Политико-правовое учение Ницше

Фридрих Вильгельм Ницше (1844–1900)– одна из значительных фигур в истории философской и полит-правовой мысли. Вопросы политики, гос и права освещаются в «Греческое гос-во» «Воля к власти», «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла», «Происхождение морали» и др.

Гос-во, право, законодательство, политика - служебные орудия, средства инструментарий культуры, кот, в свою очередь, есть проявление, обнаружение и образование космической по своим масштабам борьбы сил и воль. Воля к накоплению силы и увеличению власти трактуется им как специфич. свойство всех явлений, в т. ч соц и полит-правовых. Представления о прогрессивном характере развития он считал ошибочными. Ценность – наивысшее кол-во власти, кот человек в состоянии себе усвоить. Человечество же лишь средство, но не цель. Именно немногочисленные великие личности (типа Цезаря, Наполеона), несмотря на кратковременность их существования и непередаваемость их качеств по наследству, и явл, по Ниц, единственным смыслом, целью и оправданием происходящего и всей борьбы различных воль за власть. Всю соц-полит историю Ницше харак-ет как борьбу двух воль к власти – воли сильных (высших видов, аристократических господ) и воли слабых (массы, рабов, толпы, стада). Аристократическая воля к власти, – инстинкт подъема, воля к жизни; рабская воля к власти – инстинкт упадка, воля к смерти, к ничему. Высокая культура аристократична, господство же «толпы» ведет к вырождению культуры, к декадансу(упадок). Мораль – орудие рабов против господ, нравственные суждения и установления слабых против сильных, оправдание господства стада над высшими видами. История человечества нескольких последних тысячелетий (от господства др аристократии до современности) расценивается как процесс постепенного вырождения здоровых жизненных начал, как в конечном счете победа многочисленной массы слабых и угнетенных над немногочисленной аристократией сильных. Придерживаясь глоб перспективы аристократического эстетизма, он дает принципиальное предпочтение культуре и гению перед гос-вом и политикой – там, где такое расхождение и столкновение имеет, по его мнению, место. Цель человечества - в его совершеннейших экземплярах, возникновение кот возможно в обстановке высокой культуры, но никак не в совершенном гос и поглощенности политикой – последние ослабляют человечество и препятствуют появлению гения. Гений, борясь за сохранение своего типа, должен препятствовать учреждению совершенного гос-ва, кот могло бы обеспечить всеобщее благополучие лишь ценой потери насильственного характера жизни и продуцирования вялых личностей. «Гос-во, есть мудрая организация для взаимной защиты личностей; если чрезмерно усовершенствовать его, то под конец личность будет им ослаблена и даже уничтожена, – т. е. будет в корне разрушена первоначальная цель гос-ва».

Ниц – непримиримый противник идей народного суверенитета, реализация кот ведет к потрясению основ и падению гос-ва, устранению противоположности между «частным» и «публичным». Отмечая тенденцию падения роли гос-ва и допуская в принципе исчезновение гос-ва в отдаленной исторической перспективе, Ниц считал, что «менее всего наступит хаос, а скорее еще более целесообразное учреждение, чем гос-во, одержит победу над гос-вом». Вместе с тем Ниц отвергал активное содействие падению гос-ва и надеялся, что гос-во устоит еще на долгое время.

Устами Заратустры Ниц отвергал современное ему государство - этот «новый кумир» толпы. «Государством» - поучал он, - называется самое холодное из всех холодных чудовищ. Оно холодно лжёт, и ложь ползёт из уст его. Смешение добра и зла на всех языках - это знамение даю я вам как знамение государства. Поистине волю к смерти означает его знамение!».

Характеризуя государство как «смерть народов», учреждение только для «лишних людей», ницшевский Заратустра призывает своих слушателей освободиться от идолопоклонства «лишних людей» - почитания государства. «Там, где оканчивается государство, начинается впервые человек, который не есть лишний

Наши рекомендации