Социальная типология государств
Недостатки изложенных выше классификаций типов государств в основном обусловлены недооценкой общесоциальной роли государства. Эта роль проявляется в той мере, в какой государство учитывает интересы всего общества, конкретной личности и стремится осуществить их в своей деятельности. В этом случае государство выступает в качестве механизма реализации общезначимых интересов. Таким образом, типология государства проводится на основе его сопоставления с обществом. В зависимости от характера взаимоотношений государства и общества, то есть от того, кто кому служит - государство обществу или наоборот различают полицейское, правовое и социальное государство.
Напомним, что государство выступает политической организацией общества, непосредственно не совпадающей с населением и состоящей из системы учреждений государственной власти, административного аппарата (чиновников) и принудительных учреждений (полиции, суда, карательных органов, вооруженных сил). Следовательно, государство является политической формой существования общества, а содержание формы определяет само общество. Однако характер взаимодействия государства и общества на протяжении истории человечества не был простым.
В древности государство создавалось людьми для общего блага: обуздания собственного животного эгоизма и страха, защиты от внешних врагов, обеспечения правопорядка и личной безопасности, организации производственной деятельности человека. Но постепенно государственный аппарат, то есть особый слой людей, занятых управлением (как это было в странах Востока), или класс богатых собственников (как это было на Западе), начинает использовать государственную власть для удовлетворения групповых интересов. Государство отождествляется с организованным меньшинством собственников или управленцев, которое подавляет бесправное большинство. Их узкоклассовый интерес выдается за всеобщий, а благо государства становится целью общественного развития. Государство в лице монарха, императора в этом случае выступало в роли господина, дарующего своим гражданам некоторые права и свободы. Всесилие государственной власти опиралось на ее божественное происхождение. Этот тип государства можно назвать полицейским. Он существовал долгое время в странах Востока, государствах Западной Европы.
Переход в XVII - XVIII вв. от религиозного сознания к светскому позволил снять покровы святости с власти монарха. Государство перестали рассматривать как результат божественного промысла, а стали понимать как договор свободных граждан, которые создают его для удовлетворения общезначимых потребностей. Главной задачей создаваемого общественного договора является необходимость гарантировать естественные права человека: права на жизнь, свободу, собственность, стремление к счастью, принадлежащие ему в силу факта рождения.
Буржуазные революции XVII - XVIII вв. в Англии, США и Франции стали воплощать идею правового государства в жизнь. Однако лишь наличие зрелого гражданского общества, то есть сообщества свободных личностей, способных самостоятельно без вмешательства государства формировать разумные формы человеческого общежития, которые не ущемляют индивидуальности, смогло на практике превратить государство в средство удовлетворения интересов всего общества. Сегодня социальный прогресс зависит не только от государства, но и от развитого гражданского общества, которое является его реальной основой. Как справедливо отмечал лауреат Нобелевской премии американский экономист М. Фридмен, "общество таково, каким его делаем мы сами... Только от нас зависит создание такого общества, которое охраняет и расширяет свободу человеческой личности, не допускает чрезмерного расширения власти государства и следит за тем, чтобы правительство оставалось слугой народа и не превращалось в его хозяина".[26]
Однако провозглашение в правовых государствах принципов индивидуальной свободы, равенства всех перед законом, невмешательства государства в дела общества не привело к всеобщему благополучию, не остановило роста нищеты и конфликтности в обществе. Надежды на то, что эти принципы в условиях рыночного хозяйства автоматически приведут к процветанию в промышленно развитых странах, не сбылись. Это было связано с тем, что правовое государство взяло на себя только функции "ночного сторожа", то есть обеспечение физической безопасности, правопорядка и индивидуальной свободы, и не вмешивалось в экономическую и социальную сферы.
Однако поскольку рынок с его конкуренцией привел к концентрации ресурсов и богатства у имущих классов и отсутствию достойных условий жизни у большей части общества, то возникла потребность в сглаживании фактического неравенства путем проведения государством активной социальной политики. Социальное государство стремится обеспечить каждому человеку достойные условия существования путем распределения материальных и духовных благ в духе принципов социальной справедливости. Социальное государство берет на себя заботу и ответственность за развитие общества, поощряя при этом повышение эффективности производства, индивидуальную ответственность, частную собственность, конкуренцию. Достойные условия человеческого существования, равные возможности участия населения в управлении производством, государством стали реальностью лишь в 60-е гг. XX в. в развитых западных странах.