Объём и структура дипломного проекта
Лист согласования
Методические указания по дипломному проектированию составлены в соответствии с ГОС ВПО и учебным планом ОГИ специальности 080504.65 «Государственное и муниципальное управление».
СОГЛАСОВАНО:
Заведующая УМО Т.В. Горелова
«___» ____________ 2009 г.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ | ||
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА | ||
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ И СОДЕРЖАНИЮ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА | ||
2.1 | Общие требования к выполнению дипломного проекта | |
2.2 | Объём и структура дипломного проекта | |
2.3 | Содержание дипломного проекта | |
ОРГАНИЗАЦИЯ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ | ||
3.1 | Основные этапы и сроки выполнения дипломного проекта | |
3.2 | Выбор и утверждение темы дипломного проекта | |
3.3 | Руководство дипломным проектом | |
3.4 | Задание на дипломный проект | |
3.5 | Контроль выполнения дипломного проекта | |
ОФОРМЛЕНИЕ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА | ||
4.1 | Общие положения | |
4.2 | Нумерация | |
4.3 | Иллюстрации, таблицы, формулы | |
4.4 | Ссылки | |
4.5 | Список использованных источников | |
4.6 | Приложения | |
ЗАЩИТА ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА | ||
5.1 | Подготовка к защите дипломного проекта | |
5.2 | Процедура защиты дипломного проекта | |
5.3 | Особые случаи | |
БИБЛИОГРАФИЯ | ||
ПРИЛОЖЕНИЯ |
ВВЕДЕНИЕ
Основным видом итоговых аттестационных испытаний государственной аттестации выпускников высших учебных заведений является защита выпускной квалификационной работы. Выпускные квалификационные работы выполняются в формах, соответствующих определенным ступеням высшего профессионального образования, в частности, для квалификации менеджер - в форме дипломного проекта.
В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 080504.65 «Государственное и муниципальное управление» подготовка и защита дипломного проекта является непременным условием профессиональной квалификации студента и признания его специалистом государственного и муниципального управления – менеджером.
Согласно предъявляемым требованиям выполнение дипломного проекта призвано способствовать закреплению знаний, полученных в процессе изучения общетеоретических и специальных дисциплин, умений и навыков, приобретенных во время прохождения практики в органах государственного и муниципального управления, а также других организациях, их использованию в практической работе по специальности.
Основная задача настоящих методических указаний – оказать необходимую помощь и направить усилия выпускника на качественное выполнение дипломного проекта.
Методические указания предназначены для студентов, завершающих освоение основной образовательной программы по специальности 080504.65 «Государственное и муниципальное управление», а также для научных руководителей и консультантов дипломного проекта. Данные указания могут быть использованы как в процессе непосредственной разработки дипломного проекта, так и при сборе, систематизации и обобщении исходных материалов к дипломному проекту.
1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА
Дипломный проект - это самостоятельная выпускная квалификационная работа студента, завершающего обучение по специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление». Его выполнение имеет целью:
• систематизацию, обобщение и расширение теоретических знаний и практических навыков по избранной специальности;
• развитие навыков самостоятельной работы, овладение методикой исследований, экспериментирования при разработке проблем и вопросов, решаемых в дипломном проекте;
• определение уровня подготовленности студента к предстоящей профессиональной деятельности в органах государственного и муниципального управления.
В процессе выполнения дипломного проекта студент должен решить следующие задачи:
• обосновать актуальность выбранной темы, практическую значимость выполнения дипломного проекта;
• изучить теоретические положения, нормативно-правовую документацию, статистические материалы, справочную и научную литературу по избранной теме проекта;
• собрать необходимый статистический материал для проведения конкретного анализа;
• провести анализ собранных данных, используя соответствующие методы обработки информации;
• изложить свою точку зрения по дискуссионным вопросам, относящимся к теме дипломного проекта;
• сделать выводы и разработать проектные мероприятия по решению поставленных в дипломном проекте проблем и задач;
• провести оценку эффективности разработанных в проекте мероприятий;
• дать правовое обоснование разработанных в проекте мероприятий;
• оформить дипломный проект в соответствии с нормативными требованиями, предъявляемыми к подобным документам.
Выпускная квалификационная работа менеджера – дипломный проект должен показывать навыки практического анализа проблем управления, разработки и расчета проекта совершенствования управления.
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ И СОДЕРЖАНИЮ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА
2.1 Общие требования к выполнению дипломного проекта
Дипломный проект предполагает теоретическую или экспериментальную разработку избранной темы на основании всестороннего изучения важнейших научно-теоретических работ, относящихся к данной проблеме, периодической литературы, нормативно-правовых актов, статистической информации, авторских наблюдений, результатов экспериментов и других материалов.
Дипломный проект должен быть посвящен разработке одной из актуальных проблем, направленных на обоснование эффективного управления социально-экономическими, административными, политическими и культурными процессами в системе государственного и муниципального управления в соответствии с тенденциями общественного развития.
Дипломный проект должен содержать систематически организованное и логически обоснованное изложение проведенного исследования и его результатов.
Объектами исследования могут являться различные организации и подразделения в системе государственного и муниципального управления; предприятия экономические, политические, административные; социально-культурные процессы функционирования и развития государства, регионов, муниципальных образований.
При выполнении дипломного проекта должны быть соблюдены следующие основные требования:
• обоснование проектных мероприятий результатами анализа управленческой и хозяйственной деятельности объекта исследования;
• соответствие предлагаемых проектных мероприятий целям и перспективным тенденциям развития объекта исследования;
• соответствие уровня разработки темы дипломного проекта современному уровню разработок, методических положений и рекомендаций по организации управления.
Единство общих требований предполагает широкую инициативу студента при разработке темы дипломного проекта в самых разных ее аспектах с учетом индивидуальных способностей и склонностей учащегося. Оригинальность решения задач исследования - один из важных критериев оценки качества дипломного проекта.
Дипломный проект должен разрабатываться на конкретных материалах организаций, подразделений и предприятий в системе государственного и муниципального управления, основываться на действующем законодательстве Российской Федерации, ее субъектов, базироваться на использовании проверенных практикой методов, содержать решение конкретных управленческих задач, способствующих успешному достижению целей, которые стоят перед объектом исследования.
Дипломный проект должен опираться на общенаучные методы, такие как: системный и исторический подходы, метод восхождения от абстрактного к конкретному и другие. В нем также должны использоваться конкретно-научные методы, в частности, программно-целевой метод, экономико-математическое моделирование, экспертные оценки, факторный анализ, стохастический анализ, математическая экстраполяция и другие.
Особое внимание следует обратить на использование соответствующего программного обеспечения.
Содержание дипломного проекта
Далее излагаются основные требования к содержанию дипломного проекта.
Введение
Введение – это вступительная часть дипломного проекта, в которой необходимо:
• обосновать актуальность разрабатываемой темы;
• очертить границы исследования (объект, предмет, хронологические и/или географические рамки);
• сформулировать основную цель работы и подчиненные ей более частные задачи, решение которых связано с реализацией поставленной цели;
• определить теоретические основы и указать избранный метод (или методы) исследования;
• охарактеризовать теоретическую и практическую значимость проекта;
• привести в алфавитном порядке список отечественных и зарубежных ученых и специалистов (8-10) фамилий, внесших наиболее заметный вклад в исследование, анализ и решение проблем в тех областях, с которыми связана тема дипломного проекта, и труды которых использовались при его написании.
Введение должно начинаться с обоснования актуальности выбранной темы дипломного проекта. Освещение актуальности должно быть немногословным. Актуальность темы может подтверждаться ссылками на вновь принимаемые законы, указы, постановления органов государственной власти РФ или отдельных субъектов РФ, касающиеся рассматриваемых в дипломном проекте вопросов. Практическое значение разработки темы дипломного проекта подчеркивается ее важностью в решении общих проблем организации и осуществления государственного (муниципального) управления.
Обязательным элементом введения является формулировка объекта и предмета исследования. Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное.
Объект исследования - это объективный процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения
Предмет исследования - это то, что исследователь выбирает для изучения в границах объекта исследования. Это предметная область, включающая в себя те стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему и подлежат изучению. Именно на предмет исследования направлено основное внимание дипломника, именно предмет определяет тему дипломного проекта, которая обозначается на титульном листе как заглавие.
Обоснование выбора объекта и предмета дипломного проектирования подтверждается доказательствами их значения в решении вопросов совершенствования государственной и муниципальной управленческой деятельности, местом и ролью изучаемых явлений в системе государственного (муниципального) управления. Обоснование выбора конкретного объекта изучения (как правило, с ним знакомятся в процессе прохождения практики) сопровождается ссылками на основные показатели, важнейшие критерии и фактические данные, характеризующие действительное положение дел, реальные ситуации в практике функционирования объекта исследования, предмете осуществляемой им деятельности. В итоге четко формулируется конкретная проблема, цель и задачи исследования.
В качестве цели дипломного проекта следует определять конечный результат работы. Формулировка цели должна быть ясной, краткой, недвусмысленной, соответствующей объему предмета исследования и должна обязательно согласовываться с названием работы.
Для достижения поставленной цели следует сформулировать ряд задач, решение которых предполагается в дипломной работе (примерно 4-6). Определение задач осуществляется в форме перечисления с использованием ряда стандартных начальных слов: изучить..., уточнить..., описать..., рассмотреть..., установить..., выявить..., сформулировать..., построить..., разработать..., предложить...и т.п.
Содержание и структура дипломного проекта должны быть согласованы с перечнем поставленных задач. Формулировку задач необходимо продумывать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание разделов дипломного проекта. Это важно также и потому, что заголовки разделов или параграфов рождаются именно из формулировок задач дипломного проекта.
Обязательным элементов введения дипломного проекта является указание на методы исследования, которые служат инструментом в добывании фактического материала, его классификации, обобщении, а также в его теоретическом осмыслении, формулировке гипотез, теоретических построений и практических рекомендаций.
Обычно во введении отмечается, что теоретической и методологической основой исследования служат труды ведущих в данной области отечественных и зарубежных ученых (указываются наиболее авторитетные авторы), федеральное и региональное законодательство, решения и постановления муниципальных органов власти, а также указываются те или иные применяемые в работе методы исследования (системного, абстрактно-логического, сравнительного, экономического анализа и т.п.) и инструменты (метод экспертных оценок, математического моделирования, выбора приоритетов, «дерево целей» и т.п.).
Во введении описываются и другие элементы научного процесса. К ним, в частности, относят указание, на каком конкретном материале выполнена сама работа (материалы преддипломной практики, архивные документы, статистические сборники, периодическая печать и т.п.)
С параметрами, необходимыми для введения, рекомендуется предварительно определиться уже при выборе темы. Это не значит, что написание работы следует начинать непременно с введения. Оно предваряет дипломный проект. Однако в зависимости от индивидуальных особенностей авторского творчества оно может быть написано как на начальном, так и на конечном этапах выполняемой работы. Это связано с тем, что в начале исследования введение пишется для того, чтобы автор мог лучше представить себе направление своих исследовательских поисков, так как это помогает ему сгруппировать замыслы и наметить план. Если введение в основном готовится в конце работы, когда основная часть текста дипломной работы уже написана, то это делается для того, чтобы лучше охарактеризовать работу целиком с помощью тех параметров, которые заданы во введении. В большинстве случаев на практике оба этих подхода объединяются и студент, работая над основным текстом дипломной работы, постоянно возвращается к тексту введения и совершенствует его.
Стиль изложения введения - тезисный, форма изложения постановочная
По объему введение должно составлять в среднем 3-4 страницы.
Следует помнить, что по содержательности и качеству написания введения можно судить о степени компетентности автора, его знании освещаемой проблемы, а также составить мнение о характере работы в целом.
Основная часть
Раздел I. Теоретическая часть. Теоретические и методические основы разработки дипломного проекта
В этом разделе проекта:
• раскрывается сущность и дается характеристика объекта и предмета исследования, содержание процесса их развития и современное состояние;
• проводится уточнение категориально-понятийного аппарата исследования;
• описывается (уточняется) система факторов, оказывающих влияние на изучаемый предмет, процесс или явление;
• формируются общие требования к исходной информации (состав показателей, источники и способы их получения, объемы), которые в дальнейшем концентрируются в аналитической и проектной частях дипломного проекта;
• оценивается степень изученности исследуемой проблемы, описываются теоретически и практически нерешенные и дискуссионные проблемы, по-разному освещаемые в научной литературе с указанием личного мнения автора;
• уточняются существующие классификации, типологии процессов, явлений, влияющих факторов;
• обосновывается выбор конкретных методов и методик решения поставленных в проекте задач.
В ходе изложения материалов обязательно должна высказываться личная точка зрения дипломанта. При этом могут быть использованы следующие выражения: «по нашему мнению...», «на наш взгляд...», «представляется целесообразным» и др.
Объем этого раздела должен составлять 10-12 страниц.
Раздел II. Аналитическая часть. Характеристика и анализ состояния объекта исследования
В этом разделе, основываясь на положениях, сформулированных в теоретической части, проводится аналитическая разработка задач дипломного проекта. Последняя должна включать характеристику и анализ состояния объекта исследования в общих и аспектных вопросах темы дипломного проекта.
Характеристика объекта дипломного исследования должна содержать: перечень целей, реализация которых обусловила создание и функционирование исследуемого объекта; описание его структуры с выделением основных составляющих и их роли в достижении поставленных целей; определение места анализируемого объекта в иерархической системе более крупного масштаба.
Анализ состояния объекта исследования должен быть направлен:
• на оценку достигнутого уровня и тенденций развития объекта исследования;
• на сравнение фактических показателей развития объекта исследования с нормативными, опытными, расчетными показателями;
• на выявление положительных и отрицательных сторон в развитии объекта исследования;
• на установление причин недостатков, их проявлений и негативных последствий.
Выбор показателей, по которым проводится анализ, осуществляется в зависимости от объекта исследования. По той же причине они будут отличаться как по объёму, так и по форме представления и изложения материала.
Если объектом исследования являются социально-экономические процессы функционирования государства, регионов, муниципальных образований, то вначале проводят укрупнённый анализ их социально-экономического развития. Если же объектом являются политические или административные процессы, то в начале должна быть описана политическая или административная ситуация в изучаемой социальной области.
Так, анализ социально-экономического, политического или административного развития муниципального образования должен содержать:
- четкое определение места объекта исследования в иерархической системе более крупного масштаба;
- описание территории муниципального образования;
- анализ количественного и качественного состава населения (за 2-3 года), проживающего на данной территории;
- анализ динамики развития отраслей экономики, политической, административной сферы (за 2-3 года).
Если объектом исследования является муниципальное предприятие, то его характеристика должна включать:
- перечень задач, для решения которых создано и функционирует данное предприятие;
- определение роли и места данного предприятия в системе муниципального хозяйства и муниципального образования;
- описание структуры производства с выделением основных, вспомогательных и обслуживающих подразделений и их роли в достижении поставленных целей;
- анализ динамики основных показателей деятельности за ряд предыдущих лет (за 2-3 года).
Степень детализации показателей, используемых для анализа объекта исследования, осуществляется в соответствии с тем, какой аспект дипломного исследования выделяется как основной.
Далее проводится диагностический анализ управления объектом исследования на основе построения схемы организационной структуры управления, описания функциональной деятельности подразделений и отдельных должностных лиц и исполнителей, расчета общих и частных коэффициентов управляемости и уровня организации управления.
В процессе обследования и анализа управляющей части системы целесообразно установить, какие задачи поставлены перед управляющей системой и соответствует ли она целям и особенностям управляемого объекта. Основными источниками получения таких сведений и информации служат документационный метод, специальное обследование и опросы.
Диагностический анализ организации управления нацелен на выявление ее недостатков, их причин и последствий. Он включает:
• оценку достигнутого уровня организации управления;
• оценку иерархичности системы управления;
• анализ функциональной структуры аппарата управления;
• сравнение фактических значений показателей с нормативными, опытными, расчетными;
• выявление положительных и отрицательных сторон (недостатков) в организации управления;
• установление потерь, вызванных имеющимися недостатками в организации управления, и неиспользованных резервов.
По результатам аналитического изучения объекта исследования в контексте аспектных вопросов исследования в сжатой форме формулируются выводы и обосновывается необходимость разработки конкретных проектных мероприятий.
Объем этого раздела должен составлять 15-20 страниц.
Раздел III. Проектная часть. Разработка проектных мероприятий
Данный раздел посвящается разработке проектных мероприятий по совершенствованию функционирования объекта исследования. Он основывается:
• на исходных принципах, положениях и методике, изложенных в теоретической части проекта;
• на выводах, изложенных в аналитической части проекта;
• на перспективах развития объекта исследования.
В процессе определения проектных мероприятий, обоснования их предпочтительности и преимуществ перед фактическим положением дел могут быть использованы различные подходы:
• нормативный - предлагаемые мероприятия основываются на конкретных нормативных материалах, как общего значения, так и ведомственных (межведомственных). В этом случае используются так называемые типовые решения;
• научно-методический - разрабатываемые мероприятия основываются на прямом или косвенном использовании требований методик и рекомендаций научных исследований, разработок НИИ;
• использование передового опыта - при разработке мероприятий, используется новаторский опыт аналогичных отечественных и зарубежных структур. Здесь важен сравнительный анализ условий функционирования исследуемых объектов;
• экспериментальный - разрабатываемые мероприятия основываются на результатах экспериментов, проведённых студентом в период прохождения преддипломной практики непосредственно на объекте исследования.
Количественно в дипломном проекте должно быть представлено 4-5 проектных мероприятий.
Качественно мероприятия могут быть представлены следующим образом:
1.Четыре или пять мероприятий, логически и структурно связанных между собой, объединяются под общим названием, отражающим в целом основные направления совершенствования функционирования объекта исследования.
2.Четыре или пять мероприятий разбиваются на отдельные группы. Каждая группа получает своё название, которое комплексно характеризует определённые направления совершенствования функционирования объекта исследования.
3.Допускается разработка четырех или пяти мероприятий, отражающих совершенствование отдельных направлений функционирования объекта исследования.
Проектный раздел начинается с составления сводной таблицы предлагаемых в проекте мероприятий. Эта таблица выполняется по следующей форме:
Сводная таблица проектируемых мероприятий
Наименование мероприятия | Краткое содержание мероприятия |
1. | |
2. |
Затем проводится разработка проектных мероприятий по совершенствованию функционирования объекта исследования. Каждое проектное мероприятие должно иметь следующую структуру:
1. Точное и чёткое название, из которого было бы понятно содержание предлагаемого мероприятия.
2. Изложение содержания предлагаемого мероприятия.
3. Подтверждение содержания мероприятия практическим материалом (графики, диаграммы, таблицы, сравнительные характеристики, положения, штатные расписания, уставы и т.д.).
Экономическая (социальная) оценка разработанных в проекте мероприятий
Экономическая (административная, политическая, социальная) оценка разработанных в проекте мероприятий проводится по трём направлениям:
• расчёт затрат на проведение мероприятий и их эффективности;
• расчёт основных проектных показателей и сравнение их с фактическими показателями деятельности объекта исследования;
• общие выводы об экономической (административной, политической, социальной) эффективности предлагаемых мероприятий.
По каждому мероприятию рассчитываются текущие и капитальные затраты, необходимые для его реализации (в том случае, если имеют место и те и другие). При этом надо помнить, что понятие «затраты» имеет не только экономическое содержание. Традиционные экономические категории, такие как «капитал», «затраты», «издержки» и др. в теории государственного и муниципального управления должны трактоваться шире и включать такое содержание, которое дает основание оценивать социальный, интеллектуальный, культурный капитал. Соответственно также должны «работать» и другие вышеназванные категории.
В проекте могут быть предложены мероприятия, которые требуют для их проведения как текущих затрат, так и капитальных затрат. В этом случае в проекте рассчитываются и те, и другие.
Затем рассчитывается изменение основных показателей, характеризующих объект исследования, с учётом предлагаемых в проекте мероприятий. Результаты этих расчётов представляются в сводной таблице основных показателей объекта исследования. Эта таблица выполняется по следующей форме:
Фактические и проектируемые показатели объекта исследования
Показатели | Единица измерения | Факт | Проект | Проект в % к факту |
1. | ||||
2. |
В заключении этого расчета, который может быть оформлен параграфом данного раздела, приводятся общие выводы об экономической (социальной) эффективности предлагаемых в проекте мероприятий на основе данных таблицы фактических и проектируемых показателей объекта исследования.
Правовое обеспечение разработанных в проекте мероприятий
Данный аспект раздела, который может быть оформлен как параграф, предусматривает:
• краткую характеристику основных законов и нормативно-правовых документов, используемых в процессе проведения исследования применительно к теме дипломного проекта;
• правовое обеспечение разработанных в проекте мероприятий, т.е. их соответствие действующим в настоящее время законам и нормативно-правовым документам;
• разработку соответствующей правовой документации или внесение изменений в действующую документацию в том случае, если предлагаемые в проекте мероприятия требуют изменения законодательной или нормативно-правовой базы.
При разработке данного расчета рекомендуется использовать справочные правовые системы Консультант Плюс или Гарант.
Общий объем третьего раздела проекта должен составлять 20-30 страниц.
Заключение должно представлять собой краткие выводы, характеризующие итоги проведенного исследования и быть предельно конкретным.
В нём обязательно следует отразить оценку общего состояния объекта исследования, основные выводы по теоретическим аспектам проекта, итоги проведённого анализа, перечень и краткую характеристику предлагаемых мероприятий, их административную, экономическую и социальную эффективность.
Объем этого раздела должен составлять примерно 2-4 страницы.
Порядок представления использованных источников приведен в подразделе 4.5. Количество задействованных работ должно быть не менее 30 и не более 100 наименований.
Дипломный проект может иметь приложения, оформляемые при необходимости использования в основной (текстовой) части значительного объёма фактических данных вспомогательного характера, имеющих целью наглядно продемонстрировать или подтвердить теоретические, аналитические или проектные разработки.
В приложения могут включаться таблицы показателей, различные положения, должностные инструкции, формы служебной документации, вспомогательные графические иллюстрации, вспомогательные математические выкладки, а также программы ЭВМ и распечатки их результатов и т.д.
Стандартные бланки титульного листа и задания на дипломное проектирование выдаются на выпускающей кафедре каждому дипломнику. Они брошюруются в папке текстовых документов и не нумеруются. Титульный лист включается в количество листов дипломного проекта, задание на дипломное проектирование – не включается.
Аннотация должна кратко отражать основное содержание дипломного проекта, а также содержать такие сведения, как тема дипломного проекта, год защиты, фамилия, имя, отчество студента и научного руководителя и др. Объём аннотации должен составлять не более одной страницы, она располагается после задания и не нумеруется.
Оглавление (содержание) дипломного проекта выполняется по установленному образцу. В нем последовательно перечисляются заголовки разделов, подразделов, параграфов и приложений, указываются номера страниц, на которых они помещены. Оглавление должно включать все заголовки, имеющиеся в дипломном проекте. Сокращать заголовки в содержании, давать их в иной редакции по сравнению с заголовками в тексте не допускается. Все разделы в тексте, кроме «Содержание», «Введение», «Заключение», «Библиография» должны быть пронумерованы арабскими цифрами. Оглавление необходимо располагать на отдельной странице.
Окончательный вариант дипломного проекта должен содержать:
• титульный лист (Приложение И);
• задание на дипломное проектирование (Приложение Е);
• аннотацию (Приложение К);
• отзыв научного руководителя (Приложение Д);
• рецензия
• оглавление (содержание);
• текстовое содержание дипломного проекта;
• последний лист дипломного проекта (Приложение П).
Задание на дипломный проект
Задание на дипломный проект составляется через 2-3 недели после начала преддипломной практики, когда выяснены реальные возможности разработки определённых вопросов по теме дипломного проекта (Приложение Е). Оно предусматривает:
• название темы дипломного проекта (в строгом соответствии с приказом);
• срок представления проекта к защите;
• исходные данные к проекту;
• содержание проекта (перечень подлежащих разработке вопросов);
• перечень графического материала (по необходимости);
• консультанты по проекту с указанием относящихся к ним разделов;
• сроки выполнения основных частей дипломного проекта;
• рекомендуемая специальная литература;
• дата выдачи задания.
Задание готовится руководителем проекта, оформляется дипломником в двух экземплярах и утверждается заведующим выпускающей кафедрой. Один экземпляр выдаётся студенту и является в дальнейшем неотъемлемой частью представляемого к защите дипломного проекта, второй - хранится на кафедре.
Все замечания заведующего выпускающей кафедрой по заданию являются для научного руководителя и студента обязательными. После утверждения задания заведующим выпускающей кафедрой оно может быть изменено только в исключительных случаях.
ОФОРМЛЕНИЕ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА
Общие положения
Правильное оформление дипломного проекта необходимо не только само по себе, но и дает определенное представление о дипломнике. Дипломник должен продемонстрировать тщательность оформления дипломного проекта. Дипломный проект с большим количеством грамматических ошибок и стилистических погрешностей может быть не допущен к защите.
Текст дипломного проекта следует оформлять на одной стороне листа белой бумаги формата A4 по ГОСТ 9327 (210 х 297 мм).
Текст дипломного проекта выполняется путём компьютерной верстки – через полтора межстрочных интервала с применением шрифта Times New Romаn размером 14 pt.
Текст дипломного проекта следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: поле для брошюровки (левое) — 30 мм, верхнее и нижнее - 20 мм, правое — 10 мм.
Абзацы в тексте начинаются отступом, равным 12,5 мм (установка по умолчанию в Microsoft Word).
Опечатки, описки, графические неточности, обнаруженные в процессе оформления дипломного проекта допускается исправлять аккуратным наклеиванием, подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на то же место исправленного текста (допускается аккуратно зачеркивать и подписывать сверху правильный текст при количестве исправлений на одном листе не более двух).
В соответствии с ГОСТ 7.32-2001 текст дипломного проекта делят на разделы, подразделы, пункты. Заголовки разделов следует писать симметрично тексту прописными буквами (полужирное начертание размером 14 pt шрифта Times New Roman). Заголовки подразделов – с абзаца строчными буквами (полужирное начертание размером 14 pt шрифта Times New Roman).
Подчеркивать и переносить слова в заголовках не допускается. Точку в конце заголовков не ставят. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Заголовки разделов, подразделов отделяют от предыдущего и последующего текста просветом, равным двум межстрочным интервалам.
Слова, служащие заголовками соответствующих разделов дипломного проекта: «Содержание», «Аннотация», «Введение», «Заключение», «Список использованных источников», «Приложения» - пишут так же, как и заголовки разделов, т.е. без кавычек полужирным шрифтом.
Подчеркивать заголовки не допускается. Каждый раздел следует начинать с нового листа (страницы).
В тексте проекта можно использовать сокращение русских слов и словосочетаний только по ГОСТ 7.12-77.
Текст дипломного проекта должен быть кратким, четким и не допускать различных толкований.
Полное наименование темы дипломного проекта на титульном листе и при первом упоминании в тексте должно быть одинаковым с ее наименованием в задании на выполнение работы.
В тексте дипломного проекта не допускается:
- использовать математический знак «минус» (-) перед отрицательными значениями величин. Вместо математического знака (-) следует писать слово «минус»;
- употреблять математические операторы ( =), а также знаки №, %, без цифр;
- применять индексы нормативных документов без регистрационного номера.
Рекомендуется избегать включения в текст примечаний. В примечаниях к отдельным пунктам и таблицам допускается помещать только справочные или поясняющие данные.
Примечания к таблицам должны помещаться под таблицами.
Если имеется одно примечание, то его не нумеруют и после слова «Примечание» ставят точку. Примечания нумеруют арабскими цифрами. Если примечаний несколько, то после слова «Примечания» ставят двоеточие.
Перечисления рекомендуется нумеровать порядковой нумерацией арабскими цифрами со скобкой, например: 1), 2), 3) и т.д., и писать строчными буквами с абзацного отступа. В пределах одного пункта не допускается более одной группы