Компетенция и функции Генеральной Ассамблеи ООН, Компетенция и функции Совета Безопасности ООН
Генеральная Ассамблея состоит из всех государств - членов ООН. Делегация каждого государства - члена ООН состоит не более чем из пяти представителей и пяти их заместителей.
Генеральная Ассамблея правомочна в рамках Устава ООН обсуждать любые вопросы в пределах Устава, за исключением находящихся на рассмотрении Совета Безопасности ООН, делать рекомендации членам ООН или Совету Безопасности по любым таким вопросам.
Генеральная Ассамблея:
Генеральная Ассамблея уполномочивается обсуждать любые вопросы или дела в пределах настоящего Устава или относящиеся к полномочиям и функциям любого из органов, предусмотренных настоящим Уставом, и, за исключением, когда этот вопрос рассматривает СБ, делать рекомендации членам Организации Объединенных Наций или Совету Безопасности или и членам Организации и Совету Безопасности по любым таким вопросам или делам.
1) рассматривает принципы сотрудничества в области обеспечения международного мира и безопасности;
2) избирает непостоянных членов Совета Безопасности ООН, членов Экономического и Социального Совета;
3) по рекомендации Совета Безопасности назначает Генерального секретаря ООН;
4) совместно с Советом Безопасности избирает членов Международного суда ООН;
5) координирует международное сотрудничество в экономической, социальной, культурной и гуманитарной сферах;
6) заслушивает и утверждает доклады СБ и других органов
7) утверждает бюджет ООН
8) осуществляет иные полномочия, предусмотренные Уставом ООН.
Генеральная Ассамблея работает в сессионном порядке. Сессии Генеральной Ассамблеи проводятся ежегодно, в октябре - марте. По требованию Совета Безопасности или большинства членов ООН могут быть созваны специальные или чрезвычайные сессии Генеральной Ассамблеи. Работа сессии проходит в форме пленарных заседаний и заседаний комитетов и комиссий.
Каждый член Ассамблеи имеет один голос. Решения Ассамблеи по важным вопросам принимаются большинством в 2/3 присутствующих и участвующих в голосовании членов ООН, по другим вопросам решения принимаются простым большинством членов.
Имеется семь главных комитетов Генеральной Ассамблеи, в каждом из которых представлены все члены ООН:
• Комитет по политическим вопросам и вопросам безопасности (Первый комитет), Специальный политический комитет;
• Комитет по экономическим и социальным вопросам (Второй комитет);
• Комитет по социальным, гуманитарным вопросам (Третий комитет);
• Комитет по вопросам опеки и несамоуправляющихся территорий (Четвертый комитет);
• Комитет по административным и бюджетным вопросам (Пятый комитет),
• Комитет по правовым вопросам (Шестой комитет).
Помимо главных комитетов Генеральной Ассамблеей создано большое число вспомогательных комитетов и комиссий.
Совет Безопасности ООН: состав, полномочия и порядок принятия решений
Совет Безопасности состоит из 15 членов: пяти постоянных (Россия, США, Великобритания, Франция, Китай) и 10 непостоянных, избираемых в соответствии с Уставом ООН. Перечень постоянных членов зафиксирован в Уставе ООН. Непостоянные члены избираются Генеральной Ассамблеей ООН на два года без права немедленного переизбрания. 5 мест – Африка и Азия, 2 места – Латинская Америка и Карибское море, 2 места – Западная Европа, Канада, Австралия и Новая Зеландия, 1 место – Восточная Европа.
Совет действует от имени государств - членов ООН и является главным исполнительным органом ООН, ему отведена главная роль в мирном разрешении споров. Решения по процедурным вопросам в Совете принимают большинством в 9 голосов. По остальным вопросам необходимо большинство в 9 голосов, но это число должно включать голоса постоянных членов.
Каждое государство - член Совета Безопасности имеет здесь одного представителя. Совет Безопасности устанавливает свои правила процедуры, включая порядок избрания своего Председателя. СБ организуется таким образом, чтобы он мог функционировать непрерывно. Для этой цели каждый член Совета Безопасности должен быть всегда представлен в месте пребывания ООН.
Совет Безопасности уполномочен расследовать любой спор или ситуацию, которая может привести к международным трениям или вызвать спор, для определения того, не может ли продолжение этого спора или ситуации угрожать международному миру и безопасности. В любой стадии такого спора или ситуации Совет может рекомендовать надлежащую процедуру или методы урегулирования.
Стороны спора вправе самостоятельно принять решение о передаче спора на разрешение Совета Безопасности.
Совет Безопасности определяет существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и делает рекомендации сторонам или решает, какие меры следует принять для восстановления международного мира и безопасности. Совет может потребовать от сторон спора выполнения тех временных мер, какие он сочтет необходимыми. Решения Совета Безопасности являются обязательными для всех членов ООН.
Совет также уполномочен решать, какие меры, не связанные с использованием вооруженных сил, должны применяться для осуществления его решений, и требовать от членов Организации осуществления этих мер. Эти меры могут включать полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио или других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений.
Государства - члены ООН обязуются предоставить в распоряжение Совета необходимые для поддержания мира вооруженные силы.
При СБ создан военно-штабной комитет, в который входят начальники штабов государств. ВШК назначает руководителя миротворческой операции, обозначает время, тактику и стратегию.
60.Общая характеристика Специализированных учреждения ООН
Общая характеристика специализированных учреждений
Межгосударственные организации, осуществляющие со-трудничество в специальных областях и поставленные в связь с ООН на основе соглашений, являются специализированными учреждениями ООН. Статья 57 Устава перечисляет их характерные черты: межправительственный характер соглашений о создании таких организаций; широкая международная ответственность в рамках учредительных актов; осуществление деятельности в специальных областях: экономической, социальной, культуры, образования, здравоохранения и др.; правовая связь с ООН. Последняя устанавливается и оформляется соглашением, которое заключается с организацией Экономическим и Социальным Советом ООН и утверждается Генеральной Ассамблеей ООН. Такое соглашение составляет правовую основу сотрудни-чества ООН со специализированным учреждением и по своей юридической природе является международным договором.
В настоящее время существует 15 специализированных учреждений ООН: Международная организация труда (МОТ),
Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Всемирный почтовый союз (ВПС), Международный союз электросвязи (МСЭ), Международная организация гражданской авиации (ИКАО), Межправительственная морская консультативная организация (ИМКО), Всемирная метеорологическая организация (ВМО), Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международный валютный фонд (МВФ), Международная финансовая кор-порация (МФК), Международная ассоциация развития (MAP), Международный фонд сельскохозяйственного развития (МФСР).
Согласно ст. 59 Устава, по инициативе ООН могут создаваться любые новые специализированные учреждения, которые потребуются для осуществления задач ООН в области экономи-ческого, социального и гуманитарного сотрудничества.
Специализированные учреждения ООН – самостоятельные международные организации, имеющие свои уставы, численный состав, штаб-квартиры, бюджет, наделенные международной правосубъектностью. ЭКОСОС призван координировать их деятельность посредством консультаций с ними и рекомендаций им.
Членами специализированных учреждений являются суверенные государства. В некоторых из них (ВПС, ВОЗ, ВМО, ИМКО, МСЭ, ФАО) для несамоуправляющихся территорий имеется статус члена-сотрудника, или сочлена, без права голоса и участия в руководящих органах организации. В современных условиях ликвидации последних остатков колониализма инсти-тут сочленов является анахронизмом и должен исчезнуть, как только последняя несамоуправляющаяся территория станет су-веренным государством.
В структуре специализированных учреждений ООН различаются высшие, исполнительные, административно-технические и специальные органы. Высшие органы – это представительные собрания всех государств – членов организации, созываемые на очередные сессии раз в один, два, пять лет (Ассамблея, Конференция). Исполнительные органы, как правило, руководят рабо-той организации в период между сессиями высших органов. Административно-технические функции возложены на постоянно действующие секретариаты, комплектуемые на международной основе. Некоторые организации создают специальные органы – комиссии и комитеты по специальным и техническим вопросам, а также региональные органы.
Статья 57 Устава ООН предъявляет определенные требова-ния к статусу специализированного учреждения. Такое учреждение должно быть независимым, иметь свои собственные органы и обладать определенными полномочиями, возложенными на него учредительным актом в соответствии с международным публичным правом, поэтому некоторые организации, не обладающие указанными качествами, например Всемирная торговая организация (ВТО), до сих пор не приобрели статуса специализированного учреждения.
61. Совет Европы: общая характеристика целей и структурымеждунар. Региональн. Орг., Объединяет страны Европы с 1949 г. (47 государств, в т.ч. Россия) осн. Достиж: приняли Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, отличаются от евросоюза тем, что не могут издавать постоянные законы.Цель создания: защита прав человека и расширение демократии; сотрудничество по основным вопросам права, культуры, образования, информации, охраны окружающей среды, здравоохранения, т.е. охватывает все сферы жизни человека.Структура: Комитет министров: руковод. Орган, сессии 2 р. в год, назнач. членов Европ. Комис. по правам человека, Рекомендации подлежат ратификации и вст-т в силу только в отнош. ратифицир-х их стран. Парламентская ассамблея: только консультативн. Орган!.Количество представителей от каждой страны (от 2 до 18) зависит от численности ее населения. (состав - Председатель и 17 его заместителей), избирает Генерального секретаря Совета Европы и судей Европейского суда по правам человека. Европейский суд по правам человека: Суд состоит из судей по числу стран — участников Конвенции, однако при этом число судей одного гражданства не ограничено. Судьи избираются Парламентской ассамблеей Совета Европы и имеют срок полномочий девять лет. Консультативные органы: Венецианская комиссия, Конгресс местных и региональных властей Европы, Секретариат Совета Европы.
62. Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе: общая характеристика (ОБСЕ): (1995, 57 стран, в т.ч. Россия), Цели: создание условий по обеспечению длительного мира; заинтересованность в развитии сотрудничества между государствами-членами; Структура: Парламенская ассамблея, укрепляет международное сотрудничество в поддержку обязательств в политической, экономической, экологической и правозащитной областях, а также в области безопасности. Верховный комиссар по делам национальных меньшинств (старается выявить и дать рекомендации по межэтническим конфликтам). Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека (осуществляет наблюдение за выборами, проводит анализ законодательства и консультирует правительства относительно путей развития и поддержки демократических институтов). Представитель по СМИ: наблюдение за ситуацией в области СМИ в рамках выполнения функции раннего предупреждения и содействие государствам-участникам в выполнении их обязательств в области свободы выражения мнения и свободы. Суд по примирению и арбитражу:его решение будет носить для сторон юридически обязательный характер. Арбитражное разбирательство может быть начато при согласии заинтересованных сторон государств-участников. Минская группа, деятельность которой известна под названием "Минский процесс", возглавляет усилия ОБСЕ по поиску мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Ее сопредседателями являются Франция, Российская Федерация и Соединенные Штаты Америки, Секретариат ОБСЕ: Под руководством Генерального секретаря Секретариат ОБСЕ в Вене обеспечивает оперативную поддержку Организации. В его состав также входит Центр документации ОБСЕ в Праге.
63. Сотрудничество Независимых Государств: общая характеристика. 1991,региональная организация. страны: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркмения. Цель: обеспечение мира, безопасности, сотрудничество в разных направлениях: экономика, политика, Штаб-квартира в Минске, Москве, Санкт-Петербурге, «-»: высокий уровень социального неблагополучия, «+»: торгово-экономическое сотрудничество, защита территории.
64. Понятие и роль неправительственных международных организаций – это структуры, учрежденные частными лицами или некоммерческими организациями, функционирующие на собственные деньги и на основании устава, т.е. в таких организациях не могут участвовать официальные правительственные институты). Например, Гринпис (природоохранительная организация), «Репортеры без границ» (борьба против цензуры и за освобождение журналистов). Однако, подобные организации обвиняют в излишней мягкости и действии в интересах корпоративных войн и стороны сильного игрока, который оплатит их существование.
65. Мирное урегулирование споров и рамках ОБСЕ (1991-992 г.) . 4 элемента: Механизма ОБСЕ по урегулированию споров (Валлеттский механизм, приводится в действие по одностороннему обращению любой из сторон в споре. В список включаются до четырех лиц, назначаемых каждым государством-участником, желающим это сделать. При образовании Механизма в его состав не могут включаться граждане из государств - сторон в споре.Предусмотренная процедура не применяется, если одна из сторон считает, что спор затрагивает вопросы, касающиеся территориальной целостности или национальной обороны, права на суверенитет над территорией суши или одновременных притязаний на юрисдикцию над другими районами.), Комиссия ОБСЕ по примирению (спор м/б передан в комиссию только если обе стороны согласны. В одностороннем порядке можно подать, если государство хочет примирения с другими странами-участниками. Решения комиссии носят рекомндат. Хар-р до тех пор, пока страна-участн. Не сообщит, что она будет считать эти положения постоянными). Суд по примирению и арбитражу (20 стран без России. Каждое гос-во назначает 2 мировых посредников и арбитра, что и образует суд. В случае несогласия сторон в 30-дневный срок с предлагаемым урегулированием доклад направляется в Совет министров ОБСЕ. Может быть Арбитр. Трибунал , решает споры в соответствии с международным правом. Он может также разрешать дело по справедливости при согласии на это сторон в споре. Арбитражное решение является окончательным и обжалованию не подлежит.) и процедуры директивного примирения (включает не только выяснение фактических обстоятельств, но и выработку конкретных рекомендаций для сторон. Выводы согласительной комиссии носят факультативный характер, то есть не являются юридически обязательными для сторон, участвующих в споре).
66. Особенности следственной и согласительной процедур (ст. 33 Устава ООН: государства, участв. в любом споре, продолж. кот. могло бы угрожать поддержанию межд. мира и безопасности, должны прежде всего стремиться разрешить спор путем «переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям или иными мирными средствами по своему выбору». Т.е. следственные процедуры, а под примирением — согласительные. Обследование (следственная процедура). Это средство мирного урегулирования, к которому прибегают в тех случаях, когда спорящие стороны расходятся в оценке фактических обстоятельств, вызывающих спор или приведших к спору. Для осуществления процедуры обследования стороны создают на паритетных началах международную следственную комиссию, иногда во главе с представителем третьего государства или международной организации. Следственная комиссия должна учреждаться на основании специального соглашения между спорящими сторонами. В соглашении определяются подлежащие расследованию факты, порядок и срок образования комиссии, объем полномочий ее членов, а также место пребывания комиссии, ее право перемещаться, срок, в который каждая спорящая сторона должна будет представить свое изложение фактов, и т.д. Результаты работы комиссии фиксируются в докладе, который должен ограничиваться лишь установлением фактов. За сторонами сохраняется полная свобода воспользоваться выводами следственной комиссии по своему усмотрению. Примирение (согласительная процедура). Как средство мирного урегулирования споров примирение, в отличие от обследования» включает не только выяснение фактических обстоятельств, но и выработку конкретных рекомендаций для сторон. При применении согласительной процедуры стороны, как и в случае с обследованием, образуют на паритетных началах международную согласительную комиссию, которая и вырабатывает свои рекомендации. Выводы согласительной комиссии носят факультативный характер, то есть не являются юридически обязательными для сторон, участвующих в споре. Наиболее подробно порядок создания и функционирования согласительной комиссии изложен в Акте о мирном разрешении международных споров 1928 года, пересмотренном ГА ООН в 1949 г..
67. Создание консульских учреждений и порядок назначения консула.Ко́нсульство — орган внешних сношений государства, учреждённый на территории другого государства (с согласия последнего) для выполнения определённых функций. Район деятельности консула и местопребывания консульства определяются соглашением между обоими государствами. Права, привилегии и иммунитет консульства включают: право пользоваться флагом и гербом своего государства; неприкосновенность помещения; освобождение от налогов; неприкосновенность консульских архивов; свободу отношений консульства со своим правительством, дипломатическим представительством, другими консульствами своего государства, где бы они ни находились, с использованием средств связи, шифров, дипломатических и консульских курьеров. 2 вида консульских учреждений: консульские отделы диплом. представительств и самостоятельные (отдельные) консульские учреждения. Между установлением консульских отношений и открытием отдельного консульского учреждения может быть разрыв во времени. Гос-ва устан. Конс. Отнош. на основе взаимного согласия. Консул считается приступившим к исполнению своей миссии с момента вступления в должность. Для выполнение консулом своей миссии необходимо получение консульского патента и экзекватуры. Консульский патент - документ, выдаваемый компетентными органами представляемого государства и подтверждающий факт назначения соответствующего лица главой самостоятельного консульского учреждения. В нем указываются полное имя, гражданство, ранг, занимаемая должность, консульский округ и местонахождения консульства назначаемого лица. Этот документ направляется правительству государства пребывания. По получении консульского патента власти принимающего государства решают вопрос о выдаче лицу, назначенному консулом, экзекватуры, то есть разрешения на выполнение своих функций консульском округе. Экзекватура может представлять собой отдельный документ либо выдаваться в форме разрешительной надписи на консульском патенте. До получения экзекватуры может быть выдано временное разрешение на выполнение консульских функций. В выдаче экзекватуры м.б. отказано без объяснения мотивов. Консульский корпус в общем, + дуайен Старший по диплом. Классу).Для заведующих консульскими отделами дип. представительств направление патента и получение экзекватуры не требуется. Окончание миссии консула может иметь место след случаях: отзыв, аннулирование экзекватуры, истечение срока пребывания, конс. Патента, закрытие консульского учреждения в данном пункте, прекращение консульских отношений в целом, война, смерть консула, выход территории консульского округа из под суверенитета государства пребывания.
68. Внештатный (почетный) консул и его правовое положение . Консулв нештатный - лицо не состоящее на госуддип службе, но выполняющее консульские ф-ции по поручению представляемого гос-ва и с согласия гос-ва пребывания. Может заниматься предпринимательской деятельностью, может получать или не получать вознаграждение от представляемого гос-ва за выполнение консульских обязанностей. По Венской Конвенции о конс. сношениях 1963 нештатные консулы пользуются теми же основными привилегиями и иммунитетами, что и штатные ( за искл. личной неприкосновенности, которая предоставляется им только при исполнении консульских ф-ций). Гос-во пребывания, как правило, само ограничивает иммунитеты и привилегии, предоставляемые им нештатным консулам, а представляемое гос-во по своему усмотрению определяет и ограничивает ф-ции нештатных консулов. Возможно назначение нештатных консулов как из граждан, таки и из иностранцев. Нештатный консул не может быть должностным лицом. Он отличается от обычного тем, что он вообще не состоит на гос. службе в качестве должностного лица. Характерные признаки:- возможность выполнения консульских ф-ции как собственными гражданами, так и иностранцами;- неполучение регулярной заработной платы за выполнение ф-ций; - разрешение им, в отличие от шт.консулов, заниматься коммерческой и иной приносящей доходы деятельностью.
69. Понятие и особенности операций ООН по поддержанию мира НАТО: общая характеристика Правовые основы европейской безопасности. Меры и действия с использованием вооруженных сил или военных наблюдателей, принимаемые Советом Безопасности ООН для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. Согласно Уставу ООН такие действия могут включать демонстрации, блокаду и другие операции воздушных, морских или сухопутных сил государств - членов ООН. За первые 40 лет существования Организации Объединенных Наций (1945—1985 годы) были проведены лишь 13 операций по поддержанию мира. За последующие же 20 лет были развернуты 47 миссий. Первоначально операции по поддержанию мира представляли собой в основном операции по обеспечению соблюдения соглашений о прекращении огня и разъединении враждующих сторон после межгосударственных войн. Окончание «холодной войны» привело к радикальному изменению характера операций ООН по поддержанию мира. Совет Безопасности ООН стал учреждать более крупные и сложные миссии ООН по поддержанию мира, зачастую предназначенные для оказания помощи в выполнении всеобъемлющих мирных соглашений между участниками внутригосударственных конфликтов. Кроме того, операции по поддержанию мира стали включать в себя все больше невоенных элементов. Для координации таких операций в 1992 году был создан Департамент операций по поддержанию мира ООН (ДОПМ). Система европейской безопасности относится к региональным системам поддержания международного мира и безопасности, создание которых допускается Уставом ООН. Под региональной системой безопасности понимается совокупность принципов и норм, а также структура, действующие в пределах определенного международным соглашением региона и регулирующие сотрудничество государств региона в области поддержания мира и безопасности.Уставом ООН определены условия, в соответствии с которыми могут создаваться и действовать региональные системы безопасности: их компетенция должна ограничиваться вопросами, относящимися к региональным действиям, их целям и принципам, а также к деятельности. Условия должны быть совместимыми с целями и принципами ООН; они вправе заниматься мирным разрешением споров, находящихся в пределах ответственности региональных соглашений и органов; могут использоваться для принудительных действий по решению Совета Безопасности и под его руководством, при этом никакие принудительные действия не должны приниматься региональными органами или в силу региональных соглашений без полномочий Совета Безопасности; Совет Безопасности должен быть всегда полностью информирован о действиях, принимаемых или намечаемых в силу региональных соглашений и региональными органами для поддержания международного мира и безопасности. Ни Устав ООН, ни материалы Сан-Францисской конференции по принятию Устава ООН не содержат определений таких важных понятий, как региональное соглашение, региональный орган, местный спор. За время более полувековой деятельности ООН эти понятия не были уточнены ни в рамках ООН, ни в рамках региональных соглашений и региональных организаций. Это дало возможность трактовать понятие «регион», руководствуясь не только географическими представлениями, но и политическими реалиями. Вместе с тем важно подчеркнуть, что создание любых региональных систем безопасности должно укладываться в рамки, определенные для этого Уставом ООН.
70. Правовой статус безъядерных зон (на примере одной из них)
Пример: Договор о безъядерной зоне южной части Тихого океана 6 августа 1985 года
Статья 3 Отказ от ядерных взрывных устройств. Каждая Сторона обязуется:
а) не производить или не приобретать любым путем, не владеть и не осуществлять контроль над любыми ядерными взрывными устройствами в любой форме где-либо в пределах и за пределами безъядерной зоны южной части Тихого океана;
b) не стремиться получить и не получать любой помощи в производстве или приобретении любых ядерных взрывных устройств;
Статья 5 Недопущение размещения ядерных взрывных устройств
1. Каждая Сторона обязуется не допускать размещения на своей территории любых ядерных взрывных устройств.
Статья б Недопущение испытаний ядерных взрывных устройств
Каждая Сторона обязуется:
a) не допускать на своей территории испытания любых ядерных взрывных устройств;
b) не предпринимать каких-либо действий для оказания содействия или поощрения испытания любого ядерного взрывного устройства любым государством.
Статья 7 Недопущение захоронения отходов
1. Каждая Сторона обязуется:
a) не захоронять радиоактивные отходы и др. радиоактивные вещества в море где-либо в пределах безъядерной зоны южной части Тихого океана;
b) не допускать захоронения радиоактивных отходов и др. радиоактивных веществ кем-либо в своем территориальном море;
c) не предпринимать каких-либо действий для оказания содействия или поощрения захоронения кем-либо радиоактивных отходов и др. радиоактивных веществ в море где-либо в пределах безъядерной зоны южной части Тихого океана;
Статья 8 Система контроля
1. Стороны настоящим создают систему контроля с целью проверки соблюдения ими своих обязательств по настоящему Договору.
2. Система контроля включает:a) доклады и обмен информацией; b) консультации;c) применение к мирной ядерной деятельности гарантий МАГАТЭ;
Статья 12 Подписание и ратификация
1. Настоящий Договор открыт для подписания любым членом Форума южной части Тихого океана.
2. Настоящий Договор подлежит ратификации. Ратификационные грамоты сдаются на хранение Директору, который, таким образом, назначается депозитарием настоящего Договора и Протоколов к нему.
3. В случае, если член Форума южной части Тихого океана, территория которого расположена за пределами безъядерной зоны южной части Тихого океана, становится Стороной настоящего Договора, в Приложение 1 следует внести необходимые поправки, с тем чтобы по крайней мере включить территорию этой Стороны в пределы границ безъядерной зоны южной части Тихого океана. Очертания любого района, включенного дополнительно в соответствии с настоящим пунктом, утверждаются Форумом южной части Тихого океана.