Соперничество колониальных держав в Азии

Богатые районы Юго-Восточной Азии были также местом соперничества Англии и Франции за захват чужих земель. К концу 1887 г. Англия завершила закабаление Малайского полуострова, установив там свой протекторат. Франция, уже ранее владевшая южной частью Индокитая, вторглась в Аннам (Центральный Вьетнам) и в 1883 г. захватила его. Французское вторжение вызвало сопротивление вьетнамского населения, а также войну Франции с Китаем, правительство которого считало Вьетнам своим вассальным владением. Затяжная война потребовала больших расходов и посылки все новых подкреплений. И хотя французы в битве при Ланг-Соне потерпели поражение, все же им удалось в 1885 г. принудить Китай признать французский протекторат над Тонкином (Северный Вьетнам).

К концу 90-х гг. после жестокой колониальной войны весь Вьетнам был порабощен Францией. Англия поспешила в 1885 г. оккупировать Бирму. Завоевание Вьетнама Францией и захват Англией Бирмы привели эти страны к борьбе за Сиам (Таиланд), которая завершилась разделом этой страны на сферы влияния: западную – английскую и восточную – французскую.

На рубеже 80-90 гг. Ближний Восток привлек к себе особое внимание как немецких промышленных и банковских магнатов, так и государственных деятелей. Первый визит германского императора к турецкому султану в 1889 г. считается началом нового этапа развития германо-турецких отношений. Одним из результатов этой поездки стало подписание в 1892 г. договора о торговле и судоходстве между Германией и Османской империей.

Соперничество в области железнодорожного строительства, являвшееся наиболее характерным для противоречий ведущих держав на рубеже XIX-XX вв., сыграло особую роль в развертывании германской экспансии на Ближнем Востоке. В экономическом наступлении против своих конкурентов на ближневосточном рынке германский финансовый капитал пользовался методами, которые в такой концентрированной форме не проявлялись ни в одной другой зоне экспансии Германии. Следующая поездка германского императора в Стамбул в 1898 г. открыла второй этап в экспансионистской политике Германии в Османской империи.

Сердцевиной ближневосточной экспансии стала так называемая «политика Багдадской железной дороги». Создание в 1889 г. «Оттоманского общества Анатолийских железных дорог» явилось важной вехой в развертывании германского натиска в Османской империи. Германский кайзер и ведомство иностранных дел считали строительство Багдадской магистрали важнейшей “национальной” внешнеполитической акцией. Экономика монополистического капитализма стала оказывать определяющее влияние на решение задач германской внешней политики.

Правящие круги Германии стремились с помощью Багдадской железной дороги поставить под свой контроль Османскую империю и держать под ударом английские позиции в Индии и Египте, а также позиции России на Кавказе и в Средней Азии. Цели Германии противоречили и интересам Франции, обладавшей в конце XIX в. значительными политическими и экономическими позициями в районе Ближнего и Среднего Востока.

Серьезное противодействие этим планам оказывала британская дипломатия. Сооружение немцами Багдадской магистрали ставило под вопрос английские позиции в районе Персидского залива. Особенно упорное сопротивление этому строительству оказывала «средневосточная» группировка английских правящих классов, требовавшая установления безраздельного британского господства в Красном море. В то же время, стремясь преодолеть сопротивление других государств, германская дипломатия пыталась достигнуть компромиссного соглашения с каждым из них.

В результате франко-германского соглашения от 6 мая 1899 г. французский капитал был допущен к участию в строительстве Багдадской железной дороги. В январе 1902 г. вопрос о предоставлении концессии на строительство и эксплуатацию железной дороги к Персидскому заливу был решен окончательно. Соглашение о распределении акций Багдадской железной дороги между финансистами Германии и Франции, подписанное в феврале 1903 г., закрепила германский контроль над магистралью. Германии удалось добиться серьезных успехов в борьбе со своими соперниками в Османской империи – Англией и Францией в финансовой сфере. Темпы роста французских инвестиций в Турции замедлились, однако Франция продолжала оставаться основным кредитором этой страны, а Германия заняла второе место среди ее кредиторов.

В конце XIX - начале ХХ вв. Османская империя служила главной сферой экспансии германского колониализма. В тот период едва ли можно найти аналогичный период столь наглядной демонстрации механизма «мирного проникновения», распределения ролей между дипломатией и финансовым капиталом в осуществлении зарубежной экспансии. В соединении с мощным промышленно-финансовым потенциалом немецких монополий это явилось причиной того, что в применении метода «мирного проникновения» Германия добилась здесь наибольших успехов.

На рубеже XIX и ХХ вв. территориальный раздел мира между колониальными державами в основном был завершен, началась борьба за его передел.

Наши рекомендации