Вопрос 5. Государственно-правовая система Древней Индии. Законы Ману.

1.Главой государства являлся царь. Царь стоял во главе государственного аппарата и обладал законодатель­ной властью - был главой фискальной администрации, верховным судь­ей, издавал эдикты, назначал крупных государственных чиновников. Важное место при дворе занимал царский жрец, принадлежавший к влиятельному брахманскому роду. При царе существовали советы: паришад - совет царских сановников; тайный совет; раджа-сабха, или царский совет.

В Древнеиндийском цар­стве существовало сословно-кастовое разделение общества.

Различались следующие касты-варны:

- брахманы — священнослужители, жрецы, влас­тью которых осуществлялись определенные религи­озные ритуалы, церемонии, песнопения;

- кшатрии — воины,

- вайшии — земледельцы, ремесленники,

- шудры — рабы, им не разрешалось принимать участие в жертвоприноше­ниях богам, ритуалах — «самскарах».

2. В эпоху Маурьев государство имело следующее административно-территориальное деление: главные провинции; обычные провинции (джанапады); области (прадеши); деревни.

Главных провинций было четыре. Ими управляли царевичи.. Во главе джанапад(обычных провинций) стояли крупные государственные чиновники - раджуки. В главных городах областей имелись канцелярии. Деревня была низшей единицей провинциального управления.

3. В Древней Индии существовали две системы судов: царские; внутриобщинные (кастовые).

Высшей судебной инстанцией был царский суд, в котором участвовав сам царь вместе с брахманами и советниками или замещавшая его судебная коллегия (сабха), состоявшая из назначенного царем брахман и трех судей. Большинство дел рассматривали общинные кастовые суды.

4. Войны и грабеж других народов рассматривались как один из главных источников процветания государства, поэтому армия играла важную роль в Древней Индии. Главнокомандующим армией считался царь. Армию комплектовали из следующих источников: 1) наследственныевоины - кшатрии; 2) наемники; 3) воины, поставляемые зависимыми союзниками, вассалами. Армия также несла функции по охране общественного порядка.

Законы Ману 1. Законы Ману являются так называемой дхармашастрой – сборником норм (дхарм), правил, определявших поведение индийцев в их повседневной жизни. Данные нормы носили религиозный характер и были этическими, а не правовыми. Понятия права как совокупности самостоятельных норм, регулирующих общественные отношения, в Древней Индии не было.Всего в Законах Ману двенадцать глав, которые состоят из статей, написанных в форме двустиший.

2. В соответствии с Законами Ману существуют следующие способы возникновения права собственности: •наследование;• получение в виде дара или находка;• покупка;• завоевание;• ростовщичество;• исполнение работы;• получение милостыни;• давность владения (10 лет).

3. В Законах Ману рассматриваются и обязательственные отношения. Восновном в Законах говорится об обязательствах из договоров. Рассматриваются следующие виды договоров:• договор займа; • договор найма рабочей силы; • договор купли-продажи; договор аренды земли • договор дарения.

4. В Древней Индии бракпредставлял собой имущественную сделку, в результате которой муж покупал себе жену и она становилась его собственностью. Законы Ману требовали от жены почитать своего мужа как бога, даже если он "лишен добродетели". Женщина полностью зависела от своего супруга и сыновей - в детстве ей полагалось быть под властью отца, в молодости - мужа, после смерти мужа - под властью сыновей. За неверность она подвергалась суровому наказанию вплоть до смертной казни.

5. Законам Ману известны следующие понятияуголовного права: •формы вины;• рецидив;• соучастие;• тяжесть преступления в зависимости от принадлежности потерпевшего и виновного к определенной варне.

Это указывает на довольно высокий уровень развития. О существовании в то время пережитков старины свидетельствует сохранение следующих понятий: • принцип талиона ("мера за меру"); • ордалии (суд богов); • принцип ответственности общины за преступление, совершенное на ее территории, если преступник неизвестен.

Виды преступлений: государственные преступления - служба врагам царя, поломка городской стены, городских ворот. преступления против собственности - кража, укрывательство вора и недонесение о виденной краже. преступления против личности - убийство и телесные повреждения. Но при этом Законы Maнy знают также понятие необходимой обороны: убийство, совершенное при защите себя, охране жертвенных даров, защите женщин и брахманов, не наказывалось. преступления, посягающие на семейные отношения - считают прелюбодеяние, посягательство на честь женщины.

видов наказаний, в том числе: • смертная казнь в различных вариантах (посажение на кол, сожжение на кровати или костре, утопление, затравливание собаками и др.); • для брахмана приравнивавшееся к смертной казни бритье головы;• членовредительские наказания (отрезание пальцев, рук, ног); • штрафы; • изгнание; • тюремное заключение.

6. Различия в ведении процессов по уголовным и гражданским деламне было, а сам процесс носил состязательный характер. Верховный суд вершил царь с брахманами. Отделения суда от администрации не существовало. новным источником доказательств служило использование свидетельских показанийЦенность показаний соответствовала принадлежности свидетеля к определенной варне. В качестве свидетеля не могли выступать заинтересованные лица и женщины. При отсутствии свидетелей в качестве доказательств применялись ордалии различных видов: испытание огнем, весами, водой и т. п.

Наши рекомендации