Перспективы становления правового государства в России
Одной из целей политико-правовой трансформации России является становление прав. гос-ва и гражд. общества. Несмотря на известные продвижения в этом направлении, большинство качественных признаков такого государства и общества пока не достигнуты. Подлинная демократия предполагает разграничение гражд. общества и гос-ва, при котором существуют эффективные механизмы влияния граждан на гос. структуры. Концепция прав. гос-ва основывается на механизмах демократ. взаимодействия гос-ва и общества, исходит из того, что контрагентом гос-ва является деятельное плюралистич. гражд. общество, при этом гос-во способно к восприятию активности общества, а общество - к пониманию роли гос-ва как особого инструмента для своего функц-я и развития.
Перспектива их взаимодействия состоит в том, что гос-во все более будет становиться подконтрольным гражд. обществу, а общество - все более гос-но-мыслящим, т.е. таким, которое не только формирует свои интересы, но и становится ориентированным на конструктивное взаимодействие с государством. Открытость - одно из направлений преодоления отчуждения гос-ва от общества. Важным условием сущ-ния открытого гос-ва является прозрачность орг-ции и деят-ти бюрокр. аппарата, его профессиональная и эффективная работа. Между тем, в конце 90-х годов только 25% чиновников поддерживали и считали актуальной «идею отзывчивой, повернутой к нуждам граждан, модели организации госслужбы». В этой связи нуждается в переработке и ФЗ об основах гос. службы в РФ в части обеспечения «открытости» органов исп. власти.
Как известно, во второй половине 90-х годов в России сложилась весьма далекая от демокр. конституц. принципов так называемая кланово-олигархическая система, для которой характерны: параллельное сущ-ние формальных конституционно-юрид. и фактических (зачастую теневых) институтов власти и управления; контроль кланов и олигархов над основными ресурсами власти, включая СМИ; неэф-ть суд. и правоохр. систем; отсутствие действенного и фин.-обеспеченного местного самоупр-я; эрозия ряда избирательных процедур, избирательных прав и свобод граждан, трансформация представительной демократии в управляемую . Проводимые с начала 2000 г. новые государственно-общественные реформы во многом направлены на устранение искаженно-теневых институтов и процедур политической системы и общества. Решающую роль в этих усилиях может сыграть создание открытого государства на основе установления прямого и конструктивного диалога в реализации договоренностей общества и политической власти в рамках Конституции.