Должностные лица в системе ГС
Исполнение гос. должностей во многом напоминает труд менеджеров, специалистов в области общественного управления. Вместе с тем имеется ряд различий у этих должностей:
1)Каждая должность имеет своё предназначение, содержание, формы и методы реализации и определенные ресурсы.
2)Лицо, замещающее гос. Должность является носителем определенного мировоззрения, идеологии (все ценности и цели государства не должны игнорироваться, а отступления от них быстро обнаруживаться и пресекаться)
3) Исполнение государственной должности всегда связано со знаниями, опытом, творческим поиском, способностью оказывать влияние на других людей.
4) Исполнение государственной должности это процесс не имеющий ограничений в пространстве и во времени то есть государство должно существовать устойчиво и надежно, любые должности исполняться.
5) Исполнение государственной должности всегда происходит в установленном правовом режиме в рамках и с соблюдением определенных материальных и процессуальных правовых норм.
Должности государственной службы утверждаются ФЗ или иным нормативно-правовым актом РФ или актом субъекта РФ
Ключевые признаки гос. Должности:
1. Это должность в органах гос. Власти федеральных и субъектов РФ, а также в иных гос. Органах образуемых в соответствии с Конституцией РФ.
2. Это должность с определенным нормативным документом, регламентирующим круг обязанностей. Лицо занимаемое гос. Должность должно руководствоваться особыми публичными и профессиональными интересами.
3. Это должность с установленным законодательством, денежным содержанием в которую включается должностной оклад, надбавки, установленные льготы и привилегии.
4. Это должность с определенной ответственностью за неисполнение должностных действий по службе караемое законом.
Российская государственная служба ориентирована на карьерный тип её организации, когда вся профессиональная жизнь чиновника проходит в сфере гос. Службы. Карьерная система предполагает категорирование служащих (стр.128-129 учебник Скамницкого).
Лицам, замещающим гос. Должности категории А должны быть свойственны: стратегическое видение, умение руководить людьми, умение планировать, умение оценивать имеющиеся ресурсы и пользоваться ими, обладание организационными связями.
Политические гос. Должности категории А, это должности назначение на которые производиться по политическим критериям на внеконкурсной основе и в соответствии с Конституцией РФ и высшими законами субъектов федерации и кадровой номенклатурой Президента РФ. Увольнение с этих должностей производится по упрощенной процедуре как правило по сугубо политическим, а не квалификационным характеристикам.
Для категории Б необходимо выполнение функций и целей, которые предполагают разработку и внесение предложений по актуальным направлениям соответствующей сферы деятельности,
Систематическую информацию и консультирование, представление соответствующих информационно-аналитических материалов, участие в подготовке проектов решений в проработке вопросов требующих профессиональных знаний, осуществление контроля за ходом выполнения решений по направлениям входящим в компетенцию лица деятельность которого обеспечивается, внесение предложений о необходимости разработки законов и других нормативных актов, участие в подготовке докладов и иных материалов, участие в подготовке и проведении поездок, приемов и визитах, и других официальных мероприятий, выполнение разных поручений лица занимающего должность категории А. ( стр.130)
Гос. Должности категории В это должности профессиональной государственной службы, замещаемые без ограничения срока в порядке назначения по итогам конкурса. Для замещения такой должности нет обязательной необходимости иметь стаж ГС. Участвовать в конкурсе на вакантную должность этой категории право каждого гражданина РФ.
Государственная должность включает в структуру штатного расписания и представляет из себя нормативный документ, способствующий правильному подбору, расстановке, закреплению кадров, повышению их профессиональной квалификации. Инструкция содержит основные задачи, закрепленные на данном участке работы. Каждая должность содержит свою ограниченную от других основную функцию. Наименование должности представляет собой краткую точную формулировку, отражает её индивидуальный характер и принадлежность к системе функций государственного органа. Государственный служащий не владеет занимаемой должностью, она принадлежит государственной администрации.
Назначение на должность происходит в рамках закона исходя из квалификационного разряда классных чинов, рангов и степеней.
Правовой статус гос. Должности включает в себя:
1) Перечень всех видов работ с указанием на конечные результаты.
2) Круг обязанностей гос. Служащего по исполнению полномочий гос. Органа.
3) Ответственность за неисполнение должных действий по службе и за недостижение цели.
Квалификационные требования:
1) Уровень проф. Образования с учетом группы и специализации конкретной должности.
2) Стаж и опыт работы по специальности.
3) Уровень знания законов и Конституции РФ
Уровень образования для гос. Должностей стр 132-133 уч. Скамницкого.
Государственные должности в соответствии с российским законодательством распределяется по группам:
ü Высшие (5 группа)
ü Главные (4 группа)
ü Ведущие (3 группа)
ü Старшие (2 группа)
ü Младшие (1 группа)
Классификация стр.134