Формационная типология государств
Одной из наиболее распространенных типологий государств является формационная. Ее создателями были немецкие мыслители К. Маркс и Ф. Энгельс. Они исходили из материалистического понимания исторического процесса, согласно которому в основе всех социальных изменений лежат перемены в экономике, в способе производства материальных благ. Для обозначения степени развития общества они ввели понятие "формация" (от лат. fonnatio - образование),[19] представляющую собой ступень в историческом, развитии общества, которая определяется зрелостью материального производства, в частности уровнем производительных сил и характером производственных отношений.
Государство, его характер, социальное назначение, по их мнению, также зависят от способа производства, главным образом формы собственности на средства производства, обусловливающих деление общества на классы. Тип государства К. Маркс и Ф. Энгельс определяли исходя из принадлежности государственной власти определенному классу. Таким классом, по мнению авторов теории, является класс собственников, в руках которого находятся средства производства. На основе данного признака каждой формации соответствует свой тип государства: рабовладельческое, феодальное, буржуазное и социалистическое.
В этих государствах: I) власть соответственно принадлежала экономически господствующему классу - рабовладельцам, феодалам, буржуазии и, наконец, трудящимся во главе с рабочим классом; 2) социальное назначение государства состояло в защите интересов классов-собственников посредством принуждения и насилия.
В основе рабовладельческого государства лежал принцип частной собственности рабовладельца на средства производства, включая и рабов. Класс-собственник стал монополизировать государственную власть в своих руках. Социальное назначение рабовладельческого государства выражалось в том, что оно отстаивало интересы класса-собственника, жестоко подавляло все формы социального протеста со стороны неимущих классов. Хотя следует заметить, что благодаря частной собственности античные государства имели форму республики.
В отличие от рабовладельческого феодальное государство функционировало: 1) на принципах сословной иерархии, то есть отношений сюзеренитета и вассалитета, господства и подчинения низших сословий высшим; 2) зависимости властных полномочий сословий от размера феодальной собственности на землю; 3) юридическом прикреплении крестьян к земле.
Так, французское общество в IX в. состояло из феодалов и феодально-зависимого крестьянства (сервов и вилланов). Господствующий класс феодалов был неоднороден. Высший слой феодального класса составляли герцоги и графы. Они были вассалами (от лаг. vassollus - слуга) французского короля первой ступени. Герцоги и графы получали землю от сюзерена (от фр. suzerain - верховный сеньор территории), то есть от короля, и несли в отношении его определенные повинности: были обязаны выступать в военных походах короля в течение 40 дней, участвовать в суде и совете сеньора, оказывать денежную поддержку сеньору, например выкупать его из плена, если он был схвачен неприятелем. Вассалами второй ступени были бароны. Они получали землю от герцогов и графов. Далее следовали мелкие дворяне - рыцари, бывшие вассалами баронов. В основе вассалитета лежал принцип наделения землей.
Государственная власть принадлежала феодалам, крестьянство было лишено права участвовать в управлении государством. Социальное неравенство закреплялось в правовых актах государства. Преобладающей формой правления была монархия.
Буржуазное государство основано на отмене сословных привилегий и провозглашении принципа формального равенства. Частная собственность на средства производства делит общество на два класса: буржуазию и пролетариат. Пролетарии, лишенные средств производства, вынуждены продавать свою рабочую силу. Непримиримый характер интересов буржуазии и пролетариев заставляет первых прибегать к силе государства для подавления недовольства рабочего класса. Государство, таким образом, является орудием классового господства буржуазии.
Социалистическое государство по мнению К. Маркса и Ф. Энгельса, формируется как полная противоположность буржуазному. Оно является высшим типом неэксплуататорского государства - государством трудящихся, которым будут управлять сами трудящиеся. Социалистическое государство основано на общественной собственности на средства производства, союзе свободных от эксплуатации людей. Социалистическое государство действует в интересах большинства, и по мере подавления сопротивления эксплуататорских классов, роста производительности труда и народного благосостояния оно должно отмереть.
«Однако, как показал опыт социалистического строительства в СССР, уничтожение частной собственности и огосударствление средств производства не являются гарантией социального равенства и создания демократического государства. Отчуждение трудящихся от собственности, превращение ее в так называемую общественную, оказалось на практике формой прикрытия политического господства высшей партийной и государственной бюрократии, узурпировавшей государственную власть и использовавшей ее в своих интересах».[20]
Авторы формационного подхода справедливо указали на существующую связь государства с экономикой и классовой структурой общества. Они смогли предложить единый классификатор типологии государств -принадлежность государственной власти конкретному классу. Исходя из признака принадлежности государственной власти экономически господствующему классу логика развития государства (согласно данному подходу) представляет Собой процесс последовательной смены одного типа государства другим: рабовладельческого - феодальным, феодального -буржуазным, а буржуазного - социалистическим.
Однако наряду с известными достоинствами данный подход имеет недостатки. Прежде всего, абсолютизируется зависимость государства от экономики, а также классовый характер государственной власти и не уделяется достаточного внимания значению общесоциальных функций государства как механизма выражения и согласования интересов всего общества. Кроме того, не всякая государственная власть имеет -четко выраженный классовый характер. Например, государственная власть во времена Второй империи во Франции в период правления Луи Бонапарта (1802 - 1814) вообще не опиралась на какой-то класс, а, скорее, лавировала между классами и сословиями французского общества.
Еще сложнее выявить классовый характер государственной власти в обществах, в которых процессы классообразования лишь начались, или в переходных государствах. Это характерно для развивающихся стран Азии, Африки, Латинской Америки. Там часто правит какая-то узкая группа гражданских или военных лиц, опирающаяся на традиции, религию, армию. И еще один недостаток рассматриваемой типологии - не во всех странах государство развивается, последовательно проходя стадии от рабовладельческого к феодальному, буржуазному и социалистическому. Например, восточные славяне перешли от первобытнообщинного строя сразу к феодализму, минуя рабовладельческую стадию развития. Более того, США не знали рабовладельческого и феодального государства и сразу создавали буржуазное.[21]