Девнегреческая цивилизация
Античная цивилизация возникла на стыке трех частей света (Европа, Азия, Африка), тесно связана с морем и относится к типу морских цивилизаций. Хронологические рамки Античной цивилизации определяются VIII в. до. н.э. - середина V в. н.э. В ее истории четко выделяются две локальных цивилизации Древнегреческая (VIII-I вв. до н.э.) и Древнеримская (VIII в. до н.э. - V в. н.э.).
евнегреческая цивилизация сложилась в бассейне Эгейского моряна двух материках (Европа и Азия) и множестве островов. Жизнь населения этого региона тесно связана с морем, которое способствовало развитию мореплавания, колонизации, торговли, открывало возможности знакомства с цивилизациями Востока.
В Греции не было крупных рек, что не позволило здесь создать оросительные системы, характерные для речных цивилизаций Востока. Главными отраслями хозяйства были земледелие, скотоводство (козы, овцы) и садоводство. Греция была богата полезными ископаемыми (серебро, золото, медь, свинец, железо) и строительным материалом (известняк, мрамор, глина). Греки научились плавить бронзу из меди и олова, использовать ее для изготовления орудий труда и оружия.
рубеже III-II тыс. до н.э. Балканский полуостров переживает вторжение греческих племен-ахейцев. С конца XIII в. до н.э. с севера в Грецию стали проникать дорийцы. Создатели Древнегреческой цивилизации называли себя эллинами, а римляне дали им название греки. Греки относятся к средиземноморской расе, а их язык к индоевропейской языковой семье.
История Древнегреческой цивилизации делится на следующие периоды: гомеровскийпериод (темные века) XI-IX вв. до н.э.; архаическая Греция (период Великой греческой колонизации) VIII-VI вв. до н.э.; классическая Греция V-VI вв. до н.э.; эпоха эллинизма IV-I вв. до н.э.
Уже в III тыс. до н.э. на северо-западном побережье Малой Азии у входа в Геллеспонтвозникла троянская протогородская культура, с центром в городеТроя(Гиссарлык). В III тыс. до н.э. на островахКикладского архипелагасформировалась своеобразнаякикладская культура. На рубеже III-II тыс. до н.э. на острове Критначалось становлениеминойской цивилизации. Дворцовая цивилизация Критаохватывает период около 2000-1500 гг. до н.э. Около 1450 г. до н.э. большинство поселений и дворцов наКритепогибло в результате грандиозного извержения вулкана на острове Фера.
На смену минойской культуре приходит ахейская, расцвет которой относится к XV-XII вв. до н.э. Сформировалась она в Пелопоннесе(Арголида), постепенно распространяясь в Среднюю и частично Северную Грецию, наКиклады,Родос,Крит. В XII в. до н.э. процесс цивилизационного развития греков-ахейцевбыл прерван вторжениемплемендорийцев, которые к этому времени уже обладали железным оружием.
Характерные особенности греческого полиса
Основной формой экономической, социальной, политической и идеологической организации древнегреческого общества был полис, характером и особенностями которого определяется все своеобразие и неповторимость эллинской цивилизации. Принято считать, что полис – это особый тип общины, а именно – община граждан-земледельцев, причем, в отличие от общинных структур древнего Востока, включавших в себя исключительно сельское население, греческий полис состоял как из крестьян-земледельцев, так и из городских жителей.
Главными структурообразующими элементами греческого полиса, определившими условия его существования, были следующие. Прежде всего, это его экономическая основа – т. н. античная форма собственности, в которой органически сливались собственность государственная и собственность частная, причем частная была опосредована государственной. Отсюда обязательно вытекало то, что непременной и безусловной предпосылкой права собственности на землю в полисе была принадлежность к числу граждан этого общинного объединения. В классическом полисе только его гражданин мог быть собственником земли и, соответственно, каждый гражданин должен был быть собственником. Верховное право контроля и распоряжения землей, этого основного средства производства античного времени, принадлежало коллективу граждан, самой гражданской общине.
Следующей неотъемлемой чертой полисной организации был институт гражданства. Население полиса состояло из полноправных, неполноправных и бесправных категорий его жителей. Но только граждане, входившие в состав полисной общины, обладали всей суммой прав – и экономических, и политических, и социальных, являясь, таким образом, наиболее привилегированной категорией населения. Если иметь в виду недостаток плодородных и возделываемых земель в Греции, существование института гражданства предусматривало стабильность и замкнутость его гражданского коллектива, численные рамки которого должны были жестко контролироваться.
Поэтому полис как коллектив граждан-земледельцев и землевладельцев выступал в роли верховного собственника земли и в качестве гаранта земельной собственности своих сочленов. Именно полис, и только он, мог вмешиваться в отношения собственности. Таким образом, государство в этом случае существовало не над общиной, как это было на Востоке, а как бы вырастало из полисной общины, оставаясь в строго замкнутых рамках ее гражданского коллектива.
Следующая характерная черта полисной организации древних греков – это отношение граждан к военной организации полиса. Учитывая то, что в классическом полисе регулярная армия отсутствовала, все его граждане являлись потенциальными воинами, членами гражданского ополчения, призывавшего к оружию по мере появления военной угрозы. Таким образом, в классическом греческом полисе имело место характерное триединство члена его гражданского коллектива. Одновременно он являлся и гражданином, и собственником, и воином.
Особые формы самоуправления гражданского коллектива – это еще одна неотъемлемая черта греческого полиса. Народное собрание, объединявшее исключительно граждан, – важнейший институт полисного управления, благодаря которому учитывалось волеизъявление каждого гражданина, обязательно входившего в его состав. Другие органы политического управления – совет, суд, разветвленная сеть должностей, осуществлявших исполнительную власть, – также были в руках гражданского коллектива и никогда от него не отделялись. Отсюда – принцип исключительности, ставивший гражданина полиса, его способности на недосягаемую высоту по сравнению с иными категориями населения.
Легенды связывают основание Рима с беглецами из взятой греками-ахейцами Троп. Знатный троянец Эней после падения города долго странствовал, затем высадился в устье Тибра и стал царем латинян — народа, в котором соединились троянцы и местные жители. Потомок Энея Ромул основал в 754 — 753 гг. до н.э. город Рим и стал его первым царем. При нем население Рима состояло из его спутников — молодых мужчин. Хитростью они похитили девушек племени сабинян. Похищенные женщины примирили своих отцов и мужей. Римляне и сабиняне объединились в единую общину. После Ромула в Риме правило еще шесть царей. При царе Тарквинии Рим значительно вырос.
Для принятия важных решений цари собирали народное собрание. Оно избирало царя, принимало закон о наделении его империей (властью), Решения народного собрания утверждал сенат (совет старейшин). Потомки первых членов римской общины именовались патрициями (от лат. раtсr — «отец»). Это была римская -аристократия. Плебеи поселились в Риме позже патрициев и первоначально не входили в состав общины, не участвовали в народном собрании и не обладали правом на землю. Седьмой царь Тарквиний, прославившийся своей жестокостью, был свергнут в 510 г. до н.э.
После свержения царской власти Римское государство окончательно приобрело черты полисного управления. Время после свержения Тарквиния и до установления императорской власти называется периодом Римской республики.
Высшим органом государства считалось народное собрание. Оно могло объявлять войну или заключать мир, принимать и отменять коны, избирать всех высших должностных лиц. Но ни один не мог быть принятым народным собранием без его обсуждения в сенате. Сенат состоял из 300 человек
посредственно управляли государством должностные лица, которые избирались народным собранием сроком на один год. Главными из этих должностных лиц я влились консулы. Два консула управляли государством, командовали войсками, судили граждан и составляли списки членов сената. В случае чрезвычайных обстоятельств на 6 месяцев назначался диктатор, который обладал неограниченными правами, ему подчинялись консулы. Была учреждена должность народного трибуна. Плебеи избирали двух народных трибунов, которые могли приостанавливать решения сената, народного собрания (право «вето»).
Плебеи также требовали записать законы с целью предупредить злоупотребления со стороны патрициев. После долгих обсуждений законы были выбиты на 12 медных досках (таблицах) и выставлены на всеобщее обозрение. Законы 12 таблиц подтверждали частную собственность на землю и все остальное имущество граждан.
середине IV в. до н.э. по предложению народных трибунов Секстия и Лициния были приняты законы. В VI —Vвв. до н.э. Рим начинает завоевывать соседние территории. Основой силы Рима стало войско — легионы, состоявшие из всех граждан — членов полиса. Римлянам удалось отразить нашествие галлов (кельтов), хлынувших в IV в. до н.э. в Италию. Они постепенно завоевывали Италию и к началу III в. до н.э. стали ее полными хозяевами.
Самым тяжелым испытанием для ранней Римской республики стала 2-я Пуническая война с Карфагеном — финикийским государством в Северной Африке. Потерпев поражение в холе долгой 1-й Пунической войны (пунами римляне называли карфагенян), потеряв флот и владения на Сицилии и в Сардинии, Карфаген не смирился с этим. Карфагеняне захватили часть Иберии (современная Испания). В 218 г, до н.э. карфагенский полководец Ганнибал совершил отгула беспримерный поход в Италию, перейдя через Альпийские горы. Он нанес поражение римлянам на севере Италии. Риму не избежать гибели. Но были приняты чрезвычайные меры, и война продолжалась. Римляне стали одерживать победы. Молодой талантливый полководец Рима Публий Корнелий Сципион завоевал владения карфагенян в Иберии. В 204 г. до н.э. Сципион высадился в Африке. Ганнибал вынужден был покинуть Италию. В 202 г. до н.э. Сципион в битве при Заме разгромил Ганнибала. Карфаген заключил мир с Римом, приняв все условия победителей. В ходе 3-й Пунической войны во 11 в. до н.э. Карфаген был уничтожен, тогда же были захвачены Македония и Греция, ряд других земель.
Римляне превращали завоеванные земли в провинции — «поместья римского народа». Во главе их становились наместники из числа должностных лиц Рима.
Основой силы Рима считалась крепкая семья. Се глава являлся полновластным хозяином своих домочадцев. Младшие беспрекословно подчинялись старшим, старшие заботились о младших. Женщина-мать пользовалась большими правами и уважением.
середине I в. в христианстве отчетливо выявилось множество различных направлений, которые вели горячие споры друг с другом и с внешними идейными конкурентами. Раннехристианские общины не знали догматики и культа позднейшего христианства. Общины не имели специальных мест для проведения богослужений, не знали таинств, икон. Единственное, что было общим для всех общин и всех группировок, - это вера в добровольную искупительную жертву, принесенную раз и навсегда за грехи всех людей посредником между Богом и человеком. По мере роста христианского космополитизма и формирования основных догматических представлений усилился процесс отхода от иудаизма и разрыва с ним. К концу I - началу II в., в особенности после поражения еврейских восстаний против Рима и обособления иудейства, этот разрыв, очевидно, оформился окончательно. Появление клира относится ко II в. и связано с постепенным изменением социального состава раннехристианских общин. Если ранее они объединяли рабов и свободную бедноту, то во II в. в их составе уже имеются ремесленники, торговцы, землевладельцы и даже римская знать. Состоятельная часть христиан постепенно сосредоточивает в своих руках управление имуществом и руководство богослужебной практикой. Должностные лица, вначале избираемые на определенный срок, а затем пожизненно, образуют клир. Священники, диаконы, епископы, митрополиты вытесняют харизматиков (пророков) и сосредоточивают в своих руках всю полноту власти. Изменение социального состава общин определило и эволюцию их социальной направленности. Наблюдается все больший отход от прежних демократических тенденций, все настойчивее становится стремление к союзу с императорской властью. Императорская власть, в свою очередь, ощущала острую необходимость дополнить мировую империю мировой религией. Попытки превратить в таковую одну из национальных религий, в частности римскую, успеха не имели. Нужна была новая религия, понятная всем народам империи. Былые гонения христианства римским государством в начале IV в. сменились активной поддержкой новой религии. Император Константин (ок. 285 - 337) своим эдиктом от 324 г. Положил начало превращению христианства в государственную религию Римской империи. Через год, в 325 г., под его председательством собрался в г. Никее первый вселенский собор христианских церквей, сыгравший важную роль в утверждении христианского вероучения. Внутрицерковная борьба Ни один из христианских догматов не появ лялся сразу в законченном виде, а после того христианского вероучения как основный догматы были канонизированы, за утверждение и культа дискуссии вокруг их содержания не прекратились. Как до, так и после Никейского собора между различными группами велись острые христологические споры. Борьба сконцентрировалась вокруг толкования трёх главных догматов: триединства бога,
воплощения и искупления. Никейский собор осудил учение александрийского пресвитера Ария (256 - 336), утверждавшего, что Бог Сын не единосущен Богу Отцу. Собор установил понимание догмата, в соответствии с которым Бог определяется как единство трех лиц (ипостасей), где сын, вечно рождающийся от отца, единосущен отцу, есть истинный Бог и самостоятельная личность. На втором - Константинопольском (381)-вселенском соборе были преданы проклятию не только ариане, но и другие многочисленные ереси: евномиане, духоборы, савелиане, фотиниане, апполинариане и др. Евномиане, например, отказывались считать Христа Богом, они признавали его лишь высшим сотворенным существом. В начале пятого столетия особенно острый спор разгорелся вокруг догмата боговоплощения. Часть духовенства, возглавляемая константинопольским патриархом Несторием (ум. ок. 450), отвергла сложившиеся представления о рождении Христа от Богородицы. Женщина, утверждали несториане, родила человека, а не Бога. И только по наитию Святого Духа в него вселилось божество, и он стал орудием спасения. Обоснованию и защите догмата боговоплощения было уделено основное внимание на третьем - Ефесском (431) - вселенском соборе, утвердившем шесть правил по защите этого догмата. На четвертом - Халкидонском (451) - вселенском соборе главное внимание было уделено обоснованию догмата искупления и боговоплощения. Возглавляемые константинопольским архимандритом Евтихием (V в.) монофизиты (одноестественники) учили, что в Иисусе человеческое естество поглощено божественным, и потому признавали в нем только одну божественную природу. Собор утвердил догмат воплощения, согласно которому Христос должен рассматриваться и как истинный Бог, и как истинный человек; вечно рождаясь от Бога Отца по божеству, он родился от Девы Марии по человечеству, божество и человечество соединились в нем как едином лице неслиянно и неизменно (против монофизитов), нераздельно и неразлучно (против несториан). Одновременно императором Маркианом были изданы законы, жестоко карающие всех, кто отказывался признать этот догмат. Только в середине VI столетия решился спор о том, как изображать Иисуса Христа; 82-е правило пятого - Константинопольского II(553) - вселенского собора обязывало изображать Сына Божьего в человеческом облике, а не в виде агнца. При этом требовалось, чтобы в новом изображении образ Христа подчеркивал перед взором верующих всю высоту своего смирения, покорности, страдания и спасительной жертвы. Раздорами сопровождалось утверждение христианского культа. В первых веках церковь в категорической форме запрещала какое бы то ни было изображение святых. Церковный собор в Эльвире в начале IV в. установил правило, согласно которому на стенах не должно быть никаких предметов почитания и поклонения. В конце IV в. один из церковных писателей Евсевий (260-265 - 338-339) считал употребление икон идолопоклонством. Против поклонения иконам в VII в. выступили несториане и монофизиты. Были даны правительственные распоряжения, запрещавшие употребление икон. Этот спор разрешился только на седьмом - Никейском II (787) - вселенском соборе. Собор утвердил правило, в соответствии с которым считалось необходимым изображение священных лиц и событий и поклонение им. Еще более длительным был процесс формирования христианских таинств и непосредственно связанных с ними обрядов. В конце V в. сложилось таинство крещения, еще позже - евхаристии (причащения). Затем в течение нескольких веков христианство постепенно вводило миропомазание, елеоосвящение, брак, покаяние и сопутствующую ему исповедь, священство.
времени своего возникновения христианство никогда не являлось единой религиозной системой. Распространяясь по многочисленным провинциям Римской империи, оно приспосабливалось к сложившимся местным верованиям, обычаям и традициям. Миланским эдиктом 313г. император Константин объявил христианство разрешенной религией. Христианская церковь была освобождена от податей, ей было возвращено конфискованное прежде имущество. В 324 г. христианство было официально объявлено государственной религией Римской империи.
Однако в христианстве к этому времени уже существовали так называемые ереси: ариане, духоборы, савелиане, евномиане, фотиниане, аполлинариане и др. Христологические споры велись относительно толкования 3-х основных догматов: триединства бога, боговоплощения и искупления. В ходе этих споров, выяснявших соотношение божественного и человеческого начала в личности Христа, в Vвеке от официальной церкви отделились христиане востока (монофизиты и др).
едствием децентрализации Римского государства было возникновение первых 4-х автокефальных (самостоятельных) церквей: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская. Вскоре от Антиохийской церкви отделилась Кипрская, а затем Грузинская православная церковь. В середине V в. обособилось армянское духовенство.
Первый крупный раскол в христианстве произошел в 1054г., когда христианство разделилось на восточную, греко-православную церковь (православие) и западную, римско-католическую церковь (католицизм). В основе раскола лежал конфликт византийской теологии священной державы – подчиненного по отношению к монарху положения церкви – и латинской теологии универсального папства, стремившегося подчинить себе светскую власть. Другой важной причиной этого раскола была борьба Римского папы и константинопольского патриарха за власть над всей христианской церковью.
Второй крупный раскол в христианстве произошел в XVI-XVII веках в странах западной Европы в результате движения Реформации, в итоге которого появляется протестантизм (в переводе с лат. - возражать). Реформацией принято называть религиозно-политическое движение в XVI-XVII веках в ряде европейских государств, направленное на преобразование церкви в духе евангельских идеалов и на устранение всего того, что в средневековом католицизме представлялось реформаторам отходом от этих идеалов. Реформационное движение было направлено против феодализма и освящавшего его католицизма. В результате реформационного движения из католицизма выделилось новое направление – протестантизм, который изначально оформился как три самостоятельные церкви: лютеранство, англиканство и кальвинизм
Православие –как одно из направлений в христианстве сложилось в результате разделения христианской церкви на восточную и западную. Оно распространено в основном в странах Восточной Европы, Ближнего Востока и на Балканах. В настоящее время существует 15 автокефальных (самостоятельных) и канонических (взаимно признающих друг друга законными) церквей: Константинопольская (Турция), Александрийская (Египет), Антиохийская (Сирия, Ливан), Иерусалимская (Израиль), Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская (Греция), Албанская, Польская, Американская, Чешских земель и Словакии. Существуют также канонические автономные церкви - Финская (зависит от Константинопольской), Японская и Белорусская автономные церкви (зависят от Русской) и Синайская церковь (зависит от Иерусалимской).
толицизм –является крупнейшим, направлением в христианстве. Слово «католицизм» означает – всеобщий, вселенский.
Его истоки восходят к небольшой римской христианской общине, первым епископом которой, по преданию, был апостол Петр. Процесс обособления католицизма в христианстве начался еще в III-V веках, когда нарастали и углублялись экономические, политические, культурные различия между западной и восточной частями Римской империи. В настоящее время католицизм распространен в Италии, Испании, Португалии, Франции, Германии, Бельгии, Австралии, в государствах Латинской Америки и в США. В странах Восточной Европы католицизм распространен в Польше, Чехии и Словакии, и в Венгрии. На территории бывшего СССР последователи католического вероисповедания проживают в Литве, Латвии, Белоруссии, в западных областях Украины и частично в России.
Варвары и Рим. Причины Великого переселения народов.Гибель в 476 г. Западной Римской империи считается гранью между историей Древнего мира и Средних веков. Падение империи связано с вторжениями на ее территорию варварских племен. Варварами римляне называли всех, кто жил за пределами Римского государства, не знал латинского языка и был чужд римской культуре.
Центральной Европе обитали воинственные племена германцев. Поначалу римлянам удавалось отражать их вторжения. В конце IV в. к германцам в их набегах присоединились многие другие варварские народы. Началось Великое переселение народов. К этому времени у варваров зарождается неравенство. Их племена объединяются в союзы во главе с вождем (герцогом, королем), власть которого напоминает уже власть правителя государства. Варваров привлекали богатство городов и деревень, плодородные поля и тучные пастбища Римской империи.
Восточной Римской империи удалось выстоять под ударами варваров. По иному было на Западе. Средства на содержание армии императоры собирали с большим трудом. Подати были очень велики. В провинциях вспыхивали восстания. Жители нередко ожидали прихода варваров как освободителей.
Еще до начала широкого проникновения варваров на территорию Римской империи в их среду стало проникать христианство. Епископу Ульфиле удалось крестить германское племя готов. Для варваров был очень сложен догмат о Троице. Поэтому многие из них приняли крещение в форме арианства. Арианство было признано ересью (отступлением от догматов ортодоксального христианского вероучения) на Никейском соборе в 325 г., однако в IV—VI вв. оно было распространено среди значительной части христиан. Ариане отрицали троичность Бога, они считали, что Бог един, а Иисус Христос не единосущен Богу Отцу, а лишь подобосущен ему. Именно в арианство крестил Ульфила готов. Лрианами стали также вандалы, бургунды, лангобарды и ряд других племен.
Образование варварских королевств. В410 г. вестготы (западные i оты) под предводительством Алариха взяли Рим. Через несколько лет для поселения вестготов Рим предоставил земли на юге Галлии. Так в 418 г. появилось первое варварское Вестготское королевство. Вскоре вестготы захватили другие территории в Галлии и Испании.
Еще раньше через Галлию и Испанию в Северную Африку прошли племена вандалов и аланов. В Африке возникло Вандаль-ско-аланское королевство. В 455 г. вандалы совершили морской набег на Рим, подвергнув его страшному разгрому. В те же годы германские племена англов, саксов, ютов начали вторжение в Британию. Они разгромили существовавшие на острове после ухода римских войск королевства кельтов и образовали 7 варварских англо-саксонских королевств. В Галлии к востоку от вестготов свое королевство создали бургунды.
Варвары хозяйничали и в Италии. Римское войско здесь почти целиком состояло из варваров, вожди которых правили от имени императоров. В 476 г. один из таких вождей Одоарк сверг западного императора, а его корону отослал в Константинополь. Верховным правителем варварских королевств отныне считался восточный император. Однако реальной власти над ними он не имел. Вскоре в Италию вторглись племена остготов(восточных готов) под предводительством короля Теодориха (493 — 526) и, разгромив государство Одоакра, создали здесь свое королевство.
Королевство франков возникло почти одновременно с Остготским королевством. В 486 г. король салических (приморских) франков Хлодвигвозглавил их переселение в Северную Галлию. Вскоре франки подчинили себе ряд соседних германских племен — алеманов, тюрингов, разбили войска Вестготского королевства и отвоевали у него Южную Галлию.
ты и другие германцы забирали значительную часть земель у жителей Римской империи. Франки, в отличие от них, почти не отнимали земель у местных жителей, а поделили между собой пустующие бывшие владения императора. Поэтому галло-римское население относилось к франкам более дружественно, чем к другим варварам. Кроме того, Хлодвиг и все франки приняли христианство в ортодоксальной форме, которой придерживались жители Галлии, а не в форме арианства, как другие германцы. Хлодвиг щедро раздавал епископам и монастырям ценности и земли. Политику Хлодвига по отношению к местным жителям продолжили и его преемники. Из всех варварских королевств Франкское оказалось самым устойчивым.
В целом варварские королевства являлись государствами со слабой центральной властью, в них были остры противоречия между варварами и местными жителями. Это предопределило нестабильность политической ситуации в Европе
ты и другие германцы забирали значительную часть земель у жителей Римской империи. Франки, в отличие от них, почти не отнимали земель у местных жителей, а поделили между собой пустующие бывшие владения императора. Поэтому галло-римское население относилось к франкам более дружественно, чем к другим варварам. Кроме того, Хлодвиг и все франки приняли христианство в ортодоксальной форме, которой придерживались жители Галлии, а не в форме арианства, как другие германцы. Хлодвиг щедро раздавал епископам и монастырям ценности и земли. Политику Хлодвига по отношению к местным жителям продолжили и его преемники. Из всех варварских королевств Франкское оказалось самым устойчивым.
В целом варварские королевства являлись государствами со слабой центральной властью, в них были остры противоречия между варварами и местными жителями. Это предопределило нестабильность политической ситуации в Европе.
Что такое феодализм.Классическое Средневековье в Европе (X—XIIIвв.) являлось временем расцвета феодализма. Слово «феодализм» происходит от слова «феод» — наследственное земельное владение за службу. Человек, получавший феод, был вассалом (слугой) того, кто предоставлял ему землю. Тот, кто наделял феодом, являлся сеньором (старшим). И сеньоров, и вассалов называли феодалами. Феодал также был сеньором для всех жителей его феода.
К X —XI вв. в Европе почти вся земля оказалась поделенной на феоды. В то время так и говорили: «Нет земли без сеньора». Все феодалы стали фактически независимыми правителями в своих владениях. Однако между феодалами сохранялась связь, которая предохраняла государства от полного распада. Эту связь изображают в виде так называемой «феодальной лестницы». На ее верхней ступени находился король или император — верховный владелец всех земель и верховный сеньор в государстве. Считалось, что король раздавал большие области своим вассалам — князьям, герцогам, графам. Те, в свою очередь, выделяли отдельные части своих княжеств, герцогств и графств собственным вассалам — баронам. У баронов тоже были вассалы — рыцари. Слово «рыцарь» в переводе с немецкого означает всадник, кавалерист. В качестве феода рыцари получали имение — деревню или часть деревни. Рыцари составляли нижнюю ступень «феодальной лестницы».
Существовало правило: «Вассал моего вассала — не мой вассал». Это означало, что вассал служил только своему непосредственному сеньору. Король, например, не мог призвать на службу барона — вассала герцога, а герцог — простого рыцаря. Именно поэтому власть королей была тогда очень слабой.
Сеньор давал вассалу землю, помогал ему и защищал от врагов. Вассал по призыву господина становился в ряды его войска. Как правило, военная служба была для вассала обязательной в течение 40 дней в году. За остальные дни, проведенные в седле, он получал от сеньора особую плату. В определенных случаях вассал также дарил подарки сеньору, выкупал его из плена и т.д. Феод после смерти владельца наследовал его старший сын.
ичины возникновения феодализма.В период Средневековья войны были частым явлением. После распада империи Карла Великого все страны Европы сотрясали кровавые усобицы. Еще страшнее в IX—X вв. оказались опустошительные набеги норманнов (жителей Скандинавии и Дании), арабов, венгров, которые временами грозили самому существованию европейского общества. Для спасения от полного истребления и разорения нужно было иметь надежное войско. Усовершенствования в военном деле (например, внедрение подков для лошадей и стремян для седел) резко подняли значение профессионального рыцарского войска (всадники с тяжелым оружием и в тяжелых доспехах). Благодаря подковам лошадь могла перевозить тяжеловооруженного, закованного в железо рыцаря, который, опираясь на стремена, копьем и мечом поражал противника.
Три сословия феодального общества. ВСредние века люди делились на сословия молящихся, воюющих и работающих. Эти сословия отличались по своим правам и обязанностям, которые были установлены законами и обычаями.
В сословие воюющих (феодалы) входили потомки знатных людей варварских племен и знатных жителей завоеванной ими Западной Римской империи. Положение воюющих было различным. Самые богатые владели целыми областями, а некоторые простые рыцари были иногда очень бедны. Однако только феодалы имели право владеть землей и управлять другими людьми.
В сословие работающих вошли как потомки обедневших свободных людей из числа варваров и римских граждан, так и потомки рабов и колонов. Подавляющее большинство тех, кто работал, — это крестьяне. Они делились на две категории. Некоторые крестьяне оставались свободными людьми, но жили на землях феодалов. Феод делился на господскую землю и крестьянские наделы. Считалось, что эти наделы крестьянам предоставлял феодал. За это крестьяне работали на господской земле (барщина) и платили феодалу подати (оброк). Феодал судил население своего феода, взимал штрафы за нарушение законов. Другую категорию крестьян называли крепостными. Они считались «прикрепленными» к своим наделам и не могли их покинуть. Повинности крепостных (барщина, оброк) были более тяжелыми, чем у свободных. Они находились в личной зависимости от феодалов, их продавали и покупали вместе с землей. Имущество крепостных считалось собственностью сеньора. Слуги-крепостные находились фактически на положении рабов.
Помимо воюющих и работающих имелось сословие молящихся. Его считали главным и называли первым. Считалось, что феодал или крестьянин не в силах до конца постигнуть всей глубины учения Христа и самостоятельно общаться с Богом. К тому же людей постоянно искушает дьявол. Только христианская церковь и ее служители — духовенство — могли разъяснить всем божественные законы, связать человека с Богом, защитить его от козней дьявола и замолить его грехи перед Богом. Главной обязанностью сословия молящихся было богослужение. Священники также крестили детей, венчали новобрачных, принимали исповедь кающихся и отпускали им грехи, причащали умирающих
Начало средневековья в истории Западной Европы относиться в V - X вв., когда феодальный уклад окончательно сменил рабовладельческий. Падение Римской империи и образование на её территории мелких и крупных варварских государств вызвали упадок городской культуры. Старые римские города утратили своё былое социальное и экономическое значение. Главной экономической ячейкой в этот период был уже не город, а укреплённое сельское поместье - пфальц.В Европе воцарилось натуральное хозяйство, а вместе с ним и сельский характер населения. В некоторых городах старые античные сооружения (напр. стены амфитеатра в г.Арль) использовались для новых целей (оборонительных и т.п.). Единственными центрами раннесредневековой культуры были монастыри,которые возникали на свободных, ранее незанятых территориях и на первых порах носили характер трудовых общин. Пример раннего монастыря -Санкт-Гелленскнй монастырь,основанный в VII в. в Швейцарии. В центре монастыря стоял храм, у которого две башни по сторонам главного фасада исполняли роль дозорных вышек. С юга и севера к храму примыкали монастырские постройки, на территории монастыря также имелись также ремесленные мастерские, огороды и скотный двор. Обычно монастыри возникали при поселениях, однако во многих случаях они сами становились причиной возникновения городов - монастырь Мон-Сен-Мишельво Франции (возник в VIII в.).