Восточные славяне и Киевская Русь

Н. В. Красикова

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

Сборник контрольных заданий

для студентов 1 курса всех специальностей

дневного обучения

Екатеринбург

УДК 947

К78

Красикова, Н. В.

К78 Отечественная история : сб. контр. заданий / Н. В. Красикова. – Екатеринбург : УрГУПС, 2010. − 56 с.

Сборник контрольных заданий содержит комплект вопросов для тематической и итоговой проверки знаний студентов по дисциплине «Отечественная история». Контрольные работы составлены с учетом основных требований в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.

Предназначен для студентов первого курса всех специальностей дневного обучения.

УДК 947

Утвержден на заседании кафедры гуманитарных дисциплин 07 мая 2010 г., протокол № 9.

Автор: Н. В. Красикова, ассистент кафедры гуманитарных дисциплин,

филиал УрГУПС в г. Н.Тагиле

Рецензент: А. В. Скорняков, зам. директора филиала УрАГС в г. Н. Таги-

ле, канд. полит. наук

© Уральский государственный университет

путей сообщения (УрГУПС), 2010

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………………………4

Отечественная история с древности до конца XVIII в.

Контрольная работа № 1. Восточные славяне и Киевская Русь………………….6

Контрольная работа № 2. Русь в ХII–ХIII вв.: Удельная Русь. Борьба

народов Руси против иноземных захватчиков…………………………………….7

Контрольная работа № 3. Русь в ХIV−ХVI вв………………………………………8

Контрольная работа № 4. Россия в ХII в…………………………………………...10

Контрольная работа № 5. Россия в ХVIII в…………………………………………12

Отечественная история XIX в.

Контрольная работа № 6. Россия в первой четверти ХIХ в………………………..14

Контрольная работа № 7. Россия в 30–50-е гг. ХIХ в………………………………17

Контрольная работа № 8. Россия в эпоху Великих реформ (1855–1881 гг.)……...20

Контрольная работа № 9. Россия в 80–90-е гг. ХIХ в………………………………23

Отечественная история 1900–1941 гг.

Контрольная работа № 10. Россия в 1900–1907 гг…………………………………26

Контрольная работа № 11. Россия в 1907–1916 гг…………………………………30

Контрольная работа № 12. Россия в 1917–1920 гг…………………………………33

Контрольная работа № 13. СССР в 1920-е гг………………………………………36

Контрольная работа № 14. СССР в 30-е гг…………………………………………39

Отечественная история с 1941 г. − нач. XXI в.

Контрольная работа № 15. Вторая мировая война. Великая Отечественная война

Советского Союза……………………………………………………………………42

Контрольная работа № 16. СССР во второй половине 1940 – начале 1950-х гг….45

Контрольная работа № 17. Советская страна в середине 1950 – начале

1980-х гг.............................................................................................................................48

Контрольная работа № 18. СССР, Россия во второй половине 1980 – первой половине 1990-х гг…………………………………………………………………...51

Литература…………………………………………………………………………54

ВВЕДЕНИЕ

Отечественная история как учебная дисциплина составляет стержень обществоведческих курсов в системе гуманитарных и социальных наук, изучаемых студентами негуманитарных факультетов высших учебных заведений. Значение преподавания истории в вузе заключается в углублении научных знаний, раскрывающих основные закономерности развития общества, в дальнейшем формировании умений и навыков самостоятельной работы с историческим материалом, его систематизации и анализе. В процессе обучения истории в вузе наряду с другими гуманитарными и техническими дисциплинами происходит социальная адаптация и становление личности студента.
Изучение Отечественной истории IX─XX вв. позволяет дать представление об основных этапах становления и развития российской государственности, показать общее и особенное отечественной истории, определить место российской цивилизации во всемирно-историческом процессе.
Сборник контрольных заданий предназначен для студентов очной формы обучения. Сборник содержит темы контрольных работ, выполняемых студентами на протяжении первого курса. Вопросы и задания сформулированы в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования Российской Федерации. Для студентов очного отделения контрольная работа по Отечественной истории является средством межсессионной аттестации и критерием допуска студента к экзамену. Контрольная работа показывает степень усвоенности теоретического материала, умение творчески применять его при решении конкретных проблем по Отечественной истории, наличие навыков работы с научной и учебной литературой.

Основными объектами проверки знаний студентов являются:

− знание исторических фактов, дат, имен, терминов;

− усвоение основных исторических понятий, идей;

− владение элементами исторического описания и объяснения (раскрытие причинно-следственных связей событий, выявление в них общих тенденций, направленности, определение их характера и др.);

− умение извлекать знания из исторических источников и применять их для решения познавательных задач;

− умение давать оценку исторических явлений, обосновать свое отношение к историческим событиям, их участникам.

Контрольные работы представлены в виде тематиче­ских комплектов. В зависимости от объема учебной темы контрольная работа содержит от 3 до 8 вариантов, кото­рые в общей сложности охватывают основное содержание темы.

В каждый вариант включены:

а) один вопрос, требующий общей характеристики важ­нейших исторических событий, процессов, явлений (это пер­вые вопросы);

б) два-четыре вопроса, с помощью которых проверяется знание основных фактов и понятий.

В вопросах второй группы студентам предлагается на­звать или выбрать из приведенного перечня даты, имена, события; дать определение исторических терминов, назва­ний и т.д. При этом речь идет и о традиционных сюжетах социально-политической истории, и о вопросах из истории культуры и духовной жизни.

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ С ДРЕВНОСТИ ДО КОНЦА XVIII в.

Контрольная работа № 1

Восточные славяне и Киевская Русь

Вариант I

1. Назовите российские исторические школы и их представителей.

2. Охарактеризуйте жизнь, быт и верования славянских племен до образования Киевской Руси.

3. Перечислите основные группы населения Древней Руси в IX−XI вв.

4. Крещение Руси произошло…

а) в 911 г.; б) в 988 г.; в) в 945 г.; г) в 1068 г.

5. Объясните, по какому поводу на вече одного из восточ­нославянских племен были произнесены слова: «Когда пова­дится волк к овцам, то перетаскает все стадо, если не убить его...» Что было потом?

Вариант II

1. Назовите теории происхождения государства. Суть «норманнской теории».

2. Кто из исторических личностей:

а) предупреждал: «Иду на вы!»;

б) в первой четверти XII в. ввел дополнение в законы «Рус­ской Правды», облегчающие уплату процентов и выплату долга;

в) осуществил Крещение Руси.

3. Объясните значение терминов: летопись, вира, полюдье.

4. Что было раньше:

а) княжение Владимира Мономаха в Киеве;

б) Крещение Руси.

Вариант III

1. В чем значение принятия христианства для Киевской Ру­си?

2. Кто за кем княжил в Киеве? Расположите в хронологи­ческой последовательности правление киевских князей.

а) Ярослав Мудрый;

б) Святослав Игоревич;

в) Владимир Красное Солнышко;

г) Владимир Мономах.

3. Какие последствия имели княжеские усобицы для Руси?

4. О каком историческом деятеле идет речь: Он уделял много внимания просвещению, переводу книг, созданию библиотек, строительству. При нем были возведе­ны в Киеве Золотые ворота и главный храм города, постав­ленный в честь жестокой сечи с печенегами.

Контрольная работа № 2

Наши рекомендации