Б.3.7. Этика государственной и муниципальной службы
Цель учебной дисциплины «Этика государственной и муниципальной службы» - сформировать у слушателей целостное представление об этических аспектах управленческой деятельности, основных принципах и нормах административной этики как науки и профессиональной этической системе государственной и муниципальной службы.
Основные задачи учебной дисциплины:
- дать будущим специалистам в сфере государственного управления знания основных принципов и норм управленческой этики, современных требований политической этики, норм и требований этики служебных отношений, содержания и элементов культуры управления;
- развить у будущих бакалавров творческое отношение к освоению отечественного и мирового опыта в решении этических проблем в сфере государственной и муниципальной службы и умение использовать его в конкретных условиях;
- сформировать у обучающихся знания и навыки культуры поведения и делового этикета.
В процессе изучения данной дисциплины обучающиеся знакомятся со следующими ключевыми вопросами:
1. Основные моральные и этические теории и их реализация в моральном сознании и моральной практике:рассматриваются основные проблемы теории морали, изучаются структура, ценности и функции морали; выявляются различия индивидуальной, социальной и профессиональная этики; особое внимание уделяется анализу основных этических концепций (гедонизм, эвдемонизм, стоицизм, аскетизм, скептицизм, нигилизм, цинизм, утилитаризм, ригоризм) и их реализации в моральном сознании и моральной практике.
2. Современные проблемы и требования политической этики: раскрываются современные подходы к вопросу о взаимоотношении политики и морали, к проблемам нравственного обоснования политической деятельности; выявляются особенности этики политического конфликта и политического влияния; изучаются основные принципы и нормы современной парламентской этики и культуры депутатской деятельности; особое внимание уделяется обоснованию политической этики как этики политических институтов и этики политических добродетелей (Б. Сутор).
3. Ценности и нормы административной этики: рассматриваются основные этические принципы управленческой деятельности; дается анализ социальных и этических ресурсов в государственном и муниципальном управлении; выявляется специфика этических принципов в сфере государственного управления; особое внимание уделяется проблеме разработки и внедрения этических кодексов государственной и муниципальной службы, механизмам регулирования конфликта интересов в государственном управлении.
4. Этические требования к государственному и муниципальному служащему: принципы, нормы, качества: раскрываются место и роль нравственных характеристик в профессиограмме государственного и муниципального служащего; раскрываются способы формирования желаемых нравственных качеств служащих: этическое обучение, тренинги, этические деловые игры, создание комиссий по профессиональной этике, учет этических характеристик при аттестации сотрудников.
5. Этика и культура формальных и неформальных служебных отношений в аппарате государственных учреждений: изучается этика и культура служебных отношений как фактор эффективного функционирования аппарата управления; раскрывается связь культуры управления с общей культурой личности; изучаются типы служебных отношений в аппарате государственных учреждений; особое внимание уделяется современным технологиям оптимизации взаимоотношений в системе управления, этике делового общения.
6. Служебная этика руководителя: основные принципы и современные требования: рассматриваются общие, конкретные и специфические нравственные качества руководителя, раскрывается понятие «органических функций» руководителя; дается анализ стилей руководства, содержания понятия «служебная этика руководителя»; изучаются современные требования к этике приказов и поручений.
7. Культура поведения и деловой этикет в государственной и муниципальной службе: изучаются виды, функции и основные требования современного этикета деловых отношений и их трансформация на государственной и муниципальной службе; раскрываются требования административного речевого этикета, культуры делового спора, этикета телефонных переговоров, деловых встреч и переговоров; особое внимание уделяется изучению этнокультурных особенностей делового этикета на государственной и муниципальной службе
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
знать:
- правовые и нравственно-этические нормы в сфере профессиональной деятельности;
- принципы и ценности современной административной этики;
- правила предупреждения конфликта интересов на государственной и муниципальной службе;
- принципы и правила служебных отношений и служебного поведения,
Уметь
- использовать полученные знания в конкретных ситуациях морального выбора в управленческой (служебной) практике;
- диагностировать этические проблемы и применять основные модели принятия этичных управленческих решений,
владеть:
- навыками работы с этическим законодательством в системе государственной и муниципальной службы;
- навыками анализа, предупреждения и разрешения ситуаций, могущих привести к конфликту интересов на государственной и муниципальной службе;
- навыками разрешения конфликта интересов с позиций социальной ответственности;
- навыками анализа и эффективного применения передового отечественного и зарубежного опыта в сфере регулирования конфликта интересов.
Изучение данной дисциплины способствует развитию у студентов компетенций:
ОК-1, ОК-2, ОК-17, ПК-21, ПК-31, ПК-33, ПК-35, ПК-37 (согласно ФГОС)
Общая трудоемкость дисциплины - 3 зач. ед. (108 ч.);
Аудиторные занятия - 24 ч.(лекции – 12 ч., семинары – 12 ч.)