Билль о правах 1791г. был принят как 10 поправок к конституции в 1791 г.
Iпоправка закрепляет классические свободы: слова, собраний, печати, совести.
II поправка давала американцам право носить оружие.
IIIпоправка устанавливала запрет в мирное время на постой солдат в частных домах без согласия их владельцев.
IV поправка подтверждала охрану личности, жилища, бумаг и имущества от необоснованных обысков и арестов.
V, VI, VII, VIII поправки в основном касались процессуальных прав: запрещалось привлекать к ответственности иначе как по постановлению большого жюри; принуждать свидетельствовать против самого себя; лишать кого-либо жизни, свободы или имущества без судебного разбирательства; отбирать частную собственность без справедливого вознаграждения.
IX поправка. Согласно ей причисление к конституции вышеуказанных прав не должно толковаться как отрицание или умаление других прав народа.
X поправка касалась уже штатов: полномочия, не предоставленные конституцией федерации и пользование которыми не возбранено отдельным штатам, оставались за штатами или народом.
С момента создания конституции США до начала XX в. были приняты поправки:
1) в 1795 г. — ограждала штаты от судебного преследования со стороны граждан другого штата или государства;
2) в 1804 г. — устраняла положение, по которому президентом и вице-президентом могли стать представители противоборствующих политических партий. Теперь за кандидатов в президенты и вице-президенты выборщики голосовали отдельно;
3) в 1866 г. — предоставляла избирательные права всем гражданам США мужского пола старше 21 года;
4) в 1870 г. — запрещала ограничение избирательных прав «в связи с расой, цветом кожи или прежним нахождением в рабстве»;
5) в 1865 г. — отменяла рабство, существовавшее в Америке до конца XX в.
Вопрос 29. Государственно-правовая система США в 19-нач. 20 вв.Государственные изменения в США в XIX в.
1. С конца войны за независимость в 1783 г. до начала Гражданской войны в 1861 г. территория США увеличилась в несколько раз. В ходе "индейских войн" происходил захват земель коренного населения - индейцев.
В 1803 г. Т. Джефферсон за 15 млн. долларов купил у Наполеона Луизиану - территорию к западу от реки Миссисипи, почти удвоив первоначальную территорию США.В результате американо-мексиканской войны 1846 - 1848 гг. Мексика уступила США Техас, Калифорнию, Аризону, Нью-Мексико, Неваду, Юту и часть Колорадо.В 1846 г. США приобрели у Великобритании большую часть Орегона. В 1867 г. царь Александр II продал американцам Аляску.В результате испано-американской войны 1898 г. США захватили Пуэрто-Рико, о. Гуам, Филиппины, оккупировали Кубу.
Порядок создания новых штатов определялся Ордонансом 1787 г. Когда население вновь осваиваемой территории достигало определенной численности, Конгресс США объявлял ее автономной. Через некоторое время автономия получала право на реорганизацию в штат при условии введения республиканской формы правления, признания Конституции и других конституционных законов США. К началу XX в. число штатов достигло48.
2. С начала 30-х гг. в США развернулось массовое общенациональное движение аболиционизма - движение за немедленную отмену рабства. В 1860 г. президентом США был избран представитель либерально-демократического крыла республиканской партии А. Линкольн – выходец из простой фермерской семьи, известный аболиционист.
В феврале 1861 г. рабовладельцы южных штатов объявили сецессию - отделение южных штатов и образование самостоятельного государства, Конфедеративных штатов Америки, в состав которого вошло 11 штатов. Конституция Конфедеративных штатов Америки провозгласила рабство краеугольным камнем всего государственного здания. В апреле 1861г. конфедераты развязали Гражданскую войну.
К лету 1865 г. войска южан были разгромлены, и Конфедерация южных штатов прекратила свое существование. В феврале 1865 г. Конгресс принял Тринадцатую поправку к Конституции, отменявшую рабство по всей стране. Новый курс Рузвельта.
Вопрос 30. Государственно-правовая система Германии в 19-начале 20вв. Объединение Германии было необходимым условием ее экономического и политического развития. Сделавшись самым сильным из германских государств, Пруссия взялась за объединение. Еще в сентябре 1862 г.на пост канцлера был назначен Отто фон Бисмарк, опытный политический деятель.
В результате войны с Австрией в 1866 г. Пруссия аннексировала Ганновер, Нассау, Франкфурт и другие земли Германии. Тогда же был упразднен Германский союз и образован Северо-Германский союз, в который вошли все северные и ряд западных и южнонемецких государств, всего 28 - с числом населения в 30 млн человек. С этого времени надежды германской буржуазии на воссоединение страны в единое государство были связаны с Пруссией. В 1867 г. была принята Конституция Северогерманского союза,согласно которой президенту Союза - прусскому королю – передавалась вся полнота исполнительной власти и ряд других важных полномочий.
В 1871 г. победоносная война с Францией привела к отторжению от нее Эльзаса и Лотарингии и к выплате огромной контрибуции в 5 млрд франков в пользу Германии. В дни войны завершилось объединение Германии.
В-1871 г. Германская империя получилаконституцию..Президентство в Союзе закреплялось за прусским королем, получившим название германского императора. Он обладал обширнейшими полномочиями. Верхней палатой Империиявлялся Союзный совет - бундесрат. Нормы представительства земель в бундесрате были установлены конституцией. Она предоставляла бундесрату законодательную власть наряду с рейхстагом и значительную долю исполнительной власти. Председателем Союзного совета был по положению канцлер Империи - прусский министр,назначаемый прусским королем.
Рейхстаг - нижняя палата парламента. Он обладал меньшими полномочиями, чем бундесрат. Избирался рейхстаг сначала на три, а затем (с 1887 г.) на пять лет.
Императорское правительство было представлено в единственном лице - канцлера Бисмарка. Кабинета министров не существовало.
Объединение Германии способствовало быстрому промышленному росту страны. По настоянию Бисмарка рейхстаг проводит так называемый исключительный закон против социалистов 1878 г. Германия рвалась к переделу мира. Внешняя политика Бисмарка навлекла на Германию ненависть всего человечества.
Ноябрьская революция в Германии. Конституция 1919 г.Разгром немецкой армии осенью 1918 г.ускорил развитие революционной ситуации в кайзеровской Германии. Монархия пала.Руководство революцией оказалось в руках социал-демократической партии Германии.
В ходе создания органов революционной власти в ноябре 1918 г. лидирующие позиции заняли Советы Большого Берлинаи избранный ими Центральный комитет, по инициативе которого был создан Совет народных уполномоченных (СНУ), взявший на себя функции временного ≪политического кабинета≫. В декабре 1918 г. Состоялся Всегерманский съезд представителей рабочих и солдатских советов,на котором была принята резолюция о созыве Учредительного национального собрания и о передаче всей полноты законодательнойи исполнительной власти СНУ впредь ≪до окончательного решения Национальным собранием будущего государственного устройства≫.
Веймарская Конституция 1919г. Высшим законодательным органом империи объявлялся рейхстаг. Вводилась пропорциональная система выборов. Вся Германия делилась на 35 избирательных округов. Нижней палатой считался рейхстаг. Верхняя палата называлась рейхсратом (имперским советом).
В состав Германии входило 18 земель. Каждая из них имела свою конституцию, составленную в согласии с имперской, свой законодательный орган - ландтаг - и своё правительство. В исключительной компетенции империи находились все важные вопросы. В вопросах уголовного и гражданского законодательства ландтаги могли ≪конкурировать≫ с рейхстагом, однако право империи имело перевес над правом земель. Конституция превратила Германию в буржуазную парламентскую республику во главе с президентом.
Президентизбирался всеобщим голосованием (как и рейхстаг). В компетенцию президента входил роспуск рейхстага. Он командовал вооруженными силами, назначал на высшие военные и гражданские должности, назначал правительство.Главой императорского правительства был канцлер. Ему поручалось ≪формулирование руководящих принципов политики≫.
Право Германии в XIX в. Так закреплялось в германской конституции 1871 г. новое Уголовное уложение 1871 г., которое разделило сферы правонарушения и преступления. В качестве наказания предусматривались смертная казнь, тюремное заключение, штраф, конфискация имущества. Суровая мера наказания применялась за измену государству, покушение на жизнь императора.
Принятие в 1896 г. Германского гражданского кодекса повлекло за собой прекращение действия общего права.
1. субъекты гражданского права — первая книга дает понятия физического и юридического лица, сделки, сроков давности, классификации вещей.
2. обязательственное право — вторая книга дает понятие договорам купли-продажи, займа, аренды, созданию товарищества, найму рабочих. Договор заключается исключительно с согласия каждой из сторон. Часть договорных отношений, касающихся недвижимости, должны быть облечены в письменную форму;
3. вещное право —третья книга включает правила владения, использования, распоряжения собственностью. Собственник земли распоряжался и всеми богатствами, содержащимися в ней, на ней и над ней. Кодекс дает разграничение между движимыми и недвижимыми вещами.
4) брачно-семейное право — книга четвертая освещает вопросы заключения брака и его расторжения, отношений между детьми и родителями, опекунами и попечителями. Установлен ценз для вступления в брак. Мужчина должен достигать 21 года, а женщина — 16 лет. Оба родителя имеют право принимать участие в воспитании детей. Жена имеет определенные имущественные права, равно как и муж. 5) наследственное право — пятая книга отражает наследование по закону и завещанию.
Вопрос 31. Государственно-правовая система Японии во второй пол. 19 – нач. 20 вв. Революция Мэйдзи и конституция 1889 г. в Японии.I. В середине 19в. Япония находилась в состоянии глубокого социально-политического кризиса, обусловленного в конечном итоге разложением господствовавшего феодального строя, сдерживавшего дальнейшее развитие страны.
В стране почти непрерывно происходили крестьянские волнения и восстания. Ухудшилось внешнеполитическое положение страны. Появилась реальная угроза превращения страны в полуколонию. В этот период главой государства номинально считался император, но реально власть находилась в руках сёгуна (полководца) - высшего должностного лица, являвшегося главнокомандующим и начальником всего аппарата государственного управления, бесконтрольно осуществлял исполнительно-распорядительные, фискальные и законодательные функции.
Пост сёгуна занимали представители дома Токугава (с 17в.) - самого богатого феодального клана страны, противившегося любым прогрессивным реформам. В таких условиях были сформулированы конкретные задачи княжеско-самурайского движения: свергнуть сёгунат, восстановить власть императора и от его имени провести необходимые реформы. Руководители движения потребовали у сёгуна немедленной передача верховной власти императору (15-летнему Муцухито). Сёгун капитулировал. Власть перешла в руки князей и самураев-сторонников императора. Было официально объявлено о восстановлении императорской власти. В японской официальной историографии этот период обычно называют «реставрация Мэйдзи» (Мэйдзи - название времени правления императора Муцухито).
I. Во исполнение обещания император "дарует" в 1889 г. своим подданным Конституцию. Конституция (а также ее официальный комментарий), представляла собой умелое переложение принципов, заимствованных из западных конституций.
Согласно К., в Японской империи царствует и ею правит император. Император как глава государства имел право объявлять войну и мир, заключать договоры, созывать и распускать парламент, руководить вооруженными силами, жаловать дворянство и пр. Законодательная власть также вверялась "императору и парламенту". Император утверждал законы и предписывал их исполнение.
Министры назначались императором и были ответственны перед ним.
Парламент наделялся по Конституции законодательными правами и состоял из двух палат: палаты пэров и палаты представителей. Нижняя палата избиралась на основе высокого возрастного ценза, а также имущественного ценза и ценза оседлости. Женщины и военнослужащие не получили избирательного права. Члены верхней палаты были принцы крови, представители титулованной аристократии, крупные налогоплательщики и лица, имеющие особые заслуги перед императором.
Это выражалось в особом привилегированном положении таких звеньев госуд аппарата как Тайный Совет, Генро (совет старейшин), Министерство двора, в ведении которого находились огромные земельные владения императора.
Конституция 1889 года определила лишь общие принципы будщей перестройки судов японии, формально установив несменяемость и независимость судей. Старая система и судопроизводство перестраивались крайне медленно. И только в 1890 году на основе Закона об организации судов происходит упорядочение судебной системы Японии.