Внешние функции Российского государства
Основой внешнеполитического курса реформируемой России являются общепризнанные принципы и нормы международного права. В рамках этих принципов Российское государство должно твердо и последовательно защищать свои интересы.
Одной из актуальных внешнеполитических задач государства является интеграция в мировую экономику. Это выдвигает в число важнейшихфункцию развития торгово-экономических связей на равноправной основе с мировым сообществом. Речь идёт в первую очередь о недопущении новой глобальной войны, о сокращении оружия массового поражения и новейших военных технологий. Кроме того, Российское государство активно участвует в различных международных миротворческих акциях по разрешению международных и межнациональных конфликтов.
Продолжает оставаться актуальной ифункция обороны страны. России необходимо завершить начатое реформирование вооруженных сил и обеспечить надёжную защиту своего суверенитета и территориальной целостности, пресечение угрожающих её интересам вооруженных конфликтов.
Усиливающаяся взаимосвязь всех стран мира обуславливает необходимость такой функции, какучастие России в решении глобальных проблем - предотвращению экологических катастроф, всеобщей охраны природы и сохранения благоприятного климата, борьбы с международной преступностью и др.
Механизм Российского государства - это система взаимосвязанных, объединенных общими признаками государственных органов (институтов), осуществляющих государственную власть и функции государства, решающих его задачи.
Все органы государства должны находиться в тесном единстве и деловом взаимодействии, поскольку они осуществляют единую власть народа и опираются на одни и те же принципы образования и деятельности - демократизма, субординации и координации, федерализма и профессионализма.
Создаваемый механизм (аппарат) Российского государства успел "приобрести" тяжелые и разрушительные болезни: неоправданный расточительности бюрократического аппарата, дилетантизм чиновников, их коррумпированность и т.п.
С целью совершенствования механизма Российского государства 5 июля 1995 года бал принят Федеральный закон об основах государственной службы Российской Федерации. Он установил правовую основу государственной службы в Российской Федерации, права, обязанности и ответственность государственных служащих.
Согласно Конституции, государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент, Федеральное собрание (парламент), Правительство, суды. Государственная власть реализуется на основе принципа разделения властей - органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Институт президентства возник в СССР в 1990 году. В России пост Президента был введён на основании референдума 17 марта 1991 года. Первый Президент РФ был избран 12 июня 1991 года.
Президентом может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет; постоянно проживающий в России не менее 10 лет. Избирается Президент на четыре года на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
По Конституции РФ Президент является главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод граждан. В соответствии с Конституцией и федеральными законами он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.
Для выполнения полномочий Президента создан аппарат президента, насчитывающий около 2 тыс. сотрудников. По сути дела это означает, что в России действует два аппарата исполнительной власти - президентский и правительственный.
Федеральное собрание - парламент Российской Федерации -представительный и законодательный орган. Он состоит из двух палат: - Совета Федерации и Государственной Думы. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Федерации; по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе.
Палаты парламента заседают раздельно. Они образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания, принимают постановления.
Государственная Дума принимает Федеральные законы, Совет Федерации лишь одобряет или отклоняет их. Но если закон отклонен, Дума может принять его в результате повторного голосования.
Значительное место в компетенции Парламента занимают полномочия, связанные с формированием высших органов государства. По представлению Президента Совет Федерации назначает на должность судей Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного судов, назначает на должность и освобождает от должности Генерального прокурора России. Государственная Дума дает согласие Президенту на назначение Председателя правительства и др.
Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть. По Конституции оно является самостоятельным органом, обладает законодательной инициативой, формирует и наполняет федеральный бюджет, проводит единую финансовую кредитную и денежную политику, осуществляет управление федеральной собственностью, единую государственную политику в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии, предпринимает меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики, по укреплению законности, охраны прав и свобод граждан и др.
Правительство РФ состоит из Председателя, его заместителей и министров. Председатель назначается Президентом с согласия Государственной Думы. Остальные члены Правительства назначаются Президентом по предложению Председателя. Правительство выполняет свои функции через министерства и центральные ведомства с их административным аппаратом. В пределах своей компетенции оно издаёт постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.
Третья ветвь власти-органы правосудия. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судьями могут быть граждане, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет. Судьи независимы и подчиняются только конституции и закону. Они несменяемы и неприкосновенны. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. В случаях, предусмотренных федеральным законом, оно ведется с участием присяжных заседателей.
В настоящее время в стране проводится судебная реформа, целью которой является формирование эффективной системы правосудия, которая будет действовать на правовых и демократических началах. Она должна обеспечить универсальность судебной защиты, доступность правосудия, оперативность судебной защиты и законных интересов, безусловность выполнения судебных решений.
Прокуратура Российской Федерации - единая централизованная система с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору. Генеральный прокурор назначается на должность и освобождается от нее Советом Федерации по представлению Президента. Генеральный прокурор назначает прокуроров субъектов Федерации по согласованию с последними и иных прокуроров.
Системы органов государственной власти субъектов Федерации создаются ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя России и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.
Органы местного самоуправления в механизм государства не входят, так как не являются государственными.