По отечественной истории ix-xx вв.

Кафедра социально-

политических дисциплин

М.С. Низамова

Сборник тестовых заданий

ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ IX-XX вв.

Набережные Челны – 2010

УДК 947

ББК 63.3(2)

Н 61

Печатается по решению секции социально-экономических дисциплин

учебно-методического совета

Института экономики, управления и права (г. Казань)

Низамова, М.С.

Н 61 Сборник тестовых заданий по отечественной истории IX-XX вв./ М.С. Низамова – Казань : Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права (г. Казань), 2010. – 174 с.

Обсужден и одобрен на заседании кафедры социально-политических дисциплин.

Предназначен для студентов специальности «Юриспруденция», «Финансы и кредит»; «Бухгалтерский учет и аудит»; «Налоги и налогообложение»; «Маркетинг»; «Менеджмент организации»; «Управление качеством»; «Государственное и муниципальное управление»; «Прикладная информатика в экономике»; «Психология».

УДК 947

ББК 63.3(2)

ã Институт экономики,

управления и права (г. Казань), 2010

ã Низамова М.С., 2010

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка............................................................................................. 5

Разделы тестовых заданий

I. Теория и методология исторической науки..................................................... 6

1. Функции истории................................................................................................... 6

2. Методы изучения истории................................................................................... 8

3. Методология истории......................................................................................... 12

4. Историография истории.................................................................................... 15

II. Древняя Русь и социально-политические изменения

в русских землях в XIII – середине XV вв.......................................................... 16

1. Формирование и развитие Древнерусского государства......................... 16

2. Политическая раздробленность русских земель......................................... 23

3. Борьба с иноземными захватчиками с Запада и с Востока.

Русь и Орда................................................................................................................. 26

4. Объединительные процессы

в русских землях (XIV – середина XV вв.)......................................................... 29

III. Образование и развитие Московского государства................................ 35

1. Образование Московского государства

(вторая половина XV – первая треть XVI вв.)................................................... 35

2. Московское государство в середине – второй половине XVI века........ 40

3. «Смута» в конце XVI – начале XVII вв.......................................................... 44

4. Россия в XVII веке................................................................................................ 47

IV. Российская империя в XVIII – первой половине XIX вв......................... 52

1. Россия в эпоху петровских преобразований. Дворцовые перевороты. 52

2. Правление Екатерины II..................................................................................... 58

3. Россия в конце XVIII – первой четверти XIX вв.......................................... 62

4. Россия в правление Николая I.......................................................................... 69

V. Российская империя во второй половине XIX – начале XX вв............... 73

1. Реформы Александра II и контрреформы Александра III ...................... 73

2. Общественные движения в России во второй половине XIX в................ 80

3. Экономическая модернизация России на рубеже XIX-XX веков............ 82

4. Революция 1905-1907 гг. и начало российского парламентаризма...... 85

VI. Россия в условиях войн и революций (1914-1922 гг.).............................. 91

1. Россия в условиях I мировой войны................................................................ 91

2. Февральская (1917 г.) революция.

Развитие событий от Февраля к Октябрю.......................................................... 94

3. Октябрьская революция 1917 г. Внутренняя

и внешняя политика большевиков (окт. 1917-1921 гг.).................................. 97

4. Гражданская война в Советской России..................................................... 103

VII. СССР в 1922-1953 гг...................................................................................... 106

1. Новая экономическая политика (НЭП)........................................................ 106

2. Образование СССР. Форсированное строительство

социализма: индустриализация, коллективизация, культурная

революция. Политический режим...................................................................... 111

3. Советская внешняя политика в 1920-1930-е гг.......................................... 118

4. СССР во второй мировой и Великой Отечественной войнах................ 122

5. Внешняя политика в послевоенный период............................................... 130

6. Социально-экономическое и общественно-политическое

развитие СССР в послевоенный период.......................................................... 132

VIII. СССР в 1953-1991 гг.

Становление новой российской государственности (1992-1999 гг.)....... 135

1. «Десятилетие оттепели»................................................................................... 135

2. Противоречивость общественного развития СССР

в середине 1960-х – середине 1980-х гг........................................................... 141

3. Внешняя политика в 1953-1985 гг................................................................. 145

4. Перестройка. Распад СССР.

Становление новой российской государственности.................................... 148

Ключ к тестам.......................................................................................................... 161

Список литературы................................................................................................ 172

Пояснительная запискА

Тестирование – это одна из форм проверки и самопроверки знаний по Отечественной истории. Отвечая на вопросы тестов, студенты могут оценить свои собственные знания, а также восполнить их.

Тесты по Отечественной истории охватывают все темы учебного курса. Структура тестов разбита по основным дидактическим единицам, с учетом требований к федеральному тестированию по проверке остаточных знаний студентов. Тесты включают в себя задания на знание дат; фактов; понятий; на определение причин и следствий. Также включены задания на указания характерных признаков событий и явлений, соотношения единичных фактов и общих явлений. Есть задания на установление последовательности событий, на систематизацию фактов, на соответствие. В большинстве заданий может быть дан один правильный ответ. В отдельных заданиях указывается, что должно быть два правильных ответа. В тестах на соответствие ответ нужно указывать цифрами (1,2,3 или 3,1,2 или 3,2,1 или 2,3,1 и т.д.).

Сборник издается с целью помочь студентам самостоятельно проверить свои знания по Отечественной истории в межсессионный период и в период подготовки к экзамену. Для тренировки предлагается 859 тестов. К тестам прилагается ключ. Если вопрос теста непонятен, или студент забывает ответ, то необходимо в учебнике найти соответствующий раздел и вдумчиво прочитать найденный ответ. Список необходимой учебной литературы прилагается в конце сборника.

Сборник также призван помочь преподавателям оценить подготовку каждого студента. Разбивая тесты на несколько вариантов по 10-30 вопросов, преподаватель сможет проверить знание каждой дидактической единицы. Знания можно проверять и во время семинарских занятий, и во время внеаудиторной работы (в явочное время) один раз в неделю. Считаем, что регулярная работа со студентами и планомерность проверки знаний поможет поднять уровень успеваемости студентов.

Тесты – это хорошее подспорье студентам в бально-рейтинговой системе. Каждый студент должен протестироваться и получить удовлетворительно по всем восьми дидактическим единицам. За выполнение одного вопроса дается один балл. Если тест включает в себя 30 вопросов, то от 30-26 правильных ответов – «отлично»; 25-19 – «хорошо»; 18-15 – «удовлетворительно». Если студент отвечает на тест неудовлетворительно (менее 15 баллов), то необходимо подготовиться и заново протестироваться.

Функции истории

1. Высказывание Цицерона «История – учительница жизни» отражает _________функцию истории.

а) статистическую;

б) управленческую;

в) адаптивную;

г) воспитательную.

2. Выявление закономерностей исторического развития связано с _______ функцией исторического знания.

а) познавательной;

б) воспитательной;

в) практической;

г) прогностической.

3 .Функция формирования гражданских, нравственных ценностей и качеств – это функция …

а) прогностическая;

б) воспитательная;

в) социальной памяти;

г) познавательная.

4. Функция исторической науки, которая призвана не только объяснять прошлое, но и показывать тенденции общественного развития в будущем, – …

а) воспитательная;

б) прогностическая;

в) познавательная;

г) социальной памяти.

5. Функция исторического знания, сформулированная в высказывании немецкого математика и философа Г.В. Лейбница «Настоящее, рожденное прошлым, рождает будущее», является функцией …

а) адаптивной;

б) статистической;

в) прогностической;

г) управленческой.

6. Идентификация и ориентация общества, личности соответствует функции исторического знания …

а) познавательной;

б) социальной памяти;

в) практически-рекомендательной;

г) прогностической.

7. В советский период истории официальной идеологией был марксизм, поэтому на первый план выдвигалась _________ функция исторического знания.

а) статистическая;

б) эстетическая;

в) адаптивная;

г) практически-политическая.

8. В логическом раду функций исторического знания лишним элементом является …

а) прогностическая;

б) воспитательная;

в) адаптивная;

г) познавательная.

Методы изучения истории

13. Типологический метод изучения истории заключается в…

а) описании исторических событий и явлений;

б) классификации исторических явлений, событий, объектов;

в) сопоставлении исторических объектов в пространстве и времени;

г) последовательном проникновении в прошлое с целью выявления причины события.

14. Метод исторического исследования, устанавливающий взаимосвязи и взаимодействия объектов в их историческом развитии, называется …

а) историко-типологическим;

б) статистическим;

в) синхронным;

г) историко-системным.

15. Ретроспективный метод исторического познания заключается в …

а) сопоставлении исторических объектов в пространстве и во времени;

б) последовательном проникновении в прошлое с целью выявления причины события;

в) раскрытии внутренних механизмов функционирования и развития исторических событий и объектов;

г) классификации исторических явлений, событий, объектов.

16. Идеографический метод изучения истории заключается в…

а) изучении последовательности исторических событий во времени;

б) сопоставлении исторических объектов в пространстве и времени;

в) описании исторических событий и явлений;

г) классификации исторических явлений, событий, объектов.

17. Описание исторических событий и явлений – это метод …

а) идеографический;

б) сравнительный;

в) синхронный;

г) системный.

18. Метод исторического исследования, заключающийся в выявлении совокупности однопорядковых явлений, сходства и различия между ними, называется …

а) синхронным;

б) историко-генетическим;

в) сравнительно-историческим;

г) типологическим.

19. Историко-сравнительный метод позволяет …

а) последовательно рассмотреть динамику исторических процессов;

б) раскрыть сущность изучаемых явлений путем сравнительного анализа различных фактических материалов;

в) проследить количественные параметры исторического процесса;

г) выявить истоки изучаемого исторического процесса.

20. Классификация исторических явлений составляет основу _______ метода.

а) историко-генетического;

б) историко-сравнительного;

в) идеографического;

г) историко-типологического.

21. Анализ происхождения исторических процессов, выявление причинно-следственных связей, неразрывно связано с ________ методом.

а) историко-генетическим;

б) сравнительным;

в) описательно-повествовательным;

г) типологическим.

22. Отрасль исторической науки, изучающая первобытные, древние и средневековые вещественные источники и реконструирующая по ним прошлое человеческого общества, называется…

а) археология;

б) историческая хронология;

в) этнография;

г) историография.

23. Вспомогательная историческая дисциплина нумизматика занимается изучением …

а) гербов;

б) печатей;

в) монет;

г) систем летоисчисления и календарей.

24. Высшим уровнем исторического познания является …

а) конкретно-исторический;

б) научно-теоретический;

в) мифологический;

г) обыденный.

Методология истории

30. Подход, в соответствии с которым история рассматривается как процесс восхождения человечества на всё более высокий уровень развития, получил название …

а) эволюционизм;

б) субъективизм;

в) волюнтаризм;

г) теологический.

31. Историко-философский подход, утверждающий, что основные исторические события обусловлены природной средой, называется …

а) локальный подход;

б) исторический прагматизм;

в) географический детерминизм;

г) исторический материализм.

32. Подход, в соответствии с которым ход истории определяет географическая среда, получил название …

а) географический детерминизм;

б) рационализм;

в) геология;

г) география.

33. Основоположниками формационного подхода к истории являлись …

а) Г. Миллер, И. Байер;

б) К. Маркс, Ф. Энгельс;

в) О. Шпенглер, А. Тойнби;

г) С. М. Соловьев, В. О. Ключевский.

34. В современной исторической науке широкое распространение получил антропологический подход, который приоритетную роль отводит …

а) географическому фактору;

б) способу производства материальных благ;

в) человеку, его внутреннему миру;

г) классовой борьбе.

35. Цивилизационному подходу к истории соответствует тезис о …

а) многообразии локальных человеческих сообществ;

б) классовой борьбе как движущей силе;

в) единстве и однонаправленности исторического процесса.

36. Большую роль в развитии цивилизационного подхода сыграли …

а) Н. Данилевский и А. Тойнби;

б) К. Маркс и Ф. Энгельс;

в) М. В. Ломоносов и В. Н. Татищев;

г) В. О. Ключевский и С. М. Соловьёв.

37. В XVIII веке немецкими историками И. Байером, Г. Миллером была создана теория …

а) антинорманнская;

б) «официальной народности»;

в) норманнская;

г) «русского социализма».

38. Основоположником антинорманнизма считается российский ученый-энциклопедист …

а) Б. А. Рыбаков;

б) М. В. Ломоносов;

в) В. Н. Татищев;

г) Н. М. Карамзин.

39. Первым критиком норманнской теории происхождения Древнерусского государства стал русский ученый …

а) Д. И. Иловайский;

б) Б. Д. Греков;

в) М. В. Ломоносов;

г) Феофан Прокопович.

40. Подход, в соответствии с которым российская история рассматривалась как исключительно самобытная, был характерен для историков –…

а) декабристов;

б) западников;

в) анархистов;

г) славянофилов.

41. Марксистский подход в истории человеческого общества выделяет­________ общественно-экономические(х) формации( й).

а) три;

б) пять;

в) четыре;

г) две.

42. Методологической основой советской исторической науки был ­­­­­­_________ подход.

а) теологический;

б) цивилизационный;

в) марксистский;

г) субъективистский.

43. Появившийся в 1938 году «Краткий курс истории ВКП(б)»…

а) открыл период «оттепели»;

б) ввёл плюралистический подход в изучении исторического прошлого;

в) открыл эпоху гласности в изучении истории;

г) закрепил монополию партии на историческую истину.

44. Ключевым положением марксизма является положение о том, что …

а) идеальная форма правления для России – конституционная монархия;

б) важнейшая движущая сила социалистической революции – пролетариат;

в) Россия перейдет к социализму, минуя капитализм, благодаря сохранению общинно-артельных традиций;

г) основа развития России – самодержавие, православие, народность.

45. Марксистская методология решающую роль в развитии общества отводила …

а) способу производства материальных благ;

б) религиозным отношениям;

в) духовным факторам развития;

г) природно-географической среде.

46. Родоначальником марксистской концепции отечественной истории считается …

а) М. В. Ломоносов;

б) В. Н. Татищев;

в) М. Н. Покровский;

г) Г. Миллер.

Историография истории

47. Крупнейшим русским историком начала XIX в. был ...

а) Н. М. Карамзин;

б) М. М. Щербатов;

в) В. О. Ключевский;

г) В. Н. Татищев.

48. «Отцом истории» называют автора первого полномасштабного исторического труда …

а) Платона;

б) Геродота;

в) Иллариона;

г) Нестора.

49. Источником личного происхождения является (-ются) …

а) «История государства Российского» Н. М. Карамзина;

б) советско-германский пакт о ненападении (пакт Молотова-Риббентропа);

в) Дневники М. М. Пришвина;

г) статья в журнале «Вопросы истории».

Русь и Орда

111. В XIII в. произошло событие …

а) создание системы оборонительных укреплений против печенегов;

б) первые столкновения русских с половцами;

в) разгром Хазарского каганата;

г) нашествие монголо-татар.

112. Первая встреча русских войск с монголами произошла в ____ году.

а) 1223 г.;

б) 988 г.;

в) 1147 г.;

г) 1380 г.

113. Отражение агрессии с Запада в XIII веке связано с именем князя …

а) Дмитрия Донского;

б) Ивана Калиты;

в) Александра Невского;

г) Владимира Мономаха.

114. Одно из замечательных сражений времени феодальной раздробленности Руси, происходившее частично на суше, частично на кораблях, носит название …

а) Куликовская битва;

б) Невская битва;

в) Грюнвальдская битва;

г) Битва на реке Вожже.

115. В 1240 году произошло событие …

а) битва на реке Калке;

б) поход Батыя на Русь;

в) Ледовое побоище на Чудском озере;

г) Невская битва.

116. В 1242 году произошло событие …

а) битва на реке Калке;

б) поход Батыя на Русь;

в) Ледовое побоище на Чудском озере;

г) битва на реке Вожже.

117. В результате монгольского нашествия 1237-1240 гг. Северо-Восточная Русь …

а) попала в вассальную зависимость от Золотой Орды;

б) была включена в состав Золотой Орды;

в) полностью утратила суверенитет;

г) вступила в период политической раздробленности.

118. Монголо-татарское иго на Руси длилось:

а) с 1223 по 1380 г.;

б) с 1240 по 1275 г.;

в) с 1380 по 1480 г.;

г) с 1240 по 1480 г.

119. Период 1240-1480 гг. вошел в историю нашей страны как…

а) время установления господства тевтонского ордена на Руси;

б) период борьбы с католической церковью;

в) период политической раздробленности;

г) период установления зависимости Руси от Орды.

120. Ханская грамота, дававшая право русским князьям управлять в своих землях, называлась …

а) ярлык;

б) златник;

в) ясак;

г) устав.

121. Получение князем ярлыка на великое княжение первой половины XIV века …

а) избавляло его княжество от уплаты дани Орде;

б) закрепляло за князем право назначать главу церкви;

в) давало князю право собирать дань со всех русских земель в пользу Орды;

г) позволяло князю формировать общерусское войско.

122. «Выход» в XIII – XV вв. – это ...

а) ханская грамота, дававшая русским князьям право на княжение;

б) разновидность оброка крестьян;

в) ежегодная плата Руси в годы ордынского ига;

г) форма отработок крестьян в хозяйстве феодала.

123. Большинство историков оценивают отношения Руси и Орды как …

а) союзнические;

б) экономическую и отчасти политическую зависимость Руси от Орды;

в) политическую зависимость Руси от Орды;

г) зависимость Орды от Руси.

124. Политику союза с Ордой и решительной борьбы с крестоносцами проводил князь …

а) Иван Калита;

б) Дмитрий Донской;

в) Александр Невский;

г) Даниил Галицкий.

125. Возведение в середине XII века храма Покрова Богородицы при впадении р. Нерли в Клязьму под Владимиром связано с именем князя …

а) Ярослава Мудрого;

б) Всеволода Большое Гнездо;

в) Владимира I Святого;

г) А. Боголюбского.

126. Величайшее произведение Древнерусской литературы XII в. «Слово о полку Игореве» описывает поход Новгород-Северского князя против …

а) половцев;

б) волжских булгар;

в) хазар;

г) печенегов.

III. Образование и развитие Московского государства

Образование Московского государства

(вторая половина XV – первая треть XVI вв.)

158. Двумя причинами, способствовавшими консолидации Руси под главенством Москвы, являлись …

а) победа А. Невского на Чудском озере;

б) переезд в Москву Константинопольского патриарха;

в) выгодное географическое расположение Москвы на пересечении торговых путей;

г) успешная завоевательная политика московских князей.

159. Формирование единой территории Российского государства завершилось при …

а) Василии П;

б) Иване III;

в) Василии Ш;

г) Иване IV.

160. Состояние русской земли в конце XV – начале XVI вв. характеризовалось…

а) прекращением территориального роста Московского княжества;

б) успешными войнами с Польско-Литовским государством;

в) полным подчинением русских земель Золотой Орде;

г) прекращением каменного строительства.

161. Завершение процесса объединения русских земель вокруг Москвы в централизованное государство приходится на годы правления двух великих князей …

а) Ивана II;

б) Ивана III;

в) Василия I;

г) Василия III.

162. Титул «Государь всея Руси» впервые принял создатель единого Российского государства …

а) Василий III;

б) Иван III;

в) Иван IV;

г) Федор Иоаннович.

163. Женитьба великого московского князя Ивана III на византийской принцессе Софье Палеолог позволила ему провозгласить …

а) Москву – столицей всего православного мира;

б) себя преемником византийских императоров;

в) освобождение от ордынского ига;

г) объединение православных и католиков в одну церковь.

164. Судебником 1497 г. для крестьян был введен Юрьев день, и говорилось …

а) о представлении всем крестьянам воли;

б) о полном закрепощении крестьян;

в) о переходе крестьян от одного помещика к другому в определенные сроки и на определенных условиях;

г) о том, на каких условиях крестьянин может купить землю.

165. Судебник 1497 г. установил для крестьян два условия – ...

а) обязательную выплату «пожилого» феодалу;

б) земельные раздачи государственных земель;

в) специальные органы сельского самоуправления;

г) ограничение на уход от своего феодала строго определенным сроком.

166. С правлением Ивана III связано следующее событие …

а) введение «урочных лет»;

б) феодальная междоусобица;

в) опричнина;

г) появление нового герба – двуглавого орла.

167. Одним из итогов правления Ивана III было …

а) завоевание выхода к Балтийскому морю;

б) присоединение Великого Новгорода к Москве;

в) присоединение Западной Сибири;

г) присоединение Казанского ханства.

168. Понятие «стояние на реке Угре» связано с …

а) противостоянием Тверского и Московского княжеств;

б) битвой на Куликовом поле;

в) ликвидацией зависимости Руси от Орды;

г) противостоянием Новгорода Москве.

169. Расширение и укрепление Московского государства при великом князе Иване III было связано с двумя событиями – ...

а) освобождением Руси от вассальной золотоордынской зависимости;

б) завоевательным походом в Европу;

в) присоединением Великого княжества Литовского;

г) ликвидацией независимости Новгорода и его присоединением.

170. Централизация управления Московским государством при Иване III в XV в. была связана с двумя мерами – …

а) созданием Приказа тайных дел;

б) формированием общегосударственных органов управления Дворца и Казны;

в) введением единого свода законов Судебника 1497 г.;

г) формированием опричного войска.

171. Завершение процесса объединения русских земель вокруг Москвы в централизованное государство приходится на годы правления двух великих князей …

а) Ивана II;

б) Ивана III;

в) Василия I;

г) Василия III.

172. Высший совещательный государственный орган России в XV-XVII вв. назывался …

а) Сенатом;

б) Боярской Думой;

в) Государственным советом;

г) Верховным тайным советом.

173. Землевладение, предоставляемое дворянам за службу, называется …

а) надел;

б) вотчина;

в) удел;

г) поместье.

174. Отличие вотчины от поместья состоит в том, что она …

а) дается на время военной службы;

б) передается по наследству;

в) крестьяне несут обязанности по отношению к своему господину;

г) сохраняется феодальная собственность на землю.

175. Главным итогом правления Василия III является …

а) завершение политического и территориального объединения русских земель;

б) оформление в России сословно-представительной монархии;

в) завоевание Россией выхода к Балтийскому морю;

г) принятие первого свода законов единого государства – Судебника.

176. Кормлением в Московском государстве называлась система …

а) местного самоуправления;

б) содержания священнослужителей за счет верующих;

в) содержания должностных лиц за счет местного населения;

г) занятие должностей в соответствии со знатностью рода.

177. Новгород был присоединен к Московскому государству в правление Ивана III в _______ году.

а) 1485 г.;

б) 1480 г.;

в) 1478 г.;

г) 1497 г.

178. Присоединение Твери к Московскому государству произошло в ______ году.

а) 1510 г.;

б) 1521 г.;

в) 1478 г.;

г) 1485 г.

179. Автором концепции «Москва – третий Рим» был:

а) Иван Грозный;

б) Иван Пересветов;

в) князь Курбский;

г) монах Филофей.

180. Политическую теорию русского государства «Москва – третий Рим» разработал …

а) Василий III;

б) Иосиф Волоцкий;

в) Нил Сорский;

г) Филофей.

181. В 1470-х годах в Московском Кремле итальянский зодчий Аристотель Фиораванти возвел ­­­­­­­­_________ собор.

а) Успенский;

б) Софийский;

в) Покровский;

г) Архангельский.

Россия в XVII веке

227. Основным явлением в экономической жизни России ХVII века считается …

а) начало промышленного переворота;

б) формирование всероссийского рынка;

в) расцвет мануфактурного производства;

г) ликвидация натурального хозяйства.

228. В России установление устойчивых хозяйственных связей и обмен товарами между разными частями страны, называется …

а) традиционная экономика;

б) натуральное хозяйство;

в) товарное хозяйство;

г) всероссийский рынок.

229. Процесс складывания единого всероссийского рынка приходится на период …

а) объединения русских земель вокруг Москвы (XIV XV вв.);

б) XVII в.;

в) выхода России к Балтийскому морю (1721);

г) появления бумажных денег (при Екатерине II).

230. С развитием промышленности в XVII веке связано понятие …

а) завод;

б) мануфактура;

в) промысел;

г) фабрика.

231. Мануфактура – это …

а) крупное предприятие, основанное на разделении труда и ручной ремесленной технике;

б) вид пошлин на иностранные ткани;

в) крупное предприятие, основанное на разделении труда и машинной технике;

г) разновидность крестьянского кустарного производства.

232. Крупное предприятие, основанное на разделении труда и ручной ремесленной технике, называется …

а) тягло;

б) фабрика;

в) мануфактура;

г) ярмарка.

233. Причиной церковного раскола в середине ХVII в. стало ...

а) изменение части догматов и порядка богослужения;

б) создание религиозных сект на Руси;

в) стремление Никона усилить свое влияние на царя;

г) прекращение созыва Земских соборов.

234. Церковная реформа середины ХVII века была проведена ...

а) Петром I;

б) Иваном IV;

в) митрополитом Макарием;

г) патриархом Никоном.

235. Одна из характеристик реформ Никона указана неверно

а) стали креститься тремя пальцами, а не двумя;

б) заменили некоторые иконы;

в) исправили тексты богослужебных книг и частично уничтожили памятники письменности прежних времен;

г) за образец были взяты западноевропейские правила.

236. Одна из позиций старообрядческих руководителей указана неверно

а) проповедовали ненависть к нововведениям Никона;

б) выступали за развитие связей с Европой;

в) отказывались признать реформу Никона;

г) выступали за возврат к дореформенным религиозным обрядам.

237. Окончательное юридическое оформление системы крепостного права зафиксировал (-ло)…

а) Судебник Ивана III 1497 г.;

б) Указ 1597 г. о сыске беглых крестьян;

в) Судебник 1550 г.;

г) Соборное Уложение 1649 г.

238. Окончательное закрепощение крестьян в России произошло в _____ году.

а) 1649 г.;

б) 1642 г.;

в) 1682 г.;

г) 1660 г.

239. Одним из следствий принятия «Соборного Уложения» 1649 г. было ...

а) продление сроков поиска крестьян до 15 лет;

б) разрешение помещикам ссылать крестьян в Сибирь;

в) установление бессрочного сыска беглых крестьян;

г) упразднение правила «с Дона выдачи нет».

240. Один из законов Уложения 1649 г. указан неверно

а) подтвердил право перехода крестьян в Юрьев день;

б) отменил Юрьев день;

в) ограничил барщину тремя днями в неделю;

г) подтвердил право перехода крестьян в Юрьев день и добавил Филиппов день.

241. Восстание в Москве, получившее название «соляного бунта», произошло в _______ году.

а) 1606 г.;

б) 1648 г.;

в) 1662 г.;

в) 1670 г.

242. В 1654 г. произошло событие …

а) избрание Михаила Федоровича на царствие;

б) присоединение Левобережной Украины к России;

в) заключение вечного мира с Польшей;

г) окончание Ливонской войны.

243. Первое высшее учебное заведение на Руси …

а) Московский университет;

б) Славяно-греко-латинская академия;

в) школа при Соловецком монастыре;

г) Навигацкая школа.

244. Приехав в Москву, М.В. Ломоносов поступил учиться …

а) в цифирную школу;

б) на подготовительные курсы университета;

в) в Славяно-греко-латинскую академию;

г) в медицинскую школу.

245. «Синопсис» Иннокентия Гизеля был …

а) первым сводным учебником истории;

б) религиозным сочинением;

в) описанием сибирских земель;

г) ежедневными записками автора – немецкого путешественника.

246. Зародившаяся на рубеже XVII века портретная живопись получила название …

а) фреска;

б) икона;

в) хорутвь;

г) парсуна.

247. В XVII веке в России появляется первый светский жанр живописи …

а) пейзаж;

б) натюрморт;

в) парсуна.

248. В конце XVII века возникает …

а) классицизм;

б) шатровый стиль;

в) «московское барокко».

249. В XVII в. Симон Ушаков являлся наиболее известным в России …

а) иконописцем;

б) летописцем;

в) церковным деятелем;

г) архитектором.

IV. Российская империя

Дворцовые перевороты

258. Петр I правил в ­­­­­­­­­­­­­­­___________ годы.

а) 1682-1725 гг.;

б) 1725-1762 гг.;

в) 1613-1645 гг.;

г) 1598-1613 гг.

259. Двумя мероприятиями, свидетельствующими о складывании абсолютной монархии в России, являлись ...

а) усиление роли боярства;

б) отмена патриаршества;

в) учреждение министерств;

г) прекращение созыва Земских соборов.

260. Двумя мероприятиями Петра I, направленными на «европеизацию» страны, являлись ...

а) создание Синода;

б) созыв Уложенной комиссии;

в) проведение Стоглавого церковного собора;

г) организация ассамблей.

261. Учреждение Сената, Синода, коллегий относится к внутренней политике …

а) Алексея Михайловича;

б) Петра I;

в) Елизаветы Петровны;

г) Екатерины II.

262. Приказы, существовавшие в ХVI–ХVII веках, были заменены при Петре I …

а) министерствами;

б) Верховным тайным советом;

в) коллегиями;

г) Государственным советом.

263. Коллегии – органы центрального управления – пришли на смену …

а) министерствам;

б) приказам;

в) поместьям;

г) погостам.

264. Двумя нововведениями, свидетельствующими о создании централизованной системы органов управления в эпоху Петра I, являлись ...

а) приказы;

б) губерния;

в) министерство;

г) коллегия.

265. Правительственные учреждения, созданные в России в начале XVIII в. назывались …

а) земствами;

б) приказами;

в) коллегиями;

г) министерствами.

266. Областная реформа Петра I (1708 г.) предусматривала деление страны на …

а) 8 губерний;

б) 12 губерний;

в) 50 губерний;

г) 100 губерний.

267. Налог, взимаемый со всех мужчин податных сословий, в XVIII веке назывался …

а) подворным;

б) подушным;

в) посадским;

г) пошлинным.

268. Сословия, обязанные платить налоги в государственную казну, в XVIII-XIX вв. назывались …

a) податными;

б) пошлинными;

в) привилегированными;

г) прибыльными.

269. Двумя новыми промышленными районами первой четверти ХVIII века являлись ...

а) Дальний Восток;

б) Урал;

в) Петербург;

г) Средняя Азия.

270. Законодательный акт XVIII века о порядке прохождения службы в армии и гражданских учреждениях назывался …

а) «Строевое уложение»;

б) «Табель о рангах»;

в) «Духовный регламент»;

г) «Соборное Уложение».

271. По «Табели о рангах» низшим (14) классным чином штатской службы являлся …

а) коллежский асессор;

б) статский советник;

в) коллежский регистратор;

г) надворный советник.

272. В XVIII веке в результате проведения военной реформы возникло понятие …

а) мушкетер;

б) кирасир;

в) рекрут;

г) гусар.

273. Решающее сражение Северной войны состоялось в 1709 году …

а) у мыса Гангут;

б) под Полтавой;

в) у деревни Лесной;

г) у острова Гренгам.

274. В результате Северной войны Россия …

а) лишилась части своей северной территории;

б) отдала шведам Новгородские земли;

в) присоединила Финляндию;

г) завоевала выход в Балтийское море.

275. К итогам Северной войны для России не относились

а) завоевание побережья Балтики;

б) укрепление авторитета России в Европе;

в) получение выхода к незамерзающим морям;

г) присоединение Дагестана.

276. Превращение церковной собственности в светскую называется …

а) секуляризация;

б) обмирщение;

в) прот

Наши рекомендации