Тема 6: Общественное движение в России 30-50 годы XIX века

I Классовая борьба крестьянства
II «Теория официальной народности» С. Уварова
III Чаадаев и его роль в общественном движении
IV Дискуссии западников и славянофилов
V Появление теория общинного социализма (Герцен, петрашевцы).

I. 1825 г. – начало общественных движений.
Характерно:
- интеллигенция разгромлена, героев Отечественной войны 1812 г. их сослали в Сибирь, вышвырнули портреты из Эрмитажа.
- жестокая цензура, следовательно, спад общественного движения.
Братья Критские пытались создать кружок, правительство не позволяет развиться этим кружкам.
В 30-е годы наступил кризис феодализма.
Развивается крестьянское движение: - крестьянская борьба против помещиков
- борьба рабочих с владельцами фабрик
- борьба крестьян против государства
Положение крестьянства ухудшилось:
1) увеличилась барщина, оброк, появилась месячина, следовательно, массовое обезземеливание крестьян, перевод в дворовые.
2) падение урожайности за 50 лет 39 неурожайные.
3) усиливается издевательство помещика, опека над ним..
Формы классовой борьбы:
1) Пассивные формы – это преступления, побеги, жалобы были запрещены долгое время, но разрешили 300-400 в год, правительство вмешивается в дела помещиков.
1840 г. - 159 имений под опекой, в 1853 г. – 193 – имения.
Побег – в 30-50-е годы на Кавказ, Заволжье, Сибирь, т. к. правительству было все равно, им выгодно освоение Кавказа, Заволжья, Сибири, смотрели на это сквозь пальцы.
2) активные формы – это телесные наказания помещиков, гаудчество, крестьянское волнение, убийство помещика не отдельными крестьянами, а целыми сходами. В 1835-1844 г. убито 144 помещика, 418 человек сослано за это в Сибирь.
Гайдучество (летучие отряды) на Украине, Смоленске.
Крестьянское волнение - нарастание волнений с развитием событий:
1826-1829 гг. – 41 волнение
1830-1834 гг.- 46 волнений
1835-1839 гг. - 59 волнений
1840-1844 гг. – 101волнений
1845-1849 гг. – 172 волнений.
Основное требование земли и воли! Волнения носили антифеодальный и антикрепостнический характер. Особенности крестьянских выступлений: - больше всего барщинные крестьяне выступали;
1830-1831 гг. холерные бунты. Начало 1840 г. – картофельные бунты.
Проведены карантинные мероприятия, крестьяне отнеслись к этому как стеснению своих прав. Выступления в Севастополе, вспышка против чиновников в Новгородских поселениях, Тамбовской, Смоленской губерниях, против запрета торговли. В Сибири больше картофельных бунтов. Киселев – 2-3 грядки картофеля в огороде, таким образом, посягательство на свободу личности крестьян, сковывают собственную инициативу. Крестьяне требовали к себе почтения.
Рабочего движения было мало, но масштабно, по формам не отличается от крестьянского. Социальное движение было базой для общественного движения.

II. Возникла идеология «Теория официальной народности» С. Уварова на базе записки Карамзина о древней и новой России. Выражалась в трех принципах:
1. Самодержавие. Русь особенная, мы призвали монарха, Русь сильна, пока есть самодержавие. Сохранилось патриархальные отношения с царем, единение с царем.
2. Православие.
3. Народность. Отсутствие классов и классовой борьбы. Россия на опасной дороге запада. Господствовала идеология, которую насаждали в школах, церквях.

III. По мнению Чаадаева – выход из сложившейся ситуации, если мы хотим встать в ряд Заданных стран, то должны пройти весь путь воспитания человеческого рода. Все лучшее создано на Западе – христианством, мы должны оживить религию и перейти к католичеству. «Россия – чистый лист». Позади истории ничего нет. Дал толчок к общественному движению. Литература становится господствующим элементом культуры. В XIX в. она отражает политические процессы, идет борьба, модны литературные салоны. Москва стала центром общественной мысли, МГУ. В Петербурге – борьба, слетка.

IV. Славянофилы столкнулись с народностью Николая I. Социальный состав не только движение интеллигенции, но и разночинцы. Либерал Белинский, кружок Станкевича. Письмо Аксакова к Александру II 1855 г.
Славянофилы - Хомяков, братья Кириевские, братья Аксаковы. Имели свои периодические издания и внешний вид. За социальную революцию.
На первое место ставили православие – во время феодальной раздробленности и ига православие спасло нацию, не было инквизиции. Церковь не запятнана кровью, сохранило единство нашего народа. Народность - не понимали, русский народ – нравственно чист, не политизирован. Первая миссия призвали Рюрика, вторая: Минин и Пожарский изгнав поляков, избрали Романовых. «Власть это всегда кровь». Монархия – государство создано по добровольному согласию. На Западе рабы, а в России люди свободны. Из рабов в бунтовщики.
«Мы свободны – народ требует созвать Земский собор, чтобы высказать общественное мнение. Язвы: раскол, крепостное право и взяточничество. Сила мнения народу, сила власти – царю».
Западники. Белинский «В письме к Гоголю» высказал программу русского просветительства, у нас нет никаких гарантий, личности и собственности. За отмену телесных наказаний, крепостного права, свободы собственности
Почему западные авторы считают, что в России либерализма не было? Нет главного требования либерализма, не выступали за правовое государство, все они были монархисты, нет права собственности нет политических организаций.
1855-1876 гг. программа русского либерализма представлена Чичериным:
- свобода личности,
- отмена крепостного права,
- свобода мнений,
- свобода книгопечатания,
- свобода преподавания,
- публичность и гласность судопроизводства,
- публичность всех правительственных действий.

Особенности русского либерализма:
1. дворянский характер участников, который не мог выразить интересы буржуазии.
2. после Белинского до партии октябристов (1905 г.) не было требования свободы частной собственности.
3. монархистский характер требований (не было требования конституционной монархии).
4. не было политических партий. В период 30-50-х годов не было никаких организаций.

IV. Герцен в 1847 г. попал в Европу, в 1848 г. в Париже был свидетелем Французской революции. «Наша цивилизация – это цивилизация меньшинства». Потом будет капиталистический строй. «Грядущая» революция – будет коммунистической, исповедовал взгляды декабристов, выдвигал идею народной революции. Европа стала толчком в изменении взглядов, буржуазное общество – это цивилизация меньшинства. Либерализм –это буржуазия, он ничего не дал народу, который все для тебя завоевал, свободу, собственность. Поэтому грядущая революция будет коммунистической. Герцен – западник, но социалист. Россия для него феодальная страна. Россия дожила до социализма на Западе. Вопрос? Должна ли Россия пройти все этапы, что и Западная Европа. Она должна пройти очень быстро всю эволюцию Запада. Мы должны догонять Запад (400-500 отставания).
Что мы можем предложить миру:
1. уравнительный крестьянский надел,
2. общинный крестьянский надел,
3. крестьянское самоуправление.
Благодаря общине существует монархия, поэтому крестьянин монархист. Перед молодежью задана задача, соединить уравнительный крестьянский надел со свободой личности. Как сделать это он не знал. Молодежь вправе решать, как это сделать.
Петрашевцы.

Наши рекомендации