Тема №4: Византийская империя в IV-XII вв. (коллоквиум)

1. Периодизация (экономическая, церковная..). Особенности хозяйственно-культурного районирования.

2. Особенности аграрного развития Византии IV-V вв. Податная система.

3. Ранневизантийский город (IV-VI вв.). Организация курий, роль государства в жизни города. Димы.

4. Ранневизантийское государство. Армия.

5. Византийская церковь IV-VI вв. Ереси. Формы монашеской жизни.

6. Византийская империя при Юстиниане I.

7. Внешняя политика Византии в 565-717 гг.

8. Внутренняя политика Византии в конце VI-VII в. Административные преобразования. Монофелитство.

9. Первый период «иконоборчества». VII Вселенский Собор.

10. Византийская империя на рубеже VIII-IX вв. Никифор I Геник. «Михианские споры».

11. Второй период «иконоборчества». Фома Славянин. Восстановление иконопочитания.

12. Внешняя политика Византии империи в 30-70-х гг. IX в. Деятельность Кирилла и Мефодия.

13. Византия при императорах Македонской династии (867-1025).

14. Русско-византийские отношения в X – первой половине XI вв.

15. Внутренняя и внешняя политика Византии в XI-XII вв.

Список литературы:

История Византии. Т.1-3. М., 1967.

Культура Византии. Т.1-3. М., 1988-1991.

Курбатов Г. Л. История Византии. М., 1984.

Список дополнительной литературы:

Айбабин А. И. Этническая история ранневизантийского Крыма. Симферополь, 1999.

Артамонов М. И. История хазар. Л., 1962.

Афиногенов Д. Е. Константинопольский патриархат и иконоборческий кризис в Византии (784-847). М., 1997.

Бородин О. Р. Равеннский экзархат. Византийцы в Италии. СПб., 2001.

Византия между Западом и Востоком. СПб., 1999.

Каждан А. П. Деревня и город в Византии IX-X вв. М., 1960.

Кулаковский Ю. А. История Византии. Т.1-3. СПб., 1911-1913.

Курбатов Г. Л. Основные проблемы внутреннего развития византийского города в IV-VII вв. Л, 1970.

Курбатов Г. Л., Лебедева Г. Е. Город и государство в Византии в эпоху перехода от античности к феодализму. // Становление и развитие раннеклассовых обществ. Л., 1986. С. 100-197.

Курбатов Г. Л. Ранневизантийские портреты. Л., 1991.

Кучма В. В. Военная организация Византийской империи. СПб., 2001.

Левченко М. В. Очерки по истории русско-византийских отношений. М., 1956.

Липшиц Е. Э. Очерки византийского общества и культуры. VII-первая половина IX вв. М.-Л., 1961.

Литаврин Г. Г. Болгария и Византия в XI-XII вв. М., 1960.

Литаврин Г. Г. Византийское общество и государство в X-XI вв. Проблемы истории одного столетия. 976-1081. М., 1977.

Мейендорф И. История Церкви и восточно-христианская мистика. М., 2000.

Назаренко А. В. Древняя Русь на международных путях. М., 2001.

Оболенский Д. Византийское Содружество Наций. М., 1998.

Петрухин В. Я. Начало этнокультурной истории Руси IX-XI вв. М., 1995.

Поснов М. Э. История христианской Церкви (до разделения Церквей – 1054 г.). Брюссель, 1964.

Раннефеодальные государства на Балканах. VI-XII вв. М., 1985.

Сборник источников по социально-экономической истории Византии. М., 1951.

Скабаланович Н. Византийское государство и церковь в XI в. СПб., 1884.

Сказания о начале славянской письменности. М., 1981.

Сорочан С. Б. Византия IV-IX вв.: этюды рынка. Харьков, 2001.

Успенский Ф. И. История Византийской империи. Т.1-3. СПб.-М.-Л., 1913-1948.

Чекалова А. А. Константинополь в VI в. Восстание Ника. М., 1986.

Методические рекомендации: вплоть до XII в. Византийская империя со всеми ее составляющими, социально-экономическими устоями, формами государственного и административного управления, военной организацией, служила эталоном для развивающихся политических образований Западной Европы. Поэтому ее изучение является необходимой частью курса истории средневековой Европы.

Учитывая большой объем фактического и теоритического материала, выносимого на коллоквиум, подготовка к нему должна быть начата студентами заранее и опираться на фундаментальные трехтомные «Историю Византии» (М., 1967) и «Культуру Византии» (М., 1988-1991), с привлечением дополнительной литературы по специальным вопросам, в том числе и не вошедшей в данный библиографический список. При добросовестной работе само занятие, таким образом, превращается в итог длительной самостоятельной работы учащихся, в обсуждении наиболее важных проблем византийской истории, а задача преподавателя сводится к уточнению отдельных погрешностей в ходе их выступлений. Коллоквиум, по решению преподавателя, может быть как устным, так и письменным.

Первый вопрос занятия включает в себя, в первую очередь, характеристику существующих периодизаций византийской истории. При этом необходимо помнить, что, если в отечественной историографии в основе деления истории Византии на отдельные периоды по-прежнему лежат особенности ее социально-экономического развития (процессы феодализации общества и государства), то в европейском и американском византиноведении приоритет традиционно отдан изложению материала, исходя из смен правящих династий и изменений географического «домена» империи. Кроме того, следует учитывать, что в византийской истории и археологии в последние десятилетия все чаще фигурирует понятие «позднеантичный период» (IV-VI вв.), как важный этап формирования собственно Византийского государства. Говоря о хозяйственно-культурном районировании Византии, студенты должны свободно владеть картой империи, знать ее наиболее значимые исторические области, представлять себе влияние природно-климатических факторов на специализацию отдельных регионов. Обращаем внимание на важную военно-стратегическую роль периферийных районов «византийского мира».

Обзор аграрной истории Византийской империи IV-V вв. необходимо построить по следующему плану: положение рабов и содержание института «рабства на пекулии»; формы колонатной зависимости и основные категории колонов (элевтеры, энапографы); византийская свободная крестьянская община – митрокомия (характер землепользования, органы управления, институты эпиболе и протимесиса в истории общины); крупное землевладение. Знание фактического материала в конечном итоге поможет студентам ответить на ряд ключевых вопросов по данной тематике – причины распространения более мягких, в сравнении с западной частью Римской империи, форм рабства, длительного сохранения митрокомии, постепенного превращения крупной латифундии в загородную резиденцию, место отдыха ее владельца, центр эксплуатации зависимого населения и рабов с незначительной домениальной запашкой. Для характеристики податной системы Византии необходимо специально остановиться на основных регулярных (поземельно-подушный налог по системе jugum-capitatio, синона) и экстраординарных повинностях, объяснить понятия «индикта» и «индиктиона».

Ответ на третий вопрос включает в себя классификацию ранневизантийских городов, анализ их социальной структуры и системы управления. Объяснив причины кризиса «малых» и рост значения более крупных городских центров, следует остановиться на роли государства в сдерживании кризисных явлений в городской жизни империи, в частности на необходимости появления и содержании института городских «дефенсоров». Наконец, этот вопрос требует рассмотрения ранней истории «димов», причин их появления и места в общественно-политической жизни Византии.

Византия – централизованная монархия, воспринявшая от Римской империи основные принципы государственного и административного устройства, идеологию, законодательство, государственный язык. Обзор ее государственного устройства в IV-VI вв. подразумевает характеристику полномочий императора и значения института соправительства, роли консистория и сената в политической жизни империи, организации придворной (магистр оффиций, квестор, фискальные комиты, препозит), гражданской (префектуры, диоцезы, провинции) и военной служб (военные магистры, дуки, комитаты, лимитане, федераты).

Византийская церковь IV-VI вв. делилась на патриархаты, епископии и приходские общины. Особый статус имели хорепископии. Помимо этого студенты должны также усвоить штат епископальных служащих, роль Вселенских и поместных соборов в формировании организационной структуры восточно-христианской церкви и борьбе с крупными ересями (арианством, несторианством и монофиситством), представлять себе основные формы монашеской жизни (киновия, отшельничество, лавра).

Шестой вопрос коллоквиума касается положения Византийской империи в правление Юстиниана I (527-565). Характеризуя внутреннюю политику императора, студенты должны выделить основные направления его деятельности в аграрной сфере (эмфитевсис, ограничение полномочий крупных землевладельцев, рост церковно-монастырского землевладения), особенности торговой, строительной и церковной политики (принцип «цезарепапизма», борьба с ересями и иноверцами, V Вселенский собор), принципы реформирования государственного и провинциального управления. Особое внимание следует уделить правовой реформе Юстиниана I, приведшей к созданию нового общеимперского законодательного свода – Корпуса гражданского права», а также выяснению причин и последствий так называемого «восстания Ника» (532 г.). Анализ внешней политики Византии в этот период времени рекомендуем сосредоточить на оценке византийско-персидских отношений и итогах военных кампаний в западной части Средиземноморья (войны с вандалами, остготами и вестготами).

Следующие два вопроса тесно связаны между собой. Они посвящены последовательному изложению основных событий внешне- и внутриполитической истории Византии, начиная от вступления на престол императора Юстина II в 565 г. до начала периода иконоборчества. В области внешней политики таковыми являются вопросы, касающиеся образования Аварского каганата и Лангобардского королевства, вторжения тюрков в Северное Причерноморье, славянской «колонизации» Балканского полуострова, войн с персами и арабами, образования на территории Северной Фракии I Болгарского царства. Для полноценного ответа на них необходимо знать не только хронологию указанных событий, но и иметь четкие представления об их причинах и последствиях. Для характеристики внутренней истории империи рекомендуем сосредоточиться, в первую очередь, на военно-административных преобразованиях – появлению Карфагенского и Равеннского экзархатов, а также введению фемного строя на большей части центральных областей Византии, имевшего значительные последствия для социально-экономического развития Византии. Еще одна важная проблема – монофелитская реформа (638-681), призванная ликвидировать, правда, безрезультатно, раскол общества на монофиситов и халкидонитов.

Девятый вопрос коллоквиума посвящен событиям первого периода «иконоборчества». Говоря о причинах и содержании иконоборческой политики императоров, рекомендуем студентам критически отнестись к абсолютизированию экономических и религиозных факторов как исходных при ее введении императором Львом III Исавром (717-741). В современной историографии «иконоборчество» рассматривают как часть политики распространения Государством самодержавного стиля управления во всех сферах жизни византийского общества, в том числе и в церковной, пропагандистский акт общеимперского масштаба, направленный на установление идеологического единства общества перед лицом внешней угрозы. Не следует также забывать и о традиционном неприятии почитания икон, ассоциировавшихся с диктатом официальной церкви, среди сельского населения восточных провинций Византии, сторонников несторианства и монофиситства, обвинениях в идолопоклонничестве со стороны иудеев и мусульман. Хронология этого периода устанавливается через последовательный анализ содержания и последствий эдикта 726 г., решений силенция 730 г., Лже-Вселенского собора 754 г. и VII Вселенского собора 787 г. в Никее.

Главными событиями в истории Византии рубежа VIII-IX вв. являются комплекс реформ императора Никифора I Геника (802-811), направленных в целом на улучшение финансового положения государства и организации фемной системы, и «михианские» споры. Последние в современной историографии рассматриваются как крупнейший внутрицерковный конфликт 795-809 гг. между сторонниками усиления патриаршей власти, установления жесткой церковной дисциплины и субординации и их противниками, объединившимися вокруг Феодора Студита, игумена одного из наиболее значимых монастырей Константинополя.

Возобновление «иконоборческой» политики византийских императоров рекомендуем рассматривать сквозь призму внешнеполитических неудач империи в борьбе с арабами и болгарами в начале IX в. и традиционном противостоянии столичной и провинциальной военно-служилой знати в борьбе за власть. При изложении основных событий второго периода «иконоборчества» особое внимание следует обратить на правления императоров Льва V Армянина (813-820) и Феофила (829-842), а также период борьбы за императорский престол между отдельными представителями военной знати в 820-825 гг. (так называемое «восстание Фомы Славянина»). Вопрос восстановления иконопочитания в 843 г. требует специальной оценки правления патриарха Мефодия (843-847).

Ответ на вопрос, посвященный хорошо отраженной в источниках внешнеполитической активности Византии в 30-70 гг. IX в., должен быть построен по следующему плану: первое историческое свидетельство о «росах» под 839 г. в Бертинских анналах (проблемы происхождения и локализации каганата «росов», его место в восточно-европейской международной политике); характер византийско-хазарских отношений (строительство крепости Саркел на Нижнем Дону и появление фемы Климатов в Таврике, миссия в Хазарию Константина Философа); крещение болгар, деятельность Кирилла и Мефодия в Моравии и борьба за сферы влияния на Балканах между Римом и Константинополем.

Характеристика внутреннего положения Византийской империи при императорах Македонской династии включает, в первую очередь, анализ важнейших источников этой эпохи: «Книги Эпарха» и так называемого «Аграрного законодательства императоров Македонской династии» – серии императорских новелл 922-1002 гг., направленных на ограничение наступления динатов на стратиотское землевладение, экономической основы фемного строя и источник значительных налоговых поступлений в государственную казну. Рекомендуем также обратить внимание на мероприятия центральной власти, направленные на повышение боеспособности армии («военная реформа» Никифора Фоки (963-969). Итогом этих преобразований стали успешные походы в Сирии и Северной Месопотамии, завоевания Кипра (965 г.), Крита, Болгарии (1018 г.).

Следующий вопрос, посвященный основным этапам русско-византийских отношений в X – первой половине XI вв., требует от студентов умения дать сравнительный анализ причин и целей походов русов на владения Византии в 907, 941, 968-971 и 1043 гг., знания содержания руско-византийских договоров 911, 944 и 971 гг., предыстории официального крещения Древней Руси в 988/989 гг.

Заключительная тема коллоквиума охватывает период от смерти императора Василия II Болгаробойцы (976-1025) до взятия Константинополя крестоносцами в 1204 г. Характеризуя внутреннее положение империи в это время студенты должны остановиться на вопросах особенностей социальной и кадровой политики императоров из династии Комнинов (1081-1185) и процессах феодализации византийского общества в это время (распространение институтов «экскуссии», «пронии», «арифмоса», «солемния», «харистикариата»). В области внешней политики главными событиями эпохи являются: «схизма» 1054 г., вызванная политическими, экономическими и догматическими противоречиями между Римским папством и Константинопольским патриархатом; борьба Византии с сельджуками, норманнами и печенегами; взаимоотношения империи и Запада в период первых Крестовых походов.

Наши рекомендации