История. XVI – начало XX вв.

История. XVI – начало XX вв.

Рабочая тетрадь

для студентов всех специальностей СПО

на базе основного (общего) образования

Новосибирск 2016 г

Кафедра философии, истории и права

Рабочая тетрадь «История. XVI – начало XX вв.» для студентов всех специальностей СПО на базе основного (общего) образования / [сост.: доц. Н.Л. Ларькова] ЧОУ ВПО Центросоюза РФ СибУПК. – Новосибирск, 2016. – 79 с.

Рецензент Востриков В.Н., канд. ист. наук, доцент

Рабочая тетрадь «История XVI - XIX вв.» рекомендована к изданию кафедрой философии, истории и права, протокол от 17.10.2016 г. № 12.

© Сибирский университет

потребительской кооперации, 2016

СОДЕРЖАНИЕ

Введение
Занятие 9. Мир в начале нового времени
Занятие 10. Страны Европы и Северной Америки в XVI—XVIII вв.  
Занятие 11. Россия в XVI-XVII вв.
Занятие 12. Россия в XVIII веке
Занятие 13. Западная Европа и США в XIX в.
Занятие 14. Россия в XIX веке
Занятие 15. Традиционные общества Востока в ХVI – ХIХ вв.
  Занятие 16. Мир индустриальной цивилизации в 1900-1914 гг.
Занятие 17. Россия в начале XX в.
  Занятие 18. Международные отношения в начале XX в. Первая мировая война
Занятие 19. Россия в 1917 г.
Заключение
Список литературы

Введение

Рабочая тетрадь составляет единый комплекс с учебником П.С. Самыгина, С.И. Самыгина В.Н. Шевелева, Е. В. Шевелевой «История»: учебное пособие для СПО. М.: ИНФРА-М, 2013 и Рабочей программой учебной дисциплины «История» для студентов всех специальностей СПО на базе основного (общего) образования (СибУПК 2016 г.)

Рабочая тетрадь по истории полностью соответствует их структуре и содержанию. Она призвана помочь студентам СПО лучше усвоить материал учебника, выделить главное в исторической информации, запомнить основные факты, установить связи между событиями.

В рабочей тетради представлены задания различных типов к семинарским занятиям, которые позволяют поработать с отдельными фрагментами учебника, познакомится с историческими источниками. Задания к каждой теме дают возможность не только проверить знания студентов, но и расширить их представления об историческом процессе. Характер и объём заданий зависят от количества часов по данной теме, их теоретического и практического наполнения.

Рекомендуемый порядок работы с рабочей тетрадью:

1. Рабочая тетрадь по истории является тетрадью многоразового использования, поэтому в ней нельзя делать какие-либо записи.

2. Все ответы студенты должны записать в своих тетрадях для семинарских занятий.

3. Работа с тетрадью проверяется и оценивается преподавателем после изучения каждой темы.

4. Задания расположены в соответствии с содержанием учебника и планами семинарских занятий.

5. Для выполнения заданий необходимо прочитать указанные страницы учебника и найти ответы на поставленные вопросы.

6. Внесите ответы в указанные в рабочей тетради таблицы.

7. Задания, направленные на нахождение определения исторических терминов и понятий, предусматривают самостоятельную работу с историческими словарями.

8. В рабочую тетрадь включены также задания к историческим источникам и текстам историков, которые направлены на выявление умения студентов самостоятельно мыслить и анализировать историческую информацию

Занятие 18. Международные отношения в начале XX в.

Первая мировая война

При выполнении заданий по этой теме необходимо обращаться к материалам учебника С. Самыгина, С.И. Самыгина В.Н. Шевелева, Е. В. Шевелевой «История»: учебное пособие для СПО. М.: ИНФРА-М, 2013, с. 352-355.

1. Распределите страны, согласно их участию в блоках в Первой мировой войне:

1) Антанта
2) Тройственный союз

А) Франция
Б) Сербия
В) Турция
Г) Болгария
Д) Великобритания
Е) Германия
Ж) Россия
З) Япония
И) Австро-Венгрия


Ответ:

1) 2)
   

2. Расположите события в хронологической последовательности:

А) Объявление Германией войны России
Б) Начало всеобщей мобилизации в России
В) Убийство в Сараево
Г) Объявление Англией войны Германии
Д) Вторжение Германии на территорию Бельгии

Ответ:

         

3. Годы первой мировой войны:

1) 1913-1917

2) 1913-1918

3) 1914-1918

4) 1914-1917

4. Участники первой мировой войны преследовали следующие цели:

1) Франция

2) Великобритания

3) Германия

4) Россия

А) Возврат Эльзаса и Лотарингии

Б) Захват колоний западноевропейских стран

В) Отторжение Прибалтики от России

Г) Сохранение господства на море

Д) Сохранение своих колониальных владений

Е) Овладение Босфором и Дарданеллами

Запишите ответ

1) 2) 3) 4)
       

5. Немецкий генеральный план ведения Первой мировой войны был разработан:

1) О. Бисмарком

2) А. Шлиффеном

3) Ф. Фердинандом

4) Ф. Шехтелем

6. Россия вступила в Первую мировую войну

1) 22 июня 1914 г.

2) 1 августа 1914 г.

3) 1 сентября 1914 г.

4) 25 октября 1914 г.

7. Заполните таблицу:

Даты Западный фронт Восточный фронт Важнейшие политические события
1914 г. август        
сентябрь        
октябрь        
ноябрь-декабрь        
1915 г. апрель        
Май 1915        
Сентябрь1915        
Октябрь        
1916 г. март        
июнь-август        
июль-август        
август-декабрь        
1917 г. февраль-март      
апрель-май        
июль        
август        
сентябрь        
октябрь-ноябрь        
декабрь        
1918 г. январь-февраль      
март-июль        
сентябрь-ноябрь        
11 ноября        

Занятие 19. Россия в 1917 г.

При выполнении заданий по этой теме необходимо обращаться к материалам учебника С. Самыгина, С.И. Самыгина В.Н. Шевелева, Е. В. Шевелевой «История»: учебное пособие для СПО. М.: ИНФРА-М, 2013, с. 356-360.

1. Заполните таблицу:

Причины февральской революции 1917 г.
-   -   -   -    

История. XVI – начало XX вв. - student2.ru

Характер революции
 

История. XVI – начало XX вв. - student2.ru

Дата События
22 февраля      
23 февраля      
24 февраля  
25 февраля  
27 февраля  
28 февраля  
2 марта  
3 марта  

История. XVI – начало XX вв. - student2.ru

Итоги революции
- - -

2. Вставьте пропущенное:

_____________________ - система управления, сложившаяся в ходе февральской революции 1917 г. и выраженная в одновременном существовании двух противостоящих друг другу властей:_______________________________________________ и __________________________________________________________________________________.

3. Соотнесите:

Дата Событие
А) 18 апреля 1) Корниловский мятеж
Б) 1-24 июня 2) аседание ЦК РСДРП(б): решение о вооруженном восстании
В) 2 -3 августа 3) Россия обязуется вести войну до победного конца. Антиправительственные демонстрации в Петрограде
Г) 25-31 августа 4) Россия объявлена республикой
Д) 1 сентября 5) Провал контрнаступления на фронте. Восстание в Петрограде. Большевистская партия объявлена вне закона. Смена председателя временного правительства (вместо Г.Е. Львова – А.Ф. Керенский). VIсъезд РСДРП(б) и курс на подготовку вооруженного восстания. Кризис Временного правительства
Е) 10 октября 6) Создание при Петроградском Совете Военно-революционного комитета З
Ж) 12 октября 7) I Всероссийский съезд Советов в Петрограде. Запрет любых шествий и демонстраций. Кризис Временного правительства

Запишите ответ

             
             

4. Заполните:

Дата События
24 октября     -   -
25 октября   -   -   -   -
26 октября     -   -

5. Заполните:

Документы, принятые II Всероссийским съездом Советов 25-27 октября 1917 г. Их основное содержание
Декрет о власти    
Декрет о мире    
Декрет о земле    

6. Одним из непосредственных поводов к началу Февральской революции

1) убийство Г. Распутина

2) длительное отсутствие императора в столице

3) полное поражение России в войне

4) значительное ухудшение продовольственного снабжения Петрограда

7. Прочитайте документ и выполните задания.

«ТЕЗИСЫ

1. В нашем отношении к войне, которая со стороны России и при новом правительстве Львова и К° безусловно остается грабительской империалистской войной в силу капиталистического характера этого правительства, недопустимы ни малейшие уступки “революционному оборончеству”.

На революционную войну, действительно оправдывающую революционное оборончество, сознательный пролетариат может дать свое согласие лишь при условии: а) перехода власти в руки пролетариата и [с.113] примыкающих к нему беднейших частей крестьянства; б) при отказе от всех аннексий на деле, а не на словах; в) при полном разрыве на деле со всеми интересами капитала.

Ввиду несомненной добросовестности широких слоев массовых представителей революционного оборончества, признающих войну только по необходимости, а не ради завоеваний, ввиду их обмана буржуазией, надо особенно обстоятельно, настойчиво, терпеливо разъяснять им их ошибку, разъяснять неразрывную связь капитала с империалистской войной, доказывать, что кончить войну истинно демократическим, не насильническим, миром нельзя без свержения капитала.

Организация самой широкой пропаганды этого взгляда в действующей армии.

Братанье.

2. Своеобразие текущего момента в России состоит в переходе от первого этапа революции, давшего власть буржуазии в силу недостаточной сознательности и организованности пролетариата, – ко второму ее этапу, который должен дать власть в руки пролетариата и беднейших слоев крестьянства.

Этот переход характеризуется, с одной стороны, максимумом легальности (Россия сейчас самая свободная страна в мире из всех воюющих стран), с другой стороны, отсутствием насилия над массами и, наконец, доверчиво-бессознательным отношением их к правительству капиталистов, худших врагов мира и социализма.

Это своеобразие требует от нас умения приспособиться к особым условиям партийной работы в среде неслыханно широких, только что проснувшихся к политической жизни, масс пролетариата.

3. Никакой поддержки Временному правительству, разъяснение полной лживости всех его обещаний, особенно относительно отказа от аннексий. Разоблачение, вместо недопустимого, сеющего иллюзии, “требования”, чтобы это правительство, правительство капиталистов, перестало быть империалистским.

4. Признание факта, что в большинстве Советов рабочих депутатов наша партия в меньшинстве, и пока в слабом меньшинстве, перед блоком всех мелкобуржуазных [с.114] оппортунистических, поддавшихся влиянию буржуазии и проводящих ее влияние на пролетариат, элементов от народных социалистов, социалистов-революционеров до ОК (Чхеидзе, Церетели и пр.), Стеклова и пр. и пр.

Разъяснение массам, что С.Р.Д. есть единственно возможная форма революционного правительства и что поэтому нашей задачей, пока это правительство поддается влиянию буржуазии, может явиться лишь терпеливое, систематическое, настойчивое, приспособляющееся особенно к практическим потребностям масс, разъяснение ошибок их тактики.

Пока мы в меньшинстве, мы ведем работу критики и выяснения ошибок, проповедуя в то же время необходимость перехода всей государственной власти к Советам рабочих депутатов, чтобы массы опытом избавились от своих ошибок.

5. Не парламентарная республика, – возвращение к ней от С.Р.Д. было бы шагом назад, – а республика Советов рабочих, батрацких и крестьянских депутатов по всей стране, снизу доверху.

Устранение полиции, армии, чиновничества*.

Плата всем чиновникам, при выборности и сменяемости всех их в любое время, не выше средней платы хорошего рабочего.

6. В аграрной программе перенесение центра тяжести на Советы батрацких депутатов.

Конфискация всех помещичьих земель.

Национализация всех земель в стране, распоряжение землею местными Советами батрацких и крестьянских депутатов. Выделение Советов депутатов от беднейших крестьян. Создание из каждого крупного имения (в размере около 100 дес. до 300 по местным и прочим условиям и по определению местных учреждений) образцового хозяйства под контролем батрацких депутатов и на общественный счет.

7. Слияние немедленное всех банков страны в один общенациональный банк и введение контроля над ним со стороны С.Р.Д. [с.115]

8. Не “введение” социализма, как наша непосредственная задача, а переход тотчас лишь к контролю со стороны С.Р.Д. за общественным производством и распределением продуктов.

9. Партийные задачи:

а) немедленный съезд партии;

б) перемена программы партии, главное:

1) об империализме и империалистской войне,

2) об отношении к государству и наше требование “государства-коммуны”**

3) исправление отсталой программы-минимум;

в) перемена названия партии***.

10. Обновление Интернационала.

Инициатива создания революционного Интернационала, Интернационала против социал-шовинистов и против “центра”****.

Чтобы читатель понял, почему мне пришлось подчеркнуть особо, как редкое исключение, “случай” добросовестных оппонентов, приглашаю сравнить с этими тезисами следующее возражение господина Гольденберга: Лениным “водружено знамя гражданской войны в среде революционной демократии” (цитировано в “Единстве”68 г-на Плеханова, № 5).

Не правда ли, перл?

Я пишу, читаю, разжевываю: “ввиду несомненной добросовестности широких слоев массовых представителей революционного оборончества... ввиду их обмана буржуазией, надо особенно обстоятельно, настойчиво, терпеливо разъяснять им их ошибку”... [с.116]

А господа из буржуазии, называющие себя социал-демократами, не принадлежащие ни к широким слоям, ни к массовым представителям оборончества, с ясным лбом передают мои взгляды, излагают их так: “водружено (!) знамя (!) гражданской войны” (о ней нет ни слова в тезисах, не было ни слова в докладе!) “в среде (!!) революционной демократии”...

Что это такое? Чем это отличается от погромной агитации? от “Русской Воли”?69

Я пишу, читаю, разжевываю: “Советы Р. Д. есть единственно возможная форма революционного правительства, и поэтому нашей задачей может явиться лишь терпеливое, систематическое, настойчивое, приспособляющееся особенно к практическим потребностям масс, разъяснение ошибок их тактики”...

А оппоненты известного сорта излагают мои взгляды, как призыв к “гражданской войне в среде революционной демократии”!!

Я нападал на Временное правительство за то, что оно не назначало ни скорого, ни вообще какого-либо срока созыва Учредительного собрания, отделываясь посулами. Я доказывал, что без Советов рабочих и солдатских депутатов созыв Учредительного собрания не обеспечен, успех его невозможен.

Мне приписывают взгляд, будто я против скорейшего созыва Учредительного собрания!!!

Я бы назвал это “бредовыми” выражениями, если бы десятилетия политической борьбы не приучили меня смотреть на добросовестность оппонентов, как на редкое исключение.

Г-н Плеханов в своей газете назвал мою речь “бредовой”. Очень хорошо, господин Плеханов! Но посмотрите, как вы неуклюжи, неловки и недогадливы в своей полемике. Если я два часа говорил бредовую речь, как же терпели “бред” сотни слушателей? Далее. Зачем ваша газета целый столбец посвящает изложению “бреда”? Некругло, совсем некругло у вас выходит.

Гораздо легче, конечно, кричать, браниться, вопить, чем попытаться рассказать, разъяснить, вспомнить, как рассуждали Маркс и Энгельс в 1871, 1872, 1875 гг. [с.117] об опыте Парижской Коммуны70 и о том, какое государство пролетариату нужно?

Бывший марксист г. Плеханов не желает, вероятно, вспоминать о марксизме.

Я цитировал слова Розы Люксембург, назвавшей 4 августа 1914 г. германскую социал-демократию “смердящим трупом”. А гг. Плехановы, Гольденберги и К° “обижаются”... за кого? – за германских шовинистов, названных шовинистами!

Запутались бедные русские социал-шовинисты, социалисты на словах, шовинисты на деле. [с.118]» / URL: http://grachev62.narod.ru/Lenin/Zdprl.html http://grachev62.narod.ru/Lenin/Zdprl.html

Вопросы к тексту:

1. Каково было отношение В. И. Ленина к войне?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Каково было отношение В. И. Ленина к Временному правительству?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Какую цель В. И. Ленин ставил перед социал-демократией?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. За какую форму власти выступал В. И. Ленин?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Как «Апрельские тезисы» повлияли на политическую ситуацию в России?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заключение

В ходе изучения исторического материала по названным темам студент должен усвоить следующие выводы:

1. Содержанием Нового времени в нашей стране является относительно длительное существование феодально-крепостнических отношений, модернизация, проводимая, преимущественно, «сверху», укрепление и кризис самодержавной монархии.

2. Основным содержанием Нового времени в мире стали переход от феодализма к капитализму, от традиционного к индустриальному обществу, экспансия европейской цивилизации.

3. Период Нового времени – это реформы и революции, смена форм власти, появление и кризис абсолютной монархии, возникновение парламентской демократии.

4. В этот же период начинает складываться современная система международных отношений.

5. Происходит обмирщение сознания, в ходе научной революции вырабатывается вера в науку и прогресс.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература

1. Артемов, В.В. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. — М.: Академия, 2011 — 360 с.

2. История: Учебное пособие /П. С. Самыгин, С. И. Самыгин, В. Н. Шевелёв, Е. В. Шевелева. — М.: НИЦ Инфра-М, 2013. — 528 с.: 60×90 1/16. – (Среднее профессиональное образование).

3. Алексашкина, Л. Н. История. Россия и мир в XX — начале XXI века. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / Л.Н. Алексашкина, А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. — 6-е изд. — М.: Просвещение, 2011.— 431 с.

4. Рабочая программа учебной дисциплины «История».  для студентов всех специальностей СПО на базе основного (общего) образования

Дополнительная литература

5. Аврех, А. Я. Столыпин и судьбы реформ в России. — М.: Политическая литература, 1991.

6. Алексеев, В. П., Першиц А. И. История первобытного общества. — М.: Высшая школа, 2002.

7. Алексеев Ю.Г. Освобождение Руси от ордынского ига. — Л.: Наука, 1989.

8. Альшиц, Д. Н. Начало самодержавия в России. — М.: Наука, 1988.

9. Андреев, И. Л. Алексей Михайлович. — М.: Молодая гвардия, 2003.

10. Анисимов, Е.В. Анна Иоанновна. — М.: Молодая гвардия, 2002.

11. Анисимов, Е.В. Елизавета Петровна. — М.: Молодая гвардия, 2002.

12. Анисимов, Е. В. Женщины на российском престоле. — СПб.: Молодая гвардия, 1997.

13. Анисимов, Е. В., Каменский, А.Б. Россия в XVIII — первой половине XIX в. — М.: Наука, 1994.

14. Блок, М. Апология истории или ремесло историка. — М.: Наука, 1986.

15. Безвременье и временщики: Воспоминания об «эпохе дворцовых переворотов». Л.: Художественная литература, 1991.

16. Белоусов, Л. С. Муссолини: Диктатура и демагогия. — М.: Машиностроение, 1993.

17. Белякова, Г. С. Славянская мифология. — М.: Просвещение, 1995.

18. Бонгард-Левин, Г. М. Древнеиндийская цивилизация. — М.: Восточная литература, 1993.

19. Боннор, А. Греческая цивилизация. — М.,: Искусство, 1992. Т. 1—3.

20. Бойцов, М., Хромова, И. Послевоенное десятилетие. М.: АСТ-Астрель, 2000.

21. Борисов, Н. С. Иван III. — М.: Молодая гвардия, 2000.

22. Борисов, Н. С. Иван Калита. — М.: Молодая гвардия, 1997.

23. Борисов, Н. С. Сергий Радонежский. — М.: Молодая гвардия, 2001.

24. Боханов, А.А. Николай II. — М.: Русское слово, 1997.

25. Буганов, В. И. Емельян Пугачев. — М.: Просвещение, 1990.

26. Булдаков, В. П. Красная Смута и последствия революционного насилия. — М.,: Прогресс,1997.

27. Вайль, П., Генис, А. 60-е. Мир советского человека. — М.: Ардис, 1987.

28. Виннчук, Л. Люди, нравы, обычаи Древней Греции и Древнего мира. — М.: Высшая школа, 1998.

29. Внешняя политика России: От Ельцина к Путину. — М.: Оптима, 2002.

30. Вторая мировая война: Два взгляда. — М.: Мысль, 1995.

31. Горев, А. В. Махатма Ганди. М.: Международные отношения, 1989.

32. Горинов, М.М. НЭП: Поиски путей развития. — М.: Издательство МГУ, 1990.

33. Громыко, А., Кокошин, А. Братья Кеннеди. — М.: Мысль, 1985.

34. Город в средневековой цивилизации Западной Европы. — М.: Наука, 1999—2000. — Т. 1—4.

35. Данилов, А. А., Пыжиков, А.В. Россия в 90-е гг. XX в. — М.: Просвещение, 2003.

36. Демидова, Н. Ф., Морозова, Л. Е., Преображенский, А. А. Первые Романовы на российском престоле. — М.: Русское слово, 2000.

37. Зимин, А.А. Россия на рубеже XV—XVI столетий. — М.: Мысль, 1982.

38. Зубков, Е. В. Общество и реформы: 1945—1964 гг. М.: 2000.

39. История Востока. В 6-ти томах — М.: Восточная литература, 1995—1999

40. История Древнего мира. — М.: Наука, 2010. Т. 1—3.

41. История Европы древнейших времен до наших дней. — М.: Наука, 1990—2004. — Т. 1—8.

42. Зайцев, Ю.В. История древнего мира: энциклопедия. — М.: Эсмо-Пресс, 2000.

43. Зимин, А. А. Опричнина Ивана Грозного. — М.: Территория, 2001.

44. Зимин, А. А. Реформы Ивана Грозного.— М.: Наука, 1982.

45. Каждан, А. П. Византийская культура (X—XII вв.). — СПб.: Алетейя, 2000.

46. Каменский, А.Б. Жизнь и судьба Екатерины Великой. — М.: Юрист, 1997.

47. Каменский, А.Б. Российская империя в XVIII в.: Традиции и модернизация. — М.: Новое литературное обозрение, 1999.

48. Каргалов, В. В. , Сахаров, А.Н. Полководцы Древней Руси. — М.: Молодая гвардия, 1985.

49. Кардини, Ф. Истоки западноевропейского рыцарства. — М.: Прогресс, 1987.

50. Карл Великий: Реалии и мифы. — М.: ИВИ РАН, 2001.

51. Карпов, А.Ю. Владимир Святой. — М.: Молодая гвардия, 1997.

52. Карпов, А.Ю. Ярослав Мудрый. — М.: Молодая гвардия, 2002.

53. Кленгель-Грандт, Э. Путешествие в древний Вавилон. — М.: Наука, 1979.

54. Кобрин, В. Б. Иван Грозный. — М.: Московский рабочий, 1989.

55. Констамин, Ф. Война в средние века. — СПб.: Ювента, 2001.

56. Кузьмин, А.Г. Крещение Руси. — М.: Алгоритм, 2004.

57. Кун, Н. А. Легенды и мифы Древней Греции. — СПБ.: Логос, 2004.

58. Ле Гофф, Ж. Цивилизации средневекового Запада. — М.: Прогресс-Академия, 1992.

59. Лимонов, Ю.А. Владимиро-Суздальская Русь: Очерки социально-политической истории. — М.: Наука, 1987.

60. Лурье, Я. С. Русские современники Возрождения. — М.: Наука, 1988.

61. Ляшенко, Л. М. Александр. II. — М.: Молодая гвардия, 2004.

62. Малявин, В. В. Китайская цивилизация. — М.: Астрель, 2000.

63. Медушевский, А. Н. Россия в XIX в. — М.: Высшая школа, 2001.

64. Мир в XX веке. — М.: Единство, 1994.

65. Мировое политическое развитие: Век XX. — М.: Аспект-Прогресс, 1994.

66. Молчанов, Н. Н. Генерал де Голь. — М.,: Международные отношения, 1988.

67. Молчанов Н. Н. Дипломатия Петра Великого. — М.: Международные отношения, 1991.

68. Морозова, Л. Е. Два царя: Федор и Борис. — М.: Русское слово, 2001

69. Мыльников, А.С. Петр III. — М.: Молодая гвардия, 2002.

70. Мифы народов мира: Энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, 1987. Т. 1—2.

71. Немировский, А. И. Мифы и легенды Древнего Востока. — М.: Политиздат,1994.

72. Нечкина, М. В. День 14 декабря 1825 г. М.: Мысль, 1985.

73. Панцов, А. В. Мао Цзэдун. М.: Молодая гвардия, 2007.

74. Пашуто, В. Т. Александр Невский. — М.: Молодая гвардия, 1975.

75. Перевезенцев, С. В. Смысл русской истории. — М.: Вече, 2004.

76. Проэктор, Д. М. Фашизм: Путь агрессии и гибели. — М.: Наука, 1989.

77. Роэсдаль, Э. Мир викингов. — СПб.: Всемирное слово, 2001.

78. Рыбаков, Б. А. Язычество Древней Руси. — М.: Наука, 1987.

79. Сахаров, А.Н. Дипломатия Древней Руси (IX — первая половина X в.). М.: Мысль, 1980.

80. Сахаров, А. Н. Александр I . — М.: Мысль, 1998.

81. Скрынников, Р. Г. Борис Годунов. — М.: Наука, 2002.

82. Скрынников, Р. Г. Василий Шуйский. — М.: Молодая гвардия, 2002.

83. Скрынников, Р. Г. Ермак. — М.: Просвещение, 1992.

84. Скрынников, Р. Г. Минин и Пожарский. — М.: АСТ, 1981.

85. Седов, В.В. Восточные славяне в VI—XIII вв. — М.: Наука, 1982.

86. Свеницкая И.С. Раннее христианство: Страницы истории. — М.: Политиздат, 1987.

87. Строганов, А. С. Новейшая история стран Латинской Америки. — М.: Высшая школа, 1995.

88. Уколова, В. И. Античное наследие и культура раннего средневековья (конец V— середина VII в.). — М.: Наука, 1989.

89. Тайлор, Э. Б. Первобытная культура. — М.: Политиздат, 1989.

90. Тойнби, А. Постижение истории. — М.: Прогресс, 1991.

91. Тоталитаризм как исторический феномен. — М.: ВИНИТИ, 1989.

92. Трухановский, В.Г. Уинстон Черчилль. М.: Международные отношения, 1982.

93. Уткин, А.И. Вторая мировая война. — М.: Алгоритм,, 2002.

94. Федоров, В. А. М. М. Сперанский и А. А. Аракчеев. — М.: Издательство МГУ, 1997.

95. Хейзинга, Й. Осень средневековья. — М.: Прогресс,1988.

96. Хлевнюк, О. В. 1937-й: Сталин, НКВД и советское общество. М.: Республика, 1992.

97. Черепнин, Л. В. Земские соборы Российского государства в XVI—XVII вв. — М.: Наука, 1978.

98. Энциклопедический словарь юного историка. — М.: Педагогика-Прогресс,1997.

99. Энциклопедия искусства XX века. — М.: Олма-Пресс, 2002.

История. XVI – начало XX вв.

Рабочая тетрадь

для студентов всех специальностей СПО

на базе основного (общего) образования

Новосибирск 2016 г

Кафедра философии, истории и права

Рабочая тетрадь «История. XVI – начало XX вв.» для студентов всех специальностей СПО на базе основного (общего) образования / [сост.: доц. Н.Л. Ларькова] ЧОУ ВПО Центросоюза РФ СибУПК. – Новосибирск, 2016. – 79 с.

Рецензент Востриков В.Н., канд. ист. наук, доцент

Рабочая тетрадь «История XVI - XIX вв.» рекомендована к изданию кафедрой философии, истории и права, протокол от 17.10.2016 г. № 12.

© Сибирский университет

потребительской кооперации, 2016

СОДЕРЖАНИЕ

Введение
Занятие 9. Мир в начале нового времени
Занятие 10. Страны Европы и Северной Америки в XVI—XVIII вв.  
Занятие 11. Россия в XVI-XVII вв.
Занятие 12. Россия в XVIII веке
Занятие 13. Западная Европа и США в XIX в.
Занятие 14. Россия в XIX веке
Занятие 15. Традиционные общества Востока в ХVI – ХIХ вв.
  Занятие 16. Мир индустриальной цивилизации в 1900-1914 гг.
Занятие 17. Россия в начале XX в.
  Занятие 18. Международные отношения в начале XX в. Первая мировая война
Занятие 19. Россия в 1917 г.
Заключение
Список литературы

Введение

Рабочая тетрадь составляет единый комплекс с учебником П.С. Самыгина, С.И. Самыгина В.Н. Шевелева, Е. В. Шевелевой «История»: учебное пособие для СПО. М.: ИНФРА-М, 2013 и Рабочей программой учебной дисциплины «История» для студентов всех специальностей СПО на базе основного (общего) образования (СибУПК 2016 г.)

Рабочая тетрадь по истории полностью соответствует их структуре и содержанию. Она призвана помочь студентам СПО лучше усвоить материал учебника, выделить главное в исторической информации, запомнить основные факты, установить связи между событиями.

В рабочей тетради представлены задания различных типов к семинарским занятиям, которые позволяют поработать с отдельными фрагментами учебника, познакомится с историческими источниками. Задания к каждой теме дают возможность не только проверить знания студентов, но и расширить их представления об историческом процессе. Характер и объём заданий зависят от количества часов по данной теме, их теоретического и практического наполнения.

Рекомендуемый порядок работы с рабочей тетрадью:

1. Рабочая тетрадь по истории является тетрадью многоразового использования, поэтому в ней нельзя делать какие-либо записи.

2. Все ответы студенты должны записать в своих тетрадях для семинарских занятий.

3. Работа с тетрадью проверяется и оценивается преподавателем после изучения каждой темы.

4. Задания расположены в соответствии с содержанием учебника и планами семинарских занятий.

5. Для выполнения заданий необходимо прочитать указанные страницы учебника и найти ответы на поставленные вопросы.

6. Внесите ответы в указанные в рабочей тетради таблицы.

7. Задания, направленные на нахождение определения исторических терминов и понятий, предусматривают самостоятельную работу с историческими словарями.

8. В рабочую тетрадь включены также задания к историческим источникам и текстам историков, которые направлены на выявление умения студентов самостоятельно мыслить и анализировать историческую информацию

Наши рекомендации