Взаимодействие государства с институтами ПСО
Взаимодействие государства и партий, иных объединений граждан характеризуется наличием прямой и обратной связи между ними.
В частности, политические партии, иные объединения граждан
• через институт выборов формируют депутатский корпус представительных органов государственной власти;
• вносят в Парламент инициативные законопроекты через народных депутатов— иногда Конституция государства предоставляет руководящим (центральным) органам некоторых негосударственных объединений граждан право законодательной инициативы;
• могут по ряду вопросов быть субъектами правотворчества (например, когда трудовой коллектив заключает договор с собственником предприятия);
• могут по ряду вопросов быть субъектами правоприменения (например, к числу лиц, которые имеют право в определенных случаях составлять протокол об административном правонарушении, в частности, относится целый ряд представителей общественных организаций);
• могут по ряду вопросов быть субъектами контрольной деятельности государства (например, члены инспекции рабочего контроля профсоюзов; общественные инспектора охраны природы и др.).
В свою очередь, воздействие государства на партии, иные объединения граждан проявляется, в частности, в том, что оно
• разрабатывает общеобязательные "правила игры" субъектов политической системы, т. е. устанавливает юридические нормы, определяющие порядок их легализации, дальнейшей легальной деятельности;
• регистрирует объединения граждан;
• охраняет права объединений граждан (суд, прокуратура и др.);
• контролирует законность их деятельности;
• содействует реализации некоторых решений негосударственных объединений граждан, неисполняемых соответствующими субъектами права добровольно (например, решений КТС по трудовым спорам).
Основные направления развития политической системы Российской Федерации
Современная эпоха характеризуется определенной тенденцией к увеличению числа демократических режимов. Некоторые режимы являются переходными от авторитарных к демократическим. Для большинства стран СНГ характерны переходные режимы с элементами формальной и (или) «управляемой демократии».
Радикальные реформы в России 1990-х гг. вызвали распад авторитарно-бюрократического строя, советской политической системы. На современном этапе осуществляется переход к плюралистической демократии, сопровождаемый сложными политическими, культурными и нравственными процессами.
Для политической системы российского общества на современном этапе характерно переходное состояние от тоталитаризма к демократии.
Механизм трансформации российской политической системы включает в себя следующие моменты:
– концентрация политической власти в «одних руках» сменяется принципом разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;
– однопартийная политическая система (в лице КПСС) сменяется многопартийной (например, в результате выборов 2003 г. (как по общефедеральному, так и одномандатным округам) в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации из ее 450 мест наибольшее количество получили представители «Единой России» (304), далее – КПРФ (53), ЛДПР (38), «Родина» (37), «Яблоко» (4), СПС (3), Аграрная партия (3) и т. д.);
– политический и идеологический монополизм сменяется политическим плюрализмом, подданный государства становится самостоятельным независимым гражданином (в конце 90-х гг. XX в. Министерством юстиции Российской Федерации было зарегистрировано более 80 политических партий).
Демократизация российской общественной жизни ведет к устранению монополии центрального аппарата на власть, преодолению отчуждения социальных общностей, личностей от политической власти, всех элементов политической системы Российской Федерации.
Изменяется соотношение государства и личности. Так, государство призвано гарантировать свободу, демократическую жизнь человека. Главным элементом политической системы демократического государства является человек как политический субъект.
На протяжении своего исторического развития Россия не знала прямой представительной демократии. Лозунги о способности масс к непосредственному участию в управлении, регулированию общественно-политического процесса, выражению воли и формированию общегражданского, общегосударственного интереса были формальными, показными. Представитель народа в депутатском органе оказывался несвободным от аппарата исполнительных органов, несамостоятельным, лишенным права проводить волю избравших его людей.