Майкл Хардт, Антонио Негри 12 страница
117Часть 1. Война
ности, организованные движения сопротивления, включая различные народные армии и партизанские группировки, пытались порвать со сложившимся порядком и подорвать его, открывая пространства для конструирования нового общества. Если в прошлом эти три уровня сопротивления требовали различной организации, то сегодня сетевые движения способны заниматься всеми ими одновременно. Кроме того, в условиях сети решить вопрос легальности становится все сложнее. Так, вероятно, невозможно точно сказать, действует ли протестная сеть в отношении некоего саммита легально или нелегально, поскольку отсутствует центральное руководство, которое направляло бы протест, а акции протестантов имеют весьма причудливый формат и быстро сменяются. На деле -причем это наше основное утверждение - наиболее существенные различия между сетевыми воплощениями сопротивления не связаны лишь с вопросом легальности. Фактически самыми надежными критериями для различения сетевых движений являются три принципа, которые мы сформулировали выше, прежде всего - требование демократии. Они дают нам средство, чтобы, к примеру, четко различать группы, которые нынешние теоретики борьбы с мятежами ошибочно сводят под одну крышу. Когда подобные теоретики рассуждает о сетях, то они сводят воедино сапатистов, интифаду, антиглобалистов, колумбийские наркокартели и «Аль-Каиду». Столь разные организации группируются вместе на том основании, что кажутся равным образом неуязвимыми для традиционной контрповстанческой тактики. Однако если мы рассмотрим такие современные организационные формы с точки зрения критериев, которые были выведены нами, то выяснятся важные различия. (Конечно, есть и много других важных особенностей, к примеру - связанных с применением или неприменением насилия, но мы делаем акцент на тех, которые высветил анализ, проведенный в этом разделе книги.) Так, с точки зрения задач противодействия мятежам колумбийские наркокартели и «Аль-Каида» могут внешне напоминать сети, но s на деле они жестко централизованы и имеют традиционные цепи подчинения командам, отдаваемым сверху. Их организационным структурам вовсе не свойственна демократия. Ин-
13. Сопротивление
тифада и сапатисты, как мы убедились, напротив, действитель-о в некоторых отношениях склоняются к оформлению распределенных сетей, не имеющих командного центра и характеризующихся максимумом автономии всех участвующих компонентов. Можно сказать, что они сконцентрированы вокруг сопротивления доминированию и протеста против нищеты или же, рассуждая в позитивном ключе, вокруг собственной борьбы за демократическую организацию биополитического
народа.
Теперь следует вернуться к поднятому выше вопросу легитимации. Сегодня можно опять выдвигать проблему того, как потребности пролетариата способны оправдать новые формы власти. Если перевести это на несколько иной язык, вопрос прозвучит так: как трансформировать классовую борьбу в социальную войну или, опять-таки выразившись по-иному, как можно использовать империалистическую войну для перехода к войне революционной. Но сейчас ясно, что делать это - значит снова пережевывать сюжеты, которые давно устарели, изношены и поблекли. Мы полагаем, что концепция множества ставит проблему социального сопротивления, а также легитимации его собственной власти и насилия в совершенно иную плоскость. По нашему мнению, даже наиболее продвинутые формы сопротивления и гражданской войны, возникшие в эпоху модернити, не дают необходимых элементов для решения поставленной задачи. Так, интифада представляет собой вариант борьбы, который, по крайней мере внешне, соответствует некоторым важнейшим характеристикам движения множества, таким как мобильность, гибкость и способность адаптироваться и бросить радикальный вызов меняющимся формам подавления. Вместе с тем интифида может лишь намекнуть на ту форму, которую мы ищем, а именно - на стратегический переход, вследствие которого пролетариат приобретает форму множества, то есть сетевого «тела». Необходимая для этого организация должна способствовать полному развертыванию мощи нынешнего биополитического производства, полностью оправдав предсказания о формировании демократического общества.
Здесь мы сталкиваемся с некой загадкой, со стратегичес-
119Часть 1. Война
ким неизвестным. Все пространственные, временные и политические параметры революционного принятия решений в духе Ленина пошатнулись, а соответствующие стратегии полностью лишились практической применимости. Утрачивает убедительность даже понятие «контрвласти», столь существенное для стратегий сопротивления и революции в период событий 1968 года. Все представления, согласно которым сила сопротивления родственна или даже равна силе, нас подавляющей, более не годятся. Тут стоит поучиться у Пьера Кластра. На основании антропологического исследования природы войн он утверждает, что идея о сходстве войн угнетателей с борьбой угнетенных неверна в принципе. Как вытекает из его объяснения, баталии, которые ведут угнетенные, - это движения, в своей совокупности направленные на защиту общества от тех, кто находится у власти. История народов, у которых действительно есть история, - это, по их собственным словам, история классовой борьбы. История же народов без собственной истории, как мы могли бы сказать с не меньшей уверенностью, есть история их борьбы против государства1". Нам важно схватить суть того типа битв, о которых говорит Кластр, и обнаружить адекватную им форму в наше время.
А между тем нам уже известно кое-что, способное помочь направить в должном направлении весь энтузиазм сопротивления. Во-первых, мы знаем, что сегодня легитимация глобального порядка в основном базируется на войне. То есть сопротивление войне и, как следствие, сопротивление легитимации сложившегося глобального порядка становится общей этической задачей. Во-вторых, как нам известно, капиталистическое производство и жизнь (как и производство) множества связываются друг с другом все теснее и взаимно определяют друг друга. Капитал зависит от множества, но в то же время его постоянно бросает в кризис сопротивление множества командам и власти, исходящим от него же. (Это станет центральной темой во второй части книги.) В рукопашной схватке множества и Империи на биополитическом поле, в ходе которой они связываются все крепче, Империя обращается к войне, чтобы заслужить легитимацию. А множество взывает к демократии как к собственному политическому обоснованию. Такая де-
1.3. Сопротивление
мократия, противостоящая войне, есть абсолютная демократия. Мы также можем назвать подобное демократическое движение процессом «исхода» в той мере, в какой речь идет о разрыве множеством связей, наделяющих имперскую суверенную власть согласием управляемых. (Абсолютная демократия и исход станут центральными темами части третьей.)
Пчелиный разум,
Когда распределенная сеть нападает, она толпится вокруг врага подобно пчелиному рою. Бесчисленные силы, ничем не связанные между собой, атакуют в определенный момент со всех сторон, а затем снова растворяются в окружающей средеш. С внешней стороны сетевую атаку описывают как пчелиный рой или комариную тучу по той причине, что создается впечатление бесформенности. Поскольку у сети нет центра, из которого исходили бы указания, те, кто может рассуждать исключительно в традиционнъи терминах, способны сделать вывод, что она вообще лишена организации - для них видны только спонтанность и анархия. Сетевая атака возникает как нечто, напоминающее тучу птиц или насекомых в фильме ужасов. Это множество врагов, неизвестных, неопределяемых, невидимых:, пеожидаемых и действующих без всякой логики. Однако если заглянуть внутрь сети, то можно увидеть, что на практике она организована, рациональна и отличается способностью к творчеству. Она обладает «разумом пчелиного роя».
В новейших разработках в области искусственного интеллекта и вычислительных методов этот термин используется для определения коллективных и распределенных (то есть обходящихся без централизованного контроля или глобальной модели) приемов решения проблем^. Согласно утверждениям их авторов, трудности, с которыми столкнулась значительная часть прежних исследований в области искусственного интеллекта, в какой-то мере были вызваны предположением, будто интеллект укоренен в разуме индивида. Новый взгляд сводится к тому, что интеллект в основе своей социален. То есть понятие пчелиного роя выводится из кол-Лехтивного поведения общественных животных, таких как мура-вь% пчелы и термиты, чтобы изучить распределенные системы ингпеллекта с множеством его носителей. Поведение обществен-
121Часть 1. Война
ных животных позволяет рассмотреть эту идею в первом приближении. Например, вспомним, как тропические термиты сообща возводят грандиозные, сложные, увенчанные куполом конструкции. Исследователи выдвинули гипотезу, что насекомые движутся в соответствии с распределением феромонов, оставленнык другими термитами этой кучии4. Хотя ни один из термитов в отдельности не имеет интеллекта, термитник в целом составляет разумную систему, в которой отсутствует контроль из центра. Интеллект муравьиной кучи в основном базируется на коммуникации. Разработчикам искусственного интеллекта и вычислительных методов понимание поведения муравейника помогает при написании алгоритмов для оптимизации вычислений, связанных, с решением крупномасштабных задач. Чтобы ускорить обработку информации, компьютеры тоже можно сконфигурировать по образцу муравьиной архитектуры, а не привычной централизованной модели.
Модель пчелиного роя, базирующаяся на наблюдениях за общественными животными и получившая развитие в работах ряда ученых, исходит из предположения, что все частицы роя, в сущности, одинаковы и каждая сама по себе не отличается креативностью. Однако те муравейники, которые возникают на наших глазах в виде новых сетевых политических организаций, напротив, состоят из множества разных и способных к творчеству агентов. Тем самым по своей сложности модель поднимается выше на несколько уровней. Членам множества нет нужды становиться одинаковыми или отказываться от своей креативности, чтобы вступать в коммуникацию и сотрудничать друг с другом. Они остаются разными с точки зрения расы, пола, сексуальной ориентации и тому подобных характеристик. Таким образом, нам требуется осознать только то, что коллективный разум может стать результатом коммуникации и кооперации в рамках такого пестрого разнообразия.
Возможно, когда мы оценим огромный потенциал пчелиного интеллекта, мы, наконец, поймем, почему поэт Артур Рембо в прекрасном гимне Парижской коммуне, написанном в 1871 году, обращаясь к образу революционньт коммунаров, неоднократно сравнивал их с насекомыми. Впрочем, изображение вражеских войск в виде насекомых встречается нередко. Действительно, пересказывая события прошедшей войны, Эмиль Золя в историческом романе «Раз-
13. Сопротивление
гром» описывал «черные тучи» прусских солдат, захватывавших /французские позиции под Седаном подобно полчищам муравьев11'". Уничижительная метафора в отношении вражеских масс подчеркивала неотвратимость их поражения. В то же время она указывала на неполноценность противника: это всего лишь тупые насе-KOMbie. Однако Рембо взял клише военного времени и вывернул его наизнанку, превознося орды насекомых. Коммунары, защищавшие революционный Париж от правительственнъгх войск, которые наступали со стороны Версаля, в стихах Рембо кружатся по городу, как муравьи, а их активность на баррикадах напоминают муравейник. Зачем Рембо описывал любимых им коммунаров, которыми он восхищался, как суетливых муравьев? Присмотревшись поближе к его поэзии, мы обнаружим, что она вся полна насекомых, особенно производимыми ими звуками - жужжанием, шуршанием. и копошением. Некий читатель назвал поэзию Рембо «насекомыми стихами», «музыкой пчелиного роя»т. Пробуждение и воссоздание ощущений молодого тем, которые стоят в центре поэтического мира Рембо, происходят в жужжании и роении плоти. Это интеллект нового типа, коллективный разум, разум стаи, который предвосхитили Рембо и французские коммунары.
От биовласти к биополитическому производству
Только что завершенное нами описание генезиса сопротивления - от народных армий и партизанских отрядов к сетевым движениям - может показаться излишне механистичным и упрощенным. Нам не хотелось бы создать у читателя впечатление, будто формы сопротивления меняются в ходе некой естественной эволюции либо в порядке какого-то заранее предопределенного, прямолинейного марша в направлении абсолютной демократии. Напротив, эти исторические процессы никоим образом не предрешены и не движимы впе-ред чем-то наподобие идеальной цели «конца истории». Исто-Рия разворачивается противоречивым образом и зависит от случайностей, она постоянно подвержена влиянию неожиданных обстоятельств и катастроф. Моменты борьбы и сопротивления возникают спонтанно и непредсказуемо.
Следует также признать, что рассматривать происхожде-
123Часть 1. Война
ние движений сопротивления только с точки зрения формы, как мы это в основном делали вплоть до настоящего момента, недостаточно. Формальные различия между централизованными армиями, полицентричными партизанскими отрядами и распределенными сетями действительно дают нам критерий для оценки движений сопротивления и улавливания разницы между ними, но он далеко не единственный и даже не самый важный. Различия в форме между, скажем, группами антиглобалистов и террористическими сетями или между са-патистами и наркоторговцами позволяют уловить лишь малую толику из того, что их действительно разделяет. Нужно обращать внимание не только на форму, но и на содержание того, чем они занимаются. Тот факт, что движение организовано в форме сети или пчелиного роя, еще не служит гарантией его миролюбивости или демократичности. Выйдя за рамки вопроса формы, мы также сможем лучше уловить противоречивый характер националистических и религиозных разновидностей сопротивления. На практике националистическое и религиозное сопротивление чаще всего базируется на централизованных организациях и жестких взглядах относительно идентичности, но их не следует лишь на таком основании считать реакционными или устарелыми. Демократия есть вопрос не только формальных структур и отношений, но также общественного содержания, того, как мы взаимодействуем друг с другом и осуществляем совместное производство.
Параллель, которую мы провели между эволюцией сопротивления и изменениями в хозяйственном производстве, также была ограничена тем, что мы сосредоточились на формальных моментах. Если обращать внимание только на формальную связь, то может возникнуть впечатление, будто главный фактор изменений в обществе - технологические нововведения. Теперь же нужно посмотреть на содержимое того, что производится, на то, как именно это делается и кем. Заглянув внутрь производства и познакомившись с условиями труда и основами эксплуатации, мы сможем понять, каким образом возникло сопротивление на рабочем месте и как оно менялось наряду с трансформацией труда и всех производственных отношений.
1.3. Сопротивление
Тогда мы сможем гораздо более четко выявить связь между производством и сопротивлением.
После стольких рассуждений о войне во второй части книги мы обратимся к производству, чтобы познакомиться с характером современной глобальной экономики и теми категориями, которые в ней сложились. Однако это будет не чисто экономическое исследование, поскольку мы быстро обнаружим, что ныне экономическое производство во многих отношениях выступает одновременно и как культурный и политический процесс. Мы покажем, что доминирующая форма современного производства, господствующая над остальными, производит «нематериальные блага», такие как идеи, знания, способы связи и взаимоотношения. При таком нематериальном труде производство переходит границы экономики в традиционном понимании и напрямую затрагивает культуру, общество и политику. В этом случае производятся не просто товары в вещественном смысле, а социальные взаимоотношения и жизненные формы как таковые. Мы называем такой тип производства «биополитикой», чтобы подчеркнуть обобщенный характер производимых продуктов и то, что оно прямо касается всех граней жизни социума.
Выше мы говорили о «биовласти», чтобы показать, как нынешний режим войны не только грозит нам смертью, но и правит жизнью, создавая и воссоздавая все аспекты существования общества. Теперь мы перейдем от биовласти к биополитическому производству. Оба они застрагивают жизнь людей во всем ее многообразии - отсюда общая приставка (то. Но делается это весьма по-разному. Биовласть возвышается над социумом как суверенная сила, превосходящая всякое бытие и навязывающая ему свой порядок. Биополитическое производство, напротив, присуще самому обществу. Оно порождает новые социальные отношения и формы благодаря сотрудничеству в труде. Биополитическое производство даст Пищу нашему исследованию демократии, которое до сих пор °ставалось слишком формальным. С его помощью будет выявлена и та социальная основа, на которой сегодня можно начинать реализацию проекта множества.
125Часть 2. МножествоПолитическое действие, нацеленное на трансформацию и освобождение, может быть совершено сегодня только на базе множества. Чтобы уяснить понятие множества в его наиболее обобщенной и абстрактной форме, противопоставим его сначала понятию народа1. Народ представляет собой некое единство. Конечно, население состоит их многочисленных разнородных индивидов и классов, но в народе социальные различия синтезируются или сокращаются до состояния единообразия. Множество, напротив, не является внутренне единым, а сохраняет плюралистичность и разнообразие. Как следует из представлений, господствующих в политической философии, по этой причине народ может выступать в качестве суверенной власти, а множество для подобной роли не годится. Оно состоит из собрания личностей - под каждой из них мы подразумеваем социального субъекта, чья оригинальность не может быть сведена к чертам сходства и отличает его от других. Составляющие народ индивиды неотличимы в их единстве; они обретают идентичность, только закрыв глаза на различия между собой. Таким образом, образующие множество разнообразные личности противостоят недифференцированному единству народа.
Тем не менее, при всей своей сложности множество не является фрагментированным, анархичным или внутренне не связанным феноменом. Концепция множества должна поэто-МУ быть противопоставлена ряду других вариантов обозначения коллективных общностей, таких как «толпа» или «массы». Поскольку отдельные индивиды или группы, составляющие толпу, разношерстны и не признают общих, связывающих их
129Часть 2. Множество
ническое единство, точно так же, как государство стремится переплавить его в народ. Именно в этой точке, в схватках на ниве труда, начинает проявлять себя подлинный облик биополитического производства. Когда тело множества попадает в кабалу и трансформируется в организм глобального капитала, то оно оказывается одновременно и внутри процессов капиталистической глобализации, и в противостоянии им. Однако биополитическому производству множества присуще сосредотачивать против имперской мощи всемирного капитала все то, что в нем есть общего и что оно производит сообща. Со временем, развив свой потенциал, основанный на такой общности, множество способно пройти сквозь Империю и выйти на волю, чтобы свободно выразить себя через самоуправление. С самого начала следует признать размах владений капитала. Он господствует уже не только над ограниченными сферами общества. По мере того, как бесстрастная власть капитала простирается над социумом, выходя далеко за пределы фабричных стен и распространившись по всему миру, капиталистическое властвование начинает исходить ниоткуда или фактически отовсюду. Вне капитала не остается более ничего; нет чего-то внешнего и относительно логики биовласти, которую мы описывали в первой части книги. Подобная аналогия не случайна, поскольку капитал и биовласть функционируют в тесном взаимодействии. Точки, в которых осуществляется эксплуатация, напротив, всегда определенны и конкретны, а потому нужно трактовать эксплуатацию на основании тех ограниченных площадок, где она имеет место, и тех специфических форм, которые она обретает. Это позволит нам сформулировать как топологию различных видов эксплуатируемого труда, так и топографию их распределения по всему миру. Такой анализ имеет смысл, поскольку место, где происходит эксплуатация, - важная площадка, на которой зарождаются акты отказа и исхода, сопротивления и борьбы. Следовательно, подобный анализ приведет нас к критике политической экономии глобализации, которая опиралась бы на сопротивление формированию организма глобального капитала и освободительный потенциал объединенных сил, которыми располагает глобальное трудящееся множество.
2.1. Опасные классы
Основная ошибка Сталина состоит в недоверии к крестьянству.
Мао Цзэдун
Мы - беднота!
Лозунг протеста в Южной Африке
Формирующаяся общность труда
Множество - понятие классовое. Теории экономического класса всегда стоят перед выбором между единством и множественностью. «Полюс единства» обыкновенно связывают с Марксом и его словами, согласно которым в капиталистическом обществе наличествует тенденция к упрощению классовых категорий, вследствие чего все формы труда оказываются представленными одним субъектом, а именно - пролетариатом, противостоящим капиталу. «Полюс множественности» наиболее отчетливо иллюстрируют либеральные представления, согласно которым многообразие общественных классов неустранимо. Фактически правильны обе точки зрения. В первом случае верно то, что капиталистическое общество характеризуется противостоянием капитала и труда, тех, кто владе-деет производящей собственностью, и тех, кто ее лишен, причем условия труда и жизни тех, кто собственности не имеет, постепенно обретают общие черты. Во втором случае в не меньшей мере справедливо заявление, согласно которому существует потенциально не ограниченное число классов, составляющих современное общество, в фундаменте которого заложены не только экономические противоречия, но и различия в расе, этничности, географии, сексуальных предпочтениях и других параметрах. То обстоятельство, что обе эти, казалось бы, противоречащие друг другу точки зрения правильны, должно указывать нам на то, что само по себе их противопоставление, вероятно, является ошибочным3. Стремление выбирать между единством к множественностью исходит
133Часть 2. Множество
2.1. Опасные классы
из отношения к классу как к чисто эмпирическому концепту Тут не принимается в расчет, до какой степени политическим является определение самого класса.
Класс формируется в ходе классовой борьбы. Конечно, существует бесконечное число способов сгруппировать людей в некие кластеры - по цвету волос, группе крови и так далее, однако подлинное значение имеют именно классы, то есть -группы, обретающие лицо в ходе коллективной борьбы. В таком смысле раса является таким же политическим концептом, как и экономический класс. Она определяется не этнической принадлежностью или цветом кожи, а политически - через совместную борьбу. Некоторые полагают, будто раса возникает в результате расового угнетения. Например, Жан-Поль Сартр заявлял, что еврейство порождено антисемитизмом. Эту логическую цепочку следует дополнить еще одним звеном: раса возникает вследствие совместного сопротивления расовому угнетению. Экономический класс формируется аналогичным образом, а именно - в коллективных актах сопротивления. В таком случае исследование экономического класса, как и расы, лучше начинать не просто с перечисления фактических различий, а с особенностей коллективного сопротивления власти. Короче говоря, класс выступает как политический концепт в силу того, что является и может быть лишь коллективом, ведущим совместную борьбу.
Класс представляется политическим предложением и в другом отношении: теория классов не только отражает существующие особенности классовой борьбы, но и содержит указания относительно ее будущего содержания. В таком смысле задача теории классов состоит в том, чтобы идентифицировать существующие условия потенциальной совместной борьбы и выразить их в виде политического проекта. Фактически класс является постоянно конструируемой реальностью, проектом. Именно так следует расшифровывать утверждение Маркса о склонности капиталистического общества к бинарной модели классовой структуры. В практическом плане его слова не означают, будто общество уже характеризуется наличием единого трудового класса, которому противостоит единый капиталистический класс. Например, в своих историчес-
ких работах Маркс анализировал многочисленные классы труда и капитала по отдельности. На уровне эмпирики классовая теория Маркса утверждает, что существуют условия, делающие возможным единый трудовой класс. В сущности, эта идея представляет собой часть политического проекта объединения пролетарского класса в ходе баталий, которые ведутся трудящимися. Именно данный политический проект самым принципиальным образом противопоставляет марксову бинарную концепцию классов либеральным моделям классового плюрализма.
Действительно, в этом вопросе прежнее различие между экономической и политической борьбой попросту становится препятствием для постижения классовых отношений. Класс -биополитическое понятие, являющееся одновременно и экономическим, и политическим4. Кроме того, когда мы говорим о биополитике, то это, помимо прочего, означает, что наше понимание труда нельзя ограничить работой по найму, а следует распространить и на творческие способности человека во всей их всеобщности. Как мы покажем далее, тем самым бедняки не исключаются из нашей концепции, а ставятся в ее центр.
Таким образом, в определенном смысле понятие множества призвано продемонстрировать, что в рамках теории экономического класса нет необходимости противопоставлять единство и множественность. Множество - это плюральность, не поддающаяся упрощению; единичные социальные различия, присущие множеству, всегда должны находить выражение и не должны нивелироваться до состояния одинаковости, единства, общей идентичности или нейтральности. Множество - не просто дезинтегрированная и рассредоточенная многообразность. Конечно, в общественной жизни эпохи постмо-Дернити прежние идентичности рассыпались. Так, ниже в этой главе мы расскажем, как в ведущих странах мира единство °блика фабричных рабочих оказалось размытым из-за распространения краткосрочных контрактов и вынужденной мобильности новых способов труда; как миграция поставила под воп-Р°с традиционные представления о национальной идентичности; как изменился характер семьи и так далее. Однако
135Часть 2. Множество
раскалывание идентичностей, присущих эпохе модернити, не мешает отдельным личностям действовать совместно. Именно таково определение множества, с которого мы начали анализ: это личности, действующие сообща. Ключом к данному определению служит тот факт, что между личностью и общностью отсутствует концептуальное или реальное противоречие.
В другом смысле концепт множества предназначен для того, чтобы вслед за Марксом вновь выдвинуть политический проект классовой борьбы. С такой точки зрения множество основывается не столько на текущем, реальном существовании класса, сколько на условиях своей осуществимости. Другими словами, нужно задаваться не вопросом: «Что такое множество?», а вопросом: «Чем может стать множество?». Ясно, что подобный политический проект должен опираться на эмпирический анализ, который показал бы общие условия для тех, кто может составить множество. Ясно, что общие условия здесь не означают одинаковости или единства, однако требуется, чтобы множество не раскалывали сущностные или существенные разногласия. Иначе говоря, бесчисленные специфические виды труда, образы жизни и географические особенности, которые сохранятся при любых условиях, не должны препятствовать коммуникации и сотрудничеству в рамках общего политического проекта. На деле такой возможный общий проект в чем-то напоминает предложения ряда поэтов-философов XIX столетия, от Гелдерлина и Леопарди до Рембо, которые подхватили старую идею о борьбе человека с природой и превратили ее в элемент солидарности для всех, кто восстает против эксплуатации. (Действительно, их положение в условиях кризиса идей Просвещения и революционной мысли не столь сильно отличалось от нашего.) Переход от противостояния ограничениям, скудости и жестокости природы к избыточности и изобилию достигнутой человеком производительности - такова материальная основа подлинно всеобщего проекта, к которому пророчески взывали эти поэты-философы3.
Один основополагающий подход заключается в том, чтобы воспринимать множество как совокупность тех, кто трУ' дится под властью капитала, то есть - потенциально как класс,
2.1. Опасные классы
отвергающий капиталистическую власть. Тем самым понятие множества сильно отличается от понятия рабочего класса -по крайней мере, в том значении, в каком это последнее стали употреблять в XIX и XX веках. В сущности, рабочий класс -это концепт с четкими границами, основанный на исключениях. В самом узком понимании рабочий класс охватывает только работников промышленности, то есть в него не входят все прочие трудящиеся классы. В наиболее широком смысле этот концепт относят ко всем наемным работникам, то есть он исключает все классы, работающие не на условиях найма. Исключение других форм труда из понятия рабочего класса зиждется на представлении, будто существуют важные различия между, скажем, работой мужчин на промышленном производстве и женским трудом, связанным с воспроизводством человеческого рода, между трудом промышленных рабочих и крестьян, между занятыми и безработными, между рабочими и нищими. Рабочий класс считается главным производящим классом, находящимся под непосредственным господством капитала, то есть единственным субъектом, способным к эффективным антикапиталистическим действиям. Другие эксплуатируемые классы тоже могут бороться с капиталом, но лишь под руководством рабочего класса. Неважно, было ли так в прошлом; концепция множества опирается на то обстоятельство, что для нынешней ситуации такое представление ошибочно. Иначе говоря, она исходит из утверждения, что среди различных форм труда нет политически приоритетных форм: ныне всякий труд задействован в общественном производстве, трудящиеся работают сообща и едины в своей способности к сопротивлению капиталистическому доминированию. Воспринимайте это как равную возможность сопротивления. Следует уточнить, что мы не считаем, будто промышленный труд или рабочий класс не важны. Мы хотим сказать только то, что в рамках множества у них нет политической привилегии относительно других трудовых классов. Иначе говоря, в проти-воположность исключениям, которые составляли отличительную черту понятия рабочего класса, множество - открытый и Расширительный концепт. Оно дает понятию пролетариата Максимально полное определение, поскольку включает в него