Обстоятельства, освобождающие от ответственности: при убийстве

- необходимая оборона (нападение со смертельным оружием +невозможность уклониться от него). Доказать это должен убийца.

Обстоятельства, смягчающие -отсутствие умысла; -возраст до 14 лет;-совершение преступления при исполнении служебного долга.

Отягчающие обстоятельства:-совершение прест-я против лица особо высокого положения;-наличие “злого умысела”.

Цель наказаний - устрашение. Наказани–смертная казнь (простая - отсечение головы мечом; квалифицированная - все остальное);–членовредительство и телесные наказания;–позорящие наказания;–изгнание из страны;–штрафы.

Суд и процесс Обвинение выдвигалось как в частном порядке, так и от имени государства. Существовало свидетельство.

Можно выделить следующие суды:суд феодала - сначала - только крепостные, затем - все население территории;2.церковный суд - распространялся на духовенство и некоторые другие разряды людей, для всех - дела о браках, духовных завещаниях;3.городские суды имели различное устройство: судья +заседатели (шеффены) или городской совет;4.суд князя (главы округа) - низший суд.

Распространяется институт послания (Aktenversendnung).Когда суд не мог найти соответствующую норму, он писал письмо в ближайший университет на юридический фак-т, где профессора выносили решение, которое было обязательно для судьи.

Вопрос 21. Абсолютизм в Германии 17-18 вв.Развитие абсолютизма в Германии имело свои особенности. В целом страна на очень долгое время сохранила состояние пол. раздробленности. В каждом княжестве устанавливается абсолютная монархия (княжеский абсолютизм).Причины: реформация (охватила все слои общества) крестьянская война 1525 г. восстание беднейшей части горожантридцатилетняя война 1618-1648. (велась под религиозными лозунгами борьбы католиков с протестантами, решала политические задачи: северогерманские князья боролись против усиления императорской власти и создания единого национального государства. Борьба закончилась победой князей, их власть еще более усилилась).

В результате реформации Г. раскололась на католическую и протестанскую части.30-летняя война решала прежде всего пол. задачи. Князья боролись за усиление королевской власти. Борьба закончилась победой князей, результат- большое усиление княжеской власти, стали независимыми.

Сословно-представительные учреждения прекращают свое существование.

Пруссия постепенно сложилась из отдельных земель. XVIII в. Пруссия - абсолютная монарх. Высший орган - тайный совет. Тайный совет был раздел на 3 департамента: иностранных дел, юстиции и внутренних дел. Действовали ландраты, - земские советы. Ландраты ведали делами своего сословия. + на них возложены общегосударственные функции: взимание налогов, заведывание полицией, рекрут набором. Члены гор советов (магистратов, назначались прав-ом. Землевладельцам принадлежала вотчинная полиция и юстиция, патронат над церковью и школой. Прусское гос вмеш в общ жизнь. В этом смысле прусское гос -полиц.

Австрийский просвещённый абсолютизм. В XVIII в. в Зап Евр- растет просветительское движение (Вольтера, Руссо, Дидро, Монтескье ) Под влиянием просветителей правители ряда государств провод реформы Примером такой пол-ки -пол-ка Австрии. Австрия -многонац гос, кот в XVIII в. переж сложн ситуацию. (борьба за престол). После смерти Карла VI ед наследн -его дочь Мария-Терезия, но законы запрещал наследование престола по женской линии. Марии-Терезии завоевыв вл в борьбе с Пруссией и Баварией. Война выявила слабые стороны государства и прежде всего в организации армии. Поэтому, став во главе Австрии, Мария-Терезия свои реформы начала с военной сферы. введена система рекрутских наборов. Для подготовки офицер кадров - военная академия. ограничивается крепостное право: сокращается барщина, введен контроль за суд влиянием помещиков, созданы сборники гр и уг пр. Фин реформа: введен всеобщего подоход налога на базе всеобщей переписи насел. Значит внимание уделялось образованию Все эти реформы сопров централиз гос аппарата. Продолж стал сын Иосиф II, выбранный в 1765 г. импер Герм. Иосиф II отменил креп пр. создан свод законов: отменялись суд пытки, огранич применение смертной казни. Школьному обуч дано светское направл. Церк реформа огранич привилегии катол церкви. Гос оказ поддержку сел хоз и пром; были уничтожены многие внутр пошлины, увел пошлины на ввозимые товары; Но! масс выступл против преобразований. Перед смертью Иосиф II отменил все реформы. Но продвинули Австрию в развитии и создали почву для становления кап отнош.

Вопрос 22. Государственно-правовая система Арабского Халифата в средние века. Мусульманское право.Особенности становления арабского государства зак­лючаются в его религиозной окраске. С появлением новой религии — ислама определилось единство светской и религиозной власти, любое неповиновение ей каралось с особой жестокостью. Основатель религии Мухам­мед, записавший откровения Аллаха в Коране, впоследствии возглавил объединение арабов, так как согласно преданию он явился посланником Аллаха на земле. Окружив себя спод­вижниками — четырьмя халифами, Мухаммед в результате военных походов в VIII в. объединяет Ближний Восток, Сред­нюю Азию, Закавказье, Северную Африку и Испанию, Оформ­ленное государство получило название Арабский халифат. Это государство прошло в своем развитии несколько этапов:1. Ранний Халифат первых выбранных халифов, образовавшийся после смерти Мухаммеда. Период – с 632 по 661 год.2. Халифат Омейядов (Тамасский Халифат ) – 661 – 750 год.3. Халифат Аббасидов (Багдадский Халифат) – 750 – 1258 год.

В средневековом государстве Арабском халифате не было явных разграничений между гражданами по ста­тусу, сфере деятельности. Крестьянство выплачивало земельную ренту в казну государства. Рабский труд приме­нялся на особо тяжелых работах. Единственным серьезным отличием в правовом положении той или иной личности стало его происхождение. Тогда и сложилось понятие «истинный му­сульманин». Не мусульмане назывались зиммиями. Однако процесс расселения арабов и принятия мусульманства шел достаточно быстро.

В начале халиф избирался представителями арабской знати, но со временем руководство государством стало пе­редаваться по наследству. В управлении государством уча­ствовали следующие лица:- визирь —доверенное лицо халифа, осуществляющий управление халифатом по воле государя;- диваны — чиновничий аппарат, контролирующий различные сферы деятельности;- эмир — осуществлял управление в рамках одной ад­министративно-территориальной единицы;- наибы — помощники эмира, выполнявшие админис­тративные и полицейские функции- шейх — глава мусульманской религиозной общины, занимавший государственный пост- кади — представители духовенства, осуществляющие судебную власть.

Сильная и хорошо вооруженная армия состояла из регулярных войск и народного ополчения.

Уже к IX в. безгранич­ность власти халифа ставится под сомнение. Наиболее знатные арабы во главе с визирем получили возможность ру­ководить важнейшими государственными вопросами. К вер­хушке принадлежали и военачальники, без особых препят­ствий свергавшие ненужных правителей. В период ослаб­ления центральной власти управленцы на местах создают свою собственную мощную армию и добиваются независи­мости. Великая империя рассыпается на эмираты и султана­ты. Возникли такие независимые государства, как, например, Испания, Марокко, Египет. МУСУЛЬМАНСКОЕ ПРАВО. Источники права.Особенность мусульманского права состоит в том, что его нормы были исключительно тесно переплетены с религиозными и этическими предписаниями. Мусульманское право – это единство положений правового, религиозного и морального характера. Основными источниками мусульманского права являлись Коран и Сунна. Коран – это книга, в которой записаны изречения Мухаммеда. По мнению мусульман догматиков считается, что Коран храниться на небе, а на земле люди пользуются его копией. В Сунне содержатся придания о решениях и наставлениях пророка, сохранившиеся в памяти учеников, где сформулированы правила религиозного культа и нормы взаимоотношений между мусульманами.

Третий источник мусульманского права – Фетва. Это толкования шариата, данное крупными мусульманскими законоведами на основе судебных прецедентов. Однако в начале 11 века было запрещено толковать Коран и Сунну в юридической области.

Четвертый источник – это Адаты. Адаты – это правовой обычай. Он мог приниматься только в случаях, когда то или иное отношение не было урегулировано Кораном, Сунной, Фетвой.

Пятый источник мусульманского права – Кануны. Это были постановления халифов.

Уже в средние века мусульманское право приобретает нечеткое деление на основные отрасли:

1. Право личного статута. Основные институты этой отрасли: брак, развод, завещание, наследование по закону, обязанности по воспитанию детей, ограничение правоспособности.

2. Муамалат, который регулировал вопросы собственности, различные виды сделок, порядок исполнения обязательств и т.п.

3. Уголовное право.

4. Судебно-процессуальное право.

Право личного статута. Основным субъектом мусульманского права является семья. Власть главы семьи – неограниченная и все члены семьи были обязаны ему подчиняться. В Коране официально закреплено второстепенное положение женщины в обществе. В качестве основных субъектов брачного договора признаются мужчина (жених) и родители невесты. Главным условием заключения брака являлось согласие сторон, которые договорились о размере выкупа. Другим необходимым условием при заключении брака признается социальное равенство сторон мусульманского вероисповедания, личная свобода, физическое здоровье, наличие источников существования у супруга. Брак заключался в мечети муллой в присутствии 2-х свидетелей мужчин. Регистрация брака в письменной форме была необязательной.Коран допускает возможность мужчине иметь одновременно 4-х жен, а также неограниченное количество рабынь-наложниц. Жена была обязано беспрекословно подчиняться мужу, в общественных местах носить паранджу, а в случае ослушания могла быть подвергнута закону побоям со стороны супруга, который санкционирован в Кораном.

Коран признает наследование по завещанию и по закону. Однако завещание признается в качестве вторичного основания для получения наследства. Каждый из наследников по нисходящей линии имел право на определенную долю в наследстве.

Муамалат.Мусульманское право различает движимое и недвижимое имущество Главная особенность мусульманского обязательственного права – это то, что первостепенными обязанностями человека признавались обязательства перед Аллахом: необходимые молитвы, правила чистоты, уплата налогов, соблюдение поста и паломничество в Мекку (Хадж), а гражданские обязательства считались второстепенными.

Договор мог иметь как устную, так и письменную форму.Наиболее распространены были договоры купли-продажи, найма, займа, поклажи, поставки, товарищества, дарения, пожертвования.

Уголовноеправо.Особенностью мусульманской правовой системы было то, что любое правонарушение и уголовное преступление квалифицировались как грех. Преступления делились на 3 категории:Преступления против Аллаха: отступничество в вере, хищение, употребление спиртных напитков, прелюбодеяние.Преступления против общественного строя и мусульманской общины: преступления против правителей (заговор, восстание), разбой.Преступления против частных лиц: убийство, телесные повреждения и захват чужого имущества.

Наказание делилось на 3 группы:Наказания за преступления против Аллаха и общественного строя. смертная казнь, в том числе и квалифицированная, широко применялось отрезание конечностей (за кражу, например), бичевание, тюремное заключение и ссылка.Наказания за преступления против частных лиц. Наказания регламентировались на основе принципа кровной мести. В случае умышленного убийства родственники убитого могли выбрать в отношении преступника одно из 3-х решений:Смертная казнь.Прощение.Выкуп за убийство.

Телесные повреждения наказывались по принципу талиона или уплатой выкупа.

Судебныйпроцесс.Судебный процесс имел состязательный характер. Судебное разбирательство осуществлялось в мечети, имело публичный характер. Главным лицом мусульманского суда являлся кади (судья). Приговор, как правило, сразу приводился в исполнение. Апелляционная инстанция отсутствовала. Отменить приговор мог только халиф или эмир.

Вопрос 23. Средневековое государство в ВизантииВизантийское государство оформилось в результате отделения восточной части Римской империи в конце IV в. н.э. Оно просуществовало свыше тысячи лет, вплоть до разгрома в 1453 г. ее столицы Константинополя в ходе турецкого нашествия.

Во главе государства стоял император. Он обладал всей полнотой законодательной, судебной и исполнительной власти и являлся верховным покровителем и защитником христианской церкви. При всей широте полномочий императора она умерялась необходимостью следовать "общим законам".Необходимо было одобрение кандидатуры императора "народом Константинополя". Еще в IV в. императорским указом "народу Константинополя" было предоставлено право выражать просьбы и предъявлять императору требования. На этой основе в Византии возникли особые политические организации — так называемые городские партии (димы). Социальную опору двух наиболее крупных димов — они назывались "голубые" и "зеленые" — составляли различные группировки господствующего класса.

Другим фактором, сдерживающим самовластие императора, являлось наличие особого государственного органа византийской аристократии — константинопольского сената. В сенате могли рассматриваться любые дела империи.

В VIII в. политические организации и учреждения, ранее сдерживавшие всевластие византийского императора, приходят в упадок или полностью ликвидируются. Единственной крупной политической силой остается православная (греческая) церковь. Патриархи нередко становятся регентами малолетних императоров и непосредственно вмешиваются в политическую борьбу за трон.

Для государственного строя Византии характерно наличие огромного бюрократического аппарата,. Все византийское чиновничество было разделено на ранги (титулы В Х в. в византийской "табели о рангах" насчитывалось 60 таких рангов. Центральное управление империей сосредоточивалось в Государственном совете (консистории, а позднее синклите). Это был высший орган при императоре, руководивший текущими делами государства. Его функции не были четко определены, и на практике он играл немалую политическую роль. Государственный совет состоял из высших государственных и дворцовых чинов. В их число входили два префекта претория, префект Константинополя, магистр и квестор дворца, два комита финансов. Эти высшие чиновники империи обладали обширными полномочиями, в том числе судебными. Так, два префекта претория являлись высшими руководителями местного государственного аппарата; префект Константинополя являлся гражданским правителем столицы и председателем сената.

Важные функции имели и высшие дворцовые чины: магистр — начальник дворца и квестор — главный юрист и председатель консистория. Они осуществляли непосредственно управление делами империи с помощью разветвленного бюрократического аппарата.

Местный государственный аппарат империи в IV—VII вв. целиком базировался на позднеримской системе управления (деление на префектуры, диоцезы и провинции. Во главе местного управления империи стояли два префекта претория. Эти высшие гражданские чиновники обладали широкой административной, судебной и финансовой властью.

Основу армии с началом второго периода развития византийского государства (конец VII—IX в.) составляло стратиотское (крестьянское) ополчение. В это время в Византии был создан и мощный военный флот.

Византийское право Императорское законодательство в качестве основного источника права. Первым официальный свод законов - Кодекс императора Феодосия, в который вошли все императорские конституции со времени правления Константина. В 4-6вв. - высокий уровень развития правовой мысли, складываются самостоятельные юридические школы. Византийские юристы адаптировали

римское право применительно к новым потребностям общества, внося при этом изменения и вставки (интерполяции) в классические тексты римских юристов.

Под руководством юриста Трибониана была осуществлена всеобъемлющая систематизация римского права, итогом явился Свод законов Юстиниана. Эта кодификация до XI в. оставалась важнейшим источником действующего права

В это же время в Византии был принят ряд новых императорских законов, где под влиянием развивающихся общинных порядков все чаще воспринимались нормы обычного права

Вопрос 24. Средневековое государство в ЯпонииВ Японии проявились черты, характерные для всего восточного мира, и одновременно особенности, присущие западной модели. Заселение японских островов началось несколько тысячелетий назад, но государственность стала складываться лишь к VI—VI I вв. н. э. С VI в. Япония стала преодолевать гигантскую пропасть, которая отделяла ее от великой цивилизации Китая. Последовательным реформатором выступил принц Кару, который пришел к власти в результате дворцового переворота в середине VII в. Молодая японская государственность восприняла идею силь ной государственной власти по китайскому образцу. Император, называвший себя Сыном Неба - Тэн-но, имел весьма ограниченные способности, чтобы нормально править страной. Огромное влияние приобрел клан Фудзияра, который привел принца Кару, основателя династии, к власти.

Император стоял во главе системы государственного управления. При нем существовал Государственный совет из наиболее видных сановников. Государственный совет разрабатывал общие направления государственной политики, рассылал указы императора по всей стране.

В Японии к концу Х1-началу XII вв. стали складываться фактически 3 центра реального политического влияния:- императорский двор;- домоуправление правящего клана (им на протяжении ряда веков оставался клан Фудзияра);- буддийские монастыри.

в XI I в. в Японии устанавливается новая форма правления - сегунат, своеобразная форма феодальной военной диктатуры, при которой власть как в центре, так и в определенной мере на местах сосредоточивалась в руках сегуна - «великого полководца». Начиная с 1603 г. фактическим управителем государства становится узурпатор-сегун («верховный главнокомандующий»), которым сделался глава феодального рода Токугава.

Япония была разделена на уезды, во главе которых стояли губернаторы, уездные начальники. Наряду с ними в уезды направлялись царские контролеры.

Низшей административной единицей было село во главе с сельским старостой. В государственном аппарате особое место занимали органы сыска, специальные полицейские инспекторы - мэцке.в Японии была введена обязательная воинская повинность. Был сформирован особый военно-феодальный слой самураев - профессиональных воинов, вассалов крупных феодалов. Право Японии Японское феодальное право развивалось под сильным влиянием китайского. Для раннесредневекового права Японии характерно повсеместное распространение норм обычного права.Первые записи правовых норм в Конституции Секу-Тайси 604 г. носили характер наставлений, моральных заветов правителей своим чиновникам.Первым кодексом был кодекс «Тайхо ре». В нем отсутствовало деление права на частное и публичное. Вещные, брачно-семейные, наследственные отношения приобретают публично-правовой характер, регу-лируются нормами уголовного и административного права.Широко было представлено текущее нормотворчество императора в виде указов и постановлений. Указы имели более самостоятельный характер, а постановления издавались в развитие административных и уголовных законов как их практическое осмысление. Указы объединялись в сборники (Сборник постановлений годов Энги 927 г.)

Государственной идеологией было конфуцианство: из него черпали нормы права, нравственности и религии. Подчинение вассала сюзерену, жены - мужу, детей - родителям было доведено до крайней меры.В феодальной Японии не существовало ни юристов, ни юридической науки. В раннесредневековом японском праве не сформировалось четкого деления вещей на движимые и недвижимые.В средневековом праве Японии не сложилось четкого представления об обязательстве. Для внутренней и внешней торговли был введен обширный перечень запретительных мер. Жесткому контролю государства подверглась торговля на рынках.Японскому праву были известны договоры частного и казенного займа зерна, денег.В японских кодексах относительно подробно был разработан институт наследования по закону. В наследственную массу входили холопы (т. е. зависимые люди, но не входящие в категорию кланового «подлого люда»), поля, строения, другое имущество.

Вопрос 25. Государственно-правовая система Англии 2ая пол. 17-нач. 18 вв.В ходе буржуазных революций XVII столетия сформировалась правовая система Великобритании. В Англии власть находилась в руках феодального дворянства, интересы которого представлял король. Парламент, хотя и собирался, был подчинен королю. Очень бурно развивались капиталистические отношения. Английская буржуазия выступала против лидерства старой аристократии и нового дворянства, а также господства церкви в союзе с ≪новым дворянством≫ (часть земельной аристократии, которая занималась торгово-промышленной деятельностью). Огораживания и обезземеливание успели разложить сельскую общину и снизили до предела жизненный уровень крестьянства. В политической сфере буржуазии приходилось делить власть с новой земельной аристократией.

Английская революция на первом этапе развивалась как противостояние короля и парламента. Сформированная оппозиция в парламенте перешла в наступление на политику короля. С парламентской сессии 1628 г. начался новый исторический этап. Едва собравшись, парламент принимает ≪Петицию о праве≫, содержащую идею буржуазной конституционной монархии. В принципе, на тот момент парламент требовал не введения конституционной монархии, а всего лишь ослабления налогового гнета на деловые круги. Требования парламентской оппозиции привели к роспуску парламента и длительному правлению Карла! (1629-1640). Король не созывал парламент 11 лет, пока ему не стало нужно согласие парламента на введение новых налогов. Но парламентарии отказывают королю во введении новых налогов.

Король объявляет о роспуске парламента. После долгих раздумий Карл и его советники созывают в ноябре 1640 г.новую сессию парламента. Этот парламент в истории носит название ≪Долгий≫. В течение 1640 - 1641 гг.парламент добился от короля утверждения целого ряда важных правовых актов. Акты парламента 1641г. были направлены на ограничение абсолютной властии означали переход к определенной разновидности конституционной монархии.Отказ короля принять предложения парламента привел к началу непосредственно военных действий. Предвидя гражданскую войну, парламент решил взять на себя командование силовыми структурами королевства. Парламентарии объявляют распущенной королевскую армию и создают армию под командованием парламента. Замещение офицерских постов в парламентской армии стало доступно представителям буржуазии. В 1646 г. Карл I вынужден был сдаться шотландцам, но был выдан парламенту. Сочтя и войну, и революцию оконченными, парламент выразил намерение избавиться от армии, пугавшей растущим в ее рядах радикализмом. Конфликт аристократической верхушки армии и парламента разрешился государственным переворотом, в результате которого нижняя палата принимает (4 января 1649 г.)резолюцию, суть которой - признание верховенства нижней палатынад верхней и над всеми властями вообще (в том числе королем). Вслед за тем принимается решение о создании особого верховного судаиз 135 человек, которому поручается решение судьбы Карла 1.30 января 1649 г. Карл I был казнен.

В 1685 г. королевский трон занимает Яков II, известный своими антибуржуазными, реакционными взглядами. В этих условиях в 1688-1689 гг. тори и виги объединяют свои силы и совершают ≪Славную революцию≫. В результате без кровопролития королем становится штатгальтер Нидерландов Вильгельм Оранский. С восшествием на престол этого короля начинает утверждаться новая форма Правления - конституционная монархия.

1. Утверждение в Англии конституционной монархииполучило закрепление в следующих актах парламента:• Хабеас корпус акт ("Акт о лучшем обеспечении свободы подданных и о предупреждении заточений за морем") - 1679 г.;• Билль о правах - 1689 г.;• Акт об устроении - 1701 г.

2. Принятый в 1679 г. Хабеас корпус акт("Акт о лучшем обеспечении свободы подданных и о предупреждении заточений за морем") приобрел значение одного из основных конституционных документов Англии. Он устанавливает правила ареста и привлечения обвиняемого к суду, предоставляет суду право контроля за законностью задержания и ареста граждан и содержит: презумпции невиновности, соблюдения законности при задержании, быстрого и оперативного суда.

3. Билль о правах1689 г. резко ограничил прерогативы короны и гарантировал права парламента. Он устанавливал свободу слова и прений в парламенте, свободу выборов в парламент, право обращения подданных с петицией к королю. Срок полномочий парламента был определен в З года, впоследствии был увеличен до 7 лет.

Утверждалось верховенство парламента в области законодательной власти и финансовой политики. Король продолжал участвовать в законодательной деятельности, также ему предоставлялось право абсолютного вето.

4. Акт об устроении,или "Закон о престолонаследии", принятый в 1701 г., устанавливал порядок престолонаследия и содержал дальнейшие уточнения компетенции законодательной и исполнительной власти.

6. ПарламентАнглии после "Славной революции" вновь стал двухпалатным:• палата лордов - верхняя палата, состояла из лиц, занимающих места по наследству, по должности или по назначению короля;• палата общин - нижняя палата, формировалась на основе избирательного права.

7. В начале XVIII в. в Англии был создан новый орган исполнительной власти- кабинет министров, возглавляемый премьер-министром.Самостоятельность кабинета министров обеспечивалась таким неписаным правилом (конституционным прецедентом), как непосещение королем заседаний кабинета министров.

Вопрос 26. Государственно-правовая система Англии в 18-нач. 19 вв.Восемнадцатое столетие было временем формирования английской конституционной монархии. Процесс этот подталкивается многими важными переменами. Происходила промышленная революция, выдвинувшая Англию в число наиболее развитых стран мира. Быстро развивалось капиталистическое производство, чтобы затем уступить место крупной промышленности, паровой машине и гигантским фабрикам. Исчезают целые классы населения, вместо них появляются новые классы.

В течение того же XVIII в.получает свое развитие принцип ≪ответственного правительства≫. Английский кабинет министров выделился из Тайного совета, состав которого подбирался королем. Время от времени тому или иному члену совета поручалось руководство определенным ведомством. Совокупность такого рода министров составляла кабинет, реально влияющий на обстановку в стране. С помощью парламента кабинету министров удалось довольно быстро оттеснить короля от принятия решений. Но почти тотчас обнаружились противоречия между кабинетом и парламентом. Выяснилось, что ни одно правительство не может стоять у власти (ни провести закон, ни утвердить бюджет, ни набрать солдат, ни объявить войну, ни заключить мир), если оно не имеет за собой поддержки большинства депутатов палаты общин.

Парламент контролировалне только процесс законотворчества.Он взял на себя контроль за исполнительной властью,вторгаясь в прерогативы короны. Таким образом возникло ≪ответственное правительство≫- правительство, ответственное перед парламентом (в данном случае - перед его нижней палатой). Правительство составлялось из наиболее популярных руководителей данной партии. Но основную массу депутатов нижней палаты (467 из 658) ≪выбирали≫ мелкие города и деревеньки. Одни из них числились ≪гнилыми≫ - это были старые, давно оставленные деревни; в других едва насчитывалось несколько десятков жителей, от силы - несколько сотен. Множество относилось к разряду ≪карманных≫: собственниками их были крупные землевладельцы. Пользуясь тем, что голосование было открытым, они заранее указывали избирателям, за кого те должны голосовать, и наказывали выселением за непослушание.Акт об устроении 1701, положив-й начало установлению новых принципов буржуазного гос права. Прежде всего это: 1. принцип контрасигнатуры, согласно которому недейст-м считался акт, изданный королём, если он не был скреплён подписью соответст-го министра (член Тайного совета). 2. принцип несменяемости судей. Устанав-сь, что судьи могли исполнять свои обязанности до тех пор пока они будут вести себя хорошо. Билль и Акт положили начало формиров ряда важных институтов бурж-го констит права: 1. принцип верховенства парламента в законод сфере. 2. принц ответственности правительства. 3. принц несменяемости судей.

Вопрос 27.Государственно-правовая система Англии в 19-начале 20 вв.Избирательные реформы 1832, 1867 и 1884-1885 гг.

Реформаторская активность партии вигов приблизили проведение давно назревшей избирательной реформы, что и произошло в 1832 г. В ходе этой реформы, как и последовавших за ней в течение XIX в. еще двух реформ, были осуществлены перемены в двух направлениях: произведено перераспределение избирательных округов и расширен круг самих избирателей. Были лишены представительства 56 местечек, сокращены квоты еще 30 местечкам. Высвобожденные таким образом 146 мест были переданы в пользу городов, графств и регионов Шотландии, Ирландии и Уэльса.

В 1835 г. в Лондоне возникла ассоциация рабочих, которая выдвинула радикальные требования по дальнейшему реформированию избирательной системы: всеобщее избирательное право для мужчин, тайное голосование, отмена имущественного ценза для кандидатов в депутаты, уравнение избирательных округов, вознаграждение за труд депутатов и ежегодные перевыборы парламента. В поддержку подобных перемен развернулось целое движение, известное под названием чартизм (требования его участников были изложены в виде петиции парламенту о народной хартии прав). Те же требования после спада чартистского движения были подхвачены профсоюзами (тред-юнионами. Это случилось в 1867 г. Вновь было уменьшено представительство местечек и мелких городов. В городах избирателями стали все владельцы и съемщики домовВ итоге состав избирателей сильно пополнился за счет городских ремесленников и рабочих.

Третья избирательная реформа 1884—1885 гг. уменьшила пестроту избирательных цензов и продолжила политику перераспределения округов в пользу крупных городов. Отныне города с населением от 15 до 50 тыс. человек выбирали только по одному депутату, а в крупных городах такая же квота устанавливалась для округов в 50 тыс. Практиковалась мажоритарная система выборов(побеждал тот, кто собирал относительное большинство голосов). Реформа не смогла устранить всех диспропорций между числом избирателей и квотой депутатских мест.

В течение XX века в Великобритании сохраняется двухпартийная политическая система, сущность которой заключается в господстве на выборах двух основных партий. Но ее структура претерпевает серьезные изменения.

1911 год Акт о парламенте:

· всякий билль, который спикер палаты общин найдет "финансовым", идет на подпись королю, минуя палату лордов;

· всякий иной билль (публичный закон), если он отклонен палатой лордов, возвращается в палату общин для нового голосования. Будучи подтвержденным и вновь отклоненным трижды (в течение двух лет), этот билль направляется на подпись королю, минуя палату лордов.

· всякое свидетельство (о качестве билля), выданное Спикером палаты общин окончательно во всех отношениях и не может быть оспариваемо ни перед каким судом.

С 1911 года депутаты нижней палаты стали получать жалованье.

Наши рекомендации