организации и деятельности были кодифицированы в составленном в первой половине VIII в. своде «Тан лю дянь» («Законоустановления Шести Ведомств династии Тан»). В столице, г.Чанъань, была также Палата цензоров (Юйшитай), уполномоченная проверять работу чиновников во всех центральных и местных учреждениях, кроме Императорского секретариата и канцелярии.
На местах управление осуществлялось в соответствии с системой административного деления империи. Страна была разделена на 10 провинций. Но провинциальных органов власти еще не было. Высшим звеном местной власти было Управление округом (нжоу),возглавляемое начальником округа(цыши).Округа делились на 3 разряда в соответствии с количеством населения. Всего в империи Тан первоначально было 358 округов. Ниже стояли уездные правления. Уездов насчитывалось от 1551 до 1573, и они также делились на 3 разряда.
Изменились и принципы отбора чиновников на службу. Если в древней империи местные чиновники могли сами подбирать себе подчиненных, то теперь назначение всех служащих должно было осуществляться ведомством Чинов. Еще при Ян Цзяне были отменены прежние «деревенские категории», определявшие служебную карьеру.
Вместо них после 587 г. все большее значение стало придаваться экзаменационным испытаниям. В 604 г. устанавливаются экзамены на степень цзиньши («продвинувшийся» или же «выдающийся» муж).
В начале периода Тан существовало уже 8 различных по значимости экзаменационных степеней. В концеVII в. подобные испытания были введены для тех, кто претендовал не только на гражданский чин, но и на военную должность.
Кандидаты писали письменные сочинения на заданные темы, где должны были раскрыть свое владение обширным классическим историко-философским литературным наследием, показать знание канонизированных сочинений. Однако получение «ученой» степени давало лишь возможность быть назначенным на служебный пост.
Теоретически к экзаменам могли допускаться все, кто не принадлежал к «подлому люду». Однако существовавшие социальные условия и неформальная сословная иерархия сводили круг кандидатов на служебную карьеру к выходцам из состоятельных и влиятельных кланов.
Тем не менее система экзаменов расширяла базу правящего слоя, нарушая сложившуюся прежде монополию достаточно узкого круга аристократических семейств на государственную службу.
Государственное устройство империи закреплялось детально разработанным законодательством.
Письменные законы в Китае в конце VI-VIII в. подразделялись на люй— уголовные кодексы, лин— административные статуты, гэ— сборники указов, дополняющие кодексы и статуты, и ши — нормативные правила поведения. При династии Тан было составлено несколько сводов законов. В 651 г. выработали кодекс «Тан лин», в котором фиксировались штаты всех центральных и местных учреждений, порядок делопроизводства, а также повинности и обязанности простого люда.
В составленном к 653 г. кодексе «Тан люй шу и» нашла отражение строжайшая регламентация, которую государственная власть пыталась распространить на все стороны общественной и личной жизни населения и тем обеспечить стабильность порядка и эффективность управления.
Свод «Тан лю дянь», как уже говорилось, кодифицировал принципы организации и деятельности Шести Ведомств. В империях Суй и Тан была создана довольно совершенная для своего времени военная система, получившая наименование фу бин(«система военных округов»), имевшая истоки в военной организации империи табгачей.
Не нарушая обычного административного деления, в стране учреждались своеобразные военные округа. Они могли быть трех разрядов: высшие, поставлявшие до 1200 солдат, средние - 1000 и низшие - 800 солдат. Количество военных округов в империи Тан колебалось от 600 до 800, что означало практически постоянную готовность армии в 400-800 тыс. человек.
Преимущества такой организации заключались в том, что она не требовала от государства заметных расходов на содержание армии, ибо в мирное время рекруты занимались земледелием, а вовремя походов должны были обеспечивать себя своими средствами;
не позволяла усилиться высшей военной верхушке, которая в мирное время не имела войск в своем распоряжении;
делала армию также и удобным средством подавления беспорядков на местах;
наконец, эта военная организация хорошо вписалась в надельную систему землепользования.
ВОПРОС 3
Китай в x-xiii веках (империя сун. Государства ляо и цзинь)
Политическая раздробленность - следствие ослабления и разложения централизованной власти и грандиозной, продолжительной крестьянской войны - охватывает страну еще с конца IX в. После падения династии Тан распад усугубляется. С 907 по 960 г. сменяются пять династий. Их Столицей был г.Кайфэн (Дунцзин) (за исключением 923-936 гг., когда ею был Лоян), а власть распространялась лишь на северные районы бывшей империи.
В начале Х в. на северо-восточных рубежах усиливается племенной союз киданей, кочевого народа, переживавшего стадию разложения родоплеменного строя и становления государства.
В 916 г. их вождь Абаоцзи (Амбагянь) провозгласил создание империи, несколько позже получившей наименование Ляо. Вмешавшись в междоусобную борьбу в Китае, кидани в 936 г. захватили 16 округов в северной части современных провинций Хэбэй и Шаньси. Их войска неоднократно вторгались в более южные районы и в 946 г. захватили Кайфэн. Основатель династии Поздняя Цзинь Ши Цзинтан признал старшинство киданьских владык и выплачивал им дан
Политический распад сопровождался новым всплеском милитаризма, беспрерывными войнами, приводившими к смене правителей и падению царств. Цзедуши обладали всей полнотой власти.
Армия становится опорой правителей, иногда выдвигает и смещает их по своему усмотрению. Вооруженными отрядами обзаводятся провинциальные чиновники, деревенские общины и даже монастыри.
К концу означенного периода, вошедшего в историю как период пяти династий, все больший вес приобретает дворцовая гвардия, из среды которой выходили многие цзедуши. Возникает Совет по военным делам (Шумиюань), который параллельно с Императорским секретариатом (Чжуншушэн) становится важнейшим государственным органом. В аппарате управления 2/3 составляли военные чины.
В начале Х в. на северо-восточных рубежах усиливается племенной союз киданей, кочевого народа, переживавшего стадию разложения родоплеменного строя и становления государства.
В 916 г. их вождь Абаоцзи (Амбагянь) провозгласил создание империи, несколько позже получившей наименование Ляо. Вмешавшись в междоусобную борьбу в Китае, кидани в 936 г. захватили 16 округов в северной части современных провинций Хэбэй и Шаньси. Их войска неоднократно вторгались в более южные районы и в 946 г. захватили Кайфэн. Основатель династии Поздняя Цзинь Ши Цзинтан признал старшинство киданьских владык и выплачивал им дань.
Однако уже в середине Х в. среди хаоса войн намечается тенденция к стабилизации. Ядром объединения страны становится государство Позднее Чжоу (951-960). Здесь были проведены реформы, укрепившие хозяйственное положение и военную мощь, что позволило успешно начать воссоединение китайских земель.
Довершено оно было командующим чжоуской гвардией Чжао Куаньинем, в 960 г. захватившим престол и основавшим династию Сун, а также его преемником. Однако северные 16 округов по-прежнему остались в руках киданей. Столицей остался Кайфэн.