Конституционные основы государственного устройства Российской Федерации
Принятие Конституции Российской Федерации в декабре 1993 г. обозначило тот рубеж, на котором был узаконен радикальный разрыв с государственно-политической системой СССР, что в свою очередь заложило начало новой эпохи в развитии российской государственности. Как отмечается в преамбуле конституции, ее принятие обеспечило возрождение суверенной государственности России на основе принципов политической демократии.
Основы конституционного строя, закрепленные в гл. 1 конституции, определяют устои государственного и общественного устройства Российской Федерации. Так, в ст. 1 говорится: «Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Следовательно, Россия представляет собой государство, во-первых, федеративное, во-вторых, правовое и, в-третьих, основанное на республиканской форме правления. Здесь «федерализм», «политическая демократия» и «правовое государство» выступают в качестве составных частей единой модели государственного устройства.
В конституции нашли отражение такие основополагающие принципы политической демократии и правового государства, как политический и идеологический плюрализм, разделение властей, подчинение государственной власти праву и закону, выборность высших органов государственной власти и т. д. Центральное место в конституции занимает гарантия прав и свобод человека и гражданина. Так, в ст. 2 говорится: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».
Конституция Российской Федерации имеет прямое действие. Как гласит ч. 1 ст. 15, «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации». Это значит, что она носит обязательный характер на всей территории Российской Федерации и для всех без исключения ее граждан. Обязанность соблюдать конституцию и федеральные законодательные акты распространяется на все органы государственной власти, в том числе на органы власти субъектов федерации, органы местного самоуправления, а также на всех без исключения должностных лиц, независимо от их ранга и статуса.
Конституция обладает верховенством над законами и иными актами, принимаемыми на уровнях как федерации, так и ее субъектов, а также местного самоуправления. Законы и подзаконные акты, которые противоречат ей, не могут иметь юридическую силу. Поэтому она олицетворяет собой государственную целостность, единство системы государственной власти, гарантию единства и неделимости государства.
Как указывалось выше, одним из ключевых принципов демократического государства является горизонтальное разделение власти на три ветви — законодательную, исполнительную и судебную. Законодательное собрание, избираемое на основе всеобщего и равного избирательного права путем тайного голосования, рассматривается в качестве одного из ключевых составляющих структурной организации политической демократии. Этот принцип получил легитимизацию в ст. 10 конституции: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную».
Для федеративного государства, как правило, характерна двухпалатная структура Законодательного собрания. Две палаты отличаются
по своим функциям, властным прерогативам, а во многих случаях и по способу избрания их депутатов. Если нижние палаты, как правило, формируются посредством прямых выборов, то верхние палаты в разных странах комплектуются по-разному. В этом плане не является исключением и российский парламент — Федеральное Собрание, которое также имеет двухпалатную структуру: Совет Федерации и Государственную Думу.
Несмотря на то что Конституция Российской Федерации не определяет, как это принято в некоторых странах, палаты по принципу «верхняя» и «нижняя», все же по аналогии с парламентами других стран Совет Федерации можно назвать верхней, а Государственную Думу — нижней палатой. Но при этом обе эти палаты призваны решать задачу обеспечения действенной системы «сдержек и противовесов», имея своей целью блокировать возможность установления господства какой-либо одной из ветвей власти.
В соответствии со ст. 95 конституции в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта федерации, назначаемые соответственно администрацией и Законодательным собранием каждого из субъектов федерации. По принятым в научной литературе критериям Совет Федерации призван обеспечивать так называемое территориальное (или, как иногда называют, географическое) представительство. Государственная Дума, депутаты которой избираются путем всеобщего, прямого, тайного голосования, в свою очередь обеспечивает политическое представительство или представительство интересов населения Российской Федерации в целом. Тем самым подчеркивается, что Государственная Дума представляет весь российский народ, независимо от того, в каких субъектах избраны депутаты. Число депутатов в Государственной Думе составляет 450 человек.
Поскольку органом общенародного представительства является Государственная Дума, то именно на нее возложены основные обязанности по принятию федеральных законов. Именно в Государственной Думе начинается законодательный процесс, поскольку, согласно ст. 105 конституции, федеральные законы принимаются Государственной Думой. В случае принятия Думой того или иного закона во всех трех чтениях он направляется в Совет Федерации, который вправе одобрить или отклонить его. Продолжая законодательный процесс, начатый Государственной Думой, Совет Федерации как бы подвергает своеобразной проверке профессиональный уровень принимаемых ею законов.
Закон, получивший одобрение Совета Федерации, передается на подпись президенту, который вправе наложить на него вето, если,
по его мнению, он не соответствует конституции Российской Федерации. В таком случае закон в установленном Конституцией порядке вновь рассматривается и Государственной Думой, и Советом Федерации, и если он получает поддержку конституционного большинства, т. е. 2/3 депутатов, то подлежит обязательному подписанию президентом.
Государственная Дума дает согласие на назначение главы правительства большинством голосов членов Думы. Она осуществляет контроль за деятельностью правительства и в соответствии с ч. 3 ст. 117 конституции вправе поставить вопрос о доверии ему. Однако вынесение вотума недоверия не обязательно влечет автоматическую отставку правительства, поскольку решение этого вопроса входит в компетенцию Президента Российской Федерации. Единственный случай назначения председателя правительства без согласия Государственной Думы предусмотрен ч. 4 ст. 111, согласно которой в случае трехкратного вынесения вотума недоверия правительству президент вправе либо отправить его в отставку, либо распустить Государственную Думу, назначив в течение трех месяцев новые выборы.
Президент не имеет права распустить Государственную Думу в следующих случаях:
• в связи с выражением ею недоверия Правительству Российской Федерации в течение года после ее избрания;
• с момента выдвижения обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации;
• в период действия на всей территории России военного или чрезвычайного положения;
• в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации.
Государственная Дума наделена также полномочиями утверждать и освобождать от должности председателя Центрального банка России и Уполномоченного по правам человека, объявлять амнистию, выдвигать обвинения против Президента Российской Федерации и отрешать его от должности.
Федеральное Собрание рассматривает все вопросы, связанные с основной экономической деятельностью правительства: федеральный бюджет; федеральный сбор налогов и т. д. Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату для осуществления контроля за исполнением государственного бюджета. Члены Правительства Российской Федерации обязаны по приглашению палат Федерального Собрания присутствовать на их заседаниях и отвечать
на вопросы членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы в порядке, определенном Регламентом палат.
Что касается законодательных и представительных органов субъектов федерации и муниципального управления, то по вопросам их исключительного ведения они вправе принимать законодательные акты независимо от Федерального Собрания, но в рамках конституции и законов Российской Федерации.