Стереотипизация в массовой журналистике как метод подачи материала.
Стереотип – нечто среднее между образом и представлением, которое всякий раз появляется в сознании человека, когда он не в состоянии самостоятельно оценить факт, явление, событие.
Социальный стереотип в практике СМИ был использован Уолтером Липпманом в 1922 – книга «Общественное мнение». Предложенная им концепция стала теоретической основой метода стереотипизации.
Анализируя массовое сознание, Липпман решил, что всем процессом восприятия управляют стереотипы или предвзятое мнение, человека, который сначала представляет мир, а потом его видит. Пристраивает мир по простой модели. Под влиянием информации о событиях в голове человека складываются упрощенные образы – «картинки». Липпман отметил частую неадекватность картины действительности → иллюзорный характер.
Выступает в качестве → Стереотипный стимул, который должен вызывать реакцию.
Рассматривая роль прессы в этом процессе, Липпман решил, что пресса может создавать ложную картину мира – манипулятивные возможности прессы.
Считал, что каждой категории людей свойственны свои стереотипы. Антагонизм определяется не классовыми различиями, а различными стандартами стереотипов. Липпман предполагал, что объединить людей может единый стереотип.
Эти идеи Липпмана были развиты. Средний человек мыслит иррационально. Обращаться надо к эмоциям.
Стереотип – эта категория существует. Стереотипизация связана с установкой восприятия – готовность воспринимать явления определенных образов в зависимости от предшествующего опыта.
Стереотип – эмоционально-оценочное образование, которое складывается из 2-х компонентов: знание и отношение
Отношение – установка, эмоциональное; знание – стандартное, упрощенное → рождение образа.
# США – афроамериканцы
Стереотипизация – психологическое возд с помощью созд иллюзорных стереотипов – один из главных методов пропаганды. Первоначально стереотип в полиграфии обознач металлич печат форму, отлит типограф набора. В психологию применительно к практике пропаганды ввел амер журналист Липпман.. он подвергнул анализу массовое, обыденное сознание и роль прессы в формир обществен мнения и пришел к выводу, что всем процессом восприят управ стереотипы – предвзятые мнения. Человек воспринимает мир по простой модели. Под влиян информ-ии о соб-ях без наблюдения за ними в сознании склад упрщенные образы, стандартизир представл об окруж мире, картинки в наших головах, т.е. стереотипыю и основ на внешнем, поверхностном знании о явлен или предмете – могут быть ложными.. познание нового – подгонка механическая еще неизвестного полд устойчивую формулу.это по мнен Липпмана – норма. Рассматр роль прессы в формир общесвтен мнен он ктверждал, что она может с пом инфор-ии создавать ложную картин мира., тем самым он указ на манипулятив возможности прессы. Счит что редкторы новостей невозможно обойтись без стандартизации, стереотипов.первая причина- экономия времени и усилий. Стереотипы отучают чел анализир явления, критич оценивать. Характерна для стереотипов – предвзятость, которая превращает его в ярлык,кот сложно разрушить.
Французский теоретик Эллюль счит, что упрщения в пропаганде необходимы. Все зависит здесь от размера ауд. Стереотипизация связана с понятием установка восприят, т.е. готовностью воспринимать явления определенным образом в зависимости от предшествуюшего опыта человека. Установка шире стереотипа. Это стереотипное отношение, а стереотип уже принимает конкретные черты образа. Это непроизвольное побуждение. Установка это точка зрения. Автор некоторых статей сборника «Амер соци-ия» Девис отмечает, сто СМИ имеют огромную силу влияния на установки, но их воздействие не всегда эффективно в своей способности утвердить или сломать установки. Здесь их возможности ограничены. Пример с выборами Рузвельта.
Советский ученый Кондратенко утверждал, что люди усваивают общепринятые соц нормы, мнения, оценки. И это помогает им ориентироваться в потоке информации. С помощью СМИ можно контролировать и направлять содержание данного процесса.
Стереотип – эмоц – оценочное образование. Стереотип суждения, мнения, оценки, образы концентрируются в готовых формулах- в пропагандистских штампах, конкретизирующихся в СМИ с помощью яз ср-в и визуал изображ, вызывая опред эмоции и восприят у аудитории. Примеры: ложь, замалчивание, повторение слов и фраз – символов, ссылка на авторитет.
Дифференциация стереотипизации в Сми.Внутренние стереотипы: пресса в частности всегда отстаивала тезис о том, что западный образ жизни самый лучший в мире. Навязывала его всему миру как образец, навязывала стереотипы личного успеха. Как высшие политические ценности свободного мира преподносятся свобода и демократия. Стереотипы в прессе «о свободной печати», «холодной ойны»- «о советской угрозе», железный знавес, рука Москвы.