Основные подходы к типологии права и их общая характеристика: формационный подход; сравнительное правоведение.

Формационный подход основан на учении о смене общественно-экономических формаций.

В рамках этого учения под общественно-экономической формацией понимается исторический тип общества, имеющий определенный способ производства, господствующую форму собственности, классовую структуру. Таким образом, базисом общественно-экономической формации является особый тип производственных отношений, которому соответствует свой исторический тип государства.

Выразившая указанный подход марксистская, или материалистическая, теория права возникла в XIX—XX вв. Ее представителями выступили: К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, Г. В. Плеханов и др.

Основными идеями данной доктрины можно считать следующие:

1) право понимается как возведенная в закон воля господствующего класса, т.е. как классовое явление;

2) содержание выраженной в праве классовой воли в конечном счете определяется характером производственных отношений, носителями которых выступают классы собственников, держащие в своих руках государственную власть;

3) право представляет собой такое социальное явление, в котором классовая воля получает государственно-нормативное выражение. Право — это нормы, устанавливаемые и охраняемые государством.

В недавнем прошлом, в советской учебной и научной литературе типология права осуществлялась вместе с государством исключительно на основе марксистского учения о классовых общественно-экономических формациях. [1] Под историческим типом государства и права понималась закономерная ступень в развитии государственно-правовых систем, существующих в пределах одной общественно-экономической формации, характеризующихся единством экономической основы, классовой сущности и внешних форм проявления.

Переход от одной общественно-экономической формации к другой происходит в результате смены устаревших, "изживших себя" типов производственных отношений и замены их новым экономическим строем.

Сравнительное правоведение, правовая компаративистика — отрасль (раздел) правоведения (юридической науки), изучающая правовые системы различных государств путем сопоставления одноименных государственных и правовых институтов, их основных принципов и категорий.

Сравнительное правоведение, несмотря на высокий уровень теоретизации, является одной из наиболее востребованных наук в области законодательной деятельности и деятельности международных организаций. Среди основных целей сравнительного правоведения принято выделять:

гносеологическую цель;

практические цели.

Гносеологическая цель сравнительного правоведения состоит в выявлении общих закономерностей развития правовых явлений и институтов, поскольку только сравнение различных правовых систем позволяет разграничить общее и особенное, случайное и закономерное в праве. Таким образом, сравнительно правовой метод жизненно необходим при проведении любого научно-правового исследования. Иными словами, знание иностранного права позволяет лучше понять собственное право, увидеть его преимущества и недостатки. В этой связи изучение основ сравнительного правоведения является важным компонентом при формировании правового мышления будущих юристов, позволяет его сделать более «объемным» и гибким.

Помимо чисто гносеологических, сравнительное правоведение преследует следующие практические цели:

способствовать сближению и унификации законодательства различных государств в тех областях, где это очевидно необходимо (прежде всего, гражданское, торговое, гуманитарное право);

выработка предложений по совершенствованию собственной, национальной системы права на основе изучения правового опыта зарубежных государств.

Достижение этих, сугубо практических целей, особенно актуально в настоящее время вследствие масштабных интеграционных процессов в Европейском Союзе и проектов принятия общеевропейских актов, таких как Европейский ГК и общеевропейская Конституция.

Концепции сущности права.

Сущность — главное, основное в рассматриваемом объекте, а потому ее уяснение представляет особую ценность в процессе познания.

При рассмотрении различных теорий и взглядов о праве необходимо учитывать следующие обстоятельства: во-первых, исторические условия функционирования права и рамки культуры, в которых жил и работал «исследователь»; во-вторых, то, что результат правопо­нимания всегда зависит от философской, нравственной, религиозной, идеологической позиции познающего его субъекта; в-третьих, что берется в качестве основы той или иной концепции (источник правообразования или сущность самого явления), что понимается под источни­ком права (человек, Бог или космос) и под его сущностью (воля класса, мера свободы человека или природный эгоизм индивида); в-четвертых, устойчивость и долгожительство концепций в одних случаях и их динамич­ность, способность адаптироваться к развивающимся общественным отношениям – в других.

1. ТЕОРИЯ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА. Сторонники этой теории считают, что наряду с нормами права, установленными государством, право включает в себя также естественное право. Естественное право составляют общепризнанные права человека и гражданина, которыми люди обладают в силу факта своего рождения (право на жизнь, право на свободу совести, мысли, религий, на свободу передвижения в пределах государства, право на труд, свободный выбор профессии и пр.).

Подробно эти права отражены в Всеобщей Декларации прав и свобод человека (принята ООН в 1948 г.) и других документах. Государство не может посягать на естественные права людей. Позитивное право – это право, установленное государством. Нормы позитивного права признаются правом только в том случае, если они не противоречат естественному праву.

2. ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА. В ее основе лежит идея о том, что право не делается, а образуется стихийно на основе обычаев и традиций народа. Право является продуктом народного духа. Достоинства школы: 1. внимание к обычаям народа. 2. критическое отношение к формальному заимствованию законов и понятий других государств. Недостатки: 1. отрицает внешнее влияние на право. 2. придает националистическое звучание праву.

3. КЛАССОВАЯ (ЭКОНОМИЧЕСКАЯ) ТЕОРИЯ ПРАВА. К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин. Право понимается как возведенная в закон воля экономически господствующего класса. Право определяется материальным уровнем жизни общества, экономикой. Достоинства: 1. выражена действительная связь права с экономикой и политикой. 2. право понимается как надстройка над экономическим базисом, отражающая волю господствующего класса. Недостатки: Не учитывает влияние других факторов на право (например, общественного сознания).

4. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ТЕОРИИ ПРАВА. Правовые нормы государства – это лишь часть права.

Наряду с ними существует «живое право». Оно представляет собой сложившиеся в обществе фактические общественные отношения. Теория предполагает расширение правотворческой функции судов, уделяет большое внимание анализу права в действии с использованием социологических методов.

5. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА. Право трактуется как совокупность элементов субъективной человеческой психики, представлений людей о своих правах и обязанностях. Это право называют «неофициальным правом». При этом правом признается и «официальное право» – установленное и поддерживаемое государством. Предполагается, что государственное принуждение не выступает в качестве специального признака нормы права.

6. НОРМАТИВИЗМ «Узкий» взгляд на право как только лишь на совокупность зафиксированных в документах норм права, установленных государством. Упор делается только на изучение структуры таких норм, а не на их сущность (юридический позитивизм). Современное правопонимание. Право – это совокупность норм равенства и справедливости, регулирующих согласование и борьбу свободных воль в их взаимоотношении друг с другом, признаваемых в данном обществе и обеспеченных защитой государства. Наличие многих концепций на происхождение и сущность права позволяет рассмотреть такое сложное явление как право с разных сторон. Это дает возможность в процессе правотворческой деятельности отыскивать для закрепления в качестве норм права правила поведения с учетом различных факторов. Но чтобы право выполняло свою функцию как регулятора наиболее важных общественных отношений, необходимо единое понимание права в процессе правоприменительной деятельности. Этому соответствует нормативистское понимание права, как совокупности зафиксированных в документах норм права, установленных государством.

Наши рекомендации