По отечественной истории ix-xx вв.
Кафедра социально-
политических дисциплин
М.С. Низамова
Сборник тестовых заданий
ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ IX-XX вв.
Набережные Челны – 2010
УДК 947
ББК 63.3(2)
Н 61
Печатается по решению секции социально-экономических дисциплин
учебно-методического совета
Института экономики, управления и права (г. Казань)
Низамова, М.С.
Н 61 Сборник тестовых заданий по отечественной истории IX-XX вв./ М.С. Низамова – Казань : Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права (г. Казань), 2010. – 174 с.
Обсужден и одобрен на заседании кафедры социально-политических дисциплин.
Предназначен для студентов специальности «Юриспруденция», «Финансы и кредит»; «Бухгалтерский учет и аудит»; «Налоги и налогообложение»; «Маркетинг»; «Менеджмент организации»; «Управление качеством»; «Государственное и муниципальное управление»; «Прикладная информатика в экономике»; «Психология».
УДК 947
ББК 63.3(2)
ã Институт экономики,
управления и права (г. Казань), 2010
ã Низамова М.С., 2010
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка............................................................................................. 5
Разделы тестовых заданий
I. Теория и методология исторической науки..................................................... 6
1. Функции истории................................................................................................... 6
2. Методы изучения истории................................................................................... 8
3. Методология истории......................................................................................... 12
4. Историография истории.................................................................................... 15
II. Древняя Русь и социально-политические изменения
в русских землях в XIII – середине XV вв.......................................................... 16
1. Формирование и развитие Древнерусского государства......................... 16
2. Политическая раздробленность русских земель......................................... 23
3. Борьба с иноземными захватчиками с Запада и с Востока.
Русь и Орда................................................................................................................. 26
4. Объединительные процессы
в русских землях (XIV – середина XV вв.)......................................................... 29
III. Образование и развитие Московского государства................................ 35
1. Образование Московского государства
(вторая половина XV – первая треть XVI вв.)................................................... 35
2. Московское государство в середине – второй половине XVI века........ 40
3. «Смута» в конце XVI – начале XVII вв.......................................................... 44
4. Россия в XVII веке................................................................................................ 47
IV. Российская империя в XVIII – первой половине XIX вв......................... 52
1. Россия в эпоху петровских преобразований. Дворцовые перевороты. 52
2. Правление Екатерины II..................................................................................... 58
3. Россия в конце XVIII – первой четверти XIX вв.......................................... 62
4. Россия в правление Николая I.......................................................................... 69
V. Российская империя во второй половине XIX – начале XX вв............... 73
1. Реформы Александра II и контрреформы Александра III ...................... 73
2. Общественные движения в России во второй половине XIX в................ 80
3. Экономическая модернизация России на рубеже XIX-XX веков............ 82
4. Революция 1905-1907 гг. и начало российского парламентаризма...... 85
VI. Россия в условиях войн и революций (1914-1922 гг.).............................. 91
1. Россия в условиях I мировой войны................................................................ 91
2. Февральская (1917 г.) революция.
Развитие событий от Февраля к Октябрю.......................................................... 94
3. Октябрьская революция 1917 г. Внутренняя
и внешняя политика большевиков (окт. 1917-1921 гг.).................................. 97
4. Гражданская война в Советской России..................................................... 103
VII. СССР в 1922-1953 гг...................................................................................... 106
1. Новая экономическая политика (НЭП)........................................................ 106
2. Образование СССР. Форсированное строительство
социализма: индустриализация, коллективизация, культурная
революция. Политический режим...................................................................... 111
3. Советская внешняя политика в 1920-1930-е гг.......................................... 118
4. СССР во второй мировой и Великой Отечественной войнах................ 122
5. Внешняя политика в послевоенный период............................................... 130
6. Социально-экономическое и общественно-политическое
развитие СССР в послевоенный период.......................................................... 132
VIII. СССР в 1953-1991 гг.
Становление новой российской государственности (1992-1999 гг.)....... 135
1. «Десятилетие оттепели»................................................................................... 135
2. Противоречивость общественного развития СССР
в середине 1960-х – середине 1980-х гг........................................................... 141
3. Внешняя политика в 1953-1985 гг................................................................. 145
4. Перестройка. Распад СССР.
Становление новой российской государственности.................................... 148
Ключ к тестам.......................................................................................................... 161
Список литературы................................................................................................ 172
Пояснительная запискА
Тестирование – это одна из форм проверки и самопроверки знаний по Отечественной истории. Отвечая на вопросы тестов, студенты могут оценить свои собственные знания, а также восполнить их.
Тесты по Отечественной истории охватывают все темы учебного курса. Структура тестов разбита по основным дидактическим единицам, с учетом требований к федеральному тестированию по проверке остаточных знаний студентов. Тесты включают в себя задания на знание дат; фактов; понятий; на определение причин и следствий. Также включены задания на указания характерных признаков событий и явлений, соотношения единичных фактов и общих явлений. Есть задания на установление последовательности событий, на систематизацию фактов, на соответствие. В большинстве заданий может быть дан один правильный ответ. В отдельных заданиях указывается, что должно быть два правильных ответа. В тестах на соответствие ответ нужно указывать цифрами (1,2,3 или 3,1,2 или 3,2,1 или 2,3,1 и т.д.).
Сборник издается с целью помочь студентам самостоятельно проверить свои знания по Отечественной истории в межсессионный период и в период подготовки к экзамену. Для тренировки предлагается 859 тестов. К тестам прилагается ключ. Если вопрос теста непонятен, или студент забывает ответ, то необходимо в учебнике найти соответствующий раздел и вдумчиво прочитать найденный ответ. Список необходимой учебной литературы прилагается в конце сборника.
Сборник также призван помочь преподавателям оценить подготовку каждого студента. Разбивая тесты на несколько вариантов по 10-30 вопросов, преподаватель сможет проверить знание каждой дидактической единицы. Знания можно проверять и во время семинарских занятий, и во время внеаудиторной работы (в явочное время) один раз в неделю. Считаем, что регулярная работа со студентами и планомерность проверки знаний поможет поднять уровень успеваемости студентов.
Тесты – это хорошее подспорье студентам в бально-рейтинговой системе. Каждый студент должен протестироваться и получить удовлетворительно по всем восьми дидактическим единицам. За выполнение одного вопроса дается один балл. Если тест включает в себя 30 вопросов, то от 30-26 правильных ответов – «отлично»; 25-19 – «хорошо»; 18-15 – «удовлетворительно». Если студент отвечает на тест неудовлетворительно (менее 15 баллов), то необходимо подготовиться и заново протестироваться.
Функции истории
1. Высказывание Цицерона «История – учительница жизни» отражает _________функцию истории.
а) статистическую;
б) управленческую;
в) адаптивную;
г) воспитательную.
2. Выявление закономерностей исторического развития связано с _______ функцией исторического знания.
а) познавательной;
б) воспитательной;
в) практической;
г) прогностической.
3 .Функция формирования гражданских, нравственных ценностей и качеств – это функция …
а) прогностическая;
б) воспитательная;
в) социальной памяти;
г) познавательная.
4. Функция исторической науки, которая призвана не только объяснять прошлое, но и показывать тенденции общественного развития в будущем, – …
а) воспитательная;
б) прогностическая;
в) познавательная;
г) социальной памяти.
5. Функция исторического знания, сформулированная в высказывании немецкого математика и философа Г.В. Лейбница «Настоящее, рожденное прошлым, рождает будущее», является функцией …
а) адаптивной;
б) статистической;
в) прогностической;
г) управленческой.
6. Идентификация и ориентация общества, личности соответствует функции исторического знания …
а) познавательной;
б) социальной памяти;
в) практически-рекомендательной;
г) прогностической.
7. В советский период истории официальной идеологией был марксизм, поэтому на первый план выдвигалась _________ функция исторического знания.
а) статистическая;
б) эстетическая;
в) адаптивная;
г) практически-политическая.
8. В логическом раду функций исторического знания лишним элементом является …
а) прогностическая;
б) воспитательная;
в) адаптивная;
г) познавательная.
Методы изучения истории
13. Типологический метод изучения истории заключается в…
а) описании исторических событий и явлений;
б) классификации исторических явлений, событий, объектов;
в) сопоставлении исторических объектов в пространстве и времени;
г) последовательном проникновении в прошлое с целью выявления причины события.
14. Метод исторического исследования, устанавливающий взаимосвязи и взаимодействия объектов в их историческом развитии, называется …
а) историко-типологическим;
б) статистическим;
в) синхронным;
г) историко-системным.
15. Ретроспективный метод исторического познания заключается в …
а) сопоставлении исторических объектов в пространстве и во времени;
б) последовательном проникновении в прошлое с целью выявления причины события;
в) раскрытии внутренних механизмов функционирования и развития исторических событий и объектов;
г) классификации исторических явлений, событий, объектов.
16. Идеографический метод изучения истории заключается в…
а) изучении последовательности исторических событий во времени;
б) сопоставлении исторических объектов в пространстве и времени;
в) описании исторических событий и явлений;
г) классификации исторических явлений, событий, объектов.
17. Описание исторических событий и явлений – это метод …
а) идеографический;
б) сравнительный;
в) синхронный;
г) системный.
18. Метод исторического исследования, заключающийся в выявлении совокупности однопорядковых явлений, сходства и различия между ними, называется …
а) синхронным;
б) историко-генетическим;
в) сравнительно-историческим;
г) типологическим.
19. Историко-сравнительный метод позволяет …
а) последовательно рассмотреть динамику исторических процессов;
б) раскрыть сущность изучаемых явлений путем сравнительного анализа различных фактических материалов;
в) проследить количественные параметры исторического процесса;
г) выявить истоки изучаемого исторического процесса.
20. Классификация исторических явлений составляет основу _______ метода.
а) историко-генетического;
б) историко-сравнительного;
в) идеографического;
г) историко-типологического.
21. Анализ происхождения исторических процессов, выявление причинно-следственных связей, неразрывно связано с ________ методом.
а) историко-генетическим;
б) сравнительным;
в) описательно-повествовательным;
г) типологическим.
22. Отрасль исторической науки, изучающая первобытные, древние и средневековые вещественные источники и реконструирующая по ним прошлое человеческого общества, называется…
а) археология;
б) историческая хронология;
в) этнография;
г) историография.
23. Вспомогательная историческая дисциплина нумизматика занимается изучением …
а) гербов;
б) печатей;
в) монет;
г) систем летоисчисления и календарей.
24. Высшим уровнем исторического познания является …
а) конкретно-исторический;
б) научно-теоретический;
в) мифологический;
г) обыденный.
Методология истории
30. Подход, в соответствии с которым история рассматривается как процесс восхождения человечества на всё более высокий уровень развития, получил название …
а) эволюционизм;
б) субъективизм;
в) волюнтаризм;
г) теологический.
31. Историко-философский подход, утверждающий, что основные исторические события обусловлены природной средой, называется …
а) локальный подход;
б) исторический прагматизм;
в) географический детерминизм;
г) исторический материализм.
32. Подход, в соответствии с которым ход истории определяет географическая среда, получил название …
а) географический детерминизм;
б) рационализм;
в) геология;
г) география.
33. Основоположниками формационного подхода к истории являлись …
а) Г. Миллер, И. Байер;
б) К. Маркс, Ф. Энгельс;
в) О. Шпенглер, А. Тойнби;
г) С. М. Соловьев, В. О. Ключевский.
34. В современной исторической науке широкое распространение получил антропологический подход, который приоритетную роль отводит …
а) географическому фактору;
б) способу производства материальных благ;
в) человеку, его внутреннему миру;
г) классовой борьбе.
35. Цивилизационному подходу к истории соответствует тезис о …
а) многообразии локальных человеческих сообществ;
б) классовой борьбе как движущей силе;
в) единстве и однонаправленности исторического процесса.
36. Большую роль в развитии цивилизационного подхода сыграли …
а) Н. Данилевский и А. Тойнби;
б) К. Маркс и Ф. Энгельс;
в) М. В. Ломоносов и В. Н. Татищев;
г) В. О. Ключевский и С. М. Соловьёв.
37. В XVIII веке немецкими историками И. Байером, Г. Миллером была создана теория …
а) антинорманнская;
б) «официальной народности»;
в) норманнская;
г) «русского социализма».
38. Основоположником антинорманнизма считается российский ученый-энциклопедист …
а) Б. А. Рыбаков;
б) М. В. Ломоносов;
в) В. Н. Татищев;
г) Н. М. Карамзин.
39. Первым критиком норманнской теории происхождения Древнерусского государства стал русский ученый …
а) Д. И. Иловайский;
б) Б. Д. Греков;
в) М. В. Ломоносов;
г) Феофан Прокопович.
40. Подход, в соответствии с которым российская история рассматривалась как исключительно самобытная, был характерен для историков –…
а) декабристов;
б) западников;
в) анархистов;
г) славянофилов.
41. Марксистский подход в истории человеческого общества выделяет________ общественно-экономические(х) формации( й).
а) три;
б) пять;
в) четыре;
г) две.
42. Методологической основой советской исторической науки был _________ подход.
а) теологический;
б) цивилизационный;
в) марксистский;
г) субъективистский.
43. Появившийся в 1938 году «Краткий курс истории ВКП(б)»…
а) открыл период «оттепели»;
б) ввёл плюралистический подход в изучении исторического прошлого;
в) открыл эпоху гласности в изучении истории;
г) закрепил монополию партии на историческую истину.
44. Ключевым положением марксизма является положение о том, что …
а) идеальная форма правления для России – конституционная монархия;
б) важнейшая движущая сила социалистической революции – пролетариат;
в) Россия перейдет к социализму, минуя капитализм, благодаря сохранению общинно-артельных традиций;
г) основа развития России – самодержавие, православие, народность.
45. Марксистская методология решающую роль в развитии общества отводила …
а) способу производства материальных благ;
б) религиозным отношениям;
в) духовным факторам развития;
г) природно-географической среде.
46. Родоначальником марксистской концепции отечественной истории считается …
а) М. В. Ломоносов;
б) В. Н. Татищев;
в) М. Н. Покровский;
г) Г. Миллер.
Историография истории
47. Крупнейшим русским историком начала XIX в. был ...
а) Н. М. Карамзин;
б) М. М. Щербатов;
в) В. О. Ключевский;
г) В. Н. Татищев.
48. «Отцом истории» называют автора первого полномасштабного исторического труда …
а) Платона;
б) Геродота;
в) Иллариона;
г) Нестора.
49. Источником личного происхождения является (-ются) …
а) «История государства Российского» Н. М. Карамзина;
б) советско-германский пакт о ненападении (пакт Молотова-Риббентропа);
в) Дневники М. М. Пришвина;
г) статья в журнале «Вопросы истории».
Русь и Орда
111. В XIII в. произошло событие …
а) создание системы оборонительных укреплений против печенегов;
б) первые столкновения русских с половцами;
в) разгром Хазарского каганата;
г) нашествие монголо-татар.
112. Первая встреча русских войск с монголами произошла в ____ году.
а) 1223 г.;
б) 988 г.;
в) 1147 г.;
г) 1380 г.
113. Отражение агрессии с Запада в XIII веке связано с именем князя …
а) Дмитрия Донского;
б) Ивана Калиты;
в) Александра Невского;
г) Владимира Мономаха.
114. Одно из замечательных сражений времени феодальной раздробленности Руси, происходившее частично на суше, частично на кораблях, носит название …
а) Куликовская битва;
б) Невская битва;
в) Грюнвальдская битва;
г) Битва на реке Вожже.
115. В 1240 году произошло событие …
а) битва на реке Калке;
б) поход Батыя на Русь;
в) Ледовое побоище на Чудском озере;
г) Невская битва.
116. В 1242 году произошло событие …
а) битва на реке Калке;
б) поход Батыя на Русь;
в) Ледовое побоище на Чудском озере;
г) битва на реке Вожже.
117. В результате монгольского нашествия 1237-1240 гг. Северо-Восточная Русь …
а) попала в вассальную зависимость от Золотой Орды;
б) была включена в состав Золотой Орды;
в) полностью утратила суверенитет;
г) вступила в период политической раздробленности.
118. Монголо-татарское иго на Руси длилось:
а) с 1223 по 1380 г.;
б) с 1240 по 1275 г.;
в) с 1380 по 1480 г.;
г) с 1240 по 1480 г.
119. Период 1240-1480 гг. вошел в историю нашей страны как…
а) время установления господства тевтонского ордена на Руси;
б) период борьбы с католической церковью;
в) период политической раздробленности;
г) период установления зависимости Руси от Орды.
120. Ханская грамота, дававшая право русским князьям управлять в своих землях, называлась …
а) ярлык;
б) златник;
в) ясак;
г) устав.
121. Получение князем ярлыка на великое княжение первой половины XIV века …
а) избавляло его княжество от уплаты дани Орде;
б) закрепляло за князем право назначать главу церкви;
в) давало князю право собирать дань со всех русских земель в пользу Орды;
г) позволяло князю формировать общерусское войско.
122. «Выход» в XIII – XV вв. – это ...
а) ханская грамота, дававшая русским князьям право на княжение;
б) разновидность оброка крестьян;
в) ежегодная плата Руси в годы ордынского ига;
г) форма отработок крестьян в хозяйстве феодала.
123. Большинство историков оценивают отношения Руси и Орды как …
а) союзнические;
б) экономическую и отчасти политическую зависимость Руси от Орды;
в) политическую зависимость Руси от Орды;
г) зависимость Орды от Руси.
124. Политику союза с Ордой и решительной борьбы с крестоносцами проводил князь …
а) Иван Калита;
б) Дмитрий Донской;
в) Александр Невский;
г) Даниил Галицкий.
125. Возведение в середине XII века храма Покрова Богородицы при впадении р. Нерли в Клязьму под Владимиром связано с именем князя …
а) Ярослава Мудрого;
б) Всеволода Большое Гнездо;
в) Владимира I Святого;
г) А. Боголюбского.
126. Величайшее произведение Древнерусской литературы XII в. «Слово о полку Игореве» описывает поход Новгород-Северского князя против …
а) половцев;
б) волжских булгар;
в) хазар;
г) печенегов.
III. Образование и развитие Московского государства
Образование Московского государства
(вторая половина XV – первая треть XVI вв.)
158. Двумя причинами, способствовавшими консолидации Руси под главенством Москвы, являлись …
а) победа А. Невского на Чудском озере;
б) переезд в Москву Константинопольского патриарха;
в) выгодное географическое расположение Москвы на пересечении торговых путей;
г) успешная завоевательная политика московских князей.
159. Формирование единой территории Российского государства завершилось при …
а) Василии П;
б) Иване III;
в) Василии Ш;
г) Иване IV.
160. Состояние русской земли в конце XV – начале XVI вв. характеризовалось…
а) прекращением территориального роста Московского княжества;
б) успешными войнами с Польско-Литовским государством;
в) полным подчинением русских земель Золотой Орде;
г) прекращением каменного строительства.
161. Завершение процесса объединения русских земель вокруг Москвы в централизованное государство приходится на годы правления двух великих князей …
а) Ивана II;
б) Ивана III;
в) Василия I;
г) Василия III.
162. Титул «Государь всея Руси» впервые принял создатель единого Российского государства …
а) Василий III;
б) Иван III;
в) Иван IV;
г) Федор Иоаннович.
163. Женитьба великого московского князя Ивана III на византийской принцессе Софье Палеолог позволила ему провозгласить …
а) Москву – столицей всего православного мира;
б) себя преемником византийских императоров;
в) освобождение от ордынского ига;
г) объединение православных и католиков в одну церковь.
164. Судебником 1497 г. для крестьян был введен Юрьев день, и говорилось …
а) о представлении всем крестьянам воли;
б) о полном закрепощении крестьян;
в) о переходе крестьян от одного помещика к другому в определенные сроки и на определенных условиях;
г) о том, на каких условиях крестьянин может купить землю.
165. Судебник 1497 г. установил для крестьян два условия – ...
а) обязательную выплату «пожилого» феодалу;
б) земельные раздачи государственных земель;
в) специальные органы сельского самоуправления;
г) ограничение на уход от своего феодала строго определенным сроком.
166. С правлением Ивана III связано следующее событие …
а) введение «урочных лет»;
б) феодальная междоусобица;
в) опричнина;
г) появление нового герба – двуглавого орла.
167. Одним из итогов правления Ивана III было …
а) завоевание выхода к Балтийскому морю;
б) присоединение Великого Новгорода к Москве;
в) присоединение Западной Сибири;
г) присоединение Казанского ханства.
168. Понятие «стояние на реке Угре» связано с …
а) противостоянием Тверского и Московского княжеств;
б) битвой на Куликовом поле;
в) ликвидацией зависимости Руси от Орды;
г) противостоянием Новгорода Москве.
169. Расширение и укрепление Московского государства при великом князе Иване III было связано с двумя событиями – ...
а) освобождением Руси от вассальной золотоордынской зависимости;
б) завоевательным походом в Европу;
в) присоединением Великого княжества Литовского;
г) ликвидацией независимости Новгорода и его присоединением.
170. Централизация управления Московским государством при Иване III в XV в. была связана с двумя мерами – …
а) созданием Приказа тайных дел;
б) формированием общегосударственных органов управления Дворца и Казны;
в) введением единого свода законов Судебника 1497 г.;
г) формированием опричного войска.
171. Завершение процесса объединения русских земель вокруг Москвы в централизованное государство приходится на годы правления двух великих князей …
а) Ивана II;
б) Ивана III;
в) Василия I;
г) Василия III.
172. Высший совещательный государственный орган России в XV-XVII вв. назывался …
а) Сенатом;
б) Боярской Думой;
в) Государственным советом;
г) Верховным тайным советом.
173. Землевладение, предоставляемое дворянам за службу, называется …
а) надел;
б) вотчина;
в) удел;
г) поместье.
174. Отличие вотчины от поместья состоит в том, что она …
а) дается на время военной службы;
б) передается по наследству;
в) крестьяне несут обязанности по отношению к своему господину;
г) сохраняется феодальная собственность на землю.
175. Главным итогом правления Василия III является …
а) завершение политического и территориального объединения русских земель;
б) оформление в России сословно-представительной монархии;
в) завоевание Россией выхода к Балтийскому морю;
г) принятие первого свода законов единого государства – Судебника.
176. Кормлением в Московском государстве называлась система …
а) местного самоуправления;
б) содержания священнослужителей за счет верующих;
в) содержания должностных лиц за счет местного населения;
г) занятие должностей в соответствии со знатностью рода.
177. Новгород был присоединен к Московскому государству в правление Ивана III в _______ году.
а) 1485 г.;
б) 1480 г.;
в) 1478 г.;
г) 1497 г.
178. Присоединение Твери к Московскому государству произошло в ______ году.
а) 1510 г.;
б) 1521 г.;
в) 1478 г.;
г) 1485 г.
179. Автором концепции «Москва – третий Рим» был:
а) Иван Грозный;
б) Иван Пересветов;
в) князь Курбский;
г) монах Филофей.
180. Политическую теорию русского государства «Москва – третий Рим» разработал …
а) Василий III;
б) Иосиф Волоцкий;
в) Нил Сорский;
г) Филофей.
181. В 1470-х годах в Московском Кремле итальянский зодчий Аристотель Фиораванти возвел _________ собор.
а) Успенский;
б) Софийский;
в) Покровский;
г) Архангельский.
Россия в XVII веке
227. Основным явлением в экономической жизни России ХVII века считается …
а) начало промышленного переворота;
б) формирование всероссийского рынка;
в) расцвет мануфактурного производства;
г) ликвидация натурального хозяйства.
228. В России установление устойчивых хозяйственных связей и обмен товарами между разными частями страны, называется …
а) традиционная экономика;
б) натуральное хозяйство;
в) товарное хозяйство;
г) всероссийский рынок.
229. Процесс складывания единого всероссийского рынка приходится на период …
а) объединения русских земель вокруг Москвы (XIV XV вв.);
б) XVII в.;
в) выхода России к Балтийскому морю (1721);
г) появления бумажных денег (при Екатерине II).
230. С развитием промышленности в XVII веке связано понятие …
а) завод;
б) мануфактура;
в) промысел;
г) фабрика.
231. Мануфактура – это …
а) крупное предприятие, основанное на разделении труда и ручной ремесленной технике;
б) вид пошлин на иностранные ткани;
в) крупное предприятие, основанное на разделении труда и машинной технике;
г) разновидность крестьянского кустарного производства.
232. Крупное предприятие, основанное на разделении труда и ручной ремесленной технике, называется …
а) тягло;
б) фабрика;
в) мануфактура;
г) ярмарка.
233. Причиной церковного раскола в середине ХVII в. стало ...
а) изменение части догматов и порядка богослужения;
б) создание религиозных сект на Руси;
в) стремление Никона усилить свое влияние на царя;
г) прекращение созыва Земских соборов.
234. Церковная реформа середины ХVII века была проведена ...
а) Петром I;
б) Иваном IV;
в) митрополитом Макарием;
г) патриархом Никоном.
235. Одна из характеристик реформ Никона указана неверно…
а) стали креститься тремя пальцами, а не двумя;
б) заменили некоторые иконы;
в) исправили тексты богослужебных книг и частично уничтожили памятники письменности прежних времен;
г) за образец были взяты западноевропейские правила.
236. Одна из позиций старообрядческих руководителей указана неверно …
а) проповедовали ненависть к нововведениям Никона;
б) выступали за развитие связей с Европой;
в) отказывались признать реформу Никона;
г) выступали за возврат к дореформенным религиозным обрядам.
237. Окончательное юридическое оформление системы крепостного права зафиксировал (-ло)…
а) Судебник Ивана III 1497 г.;
б) Указ 1597 г. о сыске беглых крестьян;
в) Судебник 1550 г.;
г) Соборное Уложение 1649 г.
238. Окончательное закрепощение крестьян в России произошло в _____ году.
а) 1649 г.;
б) 1642 г.;
в) 1682 г.;
г) 1660 г.
239. Одним из следствий принятия «Соборного Уложения» 1649 г. было ...
а) продление сроков поиска крестьян до 15 лет;
б) разрешение помещикам ссылать крестьян в Сибирь;
в) установление бессрочного сыска беглых крестьян;
г) упразднение правила «с Дона выдачи нет».
240. Один из законов Уложения 1649 г. указан неверно …
а) подтвердил право перехода крестьян в Юрьев день;
б) отменил Юрьев день;
в) ограничил барщину тремя днями в неделю;
г) подтвердил право перехода крестьян в Юрьев день и добавил Филиппов день.
241. Восстание в Москве, получившее название «соляного бунта», произошло в _______ году.
а) 1606 г.;
б) 1648 г.;
в) 1662 г.;
в) 1670 г.
242. В 1654 г. произошло событие …
а) избрание Михаила Федоровича на царствие;
б) присоединение Левобережной Украины к России;
в) заключение вечного мира с Польшей;
г) окончание Ливонской войны.
243. Первое высшее учебное заведение на Руси …
а) Московский университет;
б) Славяно-греко-латинская академия;
в) школа при Соловецком монастыре;
г) Навигацкая школа.
244. Приехав в Москву, М.В. Ломоносов поступил учиться …
а) в цифирную школу;
б) на подготовительные курсы университета;
в) в Славяно-греко-латинскую академию;
г) в медицинскую школу.
245. «Синопсис» Иннокентия Гизеля был …
а) первым сводным учебником истории;
б) религиозным сочинением;
в) описанием сибирских земель;
г) ежедневными записками автора – немецкого путешественника.
246. Зародившаяся на рубеже XVII века портретная живопись получила название …
а) фреска;
б) икона;
в) хорутвь;
г) парсуна.
247. В XVII веке в России появляется первый светский жанр живописи …
а) пейзаж;
б) натюрморт;
в) парсуна.
248. В конце XVII века возникает …
а) классицизм;
б) шатровый стиль;
в) «московское барокко».
249. В XVII в. Симон Ушаков являлся наиболее известным в России …
а) иконописцем;
б) летописцем;
в) церковным деятелем;
г) архитектором.
IV. Российская империя
Дворцовые перевороты
258. Петр I правил в ___________ годы.
а) 1682-1725 гг.;
б) 1725-1762 гг.;
в) 1613-1645 гг.;
г) 1598-1613 гг.
259. Двумя мероприятиями, свидетельствующими о складывании абсолютной монархии в России, являлись ...
а) усиление роли боярства;
б) отмена патриаршества;
в) учреждение министерств;
г) прекращение созыва Земских соборов.
260. Двумя мероприятиями Петра I, направленными на «европеизацию» страны, являлись ...
а) создание Синода;
б) созыв Уложенной комиссии;
в) проведение Стоглавого церковного собора;
г) организация ассамблей.
261. Учреждение Сената, Синода, коллегий относится к внутренней политике …
а) Алексея Михайловича;
б) Петра I;
в) Елизаветы Петровны;
г) Екатерины II.
262. Приказы, существовавшие в ХVI–ХVII веках, были заменены при Петре I …
а) министерствами;
б) Верховным тайным советом;
в) коллегиями;
г) Государственным советом.
263. Коллегии – органы центрального управления – пришли на смену …
а) министерствам;
б) приказам;
в) поместьям;
г) погостам.
264. Двумя нововведениями, свидетельствующими о создании централизованной системы органов управления в эпоху Петра I, являлись ...
а) приказы;
б) губерния;
в) министерство;
г) коллегия.
265. Правительственные учреждения, созданные в России в начале XVIII в. назывались …
а) земствами;
б) приказами;
в) коллегиями;
г) министерствами.
266. Областная реформа Петра I (1708 г.) предусматривала деление страны на …
а) 8 губерний;
б) 12 губерний;
в) 50 губерний;
г) 100 губерний.
267. Налог, взимаемый со всех мужчин податных сословий, в XVIII веке назывался …
а) подворным;
б) подушным;
в) посадским;
г) пошлинным.
268. Сословия, обязанные платить налоги в государственную казну, в XVIII-XIX вв. назывались …
a) податными;
б) пошлинными;
в) привилегированными;
г) прибыльными.
269. Двумя новыми промышленными районами первой четверти ХVIII века являлись ...
а) Дальний Восток;
б) Урал;
в) Петербург;
г) Средняя Азия.
270. Законодательный акт XVIII века о порядке прохождения службы в армии и гражданских учреждениях назывался …
а) «Строевое уложение»;
б) «Табель о рангах»;
в) «Духовный регламент»;
г) «Соборное Уложение».
271. По «Табели о рангах» низшим (14) классным чином штатской службы являлся …
а) коллежский асессор;
б) статский советник;
в) коллежский регистратор;
г) надворный советник.
272. В XVIII веке в результате проведения военной реформы возникло понятие …
а) мушкетер;
б) кирасир;
в) рекрут;
г) гусар.
273. Решающее сражение Северной войны состоялось в 1709 году …
а) у мыса Гангут;
б) под Полтавой;
в) у деревни Лесной;
г) у острова Гренгам.
274. В результате Северной войны Россия …
а) лишилась части своей северной территории;
б) отдала шведам Новгородские земли;
в) присоединила Финляндию;
г) завоевала выход в Балтийское море.
275. К итогам Северной войны для России не относились …
а) завоевание побережья Балтики;
б) укрепление авторитета России в Европе;
в) получение выхода к незамерзающим морям;
г) присоединение Дагестана.
276. Превращение церковной собственности в светскую называется …
а) секуляризация;
б) обмирщение;
в) прот