XII. Право в системе социальных норм
Социальные нормы – это обусловленные социально-экономическим строем и носящие общий характер правила поведения людей в обществе.
Схема №40
Признаки социальных норм:
– являются правилами поведения людей;
– это правила поведения общего характера;
– это обязательные правила поведения людей в обществе;
– обусловлены социально-экономическим строем общества;
– возникают как результат сознательной и волевой деятельности людей.
Схема №41
|
Нормы права – правила, устанавливаемые и охраняемые государством.
Нормы морали (нравственности) – правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве.
Нормы общественных организаций (корпоративные) – правила поведения, устанавливаемые самими общественными организациями, адресованные членам этих общественных организаций и охраняемые с помощью мер общественного воздействия.
Нормы обычаев – правила поведения, сложившиеся в обществе в результате их многократного и длительного повторения и вошедшие в привычку людей.
Нормы традиций – обобщенные и стабильные правила поведения, действующие в определенной сфере жизнедеятельности людей (семейные, профессиональные, военные, национальные и др.)
Нормы ритуалов – правила, которые определяют поведение людей при совершении обрядов (проведение национальных праздников, бракосочетаний, официальных встреч государственных деятелей).
Схема №42
Критерии разграничения норм права от других социальных норм:
- по происхождению;
- по форме выражения;
- по способу охраны от нарушений;
- по степени детализации;
- по формам ответственности.
XIII. Нормы права
Норма права – это рассчитанное на регулирование общественных отношений правило поведения, установленное государством и охраняемое от нарушений с помощью мер государственного воздействия.
Схема №43
Признаки нормы права:
– устанавливается или санкционируется государством;
– является правилом поведения общего характера;
– имеет предоставительно-обязывающий характер;
– обладает качеством формальной определенности;
– имеет свойство системности;
– обеспечивается государственным воздействием;
– рассчитана на регулирование неограниченного числа типичных жизненных ситуаций.
Схема №44
Исходные (отправные, учредительные) нормы – определяют основы правового регулирования общественных отношений. Это правовые нормы наиболее общего характера, они закрепляют правовой режим общественной жизни, цели, задачи, принципы, пределы и методы правового регулирования, правовые категории и понятия.
Нормы – правила поведения– в отличие от отправных более конкретны, устанавливают определенную модель поведения, меру свободы, непосредственно регулируют общественные отношения.
Схема №45
Схема №46
Гипотеза–элемент нормы права, указывающий на жизненные обстоятельства, при наличии которых норма вступает в действие. Гипотеза – необходимый элемент нормы, определяет сферу действия нормы, «привязывает» ее к конкретному жизненному случаю, субъекту, времени, месту.
Схема №47
Простая гипотеза – содержит указание на одно условие действия нормы.
Сложная гипотеза – перечисляет несколько обстоятельств, каждое из которых в отдельности, либо все они вместе служат основанием для осуществления предписания.
Определенная гипотеза – ясно и четко определяет конкретные обстоятельства, наличие которых требует осуществления предписания нормы.
Относительно определенная гипотеза – представляет субъектам применения права возможность решать в каждом отдельном случае вопрос о наличии либо отсутствии условий действия нормы.
Альтернативная гипотеза– указывает на ряд обстоятельств, каждое из которых обусловливает действие нормы права.
Казустическая гипотеза – связывает реализацию юридической нормы с отдельными, строго определенными частными случаями.
Абстрактная гипотеза – определяет условия применения нормы через общие, родовые признаки.
Диспозиция–элемент юридической нормы, указывающий на содержание правила поведения, которому должны следовать участники правоотношений при наступлении условий, предусмотренных гипотезой. Диспозиция – это сердцевина, стержень юридической нормы.
Схема №48
|
Простая диспозиция – простое указание на правило поведения без подробного его описания.
Описательная диспозиция – правило поведения подробно и всесторонне раскрывается и описывается.
Ссылочная диспозиция – ссылка на другую статью в этом же нормативно-правовом акте.
Бланкетная диспозиция – ссылка на норму в другом нормативно-правовом акте.
Определенная диспозиция – точно и исчерпывающе указывает на правило, не оставляя места для какого бы то ни было усмотрения.
Альтернативная диспозиция – предоставляет субъектам права возможность выбирать варианты своего поведения.
Управомочивающая диспозиция – предоставляет субъектам право на совершение предусмотренных в ней действий.
Обязывающая диспозиция – возлагает на субъектов обязанность совершения определенных действий (или предписывает бездействовать)
Запрещающая диспозиция – содержит запрет совершения определенных действий (или бездействия).
Санкция–структурный элемент нормы права, предусматривающий последствия нарушения диспозиции и определяющий вид и меру юридической ответственности (неблагоприятные последствия личного или имущественного характера для правонарушителя).
Схема №49
Абсолютно определенная санкция – строго фиксированная мера воздействия.
Относительно определенная санкция – мера воздействия ограничена нижним и верхним пределами.
Альтернативная санкция – представляет субъекту право, возможность выбора одной из мер воздействия.
Карательная санкция – наиболее острая реакция на противоправные деяния, выражается в активных принудительных мерах.
Правовосстановительная санкция – направлена не на наказание нарушителя, а на восстановление прежнего состояния.
Правоотрицающая санкция – выражается в непризнании (государством) правового характера возникающих отношений.
Схема №50
Схема №51
| |||||
Законодательные акты – обладающие высшей юридической силой нормативно-правовые акты, принятые в особом порядке высшим представительным органом государственной власти и регулирующий наиболее важные общественные отношения.
Подзаконные акты – это правотворческие акты компетентных органов, которые основаны на законе и не противоречат ему. Они обладают меньшей юридической силой, чем законы и призваны конкретизировать основные, принципиальные положения законов.
Регулятивные нормы – предназначены для регулирования общественных отношений путем предоставления участникам прав и возложения на них обязанностей.
Охранительные нормы – направлены на регламентацию мер юридической ответственности; создаются для обеспечения действия регулятивных норм.
Управомочивающие нормы – определяют правомочия субъектов.
Обязывающие нормы – устанавливают обязанности совершения тех или иных действий или определенной модели поведения.
Запрещающие нормы – выражены в форме запрета совершать определенного рода деяния или предписываются бездействие.
Императивные нормы – не допускают никаких отклонений и свободы усмотрения; содержат категорическое повелительное предписание.
Диспозитивные нормы – вступают в силу в случае , если субъекты права не урегулировали свое поведение в рамках предоставленных им полномочий, не заключили соответствующего соглашения.
Рекомендательные нормы – носят характер советов, предложений.
XIV. Система права
Система права–это внутренняя структура права, которая складывается из согласованных между собой правовых норм, объединенных в соответствии со спецификой регулируемых общественных отношений в институты, подотрасли и отрасли права.
Схема №52
Правовая норма – это первичное исходное подразделение системы права.
Правовой институт – обособленная группа юридических норм, регулирующих общественные отношения конкретного вида.
Подотрасль права – совокупность родственных институтов одной и той же отрасли права.
Отрасль права – это подразделение системы права, состоящее из правовых норм, регулирующих определенный, качественно специфический вид общественных отношений.
Схема №53
Схема №54
Предмет правового регулирования – это общественные отношения, на которые направляется правовое воздействие.
Метод правового регулирования – это особые приемы регулирующего воздействия на общественные отношения.