Легальность государственной власти
Вопр. 17 «Механизм осуществления государством публичной власти. Легитимность и легальность государственной власти».
Все органы, организации, объединения граждан, функционирующие на территории той или иной страны, можно разделить на две группы: занятые в той или иной мере в осуществлении государственных функций и не занятые в них. При этом первые в совокупности образуют политически организованное общество, каковым и является любое современное демократическое государство, а вторые — неполитическое общество, которое принято именовать гражданским. Вот это политически организованное общество и образует механизм государства, точнее, механизм осуществления публичной власти.
Данное дополнение необходимо для того, чтобы точнее передать сущность механизма управления современного государства. Дело в том, что одно из принципиальных отличий авторитарного государства от демократического состоит в уровне и степени вовлечения широких масс населения в осуществление управленческих функций в обществе, иначе говоря, в уровне обеспечения народовластия.
Авторитарное государство в реализации своих функций опирается исключительно на государственный аппарат, который в отрыве от участия в его деятельности и контроле над ним со стороны населения зачастую превращается в аппарат насилия. Именно это обстоятельство подвигло К. Маркса и Ф. Энгельса, а вслед за ними В. И. Ленина и ряд советских философов и юристов к разработке теории отмирания государства. Точнее, по словам Ф. Энгельса, теории медленного "засыпания" государства. На практике этот процесс должен был выражаться в постепенной передаче государством отдельных своих функций добровольным объединениям граждан. Строго говоря, классики марксизма-ленинизма не были так уж неправы, развивая эту теорию. Другое дело, что:
•, во-первых, передача государственных функций не может осуществляться только добровольным объединениям граждан. На месте государственно-властных органов могут образовываться негосударственные органы (муниципальные органы, нотариусы, адвокаты, третейские суды и др.). Но все они осуществляют публично-правовые функции, в ряде случаев от имени и по поручению государства;
• во-вторых, есть у государства функции, которые ни при каких условиях не могут быть переданы негосударственным структурам. Это функции обеспечения национальной безопасности и государственного суверенитета (вооруженные силы, пограничная стража, борьба с преступностью, внешняя политика, денежная система и др.). Таким образом, полное отмирание государства даже в отдаленной перспективе вряд ли возможно. По минимизации его функций, направленных на управление обществом, и передача их исполнения негосударственным образованиям — процесс вполне объективный.
Итак, механизм государства, точнее, механизм осуществления публичной власти в государстве, включает в себя:
1) основные формы осуществления народом (совокупностью граждан) публичной власти;
2) общие требования к системе органов публичной власти, специально созданных для реализации возложенных на государство функций, закрепляемых в конституции и законах конкретного государства;
3) строго определенный порядок создания, функционирования и ликвидации системы этих органов;
4) набор специфических полномочий (нрав и обязанностей) и форм юридической ответственности каждого органа публичной власти;
5) перечень специальных требований, предъявляемых к гражданам, занимающим должности в рассматриваемых органах публичной власти;
6) вспомогательный аппарат органа публичной власти.
Легитимность и легальность государственной власти
Легальность государственной власти
В современных условиях легальность государственной власти означает установление, признание, поддержку данной власти законом, прежде всего, Конституцией; опору власти на закон.
Легальность государственной власти — это юридическое провозглашение и закрепление правомерности ее возникновения (установления), организации и деятельности:
1. законным должно быть ее происхождение (узурпация, захват государственной власти, ее присвоение незаконны);
2. законной должна быть организация власти (в современном государстве она устанавливается Конституцией, другими законами и не может осуществляться без непосредственного участия народа - выборов, референдума и др.);
3. законной должна быть сфера полномочий государственной власти, круг отношений, который государственная власть вправе и может регулировать;
4. законными должны быть формы и методы осуществления власти, деятельности государственной власти (они должны основываться на применении норм права с учетом общечеловеческих ценностей).
В обычных условиях легальность государственной власти осуществляется прежде всего конституциями, принятыми демократическим путем (на референдуме, учредительным (конституционным) собранием и др.).
Легальность органов государственной власти, порядка их создания, деятельности осуществляется также иными правовыми актами: законами (например, законы о выборах Государственной Думы и Президента РФ), указами президента (например, указами Президента РФ утверждены положения о Министерстве внутренних дел РФ, Министерстве юстиции РФ и т.д.), постановлениями правительства, постановлениями органов конституционного контроля.
В условиях антидемократических режимов конституции могут приниматься лишь внешне демократическими методами. Юридическая легальность государственной власти в таких условиях будет иллюзорной.