Феномен фрагментации и пролиферация государств

Очевидно, что, хотя сама концепция суверенитета подвергается заметной трансформации, одним из парадоксов все более стремительно глобализирующегося мира является появление на политической карте все новых государств там, где их никогда не было раньше. Это вполне объяснимо, если учесть, что любая универсализация или, как ее сейчас называют, глобализация, рано или поздно, но неизбежно ведет к фрагментации, децентрализации, сецессии и другим подобным им феноменам. Об этом свидетельствует опыт почти всех мировых цивилизаций и мировых империй.

Одним из феноменов на рубеже двух веков стала пролиферация (новообразование) государств, которая также является одной из угроз стабильности международного порядка. В данной связи некоторые авторы даже заговорили о начавшейся «фрагментации» или «балкани-зации мира». И действительно, оборотными сторонами глобализации, интернационализации и интеграции являются обострение этнических, религиозных, культурных проблем, все большее звучание приобретают такие понятия, как «родной очаг», «родина», «нация». Не случайно в современном мире национализм продолжает служить одним из могущественных факторов, определяющих характер и векторы политического и геополитического развития.

О серьезности этого фактора свидетельствуют мирный раздел Чехословакии на два самостоятельных государства и братоубийственная кровавая трагедия, результатом которой стал распад Югославии. Событием всемирно-исторического значения и масштаба, приведшим к переустройству самого мирового порядка, стали распад Советского Союза и образование на его обломках полутора десятков новых государств. Сочетание этих противоречивых тенденций сопряжено со сложностями, связанными с необходимостью их совмещения в рамках существующих политических систем, привязанных к модели национального государства, что создает благоприятную почву для появления новых и обострения старых конфликтов.

Процессы интеграции, отражающие силы глобализации и транснационализации, весьма далеки от того, чтобы быть легкими и равно-

мерными. В то время как растет приверженность государств международному сообществу, растут и ограничения на их суверенитет, имеет место сопротивление транснациональным институтам, претендующим занять место государств или более или менее существенно ограничить их властные полномочия.

Можно утверждать, что концепции о закате национального государства и наступлении однополярного миропорядка в разных его трактовках не выдерживают сколько-нибудь серьезной критики. Если даже теоретически допустить исчезновение с мировой арены государства как главной формы самоорганизации людей на определенной территории, то в силу самой природы человека и закономерностей формирования человеческих сообществ по принципу дихотомии «мы»—«они», «наши»—«чужие» возникнут новые образования со своей особой идеологией, интересами, ценностями, установками, собственными политическими программами решения возникающих перед ними проблем. Об обоснованности такого тезиса свидетельствует история почти всех крупных религиозных систем, которые в значительной степени по культурным и национально-историческим критериям разделились на множество образований, зачастую конфликтующих друг с другом.

Как правило, в качестве своего рода образца для дрейфа в направлении единения и унификации современного мира приводят пример европейской интеграции. «Эрозия суверенитета европейских государств, — обоснованно отмечается в книге "Европа: вчера, сегодня, завтра ", — никоим образом не означает, будто они вообще сходят с исторической сцены, уступая место Соединенным Штатам Европы, вокруг лозунга которых кипели ожесточенные споры на протяжении всего XX в. Национальный суверенитет для подавляющего большинства европейцев был и остается единственным источником легитимности любой публичной власти независимо от ее формы и природы».

Поэтому, как представляется, в обозримой перспективе государства сохранят за собой статус главных акторов мировой политики, а различия национально-государственных интересов, дополняемые этническими, конфессиональными, культурными и иными особенностями, останутся главными источниками конфликтов между ними. И это естественно, поскольку именно благодаря государству многие народы стали достоянием истории, обеспечив себе более или менее длительное существование. Те народы, которым не удалось создать свое государство, навечно исчезли в густом тумане Истории.

Государство было, есть и останется наиболее жизнеспособной и эффективной формой самоорганизации каждого конкретного народа

с единой историей, культурой, традициями, мифами, с характерологическими стереотипами и т. д. Не может быть какого бы то ни было однородного, лишенного национально-государственных несущих конструкций мирового сообщества или однополярного в каких бы то ни было формах миропорядка.

Если теоретически представить себе единую и однородную общечеловеческую культуру, то она может стать лишь воплощением общих социальных, духовных, психологических и иных признаков и элементов, характерных для всех людей. В таком случае речь может идти об общечеловеческих интересах, общечеловеческих ценностях, культуре, миропонимании, вероисповедании и т. д. Нельзя сказать, что эти последние вообще не существуют и не могут существовать в будущем, но к несчастью, а может быть, к великому счастью, дух народов, дух конкретно взятого человека не сводится к ним. Он представляет собой несравненно более сложный, многогранный, противоречивый феномен, который никак не желает втиснуться в прокрустово ложе каких бы то ни было самых совершенных теорий, формул, моделей.

По-видимому, правы те авторы, которые считают, что жизнеспособность, успехи и расцвет европейской цивилизации в значительной степени объясняются разнообразием составляющих ее культур, которые конкурировали между собой и одновременно обогащали друг друга. В этом плане надежду вселяет тот очевидный факт, что все еще рано, слишком рано говорить о глобализации, универсализации, унификации культур, ценностей, установок, поведенческих стереотипов, всего того, что составляет суть национальных традиций, духа, менталитета, мировидения различных народов.

При всем том происходящие в мире процессы настоятельно требуют осознания сущностного единства человечества. Но это сущностное единство отнюдь не исключает, а предполагает разнообразие культур, наций, народов, традиций, политических систем и др., обеспечивая многовариантность общественного развития, обогащая и внося разнообразие в содержание цивилизованного прогресса человечества. Упрощение, единообразие ведут к регрессу и умиранию человеческих сообществ, а многообразие — залог их прогресса и процветания, ручательство их жизнеустойчивости.

Сочетание и учет интересов разнообразных социальных и политических сил в свою очередь предполагают их компромисс, который невозможен без умения и желания участвующих во взаимодействии сторон понимать и уважать точку зрения и интересы друг друга. Компромисс, прагматизм и диалог немыслимы друг без друга. Именно в процессе диалога достигаются взаимопонимание участвующих в нем

418 Глава 21. Статус и перспективы национального государства в условиях глобализации

сторон, учет ими интересов друг друга и заключение между ними взаимоприемлемого компромисса.

Любой цивилизации присущи не только конфликты интересов, но и конфликты основополагающих ценностей. В многомерной реальности цивилизации, а тем более цивилизации всепланетарной, и ценностные системы не могут не быть многомерными. Ценностные системы коренятся не только в социально-экономической и политической сферах, они лежат глубже политики и экономики, составляя незримую основу последних. Поэтому очевидно, что в современных реалиях речь может идти не только об экономическом и политическом плюрализме, но и о плюрализме социокультурном, этнонациональном, конфессиональном, ценностном и др. Осознав это, необходимо признать реальность пространственного плюрализма и многоукладности жизни различных народов, наций, вообще человеческих общностей. Поэтому очевидно, что параметры и характерологические признаки единой всепланетарной цивилизации могут сложиться в разных регионах и странах с разными скоростями и разными экономическими, социальными, политическими и иными результатами.

Не может быть единого мира с единой верой, единой системой миросозерцания и миропонимания, едиными нормами, ценностями, жизненными установками. Единый мировой порядок возможен только как открытое, динамическое пространство для свободного сосуществования, свободного самовоспроизводства разнообразных народов, культур, религий, форм миропонимания, ценностно-нормативных систем и т. д. Ж.-Ж. Руссо говорил: «Я такой, как все. Я не похож ни на кого». В обоих случаях французский мыслитель был прав, поскольку мы все одинаковы по заложенным в нас человеческим первоначалам, и в то же время мы разные по формам и путям реализации этих первоначал.

Это в еще большей степени верно, когда речь идет о различных народах, этносах, культурах и цивилизациях. Каждый народ, равно как и каждый человек, имеет собственное понимание добра и зла, справедливого и несправедливого, правого и неправого. И поэтому попытки найти для них объективные основания и обоснования сопряжены с антиномиями, часто неразрешимыми. Заимствуя друг у друга различные технологии, европейские народы вместе с тем сохраняли свой субстанциональный характер. Именно это дало им возможность быть членами единой европейской цивилизации, оставаясь одновременно французами, итальянцами, испанцами, англичанами и др. и внося свой особый, уникальный вклад в общее дело.

Приложение

Приложение. Программа курса «Политология»

Политология как самостоятельная научная и образовательная дисциплина призвана изучать мир политического в его целостности и в то же время в конкретных проявлениях. Одна из важнейших задач политологического образования состоит в том, чтобы дать студенту необходимый минимум знаний об основных проблемах, институтах, отношениях, ценностях мира политического, политических реальностях, явлениях и процессах как на страновом, так и на международном уровне. Это в свою очередь предполагает, что во вводном учебном курсе главное внимание должно быть сконцентрировано на ключевых темах и вопросах, позволяющих определить место и роль мира политического и его конкретных составляющих в целостном человеческом социуме, сущностные характеристики политики и ее функции в обществе. Речь идет прежде всего об основополагающих феноменах и категориях-власть и властные отношения, гражданское общество и государство, политические системы и режимы, партийные и избирательные системы, их типоло-гизация, мировоззренческое измерение политики и основные идейно-политические течения, политическая этика и политическая культура.

Что касается таких тем и проблем, как политическое лидерство, политические технологии, политический менеджмент, то они являются производными от основополагающих материй мира политического (например, типа политической системы или режима) и должны рассматриваться либо в соответствующих разделах политической науки (например, прикладной политологии, политической социологии), либо при более полном раскрытии таких сквозных тем, как сущность власти и государства, демократии и диктатуры и т. д.

С учетом этого составлен и структурирован настоящий учебник и предлагаемая ниже программа курса политологии.

Тема I. Политология как самостоятельная научная дисциплина: этапы формирования, предмет, цели и задачи

Основные этапы формирования и эволюции политологии. Понятие «политическая традиция», важнейшие факторы и исторические этапы формирования и эволюции политологии. Общая характеристика состояния изучения политических феноменов в Античности и Средневековье. Основные причины и факторы вычленения политологии в Новое время. Появление первых кафедр политической науки, национальных ассоциаций политических наук, специальных политологических журналов в конце XIX — начале XX в., закладка в

тот период фундамента политической науки, начало выделения ее важнейших национальных школ и направлений, методологических принципов, методов и инструментария исследования, понятийно-категориального аппарата. Две тенденции в развитии политической науки.

Особенности развития и функционирования политической науки в США, странах Европы в период между двумя мировыми войнами. Перемещение центра общественных наук, в том числе и политологии, в США. Триумф позитивизма в политологии. Восстановление европейской политологической традиции после Второй мировой войны. Особенности развития политических наук в послевоенные десятилетия. Возникновение новых разделов политической науки, разработка новых теорий, концепций, методологических принципов и методов исследования. Конец холодной войны, перспективы восстановления прерванной политологической традиции в России и ее воссоединение с мировой политологией.

Место политологии в системе социальных и гуманитарных наук. Соотношение политологии с другими социальными и гуманитарными дисциплинами. Что такое политология и каковы ее основные цели и задачи? Круг проблем и тем, изучаемых политологией. Три главных комплекса проблем, составляющих в совокупности предмет исследования политологии. Мир политического, государство, власть как основополагающие темы изучения политологии. Место политологии в системе социальных и гуманитарных наук. Открытость политологии, ее соотношение с другими социальными и гуманитарными дисциплинами.

Основные разделы политологии: политическая социология, политическая философия, политическая психология, политическая антропология, геополитика, этнополитология, сравнительная политология. Основные характеристики этих разделов. Их место между политологией, с одной стороны, и соответствующими научными и образовательными дисциплинами (социологией, философией, психологией, антропологией) — с другой стороны. Особенности этнополитологии, геополитики и сравнительной политологии, круг охватываемых ими проблем.

Тема II. Социологические основания мира политического

Гражданское общество как основополагающая инфраструктура политической системы. Исторические предпосылки формирования гражданского общества и важнейшие этапы его эволюции. Составные элементы, основные ценности гражданского общества. Гражданское общество как целостная система жизнеобеспечения социальной, социокультурной и духовной сфер, их воспроизводства и передачи от поколения к поколению. Основные составляющие гражданского общества. Соотношение гражданского общества и правового государства: права человека и права гражданина; экономический, социальный, культурный, политический, идеологический и иные формы плюрализма. Условия и механизмы реализации плюрализма в гражданском обществе, политической сфере.

Разграничение между экономической и политическими сферами, собственностью и властью как необходимое условие существования гражданского общества и правового государства. Частная собственность — личная свобода — политическая свобода. Значение и роль частной собственности и свободы экономического выбора в обеспечении необходимого базиса всех форм свободы. Гражданское общество как сообщество частных собственников. Многообразие источников власти и его воплощение в политическом плюрализме. Социальные классы, слои, группировки и заинтересованные группы, их основные характеристики и составляющие, а также формы и механизмы отражения их интересов и позиций в политическом процессе. Профсоюзы и разного рода объединения предпринимателей как наиболее влиятельные заинтересованные группы в современном индустриальном обществе, их роль в политической жизни.

Политика как функция конкретных людей—членов гражданского общества. Человеческий фактор в детерминации важнейших сущностных характеристик политического вообще, политических институтов, процессов и явлений в частности. Разъединение государства и религии, государства и идеологии, раздвоение общественного и частного, общества, государства и идеологии, права и морали, политической науки и идеологии, религиозного и светского и т. д.

Тема III. Мир политического: сущностные

характеристики и составные элементы

Проблема определения мира политического связана с выявлением границ между гражданским обществом, миром политического и производственно-хозяйственной сферой как тремя основными сферами человеческого социума. Единство и автономность этих сфер. Основные факторы и причины их разграничения. Мир политического как самостоятельная сфера жизнедеятельности людей, отличная от экономической, социальной и духовной. Государство, власть и властные отношения, политические системы и режимы, механизмы и средства обеспечения господства и правления, сотрудничества, формы и пути завоевания власти и т. д. как центральные элементы мира политического.

Промежуточные институты и их значение для соединения в единое целое мира политического и остальных сфер жизнедеятельности людей, прежде всего гражданского общества. Политические отношения и политический процесс. Истоки и сущность политики. Конфликты как основа политики. Соотношение конфликта и консенсуса в политике. Место и роль господствующих в обществе ценностей, норм и правил игры, поведенческих стереотипов, социокультурной, политико-культурной, духовной сфер для определения облика мира политического. Мир политического как статическая и одновременно динамическая система. Мировоззренческая и эмпирическая составляющие мира политического. Мировое сообщество как важная составляющая мира политического.

Тема IV. Власть и государство

Исторические истоки власти. Многозначность понятия «власть», формы и типы власти, особенности собственно политической власти. Соотношение политической власти с политическим влиянием и политическим авторитетом, их сходство и различие. Власть как система господства и подчинения, насилия и принуждения, наказаний и поощрений, контроля и управления, соперничества и сотрудничества. Важнейшие подсистемы власти — правовая, административно-управленческая, военная, воспитательно-образовательная, пенитенциарная и т. д. Легитимность власти, определяющая условия, формы и рамки существования и функционирования государства и политической системы. Проблемы политического господства и сотрудничества, формирования власти и политической иерархии, механизмов правления в рамках различных политических систем; отношений людей с инструментами власти, механизмов обеспечения единства, жизнеспособности и бесперебойного функционирования общества; политической социализации, политической коммуникации и др.

Государство как основная форма самоорганизации общества. Государство — главный институт реализации власти и стержневой элемент политической системы. Основные институты государства, их роль и функции. Базовые признаки государства: территориальный императив, иерархическая структура, суверенитет, монополия на легитимное насилие, абстрактность, безличность, всеобщность права и закона. Основные факторы и исторические вехи формирования и эволюции современных национальных государств. Базовые характеристики национального государства. Правовое государство, его основные институты, принципы и ценности.

Тема V. Система государственного управления, ее предназначение и функции

Понятия «управление» и «система государственного управления». Система государственного управления как центральный элемент организационной структуры государства. Отличие государственного управления от других форм и видов управления. Управление как системообразующая, организующая, упорядочивающая, исполнительно-распорядительная деятельность органов государства, осуществляемая на основе действующих в стране законов. Субъект и объект государственного управления. Принципы организации системы государственного управления, ее иерархическая структура. Горизонтальное и вертикальное разделение функций различных органов управления. Общегосударственный, региональный и муниципальный уровни управления. Механизм обратных связей между субъектом и объектом управления. Процесс принятия решений. Бюрократия как важнейшая составляющая системы управления. Принципы организации и функционирования бюрократии. Органы исполнительной власти как центральный элемент системы

государственного управления. Особенности структурной организации и принципов функционирования системы государственного управления в Российской Федерации. Определяющая роль системы государственного управления в управлении важнейшими сферами общественной жизни, реализации внутренней и внешней политики государства.

Многозначность понятия «политика». Содержание этого понятия в собственном смысле этого слова. Политика как инструмент, с помощью которого государство управляет обществом. Политика как «искусство управления». Субъекты политики. Политика как борьба и конкуренция за власть и влияние между различными противоборствующими или конфликтующими социально-политическими силами и интересами и одновременно как поле взаимодействия между ними для поиска оптимальных путей развития общества и государства.

Внутренняя политика как совокупность направлений деятельности государства в экономической, социальной, научной, образовательной, демографической, правоохранительной, военной и других важнейших сферах общественной жизни. Основные направления внутренней политики. Принципы ее разработки и реализации. Основные функции внутренней политики. Стратегия и тактика в сфере внутренней политики. Различные уровни реализации внутренней политики. Основные направления внутренней политики. Ее зависимость от социальных, экономических, экологических, демографических и иных условий.

Государство как субъект политики в качестве носителя не только власти внутри страны, но и государственного суверенитета на международной арене, участника системы международных отношений. Сущность и предназначение внешней политики. Основные субъекты международных отношений. Основные направления внешней политики. Теория внешней политики. Формы, средства и институты реализации внешней политики. Роль дипломатии в ее реализации. Роль и значение международных договоров. Национальные интересы и национальная безопасность. Принципы, формы и средства их обеспечения.

Тема VI. Формы территориально-административного устройства государства

Связь государства с определенной, четко очерченной территорией. Территориальное разделение государства на отдельные административные единицы. Принципы и механизмы взаимоотношений между центральными и региональными органами государственной власти, а также органами местного управления. Основные формы территориально-административного управления. Принципы организации унитарной формы государственного устройства. Примерный перечень унитарных государств в современном мире. Соотношение централизации и децентрализации власти в унитарных государствах. Тенденции эволюции ряда высокоразвитых демократических унитарных государств в сторону децентрализации вплоть до трансформации в федеративные государства.

Принципы территориально-административного устройства федеративных государств. Примерный перечень федеративных государств в современном мире. Возникновение и эволюция концепции федерализма. Основные принципы структурной организации федеративного государства. Федерация как союзное государство, состоящее из множества или нескольких государственных образований, обладающих определенной степенью самостоятельности в тех или иных сферах общественной жизни. Основной смысл федеративного устройства государства. Особенности формирования законодательной власти в федеративном государстве. Проблема суверенитета в федеративном государстве. Особенности федерализма в России. Принцип вертикального разделения властей. Принцип разделения предметов ведения органов власти. Принцип субсидиарности. Договорная и конституционная концепции и формы федерализма. Конфедерация как внутренне противоречивая форма политической организации. Основные различия между унитаризмом, федерализмом и конфедерализмом.

Местное самоуправление в системе общественного управления. Сущностные характеристики местного самоуправления. Соотношение местного самоуправления с органами государственного управления. Различия и сходства между местным управлением и местным самоуправлением. Конституционно-правовые принципы организации органов местного самоуправления. Предметы ведения органов местного самоуправления и источники их финансирования.

Тема VII. Политические системы и политические режимы

Политическая система как форма самоорганизации общества. Основополагающие параметры политической системы в контексте вопросов: кому следует править? почему? как? в чьих интересах? Государственно-административный аппарат. Бюрократия, ее место и роль во властных структурах и системе управления. Феномен бюрократизма. Общая характеристика политических отношений. Субъекты политических отношений: социальные, институциональные, функциональные. Конфликт и консенсус как основополагающие параметры политических отношений. Разнообразие путей и средств разрешения конфликтов и достижения консенсуса, их отражение в многообразных формах правления, режимов, правительств, политических партий, организаций и т. д.

Важнейшие типологизации политических систем от Платона до настоящего времени. Типологизация политических систем на основе системообразующих характеристик, их особенности и различия. Формы территориально-политического или государственно-административного устройства: унитаризм, федерализм, конфедерализм. Соотношение демократии, авторитаризма и тоталитаризма с унитаризмом, федерализмом и конфедерализмом в разных странах. Основные характеристики всех названных типов с точки зрения вертикального и горизонтального распределения властных структур и полномочий, централизма и децентрализма, центральных и местных органов власти и т. д.

Базовые характеристики политического режима. Соотношение политической системы и политического режима. Критерии определения политического режима. Типологизация политических режимов. Особенности выделения политических режимов в демократической и диктаторской политических системах. Основные режимы демократического и диктаторского типа. Их базовые характеристики и различия.

Тема VIII. Демократия: принципы, установки и ценности

Демократия как одна из важнейших форм политической самоорганизации общества. Исторические типы демократии и основные исторические вехи формирования современной демократии. Основные институты, принципы и ценности демократии: представительство, конституционализм, парламентаризм. Система разделения властей, сдержек и противовесов. Институты законодательной, исполнительной и судебной власти, принципы их взаимодействия и функционирования, выборность важнейших органов власти. Место, структура, прерогативы, роли и функции каждой из главных ветвей власти. Политический и идеологический плюрализм, отделение идеологии и религии от государства. Основные режимы политической демократии. Взаимоотношение парламента и правительства, центральных и местных органов правления, различных ветвей власти при президентской республике (США), парламентской республике (Германия, Италия), современной конституционной монархии (Великобритания) и смешанной президентско-пар-ламентской республике (Россия, Франция). Общая характеристика современных форм демократии: представительной, плебисцитарной и демократии участия. Политическая система России.

Демократия в незападном мире. Экспансия демократии в современном мире. Соотношение рыночной экономики и политической демократии, его значение для стран незападного мира. Демократия как народовластие в контексте ее совместимости с незападными национальными культурами. Различия между западной и восточной культурами с точки зрения утверждения демократических институтов и ценностей. Феномен новых демократий, их сущностные характеристики и особенности. Вестернизация или особый путь политической модернизации. Синтез западного и восточного начал. Гибридный характер новых демократий. Проблема выживаемости демократии в незападном мире.

Тема IX. Политические партии и избирательные системы

Сущность, место и роль политических партий в политической системе. Политические партии как инструмент реализации политического представительства. Исторические вехи формирования и эволюции идеи политического представительства. История формирования и утверждения политических партий.

Определение и сущностные характеристики партии. Структура и составные элементы партий. Основные функции партий, нормы и правила их деятельности, современные типы и формы политических партий, иных партийных систем. Роль партий в обеспечении взаимосвязей между различными уровнями и различными секторами политической сферы. Роль партий в утверждении и стабилизации общенациональной политической системы. Состав и членство партий.

Типологизация политических партий. Общая характеристика основных типов политических партий. Особенности эволюции партийных систем в современном мире. Понятие функционального правительства и его роль в «увязке» групповых и общегосударственных интересов. Политические клубы, ассоциации, гражданские объединения, общественные организации, комитеты политического действия как средства обеспечения функционального представительства. Особенности формирования политических партий в России.

Место и роль избирательных систем в политической системе. Понятие электората или избирательного корпуса. Активное и пассивное участие в избирательном процессе. Роль и значение выборов в реализации «законных» норм ротации власти. Типологизация избирательных систем. Общая характеристика каждого из основных типов. Их преимущества и недостатки.

Тема X. Политические системы диктаторского типа

Тоталитаризм и авторитаризм как современные формы демократии. Определение и общая характеристика диктатуры как формы государственно-политической системы и ее отличие от демократии. Причины возникновения и исторические судьбы диктатуры. Различия и точки схождения между тоталитаризмом и авторитаризмом. Их основные институты, принципы и ценности. Особенности авторитаризма в современном мире. Типологизация авторитаризма и тоталитаризма. Современные типы и формы авторитаризма.

Тоталитаризм как феномен XX в. Основные формы и типы тоталитаризма. Правый и левый варианты тоталитаризма в лице нацистского режима в 30—40-х годах в Германии (и его нынешние идейно-политические разновидности в форме неонацизма и неофашизма) и большевистской системы в СССР. Точки их схождения и различия. Промежуточные, или гибридные, формы тоталитаризма. От авторитаризма к тоталитаризму и обратно. Факторы, формы и этапы перехода от авторитаризма и тоталитаризма к демократии. Различия и сходства между левыми и правыми разновидностями тоталитаризма. Политический и идеологический монизм. Апофеоз конфронтационности.

Тема XI. Политическая культура

Основные характеристики политической культуры. Политическая культура как система отношений и одновременно процесс производства составляющих ее элементов в ряде сменяющих друг друга поколений. Соотношение политического сознания и политической культуры. Политическая куль-

тура как составная часть общенациональной культуры и социокультурной системы. Политико-культурная среда как важный фактор политической социализации подрастающего поколения. Соотношение политической культуры и политической системы. Основные концепции политической культуры.

Политическая культура как комплекс представлений о мире политического, нормах и правилах политического поведения. Политические традиции, действующие нормы политической практики, идеи, концепции и убеждения о взаимоотношениях между различными общественно-политическими институтами; ориентации и установки в отношении существующей системы и ее институтов как составные компоненты политической культуры. Политическая культура как ценностно-нормативная система, социологические основы политической культуры, социокультурные, общественно-исторические, этнонациональные, религиозные и иные факторы ее детерминации. Роль политической культуры в формировании разных типов политического поведения. Основные принципы и критерии типологизации политической культуры. Важнейшие типы политической культуры. Их сущностные характеристики и различия.

Тема XII. Политическая философия

Определение и общая характеристика политической философии. Ее соотношение с философией и политологией как гуманитарными дисциплинами. Политическая философия как часть политологии, ее сущностные характеристики и составные элементы. Основные вехи формирования и эволюции политической философии от Античности до наших дней. Гносеологический и эпистемологический аспекты политической философии. Онтология, аксиология и логика мира политического, методология его изучения как составной части политической философии.

Сущее и должное, власть и властные отношения, государство и соблюдение закона, свобода и равенство, эффективность и справедливость как основополагающие объекты политико-философского анализа.

Политическая теория и политическая идеология. Понятия «политическое учение» и «политическая теория», их содержание и составные элементы, соотношение с политической философией. Предмет и метод истории политических и правовых учений. Соотношение идеологии и политики. Сущностные характеристики политической идеологии, ее составные элементы и структура. Основные задачи, цели и предназначение идеологии. Проблема отделения идеологии от государства и плюрализм идеологических и идейно-политических течений. Политика как арена столкновений различных конфликтующих между собой идеологических систем и идейно-политических течений и направлений.

Место и роль морально-этического начала в мире политического. Политическая этика. Основные подходы к оценке ценностного начала в политике и их эволюция. Проблема соотношения факта и ценности. Вопрос о политической ассоциации как вопрос о «ранжировании» человеческих ценностей и поиске наилучших средств их реализации. Антиномия между свободой и равенством, эффективностью и справедливостью. Проблема разграничения мира сущего от

мира должного, профессионального начала от нравственного, права от нравственности и т. д. Допустимые пределы компромисса в политике. Принцип «политика есть искусство возможного» в морально-этическом контексте.

Тема XIII. Основные течения идейно-политической мысли

Понятие идейно-политического течения, его содержание и параметры. Принципы и критерии, типологизация идейно-политических течений современности. Либерализм, консерватизм, социал-демократизм, марксизм и основные разновидности тоталитаризма. Их основополагающие принципы, установки и подходы к трактовке самого феномена политического, его важнейших институтов, проблемам взаимоотношения личности, общества и государства, гражданского общества и правового государства, свободы, равенства, справедливости, прав человека, различных форм государственного устройства. Общая характеристика их системообразующих элементов и исторических путей эволюции.

Тема XIV. Средства массовой информации в политике

Место, роль и важнейшие функции средств массовой информации в политической жизни. Основные виды СМИ. СМИ как «сторожевая собака общественных интере<

Наши рекомендации