Взаимосвязь сми и властных структур
Характер взаимоотношений правительства и средств массовой информации варьируется от страны к стране в зависимости от того, о каких органах СМИ идет речь, какое правительство находится у власти, какие проблемы стоят в центре его внимания, какова ситуация в стране и в мире. Немаловажное значение имеет и то, в какой мере программа правящей партии и оппозиции близка политическим взглядам и владельцев, и сотрудников СМИ. Для получения из первых рук информации по важнейшим вопросам государственной политики СМИ заинтересованы в доступе к ведущим государственным и политическим деятелям, особенно руководителям партий, главам государств и правительств. Неудивительно, что подавляющая часть журналистов, корреспондентов, репортеров сосредоточена в столицах индустриально развитых стран мира.
Хотя отдельные газеты и журналы ассоциируются с конкретными политическими партиями или организациями и даже выступают официальными органами последних (в качестве типичного примера можно привести газету «Форверст» и журнал «Нойе Гезельшафт» — официальные органы Социал-демократической партии Германии), большинство органов СМИ в индустриально развитых странах предпочитают подчеркивать свою независимость от государства, государственно-политических институтов, и прежде всего от правительства.
Применительно к индустриально развитым странам большей частью корректнее говорить не о партийной приверженности тех или иных органов СМИ, а об их тенденции ориентироваться на центр, левую или правую половину идейно-политического аспекта. Например, во Франции в большинстве случаев трудно говорить о близости той или иной газеты или журнала к определенной партии. Более подходящим для характеристики французской печати остается деление на «правую» и «левую». Левый фланг традиционно занимают «Матен», «Монд», «Либерасьон» и др. Правый фланг — это в основном пресса газетного магната Эрсана во главе с «Фигаро» и «Фигаро магазэн», «Франс-суар». Однако картина не всегда такая уж простая и прямолинейная. Как писала газета «Революсьон», Эрсан способен иметь одну газету консервативную, а другую — скорее либеральную.
Как отмечал один агент по рекламе, в Великобритании «Тайме» читают те, кто управляет страной, «Файнэншл тайме» — те, кто ею владеет, а «Гардиан» — те, кто хочет управлять страной.
В большинстве других демократических стран также мало органов СМИ, которые открыто ассоциируют себя с какой-либо конкретной политической партией. Что касается России, то здесь пока что имеет место такой разнобой в позициях социально-политических сил и соответственно СМИ, что в настоящее время применительно к большинству печатной продукции, за редким исключением, весьма трудно определить сколько-нибудь устоявшиеся позиции, если, конечно, те или иные из них не служат конкретным, узнаваемым фигурам, которые финансируют эти издания.
О масштабах взаимоотношений между политикой и СМИ свидетельствует, например, тот факт, что в настоящее время в Вашингтоне аккредитовано более 16 000 корреспондентов, из них около 60, вместе с обслуживающими их операторами и техническими специалистами по звуку, ежедневно работают в Белом доме. Они представляют главным образом телеграфные агентства «Ассошиэйтед Пресс» и «Юнай тед Пресс Интернэшнл», а также вашингтонские бюро крупных газет, журналов и радиосетей. Обе палаты американского конгресса имеют галерки для представителей средств массовой информации.
Связь власть имущих и СМИ осуществляется по многим каналам. Владельцы крупнейших информационных империй занимают высокие места в иерархии политической элиты, имеют прямой доступ к высокопоставленным политикам, их расположения ищут честолюбивые претенденты, мечтающие получить пост лидера партии. Важную роль в повседневных взаимоотношениях между политиками и представителями СМИ играет институт пресс-конференций. Для руководителей государства они стали весьма удобным механизмом мобилизации общественного мнения в поддержку своего политического курса, а для СМИ — новым источником политической информации. Постепенно пресс-конференции превратились в общепризнанную форму политической коммуникации и информации во всех демократических странах. Искусством их проведения постепенно овладевают и российские политические и государственные деятели.
Как правило, сведения о деятельности правительства, его руководителях и проводимой ими политики журналисты получают во многих департаментах и учреждениях. Но ключевую роль здесь играют пресс-секретарь главы исполнительной власти и его штат.
В настоящее время практически во всех индустриально развитых странах главы государств и правительств, законодательные собрания
имеют своих пресс-секретарей. Имеют их также президент и премьер-министр России. На региональном и местном уровнях власти функции пресс-секретарей выполняют пресс-службы или службы связи с общественностью. Именно пресс-секретарь «подает» средствам массовой информации и через них широкой публике политику и политический имидж президента, премьер-министра, правительства и т. д. Наиболее ценную информацию о президенте обозреватели и журналисты, аккредитованные, например, при президенте, могут получить не на публичных выступлениях или пресс-конференциях, а от людей из близкого окружения президента, в частных беседах. Это дает администрации президента широчайшие возможности для манипулирования общественным мнением: как правило, раскрывается лишь та информация, которая в выгодном свете представляет президента и его администрацию.