От премьерства до Счетной палаты
Уже в первые дни премьерства выяснилось, что Семья не рассматривает Степашина в качестве реального кандидата в президенты. Новый премьер не получил никакой свободы кадровых решений. Ему удалось лишь пригласить в состав аппарата правительства своих ближайших сотрудников: Черненко, Энгельсберга, А.Михайлова, Ворожцова, Пискунова. Да еще вернуть в состав кабинета министров главу Миннаца В.Михайлова.
Все остальные кадровые инициативы Степашина торпелировались. Кандидатура Александра Жукова на пост 1-го вице-премьера по макроэкономике была отведена Ельциным. Президент вроде бы согласился на другой степашинский вариант, при котором посты 1-го вице-премьера и министра финансов совмещал Михаил Задорнов, но почти сразу же назначил на Минфин Михаила Касьянова, имевшего репутацию протеже Семьи. В ответ Задорнов подал в отставку, которая была сразу же принята, а Степашин лишился важного потенциального союзника внутри правительства.
На освободившийся пост главы МВД был назначен Владимир Рушайло (согласованный с Семьей), а не предложенный Степашиным Владимир Васильев. В короткие сроки Рушайло организовал замещение ключевых постов в министерстве своими людьми, что явно не нравилось Степашину. Но защитить своих бывших коллег (в том числе Васильева, Страшко, Колесникова и Тесиса) он не мог: МВД относилось к "личной епархии" президента, а все отставки и назначения проходили под негласным лозунгом укрепления влияния президентских структур на это силовое ведомство.
В течение всего премьерства Степашина фактически правительством управлял дуумвират, включавший премьера и первого вице-премьера Аксененко. Структуру и состав кабинета министров Ельцин обсуждал не только со Степашиным, но и с представителями Семьи Волошиным и Аксененко. В ситуации полного кадрового бессилия и опоры лишь на ставшие периферийными группы в путинском окружении, Степашин мог только заниматься пиаровскими ходами: совершить визит в США, прочитать стихи на юбилее Пушкина и др.
Однако похоже, что Степашин все же верил в то, что он может стать кандидатом в президенты, тем более, что его рейтинг хотя и медленно, но все же рос. Объективная потребность общества в "политике будущего", альтернативном обращенному в прошлое Примакову, способствовала этому процессу (хотя "семейные" все равно сделали бы все возможное, чтобы Степашин не стал "преемником"). Однако вначале неспособность Степашина противостоять объединению губернаторов вокруг Примакова и Лужкова, а затем начало боевых действий в Дагестане, привели к быстрой отставке премьера, возглавлявшего правительство лишь в течение 82 дней. Семья сделала свой выбор, поставив на более решительного, чем Степашин, "силовика", директора ФСБ Владимира Путина.
После отставки с поста премьера Степашин начал делать ошибку за ошибкой. Казалось, что он так и не смог в течение нескольких последних месяцев оправиться от потрясения, вызванного не только отставкой, но и лишением шансов на статус "преемника". Из трех вариантов участия в думских выборах (в списках НДР, СПС и "Яблока") Степашин предпочел последний, рекомендованный Гусинским. Этот выбор оказался ставкой на худшее из плохого: оказавшись вторым в списке после находившегося не в лучшей форме Григория Явлинского, Степашин сразу потерял в масштабности, которую только начал приобретать. Осенью 99-го он возглавил Национальный антикоррупционный комитет, объединивший ряд известных общественных деятелей, но тема борьбы с коррупцией в ходе избирательной кампании была полностью вытеснена чеченской, на которой взошла звезда Путина.
После крайне неуверенного выступления "Яблока" на думских выборах Степашин постарался дистанцироваться от своего временного союзника, хотя и получил по "квоте" "Яблока" пост главы думской комиссии по борьбе с коррупцией. Следующим знаковым шагом Степашина стала его попытка выдвинуть свою кандидатуру на пост питерского губернатора при поддержке правых и "Яблока". Однако в Кремле эту инициативу не одобрили, и Степашин отступил, вызвал явное раздражение "яблочников" и Чубайса. Однако к этому времени (конец февраля 2000 года) он уже сделал окончательную ставку на Путина, и не ошибся.
В апреле 2000 года при поддержке Кремля Госдума назначила Степашина на самостоятельный пост председателя Счетной палаты. "Переходный период" между премьерством и новым высоким назначением, был завершен. Он показал, что госслужба для Степашина является явным приоритетом по сравнению с публичной политикой.
Счетная палата
Возглавив Счетную палату, Степашин не обманул ожидания Кремля. Ранее этот орган был близок к КПРФ, в частности, через его председателя Хачима Кармокова. Кроме того, палата часто вовлекалась в олигархические войны на стороне какой-либо из групп (отдельные аудиторы вели, тем самым, свою игру, независимую и от Кармокова, и от Кремля). "Человек № 2" в палате Юрий Болдырев активно занимался политической деятельностью, используя свой властный ресурс.
Однако ко времени прихода Степашина в Счетную палату Болдырева уже в феврале 2000 года сменил Александр Семиколенных, ранее работавший под руководством Путина в контрольном управлении администрации президента. Тем самым, Кремль продемонстрировал, что намерен включить палату в свою исключительную сферу влияния, не допуская никакого "плюрализма" в этом вопросе. При этом предусматривалась необходимость укрепления аппарата палаты (для придания ему большей эффективности) и дальнейшей коррекции состава аудиторов.
За прошедший период (почти два года) Степашин полностью заменил доставшееся ему в наследство от Кармокова руководство аппарата палаты. Вначале его руководителем стал перешедший из Минюста Батанов, но затем он был избран аудитором. Пост главы аппарата был вакантным полгода, пока его не занял Мстислав Афанасьев. 35-летний доктор экономики с дипломами МГУ и Парижского университета, он с 1998 года занимал пост заместителя руководителя аппарата правительства. В кабинете Степашина он получил повышение, став 1-м замом руководителя аппарата. Казалось бы, карьера Афанасьева развивалась по восходящей, но он не сработался с премьером Михаилом Касьяновым. В результате вначале началось наступление на полномочия Афанасьева, а затем он был вынужден уйти с понижением - первым заместителем руководителя куда более малочисленного и менее влиятельного аппарата Счетной палаты.
Известно, что взаимоотношения между Степашиным и Касьяновым оставляют желать лучшего - в 1999 году Касьянова фактически "навязали" премьеру в качестве главы Минфина. Неудивительно, еще в ноябре прошлого года глава Счетной палаты, выступая с вроде бы рутинным докладом в Совете Федерации, дал понять, что если между его учреждением и президентом налажены нормальные рабочие отношения, то этого нельзя сказать о руководстве правительства России. По словам Степашина, в кабинет министров было направлено 36 представлений Счетной палаты, и только на три из них премьер-министр Михаил Касьянов ответил. В мае Степашин отправил на имя Касьянова письмо по этому вопросу, но за полгода ответа так и не дождался. "Счетная палата переходит на более жесткую схему работы с Правительством", - сделал тогда вывод Степашин.
Вряд ли все накопившиеся проблемы были сняты во время личной встречи глав правительства и палаты, которая состоялась 17 января. Так что Афанасьев, хорошо знающий все ходы и выходы в Белом доме и вынужденно покинувший его при Касьянове, для Счетной палаты просто находка. При этом обращает на себя внимание примечательный факт - Афанасьев становится официальным начальником Сергея Шахрая, который в настоящее время занимает пост заместителя руководителя аппарата Счетной палаты.
Шахрай также оказался на этой должности не случайно. Как уже отмечалось выше, со Степашиным они знакомы еще со времен совместной работы в Верховном совете РСФСР. Потом карьера Шахрая резко пошла вверх (вплоть до поста заместителя главы правительства), чтобы в середине 90-х стремительно обрушиться. При премьере Степашине Шахрай был его внештатным советником, а в нынешней должности работает с конца 2000 года, то есть получил ее уже в период степашинского руководства палатой. Роль Шахрая и в настоящее время, судя по всему, превосходит чисто аппаратную. Так, именно он как опытный юрист делал заключение о невозможности избрания Михаила Николаева на пост президент алмазоносной Якутии.
Кроме Шахрая у Афанасьева есть еще три заместителя. Павел Аверин пришел в Счетную палату с поста управляющего делами Госдумы, он считается одним из наиболее "пробивных" хозяйственников в российских властных структурах (депутаты, по крайней мере, провожали его с явной неохотой). Алексей Гордеев ранее сам был депутатом Госдумы от КПРФ, представлял Саратовскую область. Владимир Балдуев был одним из ближайших соратников Павла Бородина: в прошлом глава МВД и ФСБ Якутии, он в течение семи лет являлся заместителем управляющего делами президента России.
Теперь по количеству заместителей руководителя аппарата Счетная палата сравнялась с правительством (4 человека). Кроме того, изменился состав руководителей подразделений палаты. Так, департамент по взаимодействию с контрольно-счетными органами субъектов Федерации возглавил генерал-политработник Николай Столяров, бывший депутат Госдумы. Организационным и правовым департаментами теперь руководят, соответственно, Елена Тверитинова и Зарина Фарниева, работавшие вместе со Степашиным в Минюсте. Начальником департамента методологического обеспечения стал бывший союзный депутат Анатолия Саунин, долгое время работавший в антимонопольном министерстве. Вслед за Авериным из аппарата Думы ушел карьерный дипломат Николай Парузин, возглавивший управление международного сотрудничества. Управлением информации и общественных связей руководит известный "пиарщик" Эдуард Крусткалн, работавший ранее с вице-премьерами Алексеем Большаковым и Владимиром Булгаком, а затем с премьером Степашиным.
Отдельно следует сказать об экспертно-консультативном совете при председателе Счетной палаты. Его ответственным секретарем стал давний знакомый Степашина, бывший депутат Коровников, который, судя по всему, сыграл немалую роль в его формировании (хотя вряд ли основные назначения миновали степашинскую визу). Всего в совет входит более 100 человек - ученые, бизнесмены, госслужащие. Среди них, как указывалось выше, немало старых знакомых Степашина: Черненко, Тесис, Ворожцов и др. Заместителем Коровникова в совете стал профессор Юрий Сцепинский - отставной генерал-майор разведки, бывший директор Российского института стратегических исследований.
Именно Сцепинский в прошлом году возглавил рабочую группу совета по рассмотрению проекта введения в обращение свободно конвертируемого дебетового чека, который должен был "вытеснить" доллар. Информация об этом попала в СМИ и вызвала панические настроения среди держателей валюты. Степашину, Коровникову и Сцепинскому пришлось срочно дистанцироваться от скандальной идеи. "Крайним" в этой ситуации оказался ее непосредственный автор - бывший руководитель Элбим-банка Сергей Морозов, которому надо было куда-то пристроить чеки, выпущенные банком еще в середине 90-х годов. Морозов поэтому предложил провести эксперимент с уже отпечатанными чеками, но так как у Элбим-банка отозвана лицензия, то в качестве основного участника эксперимента был предложен Промстройбанк Санкт-Петербурга.
Неизвестно, было ли это предложение согласовано с руководством банка и Степашиным, но оно не пошло на пользу имиджу главы Счетной палаты. В свое время СМИ немало писали о том, что его супруга Тамара Владимировна долгое время работала в Промстройбанке Санкт-Петербурга. В мае 2000 года она стала вице-президентом ЗАО "Банкирский дом "Санкт-Петербург", объединившее три крупных питерских банка (кроме Промстройбанка Санкт-Петербурга это банки "Петровский" и "Санкт-Петербург"). Президентом банкирского дома является Владимир Коган, контролирующий и питерский Промстройбанк, известный в последнее время как деловой партнер главы "Северстали" Алексея Мордашова.
Правда, Коган в состав совета при Степашине не входит. Зато там присутствует президент компании "Дон-строй" Дмитрий Зеленов. По данным "Новой газеты", "Дон-строй" в прошлом году стал инвестором проекта по строительству для сотрудников Счетной палаты пяти жилых домов в центре Москвы на Остоженке. Газета утверждает, что в этих домах палате достанется лишь 30% жилплощади и 15% гаражей, а все остальное станет собственностью "Дон-строя" (обычно в престижных районах соотношение между заказчиком и инвестором составляет 50 на 50). Впрочем, газета утверждает, что с руководством "Дон-строя" якобы близко знакомы заместители руководителя аппарата палаты Шахрай и Аверин, и при этом подчеркивает незапятнанную репутацию Степашина.
Что касается состава аудиторов, то сейчас в нем присутствуют два близких Степашину человека - Пискунов и Батанов. Казалось бы, что из 12 аудиторов это немного, но нельзя забывать, что Кармоков не имел и такой опоры. Большинство других аудиторов полностью лояльны по отношению к власти, а те из них, кто раньше был известен своей оппозиционностью (Вениамин Соколов и Юрий Воронин) сейчас не проявляют обычной для них публичной активности.