Формы государственного правления. Понятие и виды.
Форма правления – порядок образования и организации высших органов государственной власти. Их взаимоотношение друг с другом и населением.
1Монархия- это такая форма правления, при которой глава гос-ва – монархполучает власть по наследству, пользуется ею пожизненно и выполняет роль высшей законодательной, исполнительной и судебной власти. Виды монархи: Абсолютная, Ограниченная.
2Республика – это такая форма правления, при которой власть делегируется народом единоличному или коллективному государственному органу на определенный срок. Власть здесь осуществляется в соответствии с принципом разделения властей. Может возглавляеть и коллегиальный орган гос. власти.
А) Президентская классическая республика(США).Президент избирается народом, он не несет никакой ответственности перед парламентом. Президент формирует правительство. Парламент не может отправить министров в отставку, как правило президент является главой исполнительной власти.
Б) Классическая парламентская республика(Германия, Италия) Президент назначает парламент. Он играет номинальную роль(представляет гос-во) Правительство формирует парламент и только он может отправить правительство в отставку.
В Германии однопартийное правительство. Его формирует партия, получает большинство в парламенте. В Италии – коалиционное, в него входят все партии, входящие в парламент. В Италии постоянный кризис правительства.
(Смешанная форма правления с уклоном в президентскую республику.)
16. Форма государственного устройства: понятие и виды.
Форма национально-государственного устройства – территориальная структура (организация) гос-ва . По форме нац-гос. устройства гос-ва делятся на
1унитарные
2 федеративные
Унитарные (единые) гос-ва признаки:1.Единые органы государственной власти. Они находятся только в иерархическом соподчинении.
2. Единое законодательство.
3. единая территория
4. Парламент однопалатный (искл Великобритания-2-х палатная, Палата Лордов и Палата Общин-Лордом нужно родится)
5. Автономия – самоуправляющаяся территория, они могут входить в состав как унитарного, так и федеративного гос-ва. (правинция Квебек в Канаде), Автономия немцев в Поволжье до ВОВ, В России – Бирбиджан.
Признаки, отличающие федеральное устройство гос-ва
1.Двойная система гос.органов: наряду с общефедеральными органами гос. власти имеются органы субъектов федерации.
2.Наряду с общефедеральным законодательством существует законодательство субъектов федерации. Двойная система законодательства.
3. Существует федеральное гос-во, где субъекты федерации выделяют свою территории.4. И свое гражданство.
5. Парламент Федерации состоит из 2-х палат Федеральное собрание:
1.совет федерации
2. государственная дума
Федерации принципы:
1.территориальный(США)
2.национальный (чехославакия, югославия)
3. национально-территориальный(Россия)
21республик, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область, 9 автономных округов
Конфедерация – объединение суверенных государств для достижения внешнеполитических задач(экономических, военных)- ООН,СНГ, ЕвроСоюз,НАТО (Варшавский договор, Атланта, Тройственный союз и на Востоке)
Признаки
1.создание конфедерации закреплено в договорах
2.конфедерация образует органы необходимые для решения стоящих перед ней задач и целей: Единой правовой системы, Денежной системы, Гражданства
3.сохраняется суверенитет каждого гос-ва
4.конфедерация не имеет единой правовой системы, денежной системы, гражданства, , границы.
5.каждое гос-во, входящее в конфедерацию обладает правом нулефикации решений конфедерации на своей территории.(гос-во может не исполнять решения органов конфедерации без выхода из состава конфедерации)
Административно - территориальное деление
Независимо от форм нац.-гос. устройства территории гос-в подразумеваются на адм.-территор. Едницы-это необходимо для рациональной организации жизни людей, производство и управления.
Приницпы.1.экономический. Производится учет производственных особенностей территории, численности и плотности населения, путей сообщения, размещения производственных сил.
2.Политический.Цель: приближение органов власти и управления к населению..
В республике Дагестан(районы) админ-террит ед выделяются в соответствии с историческими местами проживания национальностей.
В России города, районы села поселки.
3. Географический подразумевает четко отчерченные границы, компактность, непрерывность, экономическая целостность территории, возможность для населения формировать органы гос.власти и мест./самоупр.
4.Национальный
17. Политический режим: понятие и виды.
Государственно-правовой режим – это система средств и способов осуществления государственной власти. Существуют 2 точки зрения. Согласно 1, политический и государственно- правовой режим одно и тоже.
Согласно 2, политический режим более широкое понятие и включает в себя помимо государственно - правового режима также формы участия в политической жизни государства политических партий и движений, общественных организаций, органов местного самоуправления и др.
Различают демократические, авторитарные государственно-правовые режимы.
Демократический режим – провозглашаются и обеспечиваются общедемократические права и свобода. Населению предоставляется возможность влиять на состав государственных органов и содержание наиболее значимых решений. Гарантируется политический плюрализм и разделение властей.
Авторитарный режим означает ограничение прав и свобод граждан отстранение их от управления государством.
Конституционно-авторитарный. Формально закрепленов конституции ограничение прав и свобод граждан. Запрещается и ограничивается деятельность оппозиционных партий. Отсутствует разделение властей. Парламент назначается и является придатком исполнительной власти.
Тоталитарный режим (фашизм либо расизм. Германия 1937-45). Ограничение не только политических, но и личных прав граждан. Любые партии кроме правящей запрещаются. Если парламент есть, то большинство населения к выборам в него не допускаются.
Есть еще переходные режимы – наример во время переворотов. Еще есть чрезвычайный режим - вводится при попытках гос. переворотов, массовых беспорядках, стихийный бедствий, экологических и иных катастрофах.