Вопрос 12. Государственно-правовая система Англии в период раннефеодальной монархии. 6-11 вв.

1. Основными этапами развития английского феодального государстваявляются: период англосаксонской раннефеодальной монархии (IX - XI вв.); период централизованной сеньориальной монархии (XI - XII вв.); период сословно-представительной монархии (вторая половина XIII в. - XV в.); период абсолютной монархии (конец XV в. - середина XVII в.).

2. В I в. н.э. Британия была одной из окраинных провинций Римской империи. В начале V в. н.э. римское владычество здесь прекратилось. Началось завоевание Британии англосаксами - северогерманскими племенами англов, саксов и ютов, оттеснивших кельтское население (бриттов) наокраины острова.К концу VI в. на территории Британии образовалось семь раннефеодальных королевств (Уэссекс, Сассекс, Кент, Мерсия и др.), которые в IX в. под главенством Уэссекса объединились в англосаксонское государство - Англию.Главной особенностью становления феодализма у англосаксов является сохранение в течение длительного времени свободной сельской общины.

В первое столетие после завоевания основу обществасоставляли свободные крестьяне-общинники (керлы) и знатные люди (эрлы). Родовая знатьсначала занимала особое положение, но постепенно была оттеснена дружинниками, на которых опирался король, утверждая свою власть, икоторым он раздавал земельные пожалования - общинные земли вместе с жившими на них крестьянами. Крестьяне несли в пользу земельных собственников повинности и становились лично зависимыми отсвоих господ. Тс крестьяне, которые оставались свободными, выполняли повинности в пользу государства.

К XI в. благодаря поддержке как со стороны королевской власти, так и церкви, поощрявшей развитие феодальной собственности на землю и оправдывавшей закабаление крестьян, общинные отношения были заменены феодальными.

3. В англосаксонскую эпоху потребности обороны в борьбе с набегами норманнов и необходимость сплочения всех сил господствующего класса с целью преодоления сопротивления крестьян закрепощению создали предпосылки для возвышения и укрепления королевской власти.Несмотря на то, что еще сохранялись отношение к королю как к военному предводителю и принцип выборов при замещении престола, монарх постепенно утвердил: свое право верховной собственности на землю; монопольное право на чеканку монеты, пошлины; право на получение натуральных поставок со всего свободного населения; право на военную службу со стороны свободных.

Высшим государственным органомбыл витанагемот - совет витанов, в который входили король, высшее духовенство, светская знать. Основными функциями совета витанов были избрание королей и высший суд.

Местное управлениев Англии сохраняло принципы территориального самоуправления. Главными территориальными единицами страны в X в. стали 32 округа - графства, центрами которых были укрепленные города. Наиболее важные местные дела дважды в год обсуждались на собрании графства. В нем должны были участвовать все свободные люди округа. Города и порты имели свои собственные собрания, со временем превратившиеся в городские и купеческие суды. Существовали также собрания деревень.

Графство возглавлял элдормен, назначаемый королем с согласия витанагемота из представителей местной знати и руководивший собранием графства, а также его вооруженными силами.

К X в. приобретает полицейские и судебные полномочия личный представитель короля - герефа(назначался королем из среднего слоя служилой знати), надзирающий за своевременным поступлением в казну налогов и судебных штрафов.

Вопрос 13. Государственно-правовая система Англии в 11-13 вв. Великая хартия вольностей. В течение периода централизованной сеньориальной монархии(XI – ХII вв.) в Англии завершилось становление феодального строя. После нормандского завоевания (1066 г.) закрепилась характерная особенность английского феодализма - политическое объединение страны ицентрализация государственной власти.При оформлении феодально-иерархической лестницы установилась прямая вассальная зависимость всех феодалов от короля, что отличает Англию от других стран Европы.

Свободные крестьяне по большей части были записаны в ней как крепостные - вилланы; оставшиеся - как фригольдеры: • для английских вилланов характерны повинности "по воле лорда", тяжелая барщина, строгое ограничение прав ухода с надела, подсудность только суду своего лорда (сеньориальная юстиция); • фригольдерство предполагало свободное держание, противопоставлявшееся вилланскому держанию, на условиях выплаты ренты (сравнительно низкойВ результате реформ Генрихаукрепились судебные, военные и финансовые полномочия королевской власти. Основные направления этих реформ - создание системы центральных финансовых и судебных учреждений, а также реорганизация армии. Горожане и фригольдеры нуждались в охране со стороны королевской власти и поддерживали ее, что также усиливало монархию.

Великая Хартия Вольностей 1215 года. В 1215 году бароны Англии в полном вооружении подступили к стенам королевской резиденции. С ними заодно выступали мелкое рыцарство и горожане. Коалиция была непрочной. Бароны хотели подчинить себе короля и добиться независимости в своих манорах (поместьях). Рыцари и горожане добивались отказа от произвольных поборов и расправ.Иоанн вынужден был подписать документ под названием "Великая хартия вольностей" :1. Король обязывается соблюдать феодальные обычаи в своих отношениях с вассалами; не вмешивается в юрисдикцию феодальных курий; 2. Английская церковь свободна и владеет своими правами; 3. Основное имущество свободного человека должно оставаться неприкосновенным; 4. Никому не будем продавать права и справедливости; 5. Налоги и сборы могут взиматься не иначе как по решению "общего совета королевства" 6. Всякий арест должен быть основан на показаниях, "заслуживающих доверия свидетелей"; 7. Ни один свободный человек не может быть заключен в тюрьму, изгнан из страны, лишен имения, поставлен вне закона и т. д. "иначе, как по законному приговору", вынесенному равными по положению судьями ("пэрами"), и "по законам страны";Соблюдение хартии должен гарантировать совет из 25 баронов, наделенный правом "принуждать и теснить" короля "всеми способами, какими только может". Тотчас по окончании смуты Иоанн отказался от хартии. Римский папа его поддержал. Но хартия уцелела. В 1216 году Иоанн Безземельный умер. Его наследник, малолетний Генрих Ш, уступая баронам, подтверждает хартию.

Вопрос 14. Государственно-правовая система Англии в 14-15 вв.

Переход к новой форме государства - к сословно-представительной монархии(вторая половина XIII в. - XV в.) - осуществился в результатегражданской войны 1263 - 1267 гг.

Положение Феодальной знати в Англии отличалось от положения феодалов во Франции. Аристократия не превратилась в обособленное, наследственное сословие и не создала замкнутые, независимые территориальные владения. Английское дворянство в 13 веке играло большую роль в экономической и политической жизни. В это же время начинает упраздняться личная зависимость крестьян от феодалов. Соответственно, начинала расширяться сфера королевской юрисдикции. Борьба дворянского сословия против короля в 50-60 годы 13 века достигла особого напряжения. В 1263 году король начинает вооруженную борьбу с оппозицией, которая обернулась сплочением оппозиции под руководством Симона де Монфора и началом гражданской войны. В мае 1264 года в результате поражения королевской армии власть оказалась в руках Симона де Монфора, а король и наследник престола оказались в плену. Для управления государством была создана комиссия из трех человек, были проведены выборы в учредительный парламент. В 1265 году созывается парламент, который обычно считают первым парламентом в Англии. В нем заседали рыцари, представители городов и духовенства. Парламент заседал 2 месяца. Принц Эдуард, наследник престола, бежит из плена, формирует армию и наносит поражение армии оппозиции. Симон де Монфор был убит, а все изменения, произведенные в государственном устройстве, признаются недействительными. В 1295 году создается «образцовый парламент». В нем заседали бароны, прелаты церкви, которые приглашались личным письмом короля, а также по 2 представителя от графства и крупного города. До середины 14 века парламент состоял из одной палаты, затем выделяется верхняя палата – палата лордов. Она состояла из наследственных пэров, которые получили в разное время от короля титулы герцогов, графов и баронов, и они приглашались по личному приглашению короля. Рыцари и горожане оформились в нижнюю палату английского палату английского парламента – палату общин. Депутаты избирались верхушкой свободных жителей с участием шерифов. Палата общин стала оказывать все большее влияние на решение важнейших государственных дел. Главной функцией парламента была финансовая, то есть утверждение налогов, хотя король в ряде случаев мог самостоятельно устанавливать налоги. С середины 14 века парламент стал издавать собственные нормативные акты – статуты. Также в парламенте устанавливается процедура импичмента, которая состояла в возбуждении палатой лордов обвинения против советников короля в злоупотреблении служебным положением.

С конца XII в. королевская власть стала наносить ущерб интересам значительной части населения: проводились конфискации земель, притеснялись крупные земельные собственники, вводились новые денежные

поборы и повинности. Страна ответила на это рядом оппозиционных выступлений, и в начале XIII в., после восстания баронов, поддержанного рыцарями и горожанами, король Иоанн Безземельный подписал Великую хартию вольностей (1215 г.), которая считается первым конституционным актом Англии. Главное содержание Хартии - компромисс короля с баронами; требованиям рыцарей, горожан, купцов уделено значительно меньше внимания.

После нового политического конфликта в 1258 г. король Генрих III утвердил Оксфордские провизии, устанавливавшие режим баронской олигархии. В ответ недовольные рыцари при поддержке горожан и некоторых баронов потребовали от короля подписания Вестминстерских провизии, защищавших рыцарство и свободных крестьян от произвола крупных феодалов и королевской администрации. В 1263 г. началась гражданская война, длившаяся до 1267 г. Ее итогом было создание первого английского парламента,окончательно утвердившегося при Эдуарде I.

В XIV в. парламент стал двухпалатным: верхняя палата - палата лордов, где заседали бароны и высшее духовенство; нижняя палата - палата общин, где заседали рыцари и городская верхушка вместе с низшим духовенством.

Их прочный союз обеспечил палате общин большее политическое влияние, чем сословно-представительных собраний в других странах.

Первоначально парламент лишь определял размеры налогов на недвижимость и подавал коллективные петиции на имя короля, но постепенно закрепил свою компетенцию в следующих вопросах:право на участие в издании законов;право решать вопросы о поборах с населения в пользу государственной казны;право контроля над высшими должностными лицами;право выступать в качестве высшего судебного органа.

Управление на местахосуществляли шериф с помощником - бейлифом, а также избиравшиеся в местных собраниях коронеры и констебли.

Полицейскими и судебными полномочиями наделялись назначаемые королем мировые судьи.Высшими судами в этот период были Суд королевской скамьи – высший суд по уголовным делам, Суд общих тяжб - занимался разбирательством гражданских дел и Суд казначейства - ведал разбором судебно-финансовых дел. .

Вопрос 15. Государственно-правовая система Англии в 16 – первой половине 17 вв. Абсолютизм

Эпохой английского абсолютизмабыло правление династии Тюдоров и первых Стюартов (Иакова I и Карла I).Своеобразием английской абсолютной монархии являлись: сохранение парламента, ставшего орудием сильной королевской власти;отсутствие сильного и развитого бюрократического государственного аппарата;сохранение органов местного самоуправления;отсутствие постоянной армии. Военную мощь страны составлял сильный флот, который обеспечивал не только защиту с моря, но и возможность ведения активной торговой и колониальной политики.

Центральными органами власти и управленияв этот период в Англии становятся: король. Тайный совет короля, который обладал широкой компетенцией: управлял заморскими колониями, регулировал внешнюю торговлю, при его участии издавались ордонансы, он рассматривал некоторые судебные дела в качестве суда первой инстанции и в апелляционном порядке; парламент, состоявший, как и в XIV в., из двух палат - палаты лордов и палаты общин. С XV в. палата лордов формировалась преимущественно из наследственных пэров, палата общин - из представителей дворянства и городской верхушки.

Реформация, ликвидировавшая в конце XVI в. власть Римского Папы над английской церковью и сопровождавшаяся изъятием церковных земель и превращением их в государственную собственность (секуляризацией), содействововала укреплению абсолютизма. Церковь, возглавляемая королем, превратилась в часть государственного аппарата.

В графствах была учреждена должность лорда-лейтенанта. Лорд-лейтенант назначался непосредственно королем; в его функции входило руководство местным ополчением, деятельностью мировых судей и полиции. Низовой местной самоуправляемой единицей стал церковный приход. В его компетенцию входили вопросы местного церковного и территориального управления.

3.При абсолютизме важнейшими судебными инстанциямибыли Суд королевской скамьи, Суд общих тяжб и Суд канцлера. Оформились структура и юрисдикция центральных Вестминстерских судов, в том числе Суда справедливости и Высшего суда адмиралтейства. Были созданы также чрезвычайные суды, самый известный из которых - Звездная палата (по сути политический трибунал). Расширилась судебная компетенция мировых судей. Все уголовные дела предписывалось рассматривать разъездным и мировым судьям после утверждения по ним обвинительного акта большим жюри. В состав суда включались присяжные заседатели.

Право средневековой Англии Средневековое право формировалось в виде обычаев, которые являлись основным источником права.Нормандское завоевание оказало большое влияние на англосаксонское право и положило начало формированию единой правовой системы. Эта система получило название «общее право». Оно складывалось под воздействием англосаксонских и нормандских обычаев и решений королевских судов. Не нее также оказывало влияние каноническое право. Нормы общего права регулировали широкий круг общественных отношений. Нормы общего права получили закрепление в письменных отчетах о судебных решениях. Со второй половины 13 века отчеты стали издаваться ежегодно, что создало предпосылки для формирования главнейшего института английского права – судебного прецедента. На развитие права большое влияние оказал институт королевских приказов.

Истец обращался к королю за защитой своих прав и король за определенную плату мог принять иск к рассмотрению. Королевские приказы создали условия для формирования особой системы норм «права справедливости». Подданный, в случае нарушения своих интересов со стороны суда, обращался к королю. Король, а позже лорд-канцлер, рассматривали обращения и выносили решения, причем они не были связаны действительным правом, а могли руководствоваться римским, каноническим правом и голосом собственной совести. Важнейшими источниками права были нормативные акты, исходящие от короля и парламента.

Имущественные отношения.Номинальным собственником земли являлся король. Английское право знало 2 вида владения земли: свободное и зависимое. В свою очередь свободное владение делилось на 3 вида: Пожалованные земли, которые можно было отчуждать, передавать по наследству.Заповедное держание, при котором земля передавалась по наследству прямым родственникам. Отчуждение было запрещено.Пожизненное владение. После смерти держателя земля переходила сеньору.

С 13 века появляется еще одна форма свободного держания земли – аренда, а с 14 века возникает доверительная (трастовая) собственность. Суть этого института состоит в том, что собственник имущества передавал его во владение и управление другому лицу, а доверенное лицо управляло имуществом в интересах собственника.

Английское право знало различные сделки, среди которых особо выделялись торговые сделки. Брачно-семейные отношения.Брачно-семейные отношения регулировались нормами канонического права. Брак признавался только церковный. Женщина не имела права самостоятельно заключать договоры и распоряжаться имуществом.

Уголовное право.После нормандского завоевания выделяется 2 вида преступлений: Государственные. Преступления против частных лиц.В 14 веке различалось 3 основных вида преступлений: Измена (государственное преступление), которое подразделялось на великую измену (восстание против короля, убийство короля, членов его семьи, канцлера, королевского судьи, фальшивомонетничество) и малую измену (убийство слугой хозяина или его жены, убийство женой мужа, убийство священнослужителем вышестоящего духовного лица).Фелония (тяжкое преступление). Сюда относится: убийство, разбой, воровство, поджог, изнасилование.Мелкое уголовное преступление, которое называлось мисдиминор.

Наказания отличались жестокостью, а с 15 века получает развитие так называемое кровавое законодательство.Парламент нередко издавал статуты, устанавливающие наказание за бродяжничество. Все нищие, не имеющие разрешение на собирание милостыни, с 14 летнего возраста подлежали клеймению, а при повторном уличении подлежали смертной казни или тяжким телесным наказаниям. Судебный процесс носил обвинительный характер, а с переходом к абсолютизму утверждается инквизиционный процесс. Стала применяться формальная система доказательств, то есть каждое доказательство имело строго определенную силу, например, показания священников имели большую юридическую силу, чем показания светского лица. Основным доказательством считалось собственное признание вины. Допрос не редко сопровождался жестокими пытками. Обжалование судебных решений не допускалось.

Вопрос 16. Государственно-правовая система Франции в 10-13 вв.Образовавшееся после раздела франкского королевства в 843 году, Западно-Франкское государство вскоре получило название Франция. История государства средневековой Франции делится на следующие периоды:

1. Сеньориальная монархия (9-13 века).

2. Сословно-представительная монархия (14-15 века).

3. Абсолютная монархия (16-18 века).

Формирование самостоятельного французского государства заняло почти 2 века. В этот период королевство состояло из большого количества феодальных владений, герцогств и графств. Эти феодальные владения, которые назывались фьефы, считались составной частью государства, но фактически представляли собой независимые политические образования.

Номинальным собственником земли считался король. Получая землю от короля, феодалы считались его вассалами, а король их сеньором. Феодальное сословие было организовано иерархически. Во главе этого сословия стоял король (монарх) от которого держали землю крупные феодалы герцоги и графы. У этих вассалов короля были свои вассалы – бароны и виконты. В самом низу феодальной иерархии стояли рыцари, которые назывались шевалье. Таким образом, отношениями вассалитета были охвачены все представители господствующего сословия.

Вассал был обязан верно служить своему сеньору, нести военную службу в его пользу, выкупать сеньора из плена, участвовать в сеньориальном суде. Вассал мог рассчитывать на покровительство и защиту своих прав со стороны сеньора. Вассальная система во Франции имела децентрализованный характер, то есть промежуточные звенья вассальной иерархии не зависели от короля. Действовал принцип – «Вассал моего вассала не мой вассал».

К 13 веку все жители в королевстве считались подданными короля.. Основным учреждением администрации был королевский двор, который составляли вассалы короля. Он являлся политическим советом короля и являлся королевским судом

Наиболее важной фигурой в управлении в 11-12 веках был сенешал – это был командующий армией и начальник администрации. Дела короля велись камердинером, но с середины 12 века на главное место в администрации выходит канцлер, которому перешли функции сенешала.

В середине 11 века начинается организация местной администрации.Домен делился на округа, которые назывались превотажи, которые управлялись прево – это были не вассалы, а служащие короля. Они ведали сбором налогов, осуществляли административно-судебные функции в округе. Затем для общего надзора на места стали посылать бальи. Каждому бальи назначался особый округ, который назывался бальяж, он включал в себя несколько превотажей.

В середине 13 века Людовик IX проводит ряд реформ, направленных на изменение феодально-сеньориального режима. Военная реформа. Людовик запретил вести любые войны в королевском домене. На остальной территории государства устанавливались так называемые 40 дней короля – это был срок, в течение которого все споры между феодалами должны были решаться с помощью королевского суда. Только после этого, если соглашение не достигнуто, сторон могли начинать военные действия. В городах формируется милиция (ополчение) под началом королевских военных.Административная реформа. Создается институт королевских следователей, которые на местах контролировали деятельность бальи и расследовали обвинения.Финансовая реформа. На территории домена вводилась единая королевская монета и запрещалось хождение денег других феодалов, а в графствах и герцогствах хождение королевской монеты было обязательным, что привело к росту королевских доходов. Было сформировано специальное финансовое ведомство – счетная палата.В 1260 году было положено начало организации высшей юстиции. Был создан парижский парламент – постоянно действующий королевский суд, куда обращались с исками кассационными жалобами феодалы и население городов

Вопрос 17. Государственно-правовая система Франции в 14-15 вв.В XIV - XV французское общество разделилось на три сословия: • сословие духовенства; • сословие дворянства; • третье сословие, к которому относились купцы, ремесленники, свободные крестьяне.Первые два сословия были привилегированными, освобождались от государственных налогов и повинностей, пользовались преимущественным правом доступа к государственным должностям. Третье сословие было податным.

Началом периода сословно-представительной монархииво Франции (XIV - XV вв.) принято считать созыв в 1302г. Генеральных штатов–высшего органа сословного представительства. Генеральные штаты являлись совещательным органом, созываемым по инициативе королевской власти в критические моменты для оказания помощи правительству; основной их функцией было вотирование налогов. Каждое сословие заседало отдельно от других:в первой палате - высшее духовенство;во второй - депутаты от дворянства;в третьей - выборные депутаты от верхушки горожан, "третьего сословия".Утверждение решения осуществлялось всеми палатами простым большинством голосов.

Центральными органами управленияв этот период были:Государственный совет, осуществлявший по указаниям короля руководство и контроль за отдельными звеньями управления;Счетная палата, ведавшая финансами. К наиболее значимым должностным лицам относились:канцлер, в функции которого входили текущее управление и контроль за деятельностью должностных лиц; коннетабль- командир конного рыцарского войска, впоследствии командир королевской армии;камерарий- казначей;палатины- королевские советники, выполнявшие отдельные поручения короля.

4. В системе судебных учрежденийпроизошли следующие изменения:• королевская юстиция потеснила сеньориальную и церковную, значительно расширилась юрисдикция королевских судов: они могли пересмотреть любое решение сеньориального суда;• хотя судебные органы по-прежнему не были еще отделены от административных, наметилось их обособление и соответственно формирование судебной системы.

При Людовике IX был создан специальный судебный орган - Парламент рассматривалнаиболее важные уголовные и гражданские дела,- мог пересматриватьрешения и приговоры нижестоящих судов. Правосудие на местах от имени короля вершили бальи, сенешали и прево, рассматривая основную массу уголовных и гражданских дел. Церковный судпревратился в специальный суд по делам особой предметной и персональной подсудностиВ XIV в. был создан специальный орган уголовного преследования и обвинения - прокуратура, члены которой именовались королевскими прокураторами и выступали в судах как обвинители по делам, затрагивавшим интересы монархии ("интересы короны").5. В ходе военных реформ. королевская армиястановится регулярной. Офицерские должности занимало по преимуществу дворянство.

Наши рекомендации