Вопрос 22.классификация власти
Наиболее содержательна классификация власти в обществе в соответствии с ресурсами, на которых она основывается, на экономическую, социальную, культурно-информационную, принудительную.
Экономическая власть — это контроль над экономическими ресурсами, собственность на различного рода материальные ценности. В обычные, относительно спокойные периоды общественного развития экономическая власть доминирует над другими видами власти, поскольку «экономический контроль — это не просто контроль одной из областей человеческой жизни, никак не связанной с остальными; это контроль над средствами достижения всех наших целей» .
С экономической властью тесно связана власть социальная. Если экономическая власть предполагает способность распределения материальных благ, то социальная — распределения позиций на социальной лестнице — статусов, должностей, льгот и привилегий. Современные государства обладают большой социальной властью, с помощью социальной политики они могут влиять на общественное положение широких слоев населения, вызывая тем самым их лояльность и поддержку.
Культурно-информационная власть — это прежде всего власть над людьми с помощью научных знаний, информации и средств их распространения. Кроме того, это моральная, религиозная и некоторые другие виды власти, связанные с подчинением на основе авторитета. В современном обществе из всех видов духовного влияния на первый план выдвигается научно-информационная власть. Знания используются как при подготовке правительственных решений, так и для непосредственного воздействия на сознание людей в целях обеспечения их политической лояльности и поддержки. Такое воздействие осуществляется через институты социализации (школа, другие образовательные учреждения), а также с помощью СМИ.
Информационная власть способна служить разным целям: не только распространению объективных сведений о деятельности правительства, положении в обществе, но и манипулированию — управлению сознанием и поведением людей вопреки их интересам, а нередко и воле, основанному на специальных методах обмана.
Принудительная власть опирается на силовые ресурсы и означает кон-троль за людьми с помощью применения или угрозы применения физической силы. Принудительную власть не следует отождествлять с властью политиче-ской, хотя легальное использование силы в масштабах государства — важнейшая особенность последней. Насилие, физическое принуждение могут использоваться и неполитической властью, например в отношениях между рабами и рабовладельцами, между деспотом — главой семьи и ее членами, между главарем и членами преступной группировки, между рэкетирами и торговцами и т.д.
Политическая власть характеризуется рядом отличительных признаков: 1) легальностью использования силы в пределах государства; 2) верховенством, обязательностью решений для всякой иной власти, способностью проникновения в любые общественные процессы. Политическая власть может ограничить влияние мощных корпораций, СМИ и других учреждений или же вовсе ликвидировать их; 3) публичностью, т.е. всеобщностью и безличностью. Это означает, что политическая власть, в отличие от личной, приватной власти, которая обычно существует в небольших, контактных группах, обращается от имени всего общества с помощью права ко всем гражданам; 4) моноцентричностью, наличием единого центра принятия решений. В рыночном демократическом обществе, в отличие от политической власти, экономическая, социальная и духовно-информационная власти полицентричны. Здесь существует много независимых собственников, СМИ, социальных фондов и т.п.; 5) многообразием ресурсов. Политическая власть, и особенно государство, использует не только принуждение, но и экономические, социальные и культурно-информационные ресурсы.
Вопрос 23
Основания и ресурсы власти также являются важнейшими структурными элементами власти. Под основаниями власти понимаются ее база, источники, на которые опирается властная воля субъекта. Ресурсы — это реальные и потенциальные средства, которые используются (или могут использоваться) для укрепления самой власти и ее оснований. Под ресурсами понимаются все те средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта. Первостепенная значимость ресурсов как оснований власти отражена в теории «социального обмена» (П. Блау), согласно которой в основе власти лежит неравномерное распределение дефицитных ресурсов. Люди, которые не имеют ресурсов, получают их в обмен на исполнение распоряжений обладателей ресурсов.
Основания – это источники, на которые опирается властная воля субъекта.
Ресурсы – это потенциал власти и совокупность средств и методов, применение которых обеспечивает субъекту власти возможность осуществлять влияние на объект и достигать поставленных целей. Ресурсы власти, являясь производными от ее оснований, в то же время относительно самостоятельны. Они распределены неравномерно, что приводит к постоянной борьбе индивидов и групп за их перераспределение, и могут как укрепить, так и разрушить власть.
1. Экономические ресурсы – материальные ценности, необходимые для общественного и личного производства и потребления, составляющие фундамент власти; мероприятия, повышающие степень ликвидности экономики: деньги как их всеобщий эквивалент, золотой запас государства, степень устойчивости национальной валюты, техника, плодородные земли, полезные ископаемые и т. п. Использование данных ресурсов позволяет органам государственной власти проводить экономическую политику, направленную на повышение благосостояния своих граждан, дифференцируя степень их оплаты.
2. Социальные ресурсы – совокупность социальных благ, статусов, областей социального назначения, которые являются средствами удовлетворения потребностей людей; это мероприятия, направленные на изменение статуса социальных групп и отдельных индивидов, действия, направленные на повышение (понижение) их общественной активности, итоговым результатом которых является возможность манипуляции людьми. Включают такие показатели, как должность, престиж, образование, социальное обеспечение, медицинское обслуживание и т.п.
3. Культурно-информационные ресурсы – знания и информация, а также средства их получения и распространения: институты науки и образования, средства массовой информации и другие. К этим ресурсам относятся принципы и методы работы средств массовой информации, гарантирующие обществу информационный плюрализм, доступ людей к печати, телевидению, радио, равно как препятствующих доступу к ним террористам. Далеко не во всех странах знания и информация имеют приоритет над экономическими, социальными и силовыми ресурсами, но тенденция повышения значимости культурно-информационных ресурсов в современном мире очевидна. Культурно-информационный ресурс имеет все более возрастающее значение, поскольку через ежедневно получаемую информацию формируется общественное мнение, обеспечивающее или препятствующее выполнению властных распоряжений государства.
4. Административно-силовые ресурсы – это совокупность властных учреждений, обеспечивающая внутреннюю и внешнюю безопасность государства: армия, полиция, службы безопасности, суд, прокуратура и их атрибуты: здания, снаряжения, техника, тюрьмы и т. д. Этот вид ресурсов традиционно считается наиболее эффективным, поскольку его использование может лишить человека жизни, имущества, свободы, то есть высших ценностей. К административно-силовым ресурсам также относятся система подбора кадров, оснащение властных органов техникой по мировым стандартам, профилактика коррупции. Естественно, власть ни в коем случае нельзя свести к силе. Но нельзя не учесть тот факт, что власть, не опирающаяся на силу, не всегда способна добиться своих решений. Государство, даже самое демократическое, представляет собой во многих отношениях механизм принуждения.
5. Юридические ресурсы - инструкции, постановления, указы, не охваченные действующим законодательством. Сюда можно отнести указы президента, постановления правительства, оперативные постановления судебных и исполнительных органов. Роль юридических ресурсов существенно возрастает в переходных политических режимах, когда реалии жизни часто выходят за рамки инерционного законодательства.
Специфическим ресурсом является сам человек – демографические ресурсы. Люди – универсальный, многофункциональный ресурс, который производит другие ресурсы. Человек – создатель материальных благ (экономические ресурсы), солдат и член партии (политико-силовые ресурсы), обладатель и распространитель знаний и информации (культурно-информационные ресурсы) и т. д. Личность выступает ресурсом власти лишь в одном из своих многочисленных измерений – будучи использована как средство реализации чужой воли. В целом же человек – не только ресурс власти, но и ее субъект и объект.
Интересна классификация ресурсов у Тоффлера. Он выделяет три основных ресурса власти: силу, богатство и знание. По его мнению, в современном обществе решающим ресурсом являются знания, а сила и богатство отходят на второй план и утрачивают свое влияние. Комбинация этих ресурсов менялась в каждую эпоху. Тоффлер выделяет три типа власти: власть низкого качества, опирающаяся преимущественно на силу; власть среднего качества, основанную на богатстве; власть высшего качества, главным источником которого является знание.
Вопрос 24
Пространство политическое
рефлексивное, синтетическое определение политической организации общества. Политическое пространство как категория позволяет зафиксировать единство содержания и формы политического процесса в его мерном, пригодном к измерению абстрактном изображении. Осознание политического пространства осуществляется в форме моделей, алгоритмов, идеальных типизированных конструкций, стереотипов, архетипов и т.д.
Политическое пространство отличается от всех остальных форм пространства, например географического или экономического. Это социальная система, которая расположена по специфическим политическим осям. Такое выражение политики позволяет наиболее адекватно исследовать общественную целостность в политическом отношении (см. политическое пространство России). Таким образом сформированная модель политики позволяет воплотить тенденцию к синтетической подвижности, которая объединяет в единую систему такие элементы политического, как идеология, аксиология, элиты, власть, государство, политические институты. Политическое сознание в пространственном выражении нацелено на осознание этой целостности и выявление подлинного места в ней для каждого элемента.
Парадигмальная ориентация исследователя влияет на интерпретацию политического пространства, определяет его форму и содержание. Исследователь создает его на определенном основании по парадигмальным законам. Например, для Маркса политическое пространство не имело своей особой специфики, а выражало лишь с достаточной необходимостью экономическое основание. Состояние классовой структуры жестко определяло пространство политики. Вебер создал парадигму многофакторного пространства. В его конструкции учитывались многие факторы, включая массовое сознание (протестантизм). Многофакторность и поливариантность пространственной определенности делают эту форму познания довольно подвижной, релятивной. Следовательно, чтобы сохранить объективность, исследователю необходимо владеть высокой культурой.
Границы политического пространства зависят от состояния социального организма, в одних случаях требующего усиления политического вмешательства и регулирования (например, в условиях войны или радикального преобразования общества), в других же — делающих не менее важным для общества освобождение максимально большого количества сфер социальной жизни от политической опеки.
Политическое время — это мера интенсивности деятельности политического субъекта, оно измеряется частотой событий в единицу физического времени, может ускоряться или замедляться в зависимости от своей событийной насыщенности. Политическое время — реальность, сосуществующая, но не совпадающая по своему бытийному статусу с физическим временем. Примеров этого может быть приведено довольно много, в том числе и совсем недавних, когда политическая жизнь резко обостряется в определенном месте, как правило, столице, когда умножается количество политических событий, повышается степень социальной и психической напряженности, следуют многочисленные и резкие политические перемены, а жизнь в других регионах, местах дислокации данной политической общности движется совсем в ином временном ключе, степень ее интенсивности изменяется лишь отчасти, а политические перемены явно запаздывают или не наступают вообще. Жители разных регионов, живя в одном физическом времени, какой-то период времени находятся в разных политических «временах», строят свою деятельность, исходя из разных политических приоритетов и реалий. Естественно, и степень интенсивности, и характер политических действий их был совершенно разный.
Можно сказать, что политическое пространство обладает свойством относительности (оно расширяется или сужается в зависимости от активности субъекта политики), а также свойством многомерности (включает в себя множество возможностей, направлений политического действия, предопределяемых спецификой социальной закономерности). Относительность политического времени определяется его зависимостью от частоты политических событий, степени напряжения, интенсивности политической жизни, многомерность же выражается в наличии разных типов политического развития, в возможности их сосуществования.
Вопрос 25