Зарождение и развитие учетно-статистических работ до xviii в.
Учетно-статистические работы в России зародились в глубокой древности. Их развитие стимулировалось прежде всего фискальными целями. Принятие христианства – крещение Руси в 988г. – ускорило развитие культуры и учета как ее составляющей; положительно сказалась централизация власти, создание Киевской Руси.
Первая потребность власти – сборы. Их получение требовало определения единицы налогообложения. До XV в. единица податного обложения еще не установилась: подать взималась либо с единицы земли, либо со двора (с «мужа», с «дыма»), либо с единицы средств труда (с «плуга» или «рала»). Единица податного обложения – категория историческая. С развитием производительных сил и производственных отношений она изменялась. Форма сборов также изменялась – это была дань, т. е. всякая подать, взимаемая с любого вида имущества; оброк – налог, собираемый натурой, или доход с какого-то промысла; урок, т. е. окладной сбор (пошлина). В грамотах, летописях, договорах ясно указывалось, где собирать и как (натурою или деньгами), величина сбора, при каких условиях собирать дань и пошлину.
Постепенно разнообразие единиц податных сборов уступило место их большей однородности. Так как земледелие было основным занятием, то с XV по XVII в. стали преобладать земельные единицы. Самой распространенной была «соха» (отсюда название учетного документа – «Книга сошного письма»). Но размеры участка, называемого так, в разных местностях различались – была «соха» и московская, и новгородская. Распространены были и более мелкие земельные единицы, такие, как четверть, т. е. площадь, на которой можно посеять четверть зерна, и десятина – участок, равный двум четвертям.
Все учетные данные регистрировались и сводились в особых книгах: писцовых, дозорных, межевых и др. В местах, опустошенных войной, писцам приходилось не только производить учет, но и измерять землю, приводить в порядок документы на ее владение, поэтому переписчики назывались дозорщиками, а составляемые ими книги – дозорными. К сожалению, большая часть писцовых и дозорных книг сгорела в Большом московском пожаре 1626 г.
Поземельные переписи проводились довольно часто. Нередко для дифференциации налогового обложения земли делились на «добрые», «средние» и «худые».
Изначально учетные работы были имущественными (кадастровыми), население регистрировалось «постольку-поскольку». Но это не означает, что не было учета населения. Первые попытки переписи населения в России относятся к XII в., проводились они в отдельных её областях. Более широко переписи проводились в XIII в. татаро-монгольскими завоевателями, пытавшимися «померить в число» русских людей с тем, чтобы обложить их данью (1245, 1259, 1273, 1287 гг.). Великий князь Иван Калита (Иван I) в своем завещании (1328–1340) сообщал, что перепись населения великого Московского княжества была произведена им перед вступлением на княжение. Важной вехой в развитии учетных работ стала также перепись населения Москвы в 1638 г. в царствование Алексея Михайловича, в ходе которой были переписаны занятия и промыслы населения. Проводились учет церквей, переписи церковных приходов.
Однако данные поземельных описей не могли служить источником определения размера обложения отделившихся от сельского хозяйства, быстро развивающихся торговых и промысловых хозяйств. Поэтому была введена новая единица обложения – «тягловый двор», а переписи в XVI– начале XVII в. стали подворными. При этом учитывалось только мужское население. Так как переписи проводились в фискальных целях, то достоверность данных была невелика: чтобы уменьшить величину обложения или вообще избежать его, ломали ворота, объединяли дворы, были случаи бегства и другие уловки. К тому же проводились эти переписи подолгу.
К середине XVII в. в крупных вотчинах России появились и стали широко распространяться учетные книги: ужинно-умолотные, вкладные, сбора оброка и пр. Князья, воеводы, монастыри разработали и ввели систему учета посевов, зерна, скота, птицы, инвентаря, денег и т. п., отражаемую в этих книгах. Так как часто приказчик (управляющий) жил в одном месте, а хозяин – в другом, то приказчик (в монастыре – «старец») составлял два одинаковых комплекта книг: «черные» – оригинал, остававшийся на месте, и «белые», отправлявшиеся хозяину. Каждый комплект состоял из двух книг: одна – по приходу ценностей, другая – по расходу, что обеспечивало довольно четкий контроль, так как один приказчик регистрировал только поступление ценностей, другой – только их отпуск. Последний списывал, таким образом, ценности, не зная их учтенного количества, и при проверке «белых» книг можно было выявить неоприходованные ценности. Во внутривотчинном учете довольно широко применялось несплошное наблюдение при измерении урожайности. Некоторые практические приемы, выработанные в то время, просуществовали до середины XX в. Сама система вотчинного учета во многих старых поместьях просуществовала до конца XIX столетия.
Качественный сдвиг во внутривотчинном учёте произошёл в XVIII в., когда стали разрабатываться соответствующие инструкции. К ним, в первую очередь, следует отнести составленные А.Щ. Волынским в 1724 т. «Инструкции дворецкому Ивану Немчинову...», «Регламент, или Устав Конюшенный», изданный в 1733 г.; составленный П. И. Рычковым «Наказ для управителей или приказчика о порядочном содержании и управлении деревень в отсутствие господина» (1770) и работу А. Т. Болотова «Наказ управителю или приказчику, каким образом ему править деревнями в небытность своего господина» (1170). Книга Болотова давала наиболее полную программу внутрихозяйственной документации.