Какие должности в Римской республике могли занимать только патриции? Только плебеи? Сделайте соответствующие записи в тетради.

8) Установите правильное соответствие:

1) ординарные римские магистратуры

2) экстраординарные римские магистратуры

а) квесторы

б) цензоры

в) интеррекс

г) консул

д) диктатор

е) курульные эдилы

ж) коллегия децемвиров

з) начальник конницы

Как соотносились римские «potestas» и «imperium»? В чем состояло основное отличие?

II. План семинарского занятия

(Форма обучения: очная)

1. Полис как особая форма государства в античной цивилизации.

2. Специфика полисной идеологии.

3. Эволюция органов власти и управления в Афинах, Спарте, Риме.

4. Особенности социальной структуры населения.

III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к

Семинарскому занятию

Приступая к изучению античного государства, следует уяснить, что к концу II - нач. I тыс. до н.э., на территории Древней Греции и Италии существовал ряд самостоятельных государств. Различия в конкретных исторических особенностях формирования античного государства, в географических и природных условиях привели к возникновению различных форм рабовладельческих государств. Наибольший интерес представляют афинское, спартанское и римское государство. Следует обратить внимание, что в Афинах сложилась демократическая республика - развитая форма правления рабовладельческого государства. В Спарте в большей степени сохранились пережитки первобытнообщинных отношений и родоплеменной организации власти, что привело в дальнейшем к установлению аристократического правления. Аристократическая по своей сути была республика в Риме.

Аристотель, Платон, Геродот, Дионисий Галикарнасский, Фукидид и Страбон и многие другие древнегреческие мыслители указывали на «правильность» государственно-политических форм тех полисов, в которых они проживали. Почему же исключительно римские государственные принципы и механизмы учитывает современные государственные структуры? Поразмышляйте над этим вопросом.

Уясните особенности формирования государств античного типа, влияние на этот процесс природно-географических и экономических факторов. Вспомните определение полиса. Определите, почему на первый план внутриполисной социальной структуры вышли классовые, имущественные различия, какое влияние на развитие политической структуры полиса оказало формирование классического рабства. Обратите внимание на некоторые закономерности развития политической жизни и смены форм устройства полисных государств, существование различных республиканских форм правления: аристократии, демократии, олигархии. Установите причины кризиса и падения полисной системы.

Учтите, что в центре полисной культуры стоял античный человек – свободный собственник. Идеология свободных собственников основана на моральной максиме – «трудись и преуспеешь». Полисное сознание уникально тем, что в нем органично сочетаются демократическое и аристократическое начала. Обратите внимание на взаимосвязь демократических и аристократических элементов полисной культуры, которые создавали стимулы к развитию политических и правовых учреждений, обеспечивала их преемственность и высокую жизнестойкость.

Осуществите анализ процесса формирования рабовладельческого государства на территории Греции и Италии, где в конце II тыс. до н.э. происходит процесс превращения первобытной демократии в военную демократию. Обратите внимание на то, что важным этапом в образовании античного государства были реформы, связанные с именем легендарных героев Тезея, Ликурга, Ромула и др. (синоикизм). Рассмотрите характер изменений в системе органов власти и управления: в VII в. до н.э. - ограничение власти базилевса, царя выборными должностными лицами из числа аристократов и формирование новых органом публичного управления. Проанализируйте характер и значение ряда реформ: Солона и Клисфена, Перикла и Эфиальта (Др. Афины), Ликурга (Др. Спарта), Сервия Туллия (Др. Рим). Учтите, что указанные реформы по своей значимости сравнимы с социальной революцией, так как их целью по заявлению самого Солона было примирение интересов враждующих групп свободных людей.

Дайте характеристику социальной структуры населения, определите какие критерии лежали в её основе, определить взаимосвязь с политической системой. Важно при этом обратить внимание на особенности становления классового общества и государства, влияния завоеваний, необходимости обеспечения господства над покоренным населением.

Раскройте содержание правового статуса основных групп населения.

IV. Рекомендуемые источники

Нормативно-правовые документы

1. Полибий. Всеобщая история. В 2т. Т.1 Кн. I-Х. / Полибий: Пер. Ф. Мищенко. М., 2004.

2. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран/ под ред. Черниловского З.М. - М., 2002.

3. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. В 2 т./ отв. ред. Н.А. Крашенинникова. Т. 1 Древний мир и Средние века/ Сост. О.Л. Лысенко, Е.Н. Трикоз. – М., 2003.

Основная литература

1. Графский, В.Г. Всеобщая история государства и права: учебник/ В.Г. Графский. - М.: НОРМА, 2010.

2. История государства и права зарубежных стран/ под ред. Жидкова О.А., Крашенинниковой Н.А. - Ч.1, 2. – М. , 2007.

3. Прудников, М.Н. История государства и права зарубежных стран: учебник/ М.Н. Прудников. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

4. Рыбак, С.В. История государства и права зарубежных стран. Ч. 1. Государственно-правовое развитие древних цивилизаций: учебное пособие/ С.В. Рыбак. Ростов-на-Дону: РТА, Ростовский филиал, 2011.

Дополнительная литература

1. Евсеенко, Т.П. К вопросу о причинах неустойчивости военно-диктаторских режимов в позднереспубликанском Риме (I в. до н.э.)// История государства и права. - 2004. - № 5.

2. Митина, С.И. Институты проксении и исополитии в системе регулирования межгосударственных отношений эллинизма// История государства и права. - 2007. - № 11.

3. Разуваев, Н.В. Специфика государственной власти как основа типологической характеристики Античного государства// История государства и права. - 2007. - № 2, 3.

4. Разуваев, Н.В. Элементы дуализма царской власти в раннем Риме// История государства и права. – 2011. - № 7.

5. Тимонин, А.Н. Теоретические «универсалии» и античные реалии: критический очерк одной из современных трактовок возникновения государства // Правоведение. - 2007. - № 4.

6. Рулан, Н. Историческое введение в право. Учебное пособие для вузов. Н. Рулан. - М., - 2005.

7. Хлуднева, А.С. История зарождения, становления таможенных органов в период VII – начала ХХ в.// История государства и права. – 2011. - № 3.

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Какие можно отметить черты античной государственности, ее достижения и уроки?

2. Вспомните, как соотносились друг с другом государство и общество на Востоке, сравните с древнегреческим полисом. Объясните, в чем заключалось главное отличие восточной общины от древнегреческой?

3. Объясните, чем демократия отличается от олигархии. Почему греческую демократию называют демократией не для всех?

4. Как возник и управлялся античный полис?

5. Кто такие патриции и плебеи? Почему плебеи сначала не входили в римскую общину?

6. Каковы особенности полисной идеологии? В чем своеобразие римской полисной идеологии?

Наши рекомендации