Б.3.10. История государственного управления
Цель учебной дисциплины «История государственного управления» - сформировать у слушателей целостное представление об истории становления и эволюции государственного управления в России с учетом особенностей развития российского общества и национальных моделей власти и управления.
Основные задачи учебной дисциплины:
- осмыслить историю российской государственности в контексте цивилизационного метода исторического познания и на этой основе уяснить общие закономерности и национальные особенности процесса рационализации государственного управления;
- развить у будущих бакалавров творческое отношение к освоению исторического опыта и умения использовать его в современных условиях;
- сформировать у обучающихся развитый понятийный аппарат, знания новых концептуальных подходов к осмыслению истории государственного управления в России.
В процессе изучения данной дисциплины обучающиеся знакомятся со следующими ключевыми вопросами:
1. Теоретические и концептуальные проблемы истории государственного управления в России:изучаются основные понятия учебного курса, рассматриваются исторические типы бюрократической организации, принципы рациональной (М. Вебер) и патримониальной бюрократии, особенности российской бюрократии; особое внимание уделяется политической культуре общества и ее роли в процессе становления и развития российской государственности.
2. Государственность Древней Руси: исторические особенности формирования и эволюции институтов власти и управления в IX – XIV вв: выявляются особенности возникновения государственности и государства у восточных славян, изучаются основные черты древнерусской (патриархальной) модели государственного управления.
3. Становление российского самодержавия и сословного управления обществом в XV-XVII вв.: выявляются особенности организации политической власти и сословной модели государственного управления в Московском государстве; исследуется специфика формирования и развития приказной системы управления; особое внимание уделяется анализу противоречий вертикальной организации власти в России и содержания административных реформ Избранной рады в XVI в.; анализируются тенденции формирования государственной службы и изменения в структуре местной администрации в XVII в., выявляются причины и предпосылки модернизации государственного управления в конце XVII – начале XVIII вв.
4. Эволюция российской государственности и национальной модели государственного управления в России в XVIII веке:рассматриваются содержание и особенности петровской модернизации государственного управления в начале XVIII в.; изучаются структура и функции новых государственных органов Российской империи (Сенат, Коллегии, Верховный тайный совет и др.); особое внимание уделяется изучению сущности и содержания нового этапа рационализации государственного управления в условиях «просвещенного абсолютизма» Екатерины II (создание единой системы территориального управления, развитие городского самоуправления).
5. Политическая система и государственное управление Российской империи в XIX - начале XX века:изучаются попытки модернизации российской администрации в правительственной политике России в XIX в.; исследуется содержание и значение для страны плана государственного преобразования М.М. Сперанского; выявляются причины дальнейшей бюрократизации государственного управления, его централизации и регламентации в правление Николая I; особое внимание уделяется анализу «великих реформ» 60-70-х гг. XIX в. (земская, судебная и городская реформы); дается анализ характера и направления эволюции российской государственности на этапе буржуазной революции 1905-1907 гг.
6. Особенности советской государственности и командно-административной системы управления обществом (октябрь 1917 - 1991 гг.):рассматриваются особенности становления и развития советской государственности и советской системы государственного управления; особое внимание уделяется анализу эволюции командно-административной системы государственного управления в СССР в 1930-80-е гг.; выявляются причины и предпосылки крушения советской государственности и распада СССР.
7. Проблемы становления современной системы государственного управления в Российской Федерации (1991 – наст. вр.):рассматриваются особенности становления новой государственности в постсоветской России, изучается характер и содержание формирования системы политических и административных органов в контексте нового конституционного порядка, выявляются проблемы и перспективы модернизации российской государственности в новом тысячелетии.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
знать:
- основные теоретические подходы к происхождению государства, типы, формы, элементы (структуру) и функции государства;
- основные тенденции развития государственного и муниципального управления;
- основные принципы функционирования местной власти;
- особенности конституционного строя, правового положения граждан, форм государственного устройства, организации и функционирования системы органов государства и местного самоуправления в современной России.
уметь:
- применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности, корректно использовать в своей деятельности профессиональную лексику;
- анализировать политические процессы и оценивать эффективность политического управления;
- ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций;
- логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь.
владеть:
- навыками целостного подхода к анализу проблем общества;
- навыками извлечения необходимой информации из оригинального текста на иностранном языке по проблемам государственного и муниципального управления;
- качественными и количественными методами социологических исследований.
Изучение данной дисциплины способствует развитию у студентов компетенций:
(ОК-1); (ОК-4); (ОК-5); (ОК-8); (ОК-13); (ОК-14); (ОК-16); (ОК-17); (ПК-1); (ПК-16); (ПК-21); (ПК-22)
Общая трудоемкость дисциплины - 3 зач. ед. (108 ч.);
Аудиторные занятия - 42 ч.(лекции – 28 ч., семинары – 14 ч.)