Период раннего средневековья

Тема №1: Древние германцы

1. Характеристика источников. Данные письменных, лингвистических и археологических источников.

2. Развитие производительных сил в хозяйстве древних германцев в первые вв. н.э. (система земледелия, скотоводство, промыслы, характер торговых отношений).

3. Общинный строй.

4. Социальная структура древнегерманского общества. Зарождение имущественного и социального неравенства.

5. Организация управления. Понятие «военная демократия».

Источники:

Древние германцы. Сборник документов (сост. Б. Н. Граковым, С. П. Моравским, А. И. Неусыхиным). М., 1937.

Хрестоматия по истории средних веков (под ред. С. Д. Сказкина). М., 1961. Т.1. С. 261-285.

Практикум по истории средних веков (сост. М. Л. Абрамсон, С. А. Сливко, М. М. Фрейденберг). М., 1967. С. 6-34.

Список литературы:

Люблинская А. Д. Источниковедение истории средних веков. Л., 1955.

Грацианский Н. П. К вопросу об аграрных отношениях древних германцев времени Цезаря // Грацианский Н. П. Из социально-экономической истории западноевропейского средневековья. М., 1960. С.51-71.

Сказкин С. Д. Техника сельского хозяйства в античности и в раннее средневековье // Сказкин С. Д. Избранные труды по истории. М., 1973. С. 12-44.

Неусыхин А. И. К вопросу об исследовании общественного строя древних германцев // Неусыхин А. И. Проблемы европейского феодализма. М., 1974. С. 377-389.

Неусыхин А. И. Военные союзы германских племен около начала нашей эры // Неусыхин А. И. Проблемы европейского феодализма. М., 1974. С. 390-412.

Ковалевский С. Д. К вопросу о понятии «военная демократия» // Средние века. 1983. Вып.46. С.198-213.

Гуревич А. Я. Аграрный строй варваров // История крестьянства в Европе. Эпоха феодализма. М., 1985. Т.1. С.90-127.

Колесницкий Н. Ф. Этнические общности и политические образования у германцев I-V вв. // Средние века. 1985. Вып.48. С. 5-26.

Горский А. А. Социально-экономические условия в эпоху классообразования и понятие «военная демократия» // Средние века. 1986. Вып.49. С.213-219.

История Европы. М., 1988. Т.1. С.594-605.

Методические рекомендации: главной целью занятия является систематизация сведений о политическом и социально-экономическом строе древних германцев до начала их переселения на территорию Римской империи. Таким образом, хронологические рамки темы семинара охватывают значительный период времени – от середины I тыс. до н.э., когда германцы уже ощутимы археологически, до начала V в. н.э.

Главные письменные свидетельства по данной теме содержатся в «Записках о галльской войне» Гая Юлия Цезаря, в «Географии» Страбона, в «Естественной истории» Гая Плиния Старшего и в сочинениях Публия Корнелия Тацита. Характеризуя их, студенты должны уметь провести всесторонний источниковедческий анализ документов, то есть, помимо авторства, указать на время их создания, круг источников, степень исторической достоверности приводимых сведений. Кроме того, следует помнить о том, что каждый из греческих и римских авторов характеризует состояние германского общества на определенном отрезке времени. Сопоставляя их сведения, учащиеся получают возможность проследить эволюцию общественных и экономических отношений у древних германцев с I в. до н.э. до II в. н.э. Окончательная же картина современных научных представлений о варварском мире к северу и к востоку от границ Римского государства складывается при использовании вещественных источников. Они, во-первых, позволяют удлинить историю германских народов, во-вторых, в значительной степени скорректировать нарративные свидетельства. При их анализе необходимо определить ареал и виды археологических памятников древних германцев, общий обзор которых содержится в работе А. Я. Гуревича.

Говоря о развитии производительных сил древних германцев в первые века н.э., необходимо не только дать перечень их основных занятий и особенности торгового обмена, подтверждая свои тезисы цитированием письменных источников. Главное, что должны вынести студенты после знакомства с научной литературой, заключается в том, что после археологического открытия многослойных поселений и полей древнего земледелия у германцев, а также изучения лингвистическими методами их космологической модели мироздания и связанных с ней понятиями «одаль», «Митгард», «Утгард», невозможно буквально воспринимать сведения древних авторов о кочевом или полукочевом образе жизни этих племен. Следовательно, причины мобильности германских народов нужно искать в низком уровне развития производительных сил и тех социальных процессах, которые протекали в их обществе.

Рассмотрение следующего вопроса следует начать с формулирования четких определений трех основных стадий эволюции общинного строя в истории человеческого общества – родовой (кровнородственной), земледельческой (большесемейной) и соседской (общины-марки) общин. После этого, привлекая письменные свидетельства и данные археологии, нужно попытаться определить стадию развития и функции германской общины в первые века н.э.

Изучение вопроса социальной структуры древнегерманского общества распадается на два этапа. На первом с помощью источниковедческого анализа следует выделить основные социальные категории населения, после чего определить их статус и причины растущей социальной и имущественной дифференциации германского социума.

Ключевым понятием заключительной проблемы, выносимой на обсуждение на семинарском занятии, является термин «военная демократия». Студент должен иметь ясные представления о содержании основных институтов этой стадии политической организации общества – народном собрании, совете старейшин и институте вождей. Особое место в племенной организации древних германцев занимают дружины и их предводители – объединения профессиональных воинов, всецело посвятивших себя занятиям военным промыслом.

Наши рекомендации