Международный юридический институт 4 страница
Получение информации от коррумпированных лиц из органов власти, управления, правоохранительных органов, а также получение прикрытия от этих лиц, использующих свое официальное положение; договоренность на постоянной основе о получении квалифицированной юридической помощи; использование фальсифицированных документов о заболеваниях, - вот лишь незначительный перечень возможностей, открывающихся перед международной преступностью, вследствие проводимой ею политики подкупа должностных лиц. Как правило, международные преступные сообщества имеют определенный финансовый резерв, составляемый из отчислений от средств, получаемых преступным путем. Из этих средств осуществляется в значительных размерах помощь арестованным и осужденным участникам международной преступной организации и их семьям; подкуп свидетелей, потерпевших, должностных лиц.
Международные преступные организации распределяют сферы своего влияния как в географическом плане, так и по непосредственным экономическим, производственным или научным сферам. Происходит их заметная специализация - одни контролируют игорный бизнес, проституцию, другие занимаются поставкой и продажей наркотических средств, представлением разного рода криминальных услуг и т.д. Основой преступной мотивации является стремление к получению прибыли незаконным путем. Однако в последнее время стали заметны такие международные преступные организации, которые преследуют в большей степени политические интересы, хотя, безусловно, для своего финансового обеспечения таким организациям необходимо получать прибыль и от преступлений в экономической сфере.
В разных странах существуют различные определения международной преступности. До некоторой степени это связано с тем, что в различных странах действуют лишь несколько международных преступных сообществ, сам характер организационных связей в преступном объединении различен применительно к условиям того или иного государства. Самой главной причиной, по которой организованная преступность представляет значительную опасность для общества, является ее стремление к созданию коррупционных связей. Коррупция подразумевает разложение всей системы государственной власти, которая обязана стоять на страже законности и национальных интересов, в связи с чем ее следует отличать от обычной дачи взятки, так как она является лишь средством ее достижения. Коррупцию можно определить как систему определенных отношений, основанных на противоправных и иных сделках должностных лиц в ущерб государственным и общественным интересам.
Для международной организованной преступности характерно прямое участие чиновников на стороне межнациональной мафии. Эта форма, помимо подкупа, позволяет также использовать шантаж должностных лиц с постепенным втягиванием их в незаконную деятельность. Как показывают исследования последних лет, без разветвленной коррумпированной системы чиновников на всех уровнях государственной власти той или иной страны было бы практически невозможным функционирование международных преступных организаций. Необходимо также отметить, что в последнее время коррупция во всех сферах управления стала массовым явлением для любого государства Причины создания такой ситуации различны в той или иной общественной формации, однако основой по-прежнему остается экономическая заинтересованность.
Далее перейдем к рассмотрению уголовно-правовой характеристики. Принцип вины - один из краеугольных камней уголовно-правовой теории. Уголовный закон и теория рассматривают вину как психическое отношение человека к совершенному деянию и его результату, выражающееся в том, умышленно или неосторожно человек его совершил. Без вины не может быть уголовной ответственности. Объективное вменение рассматривается как нарушение принципа законности.
Совершенно очевидно, что ответственность за преступления международного характера может наступить лишь в том случае, если преступное деяние совершено умышленно или неосторожно. Формулы прямого и косвенного умысла, небрежности, самонадеянности: «предвидел и хотел достичь именно этого результата» (прямой умысел); «предвидел, но безразлично относился к возможному результату» (косвенный умысел); «не предвидел, но мог и должен был предвидеть» (небрежность); «предвидел, но и легкомысленно надеялся предотвратить нежелательный преступный результат» (самонадеянность) - применимы и тогда, когда речь идет о преступлениях международного характера. Если человек не предвидел, не мог и не должен был предвидеть последствий своих действий, он, несмотря на наступившие вредные последствия (казус), освобождается от уголовной ответственности.
При рассмотрении проблемы вины в международном уголовном праве следует иметь в виду следующее. Поскольку разные виды соучастников отвечают по-разному и могут нести ответственность за разные преступления, постольку определение индивидуальной вины каждого преступника так же обязательно, как и выявление всех других обстоятельств дела. Только установив психическое отношение к содеянному и его последствиям, можно определить вид преступления, форму соучастия, правильно квалифицировать совершенное, решить вопрос о мере наказания.
Международный уголовный закон, как правило, формулирует состав преступления международного характера в общей форме, оставляя на усмотрение каждого государства вопросы, которые должны решаться при создании национальных уголовных законов, в том числе и установление форм вины.
Исходя из характеристики данных преступлений и их опасности для международного общения, можно утверждать, что они совершаются, как правило, умышленно. Неосторожная вина возможна при преступных нарушениях окружающей человека среды, разрыве международного кабеля (где могут иметь место обе формы вины) и при иных конвенционных преступлениях. В то же время наиболее опасные преступления, такие, как терроризм, угон самолетов, распространение наркотиков и незаконная торговля наркотиками, подделка денег и ценных бумаг, посягательство на национально-культурное наследие, торговля людьми, пиратство, порнография, могут быть совершены только умышленно, т. е. так же, как и международные преступления.
Для полной характеристики субъективной стороны преступлений международного характера существенное значение имеют цели и мотивы их совершения. Цель и мотивы преступления позволяют выявить те глубинные процессы, которые сопутствуют преступлению, приоткрывают завесу над тем, чем руководствовался преступник, совершая преступное деяние. От целей и мотивов - путь к уяснению конкретных причин преступления, важнейшей проблемы социального плана. Зачастую, исследуя личность конкретного преступника, раскрывшего перед правосудием цели и мотивы своего поведения, можно сделать более глубокие обобщения, выводящие сначала на микрогруппу, с которой наиболее тесно связан преступник, а от нее - к более серьезным выводам, касающимся закономерностей, приведших к совершению данных преступлений.
Выяснение целей и мотивов позволит суду определить наиболее справедливое наказание. Так, даже при терроризме разные преступники преследуют разные цели, разными мотивами руководствуются. Организаторы террористических групп создают их для долговременной деятельности, стремясь дезорганизовать общественную жизнь и т. д., их деяния должны оцениваться как особо опасные. Но в отдельные акты терроризма в качестве исполнителей могут быть вовлечены случайные люди, которым обещана определенная сумма денег. Никаких других целей, кроме получения материальной выгоды, а иногда просто заработка, они перед собой не ставят. При этом, как правило, такие лица малокультурны, не ориентируются в политической подоплеке совершаемого. Очевидно, что степень их вины меньше. Поэтому цели и мотивы должны исследоваться в совокупности с другими обстоятельствами, в частности с последствиями совершенного.
Мы привели этот пример, чтобы показать, насколько важно выяснение целей и мотивов содеянного даже при столь опасных преступлениях.
Нельзя отвлекаться и от того, что реакционные силы часто втягивают в свои преступления отсталых, несознательных людей, используя их бедственное положение или невежество. В индустрию распространения наркомании, например, втянуто огромное количество людей, в частности крестьян, выращивающих наркотикосодержащие растения. Нельзя к ним ко всем подходить с одной меркой. Цели и мотивы их деяний не однозначны. Нельзя не учитывать разницу в целях и мотивах поведения членов организации, как нельзя переносить тяжесть ответственности на второстепенных лиц.
Российское уголовное право различает в качестве стадий преступной деятельности приготовление, покушение и оконченное преступление. В зарубежном уголовном законодательстве вопрос об ответственности в зависимости от стадий преступной деятельности решается в ряде случаев формально-юридически, с обязательным смягчением наказания за приготовление по сравнению с покушением и за покушение по сравнению с оконченным преступлением.
Судебная практика показывает, что приготовление - менее опасная стадия преступной деятельности. Этого нельзя сказать о покушении. Известен элементарный пример: преступник сделал все для того, чтобы умертвить человека, а тот выжил. Налицо - покушение на убийство. Если руководствоваться формально-юридическим критерием, то наказание должно быть обязательно снижено.
Представляется, что при рассмотрении преступления международного характера не следует придерживаться формально-юридических критериев, следует исходить из совокупности всех обстоятельств. Действующие нормы международного уголовного права позволяют сделать вывод, что стадия неоконченного преступления может расцениваться как самостоятельное преступление, причем не только в стадии покушения, но и в стадии приготовления. Так, подготовка войны Уставом Международного военного трибунала, а затем и Нюрнбергским приговором была признана преступлением, причем не стадией преступления (приготовительные действия - подготовка), а оконченным преступлением. Так же рассматривается и подготовка агрессии.
Из сказанного можно сделать вывод, что, поскольку относительно международных преступлений, как наиболее опасных, всеми признаны и получили силу закона определенные нормы, они должны быть распространены и на преступления международного характера, тем более что среди них есть деяния, близкие к международным преступлениям.
Более того, некоторые конвенции о наказуемости преступлений международного характера также приравнивают к оконченному преступлению более ранние стадии преступной деятельности. Так, Международная конвенция о борьбе с торговлей людьми и эксплуатацией проституции третьими лицами 1950 года считает преступлением не только саму торговлю и эксплуатацию, но и подготовку к ним. Причем текст Конвенции позволяет говорить о подготовке как приготовлении, т. е. как о стадии преступной деятельности.
Нам представляется, что в международном уголовном праве при оценке ответственности за различные стадии совершения преступления следует исходить из ряда положений.
Во-первых, из того, что международный уголовный закон может установить, что приготовление (и покушение) следует рассматривать так же, как оконченное преступление. Отсюда одинаковая ответственность, с учетом необходимости индивидуализации наказания.
Во-вторых, если в международном уголовном законе ответственность за стадии совершения преступления специально не оговорена, не следует решать эти вопросы формально-юридическим путем, необходимо учитывать, в частности, сложность преступлений международного характера.
В-третьих, если речь идет не о сложных преступлениях международного характера, а о тех, где деяние может быть совершено однократно, о преступлениях такого рода, как разрыв или повреждение морского кабеля, вопрос об ответственности за разные стадии совершения преступления может решаться по правилам, предусмотренным национальным законодательством.
Проблема наказания за преступления международного характера представляет немалую сложность. Казалось бы, если деяние признано преступным, значит, за него должно быть назначено наказание. Само по себе это положение бесспорно. Но какое наказание? Вот первый вопрос. Международные соглашения о признании какого-либо деяния международным уголовно наказуемым деликтом, как правило, не предусматривают не только меры наказания, но и вида его. Все эти вопросы решаются национальным законодательством. Но системы права в каждой стране различные, отношение к различным наказаниям - разные. За одно и то же преступление предусмотрены различные сроки лишения свободы.
Есть и иные различия. Из них, в частности, вытекает третий вопрос: как поступать в случаях подобных коллизий, ибо то, что в разных государствах за одно и то же преступление предусмотрены различные сроки лишения свободы, для лица, совершившего преступление, отнюдь не безразлично. Зная это, будучи разоблаченным, оно может «выбрать» страну, где получит меньшее наказание.
Возникает еще один вопрос: нужна ли и может ли быть достигнута унификация санкций за совершение преступлений международного характера?
Таков далеко не полный перечень вопросов, показывающих сложность и важность проблемы наказания за преступления международного характера.
Прежде всего, коснемся международных соглашений, в которых есть какие-либо упоминания о видах либо мерах наказания.
Основой, естественно, является Устав Международного военного трибунала, созданного для суда над нацистскими военными преступниками. В Уставе предусмотрена единственная основная мера наказания - смертная казнь и дополнительная - конфискация имущества, возмещение нанесенного имущественного ущерба. Других мер наказания Устав не знает.
В Международной конвенции 1910 г. о пресечении торговли женщинами не названы конкретные меры наказания, конвенция рекомендует предусмотреть в национальном законодательстве в качестве меры наказания лишение свободы.
Сходное положение содержится в Конвенции об охране морского кабеля: за совершение этого преступления рекомендуется предусмотреть арест и штраф.
В большинстве соглашений и резолюций ООН указывается только, какие деяния относятся к категории преступных или являются преступлениями либо совершение каких деяний влечет уголовную ответственность; в некоторых соглашениях нет указания на наказуемость преступных действий (например, в Конвенции о запрещении торговли женщинами в целях проституции).
Таким образом, прежде всего, по нашему мнению, следовало бы выработать унифицированную форму международных актов, в частности, признавая какие-либо действия преступными, указывать, какие виды наказания они должны влечь,
В то же время мы полагаем, что акт признания ООН какого-либо деяния преступным не должен сопровождаться указанием конкретных санкций, ибо вслед за этой международно-правовой нормой последует конвенция, в которой будут даны конкретная Юридическая характеристика преступного деяния (или преступных деяний) и рекомендация о виде или мере наказания.
Скажем несколько слов в обоснование этого, в общем-то, дискуссионного предложения. Очевидно, что рекомендация конвенцией конкретной меры наказания не обязательна для суверенного государства. Однако присоединение к конвенции отражает отношение государства к названным в ней деяниям как к преступным, а значит, влекущим наказание. Это может быть основанием того, чтобы принять во внимание такие рекомендации. Кроме того, подобная рекомендация будет в какой-то степени способствовать единообразному подходу к наказуемости преступлений международного характера: за одно и то же преступление не будут назначаться разные виды наказания. Представляется, что это не будет ущемлять государственный суверенитет.
Большей унификации мер наказания в международном уголовном праве, вероятно, нельзя добиться, да и вряд ли это необходимо. Имеющийся опыт наказания преступников за международные преступления показывает, что различие не в видах, а в мерах наказания неизбежно. Мы уже говорили, что предел такого наказания, как лишение свободы, в разных правовых системах различен. Когда принимается норма международного уголовного права, конкретизирующаяся в национальном законодательстве, последнее воспринимает ее в общем, устанавливая меры наказания в соответствии с действующим правом (размер наказания, порядок его отбывания). Там, где есть пожизненное заключение, оно и будет предусмотрено в законе за тяжкое международное преступление или преступление международного характера; там, где высшим пределом лишения свободы является, допустим, 25 лет, именно этот срок и будет предельным и т. д. Аналогично решается вопрос и о низшем пределе наказания.
В свое время было достигнуто соглашение, значительно сблизившее карательную практику в отношении преступлений против человечества. Речь идет о неприменении сроков давности к нацистским преступникам: к тем, кто совершил особо тяжкие преступления, могут применяться все меры наказания, включая смертную казнь, независимо от срока давности. Известно, что до принятия специального закона в ряде стран (в частности, в СССР) смертная казнь по истечении срока давности применяться не могла (она заменялась лишением свободы). В других странах истечение сроков давности вообще исключало ответственность независимо от тяжести преступления. Достигнутое соглашение привело к единообразию законодательного решения этого вопроса.
Аналогичные соглашения возможны и в иных случаях, в том числе и по преступлениям международного характера.
Таким образом, в конвенциях либо соглашениях вопрос о наказании может быть решен в принципе, установление конкретных сроков наказания останется прерогативой государств.
В случае создания судов ad hoc вопрос о мере наказания может быть решен таким же путем, как на Нюрнбергском процессе: две меры наказания были указаны в Уставе, остальное предоставлялось на усмотрение Трибунала, который руководствовался мерами наказания, установленными в законах стран, учредивших суд. Таким образом, меры наказания были не произвольны, а назначались на основе действующего уголовного законодательства.
Следовательно, общая заинтересованность в борьбе с преступлениями международного характера может служить основой не только для описания преступного деяния и определения в принципе меры наказания, но и для назначения наказания национальными судами.
Проблема наказания за преступления международного характера включает вопрос о целях и задачах наказания.
Российское уголовное право считает, что наказание преследует цели восстановление социальной справедливости, а также общего и специального предупреждения (ст. 43 УК РФ). Конечная же цель наказания - исправление и перевоспитание лиц, совершивших преступление.
Могут ли эти положения быть перенесены на международное уголовное право в качестве задач наказания при совершении преступлений международного характера? Безусловно. Существование уголовного закона, установившего наказание за конкретное преступление, конечно, имеет обще-предупредительное значение, вопрос об обще-предупредительной силе наказания - это одновременно вопрос об эффективности уголовного закона. Если угроза наказанием останавливает людей от совершения преступлений, это значит, что норма закона «работает», эффективна, приносит пользу обществу, а норма международного уголовного закона, кроме того, способствует укреплению международного общения государств.
Следует отметить, что эффективность общего предупреждения уголовно-правовой нормы зависит и от того, насколько широко известно о наличии таковой. Поэтому необходимо, чтобы судебные процессы над лицами, совершившими преступления международного характера, назначенные им наказания стали достоянием гласности. Так, издание Устава Международного Трибунала и последующее наказание нацистских преступников, широкое освещение процесса, опубликование приговора имели огромное общепредупредительное значение. Эти документы важны и сейчас как выражение обще-предупредительной силы наказания.
Нам думается, что разоблачение взяточников из фирмы «Локхид», суд над ними, разоблачение других преступлений, безусловно, имеют обще-предупредительное значение.
При этом необходимо отметить, что для исполнителей преступлений международного характера общее предупреждение более весомо, чем для организаторов, часто руководителей капиталистического бизнеса, уверенных в своей безнаказанности.
Специальное предупреждение, будучи обращено к конкретным лицам, уже разоблаченным, также весьма важно. Оно лишает преступников уверенности в безнаказанности, к тому же мера наказания не дает им возможности какое-то время совершать новые преступления.
Международное уголовное право, как и уголовное право отдельных государств, должно считать конечной целью наказания исправление и перевоспитание преступников.
Наказание, назначенное судом за осуждаемый законом и моралью поступок, - составная часть воспитания человека. Пусть специфическая, исключительная, но, в конечном счете, воспитательная мера.
Однако нельзя забывать, что наказание - средство не только воспитания, но и устрашения. Суровые меры наказания при совершении преступлений международного характера должны применяться к организаторам, вдохновителям преступного бизнеса. Когда нацистским преступникам и их пособникам были назначены суровые меры наказания, это было справедливым возмездием, карой, которую с чувством удовлетворения встретили народы мира. Так проявилось общее и специальное предупреждение.
Представляется необходимым подчеркнуть, что при совершении преступлений международного характера и наказания за них особое значение приобретает международное общественное мнение, которое осуждает и преступления, и лиц, их совершивших, особенно тех, кто наживается на преступности, наносит ущерб международному сотрудничеству, делу мира, основам мирного сосуществования государств и народов.
Исследуя проблему наказания за преступления международного характера, нельзя не остановиться на порядке назначения наказания. В Российском уголовном праве (ст. 60 УК РФ) установлено, что наказание назначается виновному: а) на основе принципов Общей части уголовного кодекса, б) в рамках санкции статьи Особенной части с учетом как смягчающих, так и отягчающих обстоятельств и личности виновного.
Это означает, что при назначении наказания следует, руководствуясь общими теоретическими положениями, которые выработаны наукой и получили отражение в Общей части уголовного законодательства, учитывать форму и степень вины, стадию преступной деятельности, вид соучастия в преступлении, цели и задачи наказания и другие положения. Кроме того, может быть избрана только такая мера наказания и только в тех пределах, которые предусмотрены в законе, на основании которого лицо предано суду. Причем суд не вправе назначить наказание выше предела санкции, но может назначить наказание ниже низшего предела санкции.
В других правовых системах назначение наказания основано на сходных принципах (мы их не рассматриваем, хотя очевидно, что это весьма существенно, мы говорим лишь о юридической основе, которая может быть применена в международном уголовном праве, как праве, образно говоря, в значительной степени компромиссном).
Из всего комплекса обстоятельств, которые учитываются при назначении наказания, мы остановимся на смягчающих и отягчающих обстоятельствах, на значении вредных последствий.
Обязанность учитывать смягчающие обстоятельства, которая существует во всех правовых системах (в виде примерного перечня в законе или в описании конкретного состава преступления), служит выражением гуманных принципов в праве. Однако учет их при совершении преступлений международного характера имеет свою специфику.
Рассмотрим для примера такое смягчающее обстоятельство, как совершение преступления впервые. Мы полагаем, что и во внутреннем уголовном законодательстве, в частности в российском, его следует учитывать осторожно. С нашей точки зрения, попытки придать такому обстоятельству, как совершение преступления впервые, самодовлеющий, абсолютный характер неверны и неприемлемы не только в национальном законодательстве, но и в международном уголовном праве.
Значение этого обстоятельства пытались абсолютизировать сразу после окончания второй мировой войны те лица, которые стремились обелить, выгородить нацистских военных преступников. Это проявилось, в частности, в позиции англичанина сэра Сесиля Херста, бывшего в конце войны председателем Комиссии Объединенных Наций по расследованию военных преступлений. Он считал, что прежде, чем решить вопрос о выдаче преступника тому государству, на территории которого он или под его руководством совершались чудовищные преступления, необходимо выяснить, «в первый ли раз совершено преступление».
Такое требование не могло быть признано обоснованным. Во всех странах смягчающие обстоятельства учитываются судом при выборе меры наказания, Херст же предлагал сначала выяснить, нет ли этого обстоятельства, а потом судить преступника. Да и по существу едва ли можно согласиться с тем, что совершение преступления, тем более международного, впервые всегда должно рассматриваться как смягчающее обстоятельство. Не разделили этой точки зрения ни Нюрнбергский, ни Токийский трибуналы. Тяжкое преступление, совершенное впервые - убийство сотен людей в душегубках, продажа большой партии наркотиков, - не может считаться, хотя бы из соображений гуманности, менее опасным.
Очевидно, и в преступлениях международного характера, например при распространении наркотиков, не может расцениваться как смягчающее то обстоятельство, что лицо «впервые» продало такой наркотик, как героин, на десятки тысяч долларов и этим наркотиком были отравлены десятки и сотни людей. Или если террорист «впервые» перестрелял несколько человек или взорвал дом, в котором проживали ни в чем не повинные люди, вряд ли это можно расценивать как смягчающее обстоятельство. Ведь и чудовищная война, развязанная нацизмом, как мы уже говорили, тоже была «совершена впервые».
Аналогично можно и нужно подходить к оценке совершения преступления впервые и при многих других преступлениях международного характера. Рассматриваться как смягчающее оно может только с учетом всех других обстоятельств.
На оценку отягчающих и смягчающих обстоятельств существенное влияние должна оказывать степень опасности преступления. Таково принципиальное положение уголовного права, которое, по нашему мнению, должно действовать и при рассмотрении преступлений международного характера.
Как известно, уголовный кодекс любой страны - это не бесстрастный перечень преступлений: он, как правило, построен по принципу от наиболее тяжких преступлений (главным образом по объекту посягательства) к менее тяжким и, наконец, к преступлениям, граничащим с административно-наказуемыми деяниями (в формулировке российского законодателя: малозначительные и не представляющие общественной опасности деяния). Меры наказания также находятся в зависимости от того, к какой категории преступлений относится деяние. Как правило, выдерживается принцип: за более тяжкие преступления - более суровые наказания, за менее тяжкие - менее суровые. Суд, назначая наказание, учитывает все обстоятельства, в том числе смягчающие и отягчающие, принимая за основу тяжесть, опасность совершенного деяния.
Преступления международного характера неоднородны: одни из них более, другие менее опасны. Все обстоятельства должны быть оценены в зависимости от тяжести преступления, в частности в зависимости от степени участия лада в преступлении (что именно оно сделало). Одно дело - участие в международных бандах террористов, распространителей наркотиков или контрабандистов либо торговцев людьми, другое - столкновение судов на море.
Если в этом свете посмотреть не только на смягчающие, но и на отягчающие обстоятельства, то следует сказать, что перечень обстоятельств, имеющийся в национальном законодательстве, не всегда достаточен для оценки преступления, преступника, а значит, и для правильного назначения наказания. Так, безусловно отягчающим обстоятельством является совершение любого преступного деяния на борту самолета, терпящего бедствие в связи с его угоном, как преступлением международного характера. Такое отягчающее обстоятельство не предусмотрено ни в одном законодательстве. Однако оно существенно для данной категории преступлений.
Отягчающим обстоятельством при совершении преступлений, связанных с наркотиками, следует, по нашему мнению, считать втягивание любым способом большого числа людей как в само преступление, так и в потребление наркотиков. Подобные указания в национальных законах либо отсутствуют, или сформулированы иначе, но они характерны для преступлений международного характера и должны учитываться при назначении наказания.
Законодательство многих стран считает отягчающим обстоятельством наступление тяжких последствий. При оценке преступлений международного характера нельзя ограничиваться обычно понимаемой тяжестью последствий (например, убийство нескольких человек, большая сумма ущерба и т. п.), она может быть специфична и, конечно, весьма существенно влияет на меру наказания.
Мы полагаем, что суд, рассматривая преступления международного характера, независимо от того, предусмотрены ли подобные последствия национальным уголовным законом или носят специфический характер, должен их учитывать при назначении наказания. В общей форме такая возможность должна получить отражение в национальном законодательстве.
Одним из важнейших положений, определяющих эффективность уголовного наказания, является его неотвратимость.
Очевидно, что в современных условиях любое проявление жестокости при назначении наказания за преступления международного характера неприемлемо. Однако принцип неотвратимости наказания имеет существенное значение. Он будет осуществлен в том случае, когда за каждое преступление международного характера виновные будут привлечены к ответственности и осуждены.