Источников в хронологическом порядке.

1. «Налоги – это взнос в общую казну» (Э.Берг (1729-1797), английский. публицист и философ).

2. «Налоги- это денежные платежи, которые не представляют собой встречного исполнения обязательств за какую-либо особую услугу и которые возлагаются публично-правовым институтом для получения доходов на всех тех, чьи фактические обстоятельства соответствуют тому, чтобы закон мог возложить на них обязанность исполнять обязательства; извлечение дохода может быть побочной целью» 1976.из Закона ФРГ

3. «Налог- цена , уплачиваемая гражданином за полученные им наслаждения от общественного порядка, справедливости правосудия, обеспечения свободы личности и права собственности. При помощи налогов покрываются ежегодные расходы государства, и каждый плательщик налогов участвует таким образом в общих расходах, совершаемых ради него и ради его сограждан» Ж.Симонд де Сисмонди (1773-1842). Цит. из Налоги и налоговое право. Под ред. А.В.Бызгалина.М,1997

4. «Налоги суть обязательные денежные платежи частных хозяйств, служащие для покрытия общих расходов государства и единиц самоуправления» (Исаев А.А. Очерки теории и политики налогов. — Ярославль» 1887. с. 1).

5. «Налоги представляют собой публично-правовой источник дохода в наиболее чистом его виде: это — принудительные сборы,взимаемые государством или местными союзами с подданных и находящихся на его территории лиц не в силу тех или иных услуг, а в силу финансовой власти взимающего налог публичного союза» (Энциклопедический словарь. — Гранат, 1897.).

6. «…под именем налогов должно разуметь такие односторонние экономические пожертвованияграждан или подданных, которые государство или иные общественные группы в силу того, что они являются представителями общества, взимают легальным путем и законным способом из их частных имуществ для удовлетворения необходимых общественных потребностей и вызываемых ими издержек». И.И.Янжул. Основные начала финансовой науки. Учение о государственных доходах. Статут. Москва 2002 (1899).

7. «Налоги — это установленные законом обязательные денежные взносы населения на удовлетворение государственных нужд». (Витте С.Ю. Экономическая история России. Конспект лекций о народном и государственном хозяйстве, читанных его императорскому высочеству великому князю Михаилу Александровичу в 1900-1902 годах. — М.: Фонд «Начала», 1997, с.411).

8. «Налог есть материальный вклад отдельного лица в пользу общественного развития» (немецкий социалист А.Вагнер); Налог- это уплата,требуемая от граждан вследствие их общественной обязанности поддерживать социальную жизнь, не принимая во внимание специальных выгод от общественных услуг по отношению к отдельным плательщикам (немецкий экономист Шефле); «Налог- есть обязательныйвзнос, делаемый отдельным лицом в пользу расходов, которые необходимы для согхранения и развития социального тыла в целом» (бельгийский профессор Гектор Дени). Цит. из книги А.Вебера. Налоги.

9. «Под налогом нужно разуметь принудительный сбор, взимаемый государственной властью с отдельных хозяйствующих лиц или хозяйств для покрытия производимых его расходов или для достижения каких-либо задач экономической политики без предоставления плательщикам его специального эквивалента» (А.А.Соколов. Теория налогов. 2003 (1928) .с. 11).

10. «Налог — устанавливаемый государством обязательный сбор, уплачиваемый предприятием, учреждением, населением...» (Словарь русского языка. Академия наук СССР. Институт русского языка. — М„ 1958).

11. «Налог — принудительная выплата правительству домохозяйством или фирмой денег (или передача товаров и услуг), в обмен на которые домохозяйство или фирма непосредственно не получают товары или услуги, причем такая выплата не является штрафом, наложенным судом за незаконные действия» (Макконелла К.Р., Брю С.Л. Экономикс. — М., 1992. ч.п. с. 390).

12. «Налог-это обязательный взнос с целью поддержки государственных услуг». Дж.Ю.Стиглиц. Экономика государственного сектора.М.1993 с.364

13. Налог — обязательное и безвозмездное (в прямом смысле) изъятие[3] средств, осуществляемое государством или местными органами власти для финансирования общественных расходов» (Толковый экономический и финансовый словарь. Т.2. — М.: Международные отношения, 1994).

14. Наукой налогового права понятие налога определяется как «единственно законная (устанавливаемая законом) форма отчуждения собственности физических и юридических лиц в пользу субъектов публичной власти на началах обязанности, индивидуальной безвозмездности, безвозвратности, обеспеченная государственным принуждением, не носящая характер наказания или контрибуции». / Грачева Е.Ю., Куфакова Н.А., Пепеляев С.Г. Финансовое право России. М., 1995. С.42.

15. «Налогообложение — обязательный сбор с частных лиц и организаций, осуществляемый государством с целью получения средств для финансирования общественных благ и услуг, а также для контроля величины частных расходов в экономике» (Словарь современной экономической теории / Под ред. Дэвида У. Пирса. — М.: ИНФРА-М, 1997).

16. «Налог — обязательный платеж, взимаемый государством с физических и юридических лиц» (Большой энциклопедический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. — М.: Институт новой экономики, 1998).

17. «Налоги — обязательные сборы, взимаемые государством с экономических агентов» (Экономическая энциклопедия. Институт экономики РАН, 1999).

18. Налоги – принудительные периодические платежи граждан из их имуществ и доходов, идущие на нужды государственные и общественные и установленные в законодательном порядке. (Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. Современная версия. В одном томе. — М.: ЭКСМО.2002).

19. Налоги рассматриваются «скорее в качестве формы, которую приобретают затраты на производство разнообразных общественных благ, поставляемых государством своим гражданам» (М. Романовский. Налоги и налогообложение. 2003. Учебник с.44)

20. Налог- это обязательный, индивидуально безвозмездный, относительно регулярный и законодательно установленный государством платеж, уплачиваемый организациями и физическими лицами в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.» (Пансков В.Г. Налоги и налоговая система РФ. Москва, Финансы и статистика. 2008).

21.

Пособие подготовлено доц. кафедры «Налоги и налогообложение» Осетровой Н.И. Изречения, по которым нет ссылок на источник, заимствованы из современных учебников, учебных пособий, монографий, сборников, статей периодической печати и Интернета.

Приложение 4

Извлечение из Постановления
Конституционного Суда Российской
Федерации от 17 декабря 1996г. № 20-П

Именем Российской Федерации

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Данная конституционная обязанность имеет особый, а именно публично-правовой, а не частноправовой (гражданско-правовой), характер, что обусловлено публично-правовой природой государства и государственной власти.

Налог — необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства.

Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства. Взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества — оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности.

В этой обязанности налогоплательщиков (в том числе граждан, занятых предпринимательской деятельностью с образованием юридического лица) воплощен публичный интерес всех членов общества. Поэтому государство вправе и обязано принимать меры по регулированию налоговых правоотношений в целях защиты прав и законных интересов не только налогоплательщиков, но и других членов общества.

Налоговые правоотношения основаны на властном подчинении одной стороны другой. Они предполагают субординацию сторон, одной из которых — налоговому органу, действующему от имени государства, — принадлежит властное полномочие, а другой — налогоплательщику — обязанность повиновения. Требование налогового органа и налоговое обязательство налогоплательщика следуют не из договора, а из закона.

С публично правовым характером налога и государственной казны и с фискальным суверенитетом государства связаны законодательная форма учреждения налога, обязательность и принудительность его изъятия, односторонний характер налоговых обязательств.

Приложение 5.

Мнение читателя

В статье 8, Первой части, приводится оригинальное понятие налога и сбора: «Под налогом, понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований». Вдумайтесь, как коряво здесь выражен смысл налога и как многолико его можно понимать! Вместо простого и естественного «определения налога как перечисления налогоплательщиками части своих средств для осуществления целенаправленной деятельности государства, здесь, оказывается налог это «платеж»! Можно подумать, что налогоплательщик своим налогом что-то покупает у государства. Причем не просто покупает, а эта сумма - «безвозмездна», то есть заплатил налог и дальше ничего не требуй.

Между тем именно налогоплательщик как раз и должен требовать от государства, чтобы эта сумма пошла туда, куда нужно! То есть не безвозмездно отчисляется налог, а за дело, которое государство должно выполнять в своих функциях. Ну а «форма отчуждения» вообще вызывает возмущение, ибо это очень напоминает какое-то рэкетирство. Выходит, что государство просто изымает налоги принудительно, ибо, при такой формулировке, другой причины просто нет. Выходит, что не налогоплательщик нанимает государство, для обеспечения своей жизнедеятельности, как это должно быть при демократии, а государство принудительно отбирает налоги у заведомо злостного не платящего народа. Следовательно, уже логически, налогоплательщик должен стараться такие налоги не платить, ибо суть их определена как изъятие сомнительного толка. Здесь нарушен первый закон логики, по которому «Каждое понятие перед его применением должно быть четко определено». В противном случае это будет одним из источников ошибок.

Далее в статье 3, Первой части, в пункте 5, в последней фразе утверждается «Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом». Вдумайтесь, как здесь раздваивается смысл! С одной стороны, что очень удивительно, утверждается, что «Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов....» То есть не надо платить налоги, определяемые этим Кодексом. С другой стороны «...не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом». Выходит, что, оказывается, могут быть налоги, не предусмотренные настоящим Кодексом, либо установленные в ином порядке. Логически, казалось бы, налогов, не предусмотренных настоящим Кодексом и быть не должно, следовательно, их и упоминать не надо. Уж поскольку их упомянули, то тогда не яснокакие же ненадо платить: установленные.... или не установленные..... Такая нелепость получается ввиду того, что здесь нарушен четвертый закон логики – закон исключения третьего (tercium non datur), по которому «Из двух взаимоисключающих событий А и Б, если одно произошло, то это может быть только А или Б. Третьего не дано». То есть, при правильном изложении, налоги, определяемые этим кодексом надо платить! Только то и всего.

С.Г. Пепеляев отмечает, что «определение налога исходит из того, что плательщиком налога является собственник. Уплата налога - социальная обязанность, вытекающая из права частной собственности. Посредством уплаты налога частная собственность служит интересам общества». Обобщая определения налога, данные в ст.8 НК РФ и в Постановлении Конституционного Суда РФ N 16-П, С.Г. Пепеляев отмечает: «Все приведенные определения, хотя и различаются некоторыми деталями, едины в главном: налогообложение является формой отчуждения собственности; право собственности первично по отношению к праву государства требовать отторжения части собственности в виде налога. Эта позиция является основополагающей для всего налогового законодательства».

Как мы видим, законодатель, Конституционный Суд РФ и наука налогового права однозначно рассматривают все налоги как часть имущества налогоплательщика, принадлежащую ему на праве собственности или ином вещном праве и подлежащую отчуждению в пользу государственной казны.

[1] Клименко С.В., Чичерен А.Л. Основы государства и права: Учебное пособие. — М.: МГУ им. Ломоносова, 1996.

[2] Селигман Э. и Стурм Р. Этюды по теории обложения. — СПб.: 1908. с.67. (Из учебного пособия В.М. Пушкаревой «История финансовой мысли и политики налогов». — М., 1996, с.72).

[3] Изъятие, -я, 1. Действие по знач. глаг. изъять Изъятие из продажи. Изъятие ценностей. 2. Изъять, изыму... Устранить (изъять книгу из продажи). Отобрать, конфисковать Словарь русского языка. Академия наук СССР. Институт языкознания. — М., 1957.

Наши рекомендации