Открытость политологии и взаимосвязь с другими социальными и гуманитарными науками

Важнейшие сферы, или подсистемы общества, — экономическая, социальная, духовная и политическая — настолько тесно связаны между собой и взаимно дополняют друг друга, что их по сути дела невозможно изучать адекватно вне связи друг с другом. В современном мире для достижения успеха любая организация должна координировать свои действия на разных уровнях управления с разного рода общественными, политическими, экономическими и иными структурами, органами, учреждениями. Это не в последнюю очередь верно в отношении государства, системы государственного управления и проводимой ими политики.

Данный фактор приобретает дополнительную значимость в условиях, когда на характер и направление их деятельности значительное влияние оказывают процессы глобализации и транснационализации, которые способствуют размыванию линии разграничения между различными сферами общественной жизни. Во все большей степени очевидным становится тот факт, что невозможно выявить сущность политической системы без выяснения основополагающих характеристик соответствующего общества.

Например, правовое государство немыслимо без некоторых базовых принципов самоорганизации гражданского общества. В качестве основополагающего условия существования как гражданского общества, так и правового государства выступает свободная личность, наделенная врожденными неотъемлемыми правами. Общество может быть названо гражданским лишь с того момента, когда за человеком как личностью признаются его неотъемлемые права на жизнь, свободу и реализацию своих способностей, когда эти права становятся основными опорами общественного здания. Все это проявляется в том, что гражданское общество и правовое государство не могут существовать друг без друга. В этом смысле можно согласиться с Гегелем, который утверждал, что гражданское общество и правовое государство являются двумя сторонами одной и той же медали.

Гражданское общество и правовое государство в свою очередь предполагают определенный тип экономики. Экономическая и политическая свобода производна от свободы личности. В то же время без экономической свободы, без свободы выбора источников получения средств существования не может быть и свободы политической: первая представляет собой необходимое условие для достижения второй. Существует взаимообусловленная связь между демократией, частной собственностью и свободно рыночной экономикой.

В данном контексте показательно, что в последние два десятилетия наблюдается тенденция к расширению взаимосвязей между экономистами, социологами и политологами и, естественно, соответствующими научными дисциплинами. Все более растущее число работ в этих областях можно отнести к междисциплинарным, пограничным областям знания. Не редкостью стали работы экономистов о политике и социальной сфере, политологов — об экономике и гражданском обществе и социологов — об экономике и политике.

Это вполне объяснимо, если учесть, что политика оказывает прямое и косвенное (как позитивное, так и негативное) влияние на состояние экономики и социальной сферы, которые в свою очередь в различных формах определяют характер и основные направления политического

курса государства. Это особенно заметно в периоды выборов. Как показывают многие исследования, результаты выборов в значительной мере зависят от состояния экономики в год выборов.

Поэтому вполне объясним тот факт, что находящиеся у власти политические партии или группы к концу своего выборного срока стремятся стимулировать рост экономики или держать ее на должном уровне, чтобы на предстоящих выборах одержать победу и остаться у власти. Причем даже левые борются с безработицей ценой повышения инфляции, в то время как правые борются с инфляцией даже за счет дальнейшего роста уровня безработицы. Такое положение дел свидетельствует о том, что тот или иной политический курс, который нашел бы поддержку у большинства населения или всего общества, невозможно разрабатывать и — самое главное — реализовать без учета экономических и социальных реальностей.

При оценке этого тезиса следует учесть также то, что политика неотделима от борьбы и конкуренции за власть между различными социально-политическими силами, группами, партиями, объединениями, идейно-политическими течениями, индивидуальными претендентами на тот или иной государственный пост для получения возможности участвовать в распределении существующих в обществе благ и привилегий. Как показано в работах Г. Тэллока, Дж. Бьюкенена, Й. Шумпетера, Дж. Доунса и др., в политической сфере в той или иной форме действуют те же принципы конкуренции, что и в рыночной экономике.

В этом плане можно говорить о политическом рынке так же, как мы говорим об экономическом рынке. Правительство, парламент, партии, организации, блоки вступают в конкурентную борьбу по принципу рыночной конкуренции в сфере экономики. Победа в этой борьбе, как говорится, главный приз в борьбе с соперниками. Чтобы осуществить собственные цели, каждый из соперников предлагает собственные программы или политические платформы реализации интересов тех или иных социально-политических сил, слоев, классов.

Иначе говоря, политика в сущности также является ареной ожесточенной конкуренции различных конфликтующих между собой политических сил, партий, объединений, Как отмечал известный австрийский экономист и политолог Й. Шумпетер, на избирательных кампаниях претенденты на ту или иную выборную должность пытаются продавать избирателям свои программы, точно так же, как, например, производитель компьютера пытается продавать свою продукцию потребителям на рынке.

Можно представить себе дело таким образом, что на политической арене разворачивается борьба, в которой политические деятели и кандидаты на выборные должности предлагают в качестве товара свои политические программы, а избиратели выбирают из них ту программу, которая в наибольшей степени соответствует их интересам, и соответственно ту партию или тех политических деятелей, которые предлагают эту программу. Решение избирателей голосовать на выборах за того или иного кандидата можно рассматривать как такой же выбор, как и покупка того или иного нужного товара на экономическом рынке.

Из всего изложенного можно сделать вывод, что экономическая наука, социология и политология соприкасаются друг с другом на некоем общем для всех проблемном поле, где они вступают во взаимодействие и одновременно претендуют на исследование тех или иных его сторон, граней и аспектов.

Наши рекомендации