Восточные славяне и Киевская Русь
Н. В. Красикова
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ
Сборник контрольных заданий
для студентов 1 курса всех специальностей
дневного обучения
Екатеринбург
УДК 947
К78
Красикова, Н. В.
К78 Отечественная история : сб. контр. заданий / Н. В. Красикова. – Екатеринбург : УрГУПС, 2010. − 56 с.
Сборник контрольных заданий содержит комплект вопросов для тематической и итоговой проверки знаний студентов по дисциплине «Отечественная история». Контрольные работы составлены с учетом основных требований в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.
Предназначен для студентов первого курса всех специальностей дневного обучения.
УДК 947
Утвержден на заседании кафедры гуманитарных дисциплин 07 мая 2010 г., протокол № 9.
Автор: Н. В. Красикова, ассистент кафедры гуманитарных дисциплин,
филиал УрГУПС в г. Н.Тагиле
Рецензент: А. В. Скорняков, зам. директора филиала УрАГС в г. Н. Таги-
ле, канд. полит. наук
© Уральский государственный университет
путей сообщения (УрГУПС), 2010
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………………………4
Отечественная история с древности до конца XVIII в.
Контрольная работа № 1. Восточные славяне и Киевская Русь………………….6
Контрольная работа № 2. Русь в ХII–ХIII вв.: Удельная Русь. Борьба
народов Руси против иноземных захватчиков…………………………………….7
Контрольная работа № 3. Русь в ХIV−ХVI вв………………………………………8
Контрольная работа № 4. Россия в ХII в…………………………………………...10
Контрольная работа № 5. Россия в ХVIII в…………………………………………12
Отечественная история XIX в.
Контрольная работа № 6. Россия в первой четверти ХIХ в………………………..14
Контрольная работа № 7. Россия в 30–50-е гг. ХIХ в………………………………17
Контрольная работа № 8. Россия в эпоху Великих реформ (1855–1881 гг.)……...20
Контрольная работа № 9. Россия в 80–90-е гг. ХIХ в………………………………23
Отечественная история 1900–1941 гг.
Контрольная работа № 10. Россия в 1900–1907 гг…………………………………26
Контрольная работа № 11. Россия в 1907–1916 гг…………………………………30
Контрольная работа № 12. Россия в 1917–1920 гг…………………………………33
Контрольная работа № 13. СССР в 1920-е гг………………………………………36
Контрольная работа № 14. СССР в 30-е гг…………………………………………39
Отечественная история с 1941 г. − нач. XXI в.
Контрольная работа № 15. Вторая мировая война. Великая Отечественная война
Советского Союза……………………………………………………………………42
Контрольная работа № 16. СССР во второй половине 1940 – начале 1950-х гг….45
Контрольная работа № 17. Советская страна в середине 1950 – начале
1980-х гг.............................................................................................................................48
Контрольная работа № 18. СССР, Россия во второй половине 1980 – первой половине 1990-х гг…………………………………………………………………...51
Литература…………………………………………………………………………54
ВВЕДЕНИЕ
Отечественная история как учебная дисциплина составляет стержень обществоведческих курсов в системе гуманитарных и социальных наук, изучаемых студентами негуманитарных факультетов высших учебных заведений. Значение преподавания истории в вузе заключается в углублении научных знаний, раскрывающих основные закономерности развития общества, в дальнейшем формировании умений и навыков самостоятельной работы с историческим материалом, его систематизации и анализе. В процессе обучения истории в вузе наряду с другими гуманитарными и техническими дисциплинами происходит социальная адаптация и становление личности студента.
Изучение Отечественной истории IX─XX вв. позволяет дать представление об основных этапах становления и развития российской государственности, показать общее и особенное отечественной истории, определить место российской цивилизации во всемирно-историческом процессе.
Сборник контрольных заданий предназначен для студентов очной формы обучения. Сборник содержит темы контрольных работ, выполняемых студентами на протяжении первого курса. Вопросы и задания сформулированы в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования Российской Федерации. Для студентов очного отделения контрольная работа по Отечественной истории является средством межсессионной аттестации и критерием допуска студента к экзамену. Контрольная работа показывает степень усвоенности теоретического материала, умение творчески применять его при решении конкретных проблем по Отечественной истории, наличие навыков работы с научной и учебной литературой.
Основными объектами проверки знаний студентов являются:
− знание исторических фактов, дат, имен, терминов;
− усвоение основных исторических понятий, идей;
− владение элементами исторического описания и объяснения (раскрытие причинно-следственных связей событий, выявление в них общих тенденций, направленности, определение их характера и др.);
− умение извлекать знания из исторических источников и применять их для решения познавательных задач;
− умение давать оценку исторических явлений, обосновать свое отношение к историческим событиям, их участникам.
Контрольные работы представлены в виде тематических комплектов. В зависимости от объема учебной темы контрольная работа содержит от 3 до 8 вариантов, которые в общей сложности охватывают основное содержание темы.
В каждый вариант включены:
а) один вопрос, требующий общей характеристики важнейших исторических событий, процессов, явлений (это первые вопросы);
б) два-четыре вопроса, с помощью которых проверяется знание основных фактов и понятий.
В вопросах второй группы студентам предлагается назвать или выбрать из приведенного перечня даты, имена, события; дать определение исторических терминов, названий и т.д. При этом речь идет и о традиционных сюжетах социально-политической истории, и о вопросах из истории культуры и духовной жизни.
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ С ДРЕВНОСТИ ДО КОНЦА XVIII в.
Контрольная работа № 1
Восточные славяне и Киевская Русь
Вариант I
1. Назовите российские исторические школы и их представителей.
2. Охарактеризуйте жизнь, быт и верования славянских племен до образования Киевской Руси.
3. Перечислите основные группы населения Древней Руси в IX−XI вв.
4. Крещение Руси произошло…
а) в 911 г.; б) в 988 г.; в) в 945 г.; г) в 1068 г.
5. Объясните, по какому поводу на вече одного из восточнославянских племен были произнесены слова: «Когда повадится волк к овцам, то перетаскает все стадо, если не убить его...» Что было потом?
Вариант II
1. Назовите теории происхождения государства. Суть «норманнской теории».
2. Кто из исторических личностей:
а) предупреждал: «Иду на вы!»;
б) в первой четверти XII в. ввел дополнение в законы «Русской Правды», облегчающие уплату процентов и выплату долга;
в) осуществил Крещение Руси.
3. Объясните значение терминов: летопись, вира, полюдье.
4. Что было раньше:
а) княжение Владимира Мономаха в Киеве;
б) Крещение Руси.
Вариант III
1. В чем значение принятия христианства для Киевской Руси?
2. Кто за кем княжил в Киеве? Расположите в хронологической последовательности правление киевских князей.
а) Ярослав Мудрый;
б) Святослав Игоревич;
в) Владимир Красное Солнышко;
г) Владимир Мономах.
3. Какие последствия имели княжеские усобицы для Руси?
4. О каком историческом деятеле идет речь: Он уделял много внимания просвещению, переводу книг, созданию библиотек, строительству. При нем были возведены в Киеве Золотые ворота и главный храм города, поставленный в честь жестокой сечи с печенегами.
Контрольная работа № 2