Важнейшие составляющие прогресса в XX в.
XX век, прошедший под девизом идеи прогресса, стал временем стремительного взлета человеческого разума, выразившегося в таких величайших открытиях и технологических прорывах, как теория относительности, расщепление атома, освоение космоса, беспрецедентный прогресс в области сельскохозяйственного производства и др. Все это проявилось в том, что если начало века ознаменовалось завершением в ведущих странах развитого мира промышленной революции, то на его середину пришлась научно-техническая, а на последнюю четверть — информационно-телекоммуникационная революция.
В XX столетии шел неуклонный процесс дальнейшего распространения на новые страны и регионы рыночной экономики и либеральной демократии, признания все более растущим числом стран и народов принципов защиты прав человека и прав народов на самоопределение. Необходимо отметить также то, что в XX в. было сделано больше, чем во все другие эпохи, для утверждения прав и свобод человека и гражданина. В то же время он явил наиболее чудовищные массовые их нарушения в реальной жизни.
Этот век стал свидетелем невиданного ранее роста благосостояния людей, но вместе с тем и невиданных ранее различий между нищетой и богатством. По имеющимся данным, за 1900-2000 гг. мировой совокупный ВВП в постоянных ценах вырос в 19 раз. За тот же период численность населения земного шара увеличилась почти в 4 раза — с 1,6 млрд человек в начале века до более 6,3 млрд при его завершении.
Можно сказать, что если оценить XX век по шкале смены разных эпох истории человечества, то по богатству происшедших за это столетие событий и процессов, по широте и глубине трансформаций в нем поместилось бы несколько эпох человеческой истории.
XX столетие стало также временем торжества идеологии и национализма, под лозунгами которого распались сначала многонациональные, а затем и великие колониальные империи, а на их развалинах образовалось множество новых независимых государств. Это было столетие двух самых опустошительных в истории человечества войн, унесших жизни многих десятков миллионов людей. Именно XX век дал миру самые жестокие тиранические режимы — фашистский, нацистский и большевистский — с их Бухенвальдом, Освенцимом, ГУЛАГом и т. д. Беспрецедентные успехи научно-технического прогресса XX в. сделали возможным создание ядерного оружия и средств его доставки, ставшие угрозой самому существованию человечества.
Особенно разительные перемены произошли в последние два-три десятилетия, когда мы оказались свидетелями уникального стечения и переплетения гигантских по масштабам явлений и процессов. Каждый из них в отдельности можно было бы назвать эпохальным событием с точки зрения его последствий для всего мирового сообщества. Но взятые в совокупности, они создали гигантское поле такого прямо-таки вселенского напряжения, что переживаемое нами время с полным основанием можно назвать осевым временем (в том смысле, как это понимал К. Ясперс). Оно стало временем смены самих основ жизнеустройства народов, периодом перехода от привычного для большей части XX в. миропорядка к качественно новой инфраструктуре мироустройства.
Во-первых, в результате информационно-телекоммуникационной революции в промышленно развитой зоне мира постиндустриальное общество постепенно трансформируется в информационное общество.
Во-вторых, происходит совпавшая с этой революцией и стимулированная ею смена социально-политической парадигмы.
В-третьих, вместо евроцентристского мира, в котором доминирующие позиции занимали основополагающие параметры западной
рационалистической цивилизации, возникает новая всепланетарная цивилизация на началах органического сочетания единства и неделимости мирового сообщества, с одной стороны, диверсификации и плюрализма центров, народов, культур, религий — с другой.
В-четвертых, с распадом СССР и социалистического содружества закончилась эра двухполюсного миропорядка, основанного на состоянии холодной войны. Распад СССР и вызванное этим падение Берлинской стены положили конец жесткому разделению мира на два противоположных лагеря. По времени эти события совпали с началом широкомасштабных качественных изменений не только в геостратегической структуре, сложившейся в послевоенные десятилетия, но и в самом евроцентристском (или, точнее, евро-американо-центристском) миропорядке Нового и Новейшего времени.
Это сложная и особая проблема, требующая самостоятельного рассмотрения. Здесь повторим лишь то, что мы являемся свидетелями окончания, с одной стороны, евроцентристского миропорядка и, с другой стороны, двухполюсной конфигурации геополитических сил, построенной на состоянии холодной войны. Можно сказать, что распад СССР стал одновременно и последним мощным стимулом и следствием процессов и явлений, приведших к таким изменениям.
Наиболее зримым проявлением и показателем названных процессов и феноменов является глобализация. Основные тенденции и процессы последних двух-трех десятилетий убедительно свидетельствуют о том, что глобализация стала неопровержимой реальностью современного мира.